Автосервисы
Wilgood в Москве
Ваш регион: Москва и МО
Звоните c 09:00 до 21:00
+7 (800) 301-72-18
Только до
Бесплатная диагностика автомобиля по 41 параметру
Оставить заявку
Только до
Бесплатная диагностика автомобиля по 41 параметру
Оставить заявку

Свободный ход педали тормоза: значение, проверка, регулировка

28.03.2024
1256
Время чтения: 14 минут
Обновлено: 28.03.2024
Сохранить статью:
Свободный ход педали тормоза: значение, проверка, регулировка

О чем речь? Свободный ход педали тормоза устанавливается заводом-изготовителем. Как правило, составляет 3–8 мм. Это необходимо, чтобы машина не тормозила каждый раз, когда водитель кладет ногу на педаль. Если зазор больше или меньше, его нужно регулировать.

Как сделать? Способ регулирования зависит от причин уменьшения или увеличения зазора. Педаль может проваливаться из-за утечки тормозной жидкости, попадания в нее воздуха. Также на ее поведение влияет износ тормозных колодок и дисков.

Свободный ход педали тормоза: как проверить и отрегулировать

Свободный ход педали тормоза представляет собой ее способность перемещаться без препятствий до момента наступления сопротивления. При инициации движения нога обнаруживает минимальное сопротивление, которое впоследствии усиливается при активации педали. Этот интервал, лишенный сопротивления, определяет, какой свободный ход у педали тормоза, и является показателем, зависящим от технических характеристик каждого конкретного автомобиля.

Свободный ход педали тормоза

Если высота педали тормоза находится в норме, рекомендуется проводить проверку и при необходимости регулировку свободного хода педали тормоза по следующим параметрам:

  • Проверка расстояния между посадочной поверхностью усилителя и центром отверстия под штифт. При повторной установке вилки толкателя усилителя крайне важно выполнить регулировку данного параметра.
  • Проверка положения выключателя сигнала торможения и в случае отклонений от нормы проведение соответствующей настройки.
  • Оценка состояния педали на изгиб.
  • Проверка правильности установки усилителя тормозов.
  • Проверка длины толкателя усилителя тормозов.

Рекомендуемый диапазон допустимого свободного хода педали тормоза составляет от 1 до 8 мм. В случае, если обнаруживается отклонение от указанной нормы, следует проверить положение выключателя сигналов торможения и при необходимости внести соответствующие коррективы. Кроме того, стоит проверить зазор между болтом педали и штифтом усилителя тормозов, а также заменить дефектные детали, если таковые имеются.

Оптимальное расстояние между педалью тормоза и полом зависит от марки автомобиля. Последовательность регулировки свободного хода педали тормоза следующая:

  • Запустите двигатель.
  • Несколько раз нажмите на педаль тормоза.
  • При нажатии с усилием 300 Н измерьте расстояние от педали тормоза до пола. Если оно меньше нормы, возможно, причиной является износ задних тормозных колодок или наличие воздуха в гидросистеме. Если расстояние остается ниже нормы даже после замены тормозных колодок и удаления воздуха из системы, другой возможной причиной может быть неисправность регуляторов зазора в задних тормозных колодках или неправильная регулировка длины толкателя усилителя тормозов.
  • Избавьтесь от воздуха в тормозной системе.
  • Проверьте состояние регуляторов зазора, сняв тормозные барабаны. При необходимости произведите замену.
  • Убедитесь, что главный цилиндр и резервуар не имеют трещин, повреждений или утечек тормозной жидкости. При обнаружении неисправности устраните ее или замените дефектные детали.
  • Проверьте, что используется подходящая тормозная жидкость согласно указаниям на крышке резервуара автомобиля или рекомендациям по эксплуатации. Использование других жидкостей не допускается.
  • Уровень тормозной жидкости должен находиться между метками MIN и MAX на резервуаре. При необходимости долейте жидкость до метки MAX.
  • Если индикатор аварийной сигнализации тормозной системы иногда загорается во время движения автомобиля, долейте жидкость до метки MAX.
  • При быстром падении уровня жидкости проверьте систему на утечки. Исправьте неплотности и долейте жидкость до метки MAX.

Важно помнить, что недопустимо использование жидкости для амортизаторов или других узлов, содержащих минеральное масло. Также не следует использовать контейнеры, которые ранее содержали минеральное масло или воду, чтобы избежать деформации резиновых деталей и понижения точки кипения тормозной жидкости.

Нормальный зазор между педалью тормоза и выключателем сигналов торможения составляет 0,5–1,5 мм. Проведите регулировку следующим образом: поднимите педаль тормоза вверх и настройте положение выключателя так, чтобы зазор соответствовал норме. Затем зафиксируйте выключатель, повернув его по часовой стрелке.

Зазор между педалью тормоза и усилителем

Расстояние между педалью тормоза и усилителем оказывает влияние на эффективность торможения автомобиля. Если этот зазор слишком велик, то при нажатии на педаль вы не передаете достаточное усилие на главный цилиндр.

Обнаружить данную проблему гораздо проще, чем другие неисправности тормозной системы. Во-первых, это редко встречается без каких-либо предварительных манипуляций с тормозами. Во-вторых, вы замечаете, что педаль тормоза проваливается, но уровень тормозной жидкости не изменяется. В-третьих, из-за большого зазора тормоза начинают срабатывать с задержкой, что можно ощутить, имея опыт вождения.

Свободный ход педали тормоза

Решение проблемы зависит от конкретных характеристик автомобиля. Кроме того, помимо регулировки зазора, необходимо помнить о ситуациях, когда этот зазор отсутствует вовсе. Провал педали тормоза, вызванный износом механических деталей, может быть устранен путем их замены.

Причины провала педали тормоза

Провал педали тормоза — явление, которое встречается в процессе эксплуатации автомобиля. Изначально машина реагирует на легкое прикосновение к педали тормоза, но со временем появляется ее свободный ход. Кроме того, ручной тормоз может начать фиксировать автомобиль на более высоком уровне, требуя большего числа щелчков для активации.

Обычно водители и обслуживающие мастера рассматривают прокачку тормозной системы как первое средство решения данной проблемы. Попадание воздуха в систему тормозов — одна из возможных причин того, что увеличился свободный ход педали тормоза.

Однако этот вариант исключается, если уровень тормозной жидкости в бачке находится в норме, а суппорты остаются сухими. В случае проведения манипуляций по замене главного тормозного цилиндра, суппортов и тормозных магистралей попадание воздуха в систему тормозов становится неизбежным и требует последующей прокачки.

Однако возможно, что результатом будет блокировка колес, что усложнит восстановление нормального функционирования тормозной системы.

Так откуда же провал?

Источник причин провала педали тормоза может быть разнообразным и часто имеет множественную природу. В более чем 90 % случаев это связано с задними тормозами, особенно если они являются барабанными. Однако подобные проблемы также могут возникать и у дисковых тормозов.

Старение тормозной жидкости

Понятие «старение» может показаться неполным, поскольку процесс зависит не только от времени, но и от условий эксплуатации и качества самой жидкости.

Тормозная жидкость, являющаяся гигроскопичной и несжимаемой субстанцией, строго требует хранения в герметичных емкостях, так как она быстро набирает влагу из окружающей среды, становясь непригодной для использования.

Со временем, обычно через 3–5 лет, влага также накапливается в системе, делая жидкость более сжимаемой. В результате при нажатии на педаль сначала сжимается вода, а затем уже передается усилие на тормозные суппорты.

Свободный ход педали тормоза

Кроме того, старение тормозной жидкости может привести к коррозии суппортов и изнашиванию тормозных магистралей. Проверить наличие влаги в тормозной жидкости можно как при посещении автомастерской, так и с помощью специальных устройств, доступных для самостоятельного использования.

Однако рекомендуется также периодически менять тормозную жидкость раз в 3–4 года, что поможет предотвратить подобные проблемы и обеспечить надежную работу тормозной системы.

Износ задних тормозных барабанов

Эта проблема обычно возникает после 5–7 лет нормальной эксплуатации автомобиля. Однако если вы часто используете тормоза и меняете колодки раз в полгода, то износ барабанов происходит гораздо быстрее.

Выявить проблему можно и без снятия колес. Первым признаком является провал педали примерно до середины. Вторым симптомом являются скрипящие звуки от задних колес при нажатии на педаль тормоза. И наконец, третий признак — полный или частичный отказ ручного тормоза при его подтягивании.

При обнаружении данной неисправности необходимо заменить не только барабаны, но и колодки. Барабаны редко изнашиваются равномерно, чаще всего износ происходит либо под конус, либо в виде борозд на внутренней стороне. Такой же износ будет и на колодках. Поэтому при замене только барабанов эффективность торможения будет минимальной.

Признаки износа тормозных колодок

Признаки износа являются ключевыми индикаторами состояния тормозной системы автомобиля.

Свободный ход педали тормоза

Рассмотрим основные признаки, которые помогут определить необходимость замены колодок:

  1. Изменение поведения педали. Если при торможении вы замечаете резкое проваливание педали вниз или необычное сопротивление, это может указывать на износ колодок или проблемы с тормозным цилиндром.
  2. Вибрация при торможении. Неравномерный износ колодок или дисков может вызвать вибрацию при торможении, которая ощущается на педали и кузове автомобиля. Это может быть признаком необходимости замены колодок и дисков.
  3. Скрип или свист во время торможения. При торможении возникают неприятные звуки, что может указывать на износ колодок или проблемы с их работой. Этот признак требует пристального внимания и немедленного рассмотрения.
  4. Индикатор на приборной панели. Многие современные автомобили оснащены индикатором износа колодок, который своевременно информирует вас о необходимости замены. Не игнорируйте сигналы от приборной панели, так как это помогает предотвратить серьезные проблемы с тормозной системой.
  5. Снижение эффективности торможения. С уменьшением эффективности торможения, вызванной износом накладок на колодках, увеличивается тормозной путь, что заметно не сразу.

Кроме того, важно следить за уровнем тормозной жидкости в системе. Если уровень ее в расширительном бачке начинает снижаться, это может указывать на две проблемы. Первая — возможная утечка, требующая немедленного обнаружения и устранения. Вторая — износ тормозных колодок, так как по мере их стирания требуется больше жидкости для высовывания рабочего поршня и передвижения колодки к диску.

Такое падение уровня жидкости становится прямым признаком износа колодок. Однако многие владельцы автомобилей, не осведомленные об этом, могут попытаться просто долить жидкость, не меняя колодки. В результате при попытке замены колодок может возникнуть проблема с вдавливанием поршня и установкой новых колодок из-за избыточного уровня жидкости в бачке.

Часто задаваемые вопросы о свободном ходе педали тормоза

Как нельзя регулировать педаль тормоза?

Между вакуумным усилителем тормозов и главным тормозным цилиндром располагается вставка с регулируемым болтом.

Он на заводе настраивается до идеального положения с помощью специального оборудования с точностью до микрометров и после этого фиксируется. Интернет-эксперты могут предложить самостоятельно вмешаться в эту систему и попытаться регулировать болт без необходимого оборудования.

Однако это делать категорически запрещено. Хотя вы и не нанесете значительного ущерба, но после такого вмешательства вернуть все обратно в исходное состояние будет очень сложно.

Как часто нужно проверять тормозную жидкость?

Многие автолюбители не осознают, что уход за автомобилем — это забота прежде всего о его безопасности. Эксперты настоятельно рекомендуют регулярно проверять уровень и качество тормозной жидкости. Пренебрежение этим советом может привести к загрязнению тормозной системы.

Качество тормозной жидкости зависит от многих факторов, включая климатические условия, влажность воздуха и состояние самой системы.

Для предотвращения неприятностей на дороге следует проверять уровень тормозной жидкости дважды в год и ее состояние раз в месяц, возможно, даже чаще.

Как измерить свободный ход педали тормоза?

Измерение величины свободного хода педали тормоза производится с помощью шкалы линейки или рулетки. Опуская площадку педали рукой, определяем, на сколько миллиметров она опускается до начала ощутимого сопротивления. Это и будет свободный ход педали тормоза. Если он не соответствует установленным требованиям (слишком большой или маленький), необходимо произвести регулировку.

Для более объективной информации о состоянии тормозной системы рекомендуется обратиться к специализированным стендам диагностики.

Вам также может понравиться
Екатерина Баранукова
менеджер
🔥 В автосервис бесплатно!
Екатерина Баранукова печатает …
Открыть
свой бизнес
без боли
3 документа, необходимых автовладельцу в 2024 году
Сергей Анатольевич Селевич
Эксперт в области обслуживания автомобилей

Каждый день количество автомобилей на дорогах увеличивается. С целью обеспечения безопасности движения меняются и законы. Для рядовых водителей важно своевременно узнавать о всех изменениях, чтобы избежать ненужных штрафов.

Мы подготовили подборку полезных документов, которые помогут вам не только быть в курсе всех нововведений, а также избежать лишних трат и даже сэкономить на ремонте. И да, это абсолютно бесплатно!

Скачивайте и используйте уже сегодня: