Автосервисы
Wilgood в Москве
Ваш регион: Москва и МО
Звоните c 09:00 до 21:00
+7 (800) 301-72-18
Только до
Дарим купон на бесплатную проверку автомобиля по 41 параметру
Забрать купон
Только до
Дарим купон на бесплатную проверку автомобиля по 41 параметру
Забрать купон

Что будет, если ехать на ручнике: последствия, возможные поломки

02.04.2024
5524
Время чтения: 15 минут
Обновлено: 28.10.2024
Сохранить статью:
Что будет, если ехать на ручнике: последствия, возможные поломки

Что будет, если ехать на ручнике? Движение с включенным стояночным тормозом неизбежно приведет к износу элементов системы и другим дорогостоящим поломкам. При этом неважно, какой коробкой передач оснащен автомобиль, езда на поднятом ручнике – это всегда плохо.

Как избежать подобных ошибок? Перед тем как включить передачу и нажать на педаль газа, убедитесь, что рычаг ручного тормоза опущен. Если дело происходит зимой, сначала слегка троньтесь с места, чтобы убедиться, что колодки не примерзли.

Можно ли ехать на ручнике

Некоторых начинающих водителей интересуют такие вопросы, как «Можно ли ехать на ручнике на автомате» и «Можно ли ехать на ручнике на механике». Сразу оговоримся, что, независимо от того, какая коробка переключения передач на вашем авто – автоматическая или механическая, этот вопрос является не очень корректным, ведь «ручник» – это стояночный ручной тормоз. Мы же не задаемся вопросом, можно ли двигаться с нажатой педалью тормоза, поскольку и так понятно, что мы либо едем, либо нет.

Что будет, если ехать на ручнике

При этом многие автомобилисты, в особенности новички, часто забывают, что поставили машину на ручник. Скорее всего из-за нехватки опыта молодые шофёры, пытаясь продолжить движение, не обращают внимание, что на панели приборов сигнализирует индикатор поднятого тормоза. Постепенно автовладелец приобретает опыт, у него вырабатывается привычка проверять, не горит ли индикатор и опущен ли ручник. Он вырабатывает навык «заменять» на парковке этот тормоз на включенную скорость, о чем он вряд ли забудет.

Что же будет, если долго ехать на ручнике? При движении с включенными задними тормозами наносится вред самой машине, происходит нарушение баланса распределения тормозного усилия. В данной ситуации при резкой смене коэффициента сцепления с дорожным полотном автомобиль может спровоцировать дорожно-транспортное происшествие. Таким образом, если ручной тормоз заклинил или колодки примёрзли, но необходимо ехать, нужно придерживаться мер предосторожности.

Ниже мы рассмотрим, что будет с поднятым ручником, и как это скажется на ресурсе транспортного средства (ТС).

Последствия езды на ручнике

Если машина ехала в этом состоянии, происходит сильное нагревание накладок тормозных колодок, из-за чего они быстрее изнашиваются, уменьшается их срок службы. Так как в большинстве автомобилей ручник взаимодействует с рабочими тормозами заднего контура (чаще с барабанными), износ колодок повышает свободный ход ручного рычага, что приводит к неполному срабатыванию или к тому, что он выйдет из строя. Более того, произойдет снижение эффективности всей системы, что влечёт за собой ухудшение безопасности при поездке.

Последствия езды на ручнике

Дело в том что если тормозная структура работает корректно, а колодки не «съедены», зазор между накладкой и барабаном очень маленький, и ручному тормозу хватает трех–четырех щелчков, чтобы полностью затормозить машину. Усиленный износ колодок приводит к увеличению зазора и, следовательно, хода рычага. Несмотря на то, что многие современные модели оснащены самоприводом колодок на случай их истирания, всё равно потребуется перерегулировка ручника.

Почему еще нельзя ехать на ручнике? Поднятый, он очень часто провоцирует существенный перегрев тормозных колодок и отслойку их накладки. В результате возникает свободный ход накладки (по направлению движения), она попадает в зазор между барабаном и второй колодкой. Итог – заклинивает колеса. Иногда еще соскакивают или ломаются стяжные пружины.

Что будет, если ехать на ручнике в такой ситуации? Во-первых, это не всегда возможно, а во-вторых, при продолжении движения тормозящее колесо начинает идти юзом, из-за чего резина сильно стирается, и вам очень скоро придется её менять.

Был один случай, когда две автомобилистки купили машину в Германии и доехали на заклинившем колесе до Украины, и это при том, что перегретые колодки источают довольно сильный характерный запах, который сложно не почувствовать. Колесо, конечно же, вышло из строя, но хорошо, что девушкам попался добрый человек, который поставил докатку.

Вот что происходит, если ехать на ручнике. Такое движение приводит к тому, что барабан внутри выглядит, как после мощного действия ацетиленовой горелки – детали окрашиваются в синий цвет. Причём это только наружные, видимые проблемы. Такой мощный нагрев провоцирует выкипание смазки из подшипника ступицы, что приводит к поломке, необходимости преждевременной её замены и незапланированным расходам по вине автовладельца.

Последствие езды на ручнике с разными типами коробки передач

  • Что будет, если двигаться на ручнике на механике.

В данном случае неизбежен перегрев тормозных цилиндров и колодок, также может пострадать и диск сцепления. Выход из строя перечисленных элементов повлечет за собой сложный дорогостоящий ремонт.

  • Последствия, если ехать на ручнике на автомате.

Движение на автомобиле с АКПП с поднятым ручником может провоцировать похожие проблемы, только уже с ходовой. Более того, пострадают тормоза и резина колес. Главная неприятность кроется в том, что происходит перегрев трансмиссии, влекущий за собой износ фрикционов включения передач в коробке.

Последствие езды на ручнике

Каждый автомобилист должен осознавать, что на ремонт потребуются не только немалые деньги, но и время, поэтому для тех, кому машина нужна каждый день, это станет дополнительной проблемой.

  • Последствия езды на ручнике на автомобиле с вариатором.

ТС с вариатором отличаются тем, что не и имеют тесной связи между первичным и вторичным валом – работа основана на проскальзывании ремня на конусах. Автомобилисты, управляющие такими машинами, должны придерживаться правил безопасности и никогда не забывать о ручнике. Восстановление машины после эксплуатации на стояночном тормозе повлечет за собой ещё большие финансовые потери. За ремонт придется отдать примерно 100 000 рублей.

Детали, которые изнашиваются при езде на ручнике

Есть несколько деталей, которые приходят в негодность в первую очередь:

Тормозные колодки

Толщина фиксационного слоя на машинах с отдельными колодками стояночного тормоза небольшая. По этой причине они могут полностью стереться за одно такое «путешествие» на дистанцию 50–100 километров. Расчет толщины колодок ручника, в отличие от основных тормозов, производится с учётом назначения, а именно удержания машины на уклонах, не более.

Скачай приложение бесплатно и получи 300₽ в подарок

Мы разработали мобильное приложение!
После регистрации в приложении мы дарим Вам подарок - 300 БОНУСОВ, которыми вы можете оплатить часть работ

  • Кэшбек 5% от каждого заказ-наряда
  • Удобное оформление онлайн-заявки на запись с выбором удобного автотехцентра
  • Актуальные анонсы о проводимых акциях и персональных предложениях

Установите приложение за 2 простых действия:

Тормозные диски

Наряду с тем, что снижается толщина дисков, еще более опасным является их перегрев. При нем металл размягчается, а попадая, например, в лужу, резко охлаждается, из-за чего происходит деформация геометрии диска. Нажимая на тормоз, водитель ощущает вибрацию на педали, руле и даже на кузове.

Автомобилисты с опытом в данной ситуации говорят – «бьют тормозные диски». Поэтому если машина едет на ручнике хоть на автомате, хоть на механике, очень сильно страдают тормозные диски. Прежде всего это касается автомобилей, где стояночный и основной тормоз реализованы в виде единого механизма.

Резинотехнические изделия

По причине высоких температурных нагрузок пыльники тормозных направляющих и цилиндров утрачивают некоторый процент эластичности. В итоге их придется заменить или очень тщательно следить за их состоянием. Если пыльник тормозного цилиндра лопнет, внутрь него попадёт влага, что приведет к образованию задиров и коррозии на поршне и стенках. А когда сильно повредится цилиндр суппорта, то просто поменять поршень не выйдет – придётся купить новый суппорт, цена которого немаленькая.

Примерно то же касается и пыльников направляющих суппортов. Из-за влаги суппорты может заклинить, что приведет к постоянному подтормаживанию колеса и нарушению равномерности износа дисков и колодок.

Резинотехнические изделия

Негативные проявления езды с поднятым ручником на этом не заканчиваются. При каждом движении с места очень сильную нагрузку испытывают элементы трансмиссии. На машинах с механической коробкой передач первыми страдают маховое колесо и сцепление. Если долгое время совершать движение в пробке на ручнике, то реально хорошо подпалить маховик. Так же, как и с тормозными дисками, деталь может деформироваться. Кроме того, высокие нагрузки в момент старта с места понижают ресурс фрикционной накладки диска сцепления.

Стоит также сказать и о повышенной нагрузке на автоматическую коробку передач и двигатель. В жару движение с поднятым стояночным тормозом часто оборачивается перегревом, поэтому необходимо тщательно следить за температурой мотора. Кроме того, существенно увеличивается вероятность перекала масла в АКПП, а также можно подпалить фрикционную пару.

Часто задаваемые вопросы о езде на ручнике

Как долго можно ехать на ручном тормозе без вреда для машины?

Уровень урона для ТС зависит от усилия на колодках. При поднятом на один-два щелчка стояночном тормозе можно проехать и 100 километров. Однозначно, это приведет к стиранию колодок и нагреву системы. Следовательно, чем быстрее машина едет, тем чаще нужно делать остановки, чтобы остыли тормоза.

Никогда нельзя тактильно проверять нагрев диска – можно сильно обжечь руку. Не стоит лить воду на горячий тормозной диск, чтобы уменьшить время остановки: из-за скачка температуры он может деформироваться и начать стучать при нажатии на педаль.

Если поднятый ручник оказывает существенное тормозное усилие, а ТС продолжает движение, останавливаться необходимо через каждые 10 километров. При этом ехать можно со скоростью не выше 40 километров в час. Зимой при заблокированных колесах – максимум на 25 километрах. Такое движение не влияет на ресурс транспортного средства, но существенно для его поведения на дороге – на поворотах и скользких покрытия машину может запросто занести.

Можно ли ехать на замерзшем ручнике?

Если это придется делать из-за того, что колодки примерзли к барабанам, лучше постарайтесь устранить проблему. Можно полить тёплой водой на барабаны. В данном случае рекомендуется не развивать большую скорость; если вы резко выедете на участок, отличающийся высоким коэффициентом сцепления, можете повредить задние тормоза.

Прикипели тормозные колодки, что делать?

Если машина стояла на ручном тормозе очень долго (более нескольких недель), есть риск того, что тормозные колодки прикипели к барабанам. Не нужно срывать колодки, стартуя с места – попробуйте слегка постучать по тормозам.

Что делать, если ручник заклинил при езде?

Постарайтесь доехать до ближайшей станции техобслуживания, придерживаясь указанных выше советов. Если же СТО очень далеко, а проблема настигла на шоссе, нужно сделать остановку, снять колесо и постучать по тормозному суппорту ручника. Если это не поможет, придётся перекусить трос стояночного тормоза.

Если проблема не сразу была замечена, то выполняйте любые действия только после того, как механизм остынет, чтобы не получить ожог от горячей ступицы, суппорта или диска.

Что делать, если заклинил электронный ручник?

Есть несколько рекомендаций:

  • Проверьте предохранитель сервопривода ручника.
  • Снимите колесо, отсоедините разъём сервопривода, подайте питание напрямую от аккумулятора на выводы электрического привода. Направление движения вала электродвигателя зависит от полярности на разъёме. Если проблема кроется в проводе, ведущем от блока к сервоприводу, или в кнопке, то этот метод поможет снять машину с ручного тормоза.

Если отклик моторчика на переплюсовку отсутствует, то он перегорел или его усилия недостаточно для размыкания заклинившего ручника. Чтобы исправный моторчик не сгорел, не стоит подавать напряжение на выводы дольше двух-трех секунд.

Иногда так бывает, что в моторчик проникает влага, это способствует окислению внутренних элементов детали и прикипанию их друг к другу. Заклинивание ручника из-за изношенных щёток – не частое явление, которое может настигнуть вас на больших пробегах. Если сервопривод стал гудеть, трещать, то не стоит ждать, когда его заклинит – выполните замену детали или хотя бы осуществите профилактику тормозных механизмов.

Заметив, что машина нехотя стартует, вяло разгоняется, утратила накат, проверьте, не едете ли вы на ручнике. Если окажется, что это так, сделайте остановку на пригорке, поднимите рычаг ручника и медленно отпустите педаль тормоза. Если машина покатится вниз, значит пришло время заехать на СТО и проверить систему и заодно отрегулировать ход ручника. И помните: движение с поднятым стояночным тормозом опасно само по себе, поскольку может привести к непредсказуемым негативным последствиям.

Вам также может понравиться
Gift icon
Забрать подарок
Открыть
прибыльный
автосервис
7 секретов от экспертов Wilgood: Как сэкономить 78 000 ₽ на обслуживании авто за год
Шабанов Олег Вячеславович
Эксперт в области обслуживания автомобилей

За годы работы в Wilgood я разработал систему ухода за автомобилем, которая экономит нашим клиентам в среднем 78 000 ₽ в год. Эти простые приемы подходят для любой марки авто и не требуют специальных навыков.

Наш опыт показывает, что 70% крупных ремонтов можно предотвратить, если вовремя обратить внимание на мелкие детали. Именно поэтому мы в Wilgood разработали уникальную методику диагностики, которая позволяет выявлять проблемы на ранней стадии.

Применяя наши советы, вы не только сэкономите деньги, но и продлите срок службы вашего автомобиля минимум на 50 000 км. Скачивайте бесплатно и используйте уже сегодня: