Автосервисы
Wilgood в Москве
Ваш регион: Москва и МО
Звоните c 09:00 до 21:00
+7 (800) 301-72-18
Только до
Бесплатная диагностика автомобиля по 41 параметру
Оставить заявку
Только до
Бесплатная диагностика автомобиля по 41 параметру
Оставить заявку

Свободный ход педали сцепления: как замерить и исправить

25.03.2024
817
Время чтения: 14 минут
Обновлено: 25.03.2024
Сохранить статью:
Свободный ход педали сцепления: как замерить и исправить

О чем речь? Регулировка свободного хода сцепления — самое лучшее, что может потребоваться узлу, так как его ремонт или замена будут стоить больших денег и испорченных нервов. Регулируют люфт педали, который со временем увеличивается из-за растяжения тросика.

Что делать? Сперва следует прислушаться к работе сцепления: как переключаются скорости, есть ли подозрительные шумы, пробуксовка. Далее нужно замерить свободный ход обычной линейкой. Если он больше нормы, выбирают один из двух способов регулировки.

Устройство сцепления

Наиболее простым, а потому и популярным сцеплением на авто является сухое однодисковое. Это когда один диск — ведомый, а второй (тоже обязательный) выступает в качестве рычага. При зажиме ведомый диск оказывается зажатым между двумя ведущими, один из которых — поверхность маховика двигателя.

Конструкция состоит из нескольких деталей и узлов, а именно:

  • Ведомого фрикционного диска с демпфером крутильных колебаний и ступицей. Последняя благодаря втулке с зубцами плавно скользит по шлицам входного вала коробки переключения передач.
  • Ведущего диска, который смонтирован прямо на корзине. Он приводит в движение центральную диафрагменную пружину, отвечающую за создание усилия прижима.
  • Выжимного подшипника, который можно обнаружить в муфте выключения. Она является передатчиком усилия выжима конкретно на лепестки диафрагменной пружины.
  • Вилки, которая нужна для подталкивания муфты с выжимным подшипником прямо в сторону лепестков корзины.
  • Исполнительного гидроцилиндра или опоры тросового привода, который обеспечивает контакт с рычажной системой педали.

Устройство сцепления

Вид сборной конструкции может пестрить разнообразием. К примеру, когда:

  • муфта сцепления в норме, находится в выключенном или включенном состоянии, и при этом в первом случае выжимной подшипник не размыкает диски (как должно быть), а замыкает их;
  • демпфер крутильных колебаний имеется на ведомом диске или находится в составе двухмассового маховика;
  • сразу не одна пара дисков работает в масле, а также сухие, но дисков больше одного. Такое чаще встречается у грузовиков или мощных легковушек;
  • между выжимной муфтой и лепестками корзины имеется зазор или его там нет;
  • привод следует отрегулировать в процессе эксплуатации, а она делается автоматической или сцепление калибруется (адаптируется) посредством электронного блока управления КПП.

В настоящее время регулировка свободного хода педали сцепления почти не производится. Дело в стремлении конструкторов оградить машины от большого количества работы с ними в сервисном обслуживании. Иногда все же приходится проверять и исправлять свободный ход педали сцепления, ведь детали в процессе эксплуатации подвергаются износу.

Когда нужна регулировка сцепления

Свободный ход педали сцепления регулируется, поскольку из-за неполного опускания педали выжимной подшипник начинает активно разрушаться, происходит сгорание феродо. Прежняя связь дисков прерывается, становится хуже. Машина пробуксовывает на ходу, начинает плохо брать разгон, высокий процент кручения в такой ситуации просто невозможен. Речь идет именно об отечественных машинах, так как на большинстве дорогих иномарок подобная настройка не осуществляется вручную, все делает механизм саморегуляции на автомате.

Свободный ход педали сцепления — это люфт. Такое расстояние вполне возможно померить самой простой линейкой или рулеткой, приложив начало измерительной ленты к полу автомобиля, и зафиксировать количество миллиметров до резиновой накладки акселератора. Обычно это расстояние составляет 1,6 сантиметра. Если цифра заметно больше, тогда требуется регулировка.

Причин изменений в величине свободного хода педали сцепления сразу несколько. Возможно, слишком стерлись фрикционные накладки диска. Может быть, произошел сбой регулировки рычагов кожуха. Проблемы заметны сразу, ведь скоростное переключение становится шумным, с рывками, особенно когда автомобиль только набирает ход.

Регулировка еще обязательна в случае замены рабочего цилиндра или троса в приводе МКПП.

Получается, что все проблемы с муфтой можно поделить на два типа:

  • Когда для приведения в порядок нужно лишь немного скорректировать.
  • Когда требуется срочная замена, ремонт.

Если не обратить внимание на эту проблему, то поломка перейдет в еще более острую фазу.

Признаки неисправности сцепления

Чтобы понять, какой свободный ход педали сцепления должен быть в идеале, следует остановиться на явных маячках, говорящих про неисправность:

Признаки неисправности сцепления

  • Присутствует проскальзывание. Сразу заметно, если диск и корзина начинают вдруг при соединении с двигателем вращаться с разной угловой скоростью.
  • Ощущается большая вибрация внутри механизма. Она становится еще более явной, когда машина стартует с места и набирает скорость.
  • Слышится шум, который появляется в процессе работы муфты.
  • Заметны нарушения хода акселератора.

Проверить муфту самостоятельно затруднительно, для этого нужно особенное оборудование. Можно протестировать следующим образом: нажать на педаль, когда движок заглушен, послушать и убедиться, что разные звуки (скрипы, щелчки) есть или нет. Эти звуковые помехи говорят об имеющейся проблеме. В таком случае разумно обратиться в автосервис.

Есть еще один способ проверить: поставив на нейтральную скорость, надо нажать на педаль муфты до самого упора и включить заднюю передачу. Треск или хруст говорят о поломке дисков.

Попытаться определить проблему можно и в процессе движения авто. Необходимо переключать скорости. Дойдя до третьей, следует резко выжать педаль газа. Если обороты коленвала на тахометре повысились, а в реальности машина не ускорилась, то неисправность точно есть. Может даже появиться неприятный запах горелой резины.

Безуспешная попытка включить одну из передач тоже укажет на повреждения. Именно поэтому во время работы мотора должны быть в работе все скорости без исключения.

Как определить величину свободного хода педали сцепления

Проверить, насколько увеличился свободный ход педали сцепления, можно еще и штангенциркулем.

Чтобы измерения были точны, нужно прикрепить прямо к центру подошвы какой-то заметный предмет с явно выделяющимся наконечником. Разумно взять спичку или что-то подобное.

Проверка увеличения свободного хода педали сцепления происходит так:

  1. Измерительный прибор ставят в плоскость движения опорной площадки педали таким образом, чтобы изменение расположения последней можно было легко отсмотреть по цифровой шкале.
  2. На автомобильную педаль нажимают аккуратно, не резко, а потом ждут появления резкого скачка сопротивления усилию человека. После чего фиксируется спичкой тот путь, что прошла педаль.

Когда результат известен, по нему удастся вычислить необходимость регулировки.

Нужно знать, какой свободный ход педали сцепления адекватен для той или иной машины. Например, у ВАЗ-2101 идеальный показатель составит 35–40 миллиметров, а вот у автомобилей премиум-класса цифры не должны выходить за рамки 5–14 миллиметров.

Как определить величину свободного хода

Определить идеальные показатели для своей машины можно в правилах по эксплуатации, которые должны быть в наличии у каждого автомобилиста.

Два способа регулировки свободного хода педали сцепления

Приводы сцепления бывают тросовыми и гидравлическими. Соответственно, каждый вид по-своему регулируется.

Регулировка привода тросом

Когда в машине механическое сцепление, следует наладить тросовый привод. Первым делом найти под капотом регулировочный болт. Потом нужно открутить контргайку и начать вращение регулировочной гайки. Для проверки на педаль нажимают трижды, а потом вновь берут прибор измерения и смотрят на новую амплитуду.

Регулируется все так:

  • Сначала линейкой фиксируется то расстояние, которое разделяет вилку выключения сцепления и торец демпфера. В идеале — не больше 8,6 сантиметра. Погрешность в 5 миллиметров в обе стороны допустима.
  • Затем определяют положение наконечника троса от торца демпфера. Измерения должны показывать примерно 6 сантиметров, погрешность та же допустима.
  • Когда расстояние выходит за рамки нормы, трос регулируется при помощи регулировочной гайки. Она проворачивается в обе стороны, пока не будет получен необходимый результат корректировки.
  • Остается лишь пару раз выжать педаль сцепления и замерить то, что получилось. Если параметры идеальны, то дело сделано. В противном случае необходимо снова отрегулировать. В конце крепко затягивается контргайка.

В ситуации, когда трос совсем непригоден, надо произвести замену. Это может сделать автолюбитель даже в гаражном помещении. Необходимо купить запасной трос сцепления, набор ключей и отверток.

В процессе подготовки к замене снимаются пластиковые части пола машины около педалей. Так работа пойдет быстрее и будет удобнее добираться до места соединения троса и педали.

Как определить величину свободного хода

Замена производится следующим образом:

  • Наконечник троса сцепления вынимается из вилки его выключения.
  • Демпфер оболочки троса вытаскивается из крепления, находящегося в картере КПП.
  • Разъединяются наконечник троса и педали сцепления.
  • Достается сам трос сцепления.

Чтобы заменить старый трос на новый, нужно проделать все те же действия, но в другом порядке.

Регулировка гидравлического привода

Очень важно перед началом работ избавиться от воздуха в системе, если он там имеется. Проверить это можно, нажав на педаль сцепления. Если нет мягкости и педаль возвращается в первоначальную позицию, то все хорошо.

При данном виде сцепления полный ход педали регулируется с помощью упорного винта прямо из салона машины. Свободный ход должен быть не больше 15 миллиметров. Довести до идеальных размеров можно при помощи вращения штока толкателя главного цилиндра. Завершив работу по настройке, контргайки нужно вернуть на свое прежнее место.

Регулировка свободного хода педали сцепления на разных моделях авто

Регулировать свободный ход педали сцепления нужно с поправкой на марку/модель машины. У каждой он свой.

В качестве примера можно сравнить регулировку у трех автомобилей: ВАЗ-2108, ВАЗ-2109 и ВАЗ-2199. Первым делом замеряется расстояние между отжатой до отказа педалью и полом. Должно быть около 17–19 сантиметров. Потом зажимается педаль, и вновь производятся замеры. Теперь показатели должны колебаться в районе 5–7 сантиметров. Из первого значения вычитают второе и получают число, которое должно быть примерно 13–14 сантиметров. Это и есть норма.

В противном случае необходимо отрегулировать свободный ход педали сцепления и тормоза. Делается это регулирующей гайкой. Ее вращают, чтобы увеличить ход педали. Если говорить про ВАЗ-2107, то там необходима эстакада для настройки.

Регулировка свободного хода педали

А вот на «Ладе Калине» регулируется немного по-другому. Открывается капот, выкручиваются болты, достается фильтр и датчик массового расхода воздуха, откручивается хомут и вынимается трос. Штангенциркулем замеряется часть от вилки до поводка. Все замечательно, если получается 2,7 сантиметра. Коррекция при прочих показателях такая же, как было описано ранее. Закручиваются гайки только рожковым ключом, никак иначе.

Что произойдет, если не отрегулировать сцепление

Некоторых автомобилистов совершенно не заботит, что появился свободный ход педали сцепления. Они предпочитают не замечать данную поломку и не обращаться к специалистам с целью ремонта.

Вот что может случиться, если не уменьшить свободный ход педали сцепления:

  • Первым делом даст о себе знать фрикционный диск, который начнет проскальзывать. И даже если заняться регулировкой троса, это не приведет к желаемому эффекту. Машина в любом случае потеряет динамику, так как произошло снижение зацепов дисков. Авто не будет ускоряться в нормальном режиме. Итогом может стать поломка не только изношенной детали, но и других элементов. Такой ремонт может дорого обойтись автолюбителю.
  • Между дисками не будет зацепления. При переключении одной скорости на другую можно услышать необычные звуки. В таком случае точно придется регулировать свободный ход педали сцепления.
  • Проблемы со сцеплением провоцируют поздний или ранний зацеп. В первом случае механизм срабатывает, когда педаль отпускают. Во втором случае — находясь в нижнем положении. Так как нет должной настройки, автомобиль начинает стартовать очень резко. Со временем такая проблема даст о себе знать, ускорится износ элементов коробки передач, двигателя и корзины. Машина в таком состоянии просто опасна, всегда может случиться аварийная ситуация.

Чтобы наладить сцепление, необязательно отправляться в сервис. Можно сделать все самостоятельно, если проблема точно в сбое настроек, а не в неисправностях самого механизма. Во втором случае необходима помощь квалифицированных специалистов по ремонту. Для регулирования в гаражных условиях человеку потребуются рулетка, смазка, ключи 13–17.

Часто задаваемые вопросы о регулировке свободного хода педали сцепления

Каким образом осуществляется контроль свободного хода сцепления?

Двигатель приводится в рабочее состояние, педаль из нижнего положения неспешно отжимается. Если машина сразу трогается, это точно не показатель большого свободного хода педали сцепления. Либо он очень мал, либо его нет совсем. Когда педаль отжата почти до отказа, а машина все еще не тронулась, то это говорит о превышении нормальных показателей. В таком случае авто тронется с места лишь при отпущенном сцеплении.

Требуется ли регулировка в машине с автоматической коробкой переключения передач?

Регулировка свободного хода педали

Дело в том, что у АКПП или гидромеханический привод с электронным управлением, или гидравлический распределитель, что бывает гораздо реже. Сцепления в привычном виде у авто нет. Сухих дисков также не найти, хотя у автомобиля с механической коробкой они являются чуть ли не главным элементом.

На АКПП за включение и отключение крутящего момента отвечает гидротрансформатор (или преобразователь). Сухие диски заменены масляными турбинами. Если на механике может быть муфта из одного диска, то на автомате — многодисковая. Отдельный акселератор не предусмотрен, потому усилие передается благодаря актуатору (сервоприводу).

Что прямо указывает на необходимость замены сцепления?

Самый главный ориентир — пробуксировка, особенно в случае, когда авто сильно нагружено. Если сцепление неисправно, то любой обгон может закончиться плачевно. Даже автомобилист со стажем не справится с потерей управления.

Чтобы машина выполняла свою задачу безотказно, все ее элементы должны работать четко, без перебоев. Состояние педали сцепления — не исключение. Как только возникло подозрение о нарушениях при отпускании механизма и соединении коленвала с двигателем, нужно срочно обратиться к квалифицированному ремонтнику для регулировки элемента.

Вам также может понравиться
Екатерина Баранукова
менеджер
🔥 В автосервис бесплатно!
Екатерина Баранукова печатает …
3 документа, необходимых автовладельцу в 2024 году
Сергей Анатольевич Селевич
Эксперт в области обслуживания автомобилей

Каждый день количество автомобилей на дорогах увеличивается. С целью обеспечения безопасности движения меняются и законы. Для рядовых водителей важно своевременно узнавать о всех изменениях, чтобы избежать ненужных штрафов.

Мы подготовили подборку полезных документов, которые помогут вам не только быть в курсе всех нововведений, а также избежать лишних трат и даже сэкономить на ремонте. И да, это абсолютно бесплатно!

Скачивайте и используйте уже сегодня: