- О чем говорит посторонний шум в двигателе
- Посторонний шум при запуске двигателя
- Что может издавать посторонний шум в двигателе
- Клапанный механизм
- Цилиндропоршневая группа
- Вкладыши
- Заслонки во впускном трубопроводе
- Диагностика посторонних шумов в двигателе
- Часто задаваемые вопросы о посторонних шумах в двигателе
- Какой характер шума в двигателе издают изношенные поршневые пальцы?
- Что может означать звук, напоминающий шум воды, при нажатии на педаль газа?
- Что может означать легкий звон в двигателе?
О чем речь? Посторонний шум в двигателе — неприятный сигнал, который может предшествовать серьезной поломке. Однако источников подозрительных звуков много, и это необязательно означает смертельный приговор мотору.
Что учесть? Например, шуметь может ременной привод генератора — появляется характерный свист. Изношенный ремень ГРМ также издает гудящие звуки — значит, пришла пора менять его. Что бы ни стало причиной шума, определить ее получится после тщательной диагностики.
О чем говорит посторонний шум в двигателе
Прислушайтесь к тому, как работает ваш мотор, появился ли посторонний шум в двигателе. Звуки, которые издает двигатель, могут предупредить вас о возможных проблемах и помочь избежать серьезных затрат на ремонт. Давайте попробуем понять язык двигателя и выяснить, какие сообщения он пытается передать.
Начнем с характерного свистящего звука, исходящего от ремня ГРМ. Он особенно хорошо слышен при быстром нажатии на педаль акселератора. Что означает этот звук и к каким последствиям приводит?
Прежде всего необходимо проверить натяжение ремня (или ремней, если их несколько). Те, кто знаком с классическими моделями, вспомнят, что регулировка натяжения обычно осуществлялась путем сдвигания генератора. Однако сегодня в большинстве автомобилей, включая модели эконом-класса, используются роликовые натяжители. В этом случае регулировка не производится, и единственным способом решения проблемы может быть замена ремня и натяжителя.
Езда с неприятным свистом не всегда заканчивается катастрофой. В некоторых автомобилях, где ремень приводит в действие генератор, насос гидроусилителя руля (ГУР) и в некоторых случаях компрессор кондиционера, порванный ремень может привести к тому, что аккумулятор не будет заряжаться, а указанные выше узлы не будут работать.
Но даже в этом случае обычно есть шанс добраться до дома. Хорошая батарея способна обеспечить заряд на расстояние около 50 км, что обычно более чем достаточно для городского движения. Главное — отключить все ненужные на данный момент потребители энергии.
Если в вашем автомобиле есть рабочий ремень, также приводящий в действие насос системы охлаждения, то без него вы не сможете работать дальше. Последствия перегрева двигателя могут привести к значительным затратам на ремонт, которые могут превысить стоимость буксировки или эвакуации вашего автомобиля.
Если вы слышите свист ремня, стоит открыть капот и внимательно прислушаться к шуму работы подключенного агрегата. Это может быть вызвано проскальзыванием ремня из-за износа подшипников, что увеличивает нагрузку на ремень и вызывает недостаточное натяжение. Изношенные подшипники издают различные звуки, такие как скрип, хруст или гул. В первую очередь необходимо заменить подшипники в генераторе или насосе.
На некоторых автомобилях приводной ремень можно легко снять. Если дополнительный гул исчезнет, то, скорее всего, дело в его установке. Однако будьте осторожны при использовании этого метода на автомобилях с приводным ремнем насоса охлаждения. Хотя данный способ, безусловно, может выявить неисправность насоса гидроусилителя, он также может привести к перегреву двигателя, что является гораздо более серьезной проблемой, чем неисправность гидроусилителя руля.
Свистящий звук часто свидетельствует о проскальзывании ремня, что указывает на его быстрый износ. Поэтому не затягивайте с решением проблемы.
Чтобы подчеркнуть серьезность ситуации, стоит отметить, что на некоторых автомобилях ремень ГРМ и ремень навесного оборудования расположены слишком близко друг к другу. Это означает, что существует очень высокая вероятность того, что порвавшийся во время движения ремень зацепит другой и перережет его, что приведет к серьезным повреждениям двигателя.
Посторонний шум при запуске двигателя
Если при запуске двигателя на холодную в первые несколько секунд вы слышите посторонний шум, похожий на дребезжание банки с гайками, возможно, износилась муфта механизма изменения фаз газораспределения или натяжитель цепи ГРМ. Этот характерный звук легко распознать.
Через некоторое время внутренние детали фазовращателя могут выйти из строя и вызывать дребезжащий звук, который сохраняется до тех пор, пока полости не заполнятся маслом.
Помимо естественного износа, проблемы с натяжителями цепи ГРМ могут быть вызваны их конструкцией. Многие натяжители зависят от гидравлического давления, но не оснащены запорным клапаном. Это часто приводит к тому, что масло вытекает из корпуса после остановки двигателя, и цепь начинает провисать. При повторном запуске мотора натяжителю требуется время, чтобы восстановить давление масла.
При натяжении цепи слышен непрерывный шум. В результате двигатель работает не в фазе, и бензиновый двигатель может звучать как дизельный. Следует понимать, что даже небольшое растяжение цепи до появления легких стуков может привести к потере мощности при холодном запуске и неустойчивой работе современных моторов.
Что может издавать посторонний шум в двигателе
Клапанный механизм
Неправильный зазор в клапанном механизме проявляется в виде характерного звонкого стука. Частота этого звука увеличивается с ростом оборотов двигателя. При этом температура нагрева мотора не влияет на стук.
Данный звук также вызывается износом гидрокомпенсатора. Однако на некоторых моторах в первые секунды после холодного запуска двигателя издает посторонний странный шум. Это нормально, так как гидрокомпенсатору необходимо время, чтобы прогреться и наполниться маслом. Если шум постоянно присутствует при работе двигателя, это указывает на неисправность гидравлического толкателя. Внутренние клапаны больше не могут удерживать масло, и давление в гидрокомпенсаторе падает, что приводит к увеличению зазора между клапанами и появлению стука.
Время работы гидрокомпенсаторов непосредственно зависит от чистоты масла и давления в системе.
Цилиндропоршневая группа
Шум, издаваемый цилиндропоршневой группой, обусловлен увеличением зазора вследствие износа. Он аналогичен шуму, производимому гидрокомпенсаторами и клапанами, но более приглушен. В зависимости от величины зазора стук поршня может быть постоянным или исчезать по мере прогрева двигателя.
Скачай приложение бесплатно и получи 300₽ в подарок
Мы разработали мобильное приложение!
После регистрации в приложении мы дарим Вам подарок -
300 БОНУСОВ, которыми вы можете оплатить часть работ
- Кэшбек 5% от каждого заказ-наряда
- Удобное оформление онлайн-заявки на запись с выбором удобного автотехцентра
- Актуальные анонсы о проводимых акциях и персональных предложениях
Установите приложение за 2 простых действия:
Временный стук часто связан с локальным перегревом цилиндров или поршней, но многие водители об этом не знают. Даже без общего перегрева, вызванного закипанием антифриза, он может возникнуть в современных двигателях. При повышении температуры поршень расширяется и теряет свою форму, его зазор со стенкой цилиндра увеличивается, и по мере продвижения поршня к верхней мертвой точке возникает стук. По мере прогрева двигателя тепловое расширение уменьшает зазор, и шум исчезает, но не в том случае, если цилиндр сильно изношен.
Если поршни деформированы, можно просто обойтись их заменой. Но если стук сохраняется, проблема зазора серьезная, и двигатель следует капитально отремонтировать.
Вкладыши
Если шатун коленчатого вала или коренные вкладыши сильно изношены, может возникнуть звонкий или дребезжащий звук, похожий на удар молотка по стальной пластине. Его частота увеличивается с ростом оборотов мотора и не зависит от температуры двигателя.
Такой дребезжащий звук особенно заметен под нагрузкой. На автомобилях с автоматической коробкой передач этот шум можно диагностировать с помощью стояночного теста (stall-test). Он отчетливо усиливается, если нажать на педаль тормоза, чтобы предотвратить запуск автомобиля, перевести рычаг селектора трансмиссии в положение привода и кратковременно увеличить обороты двигателя до средних.
Заслонки во впускном трубопроводе
Некоторые механики и автовладельцы затрудняются определить причину постороннего шума двигателя, исходящего от заслонки впускного трубопровода. Когда двигатель работает на холостом ходу, этот шум часто похож на неисправность гидрокомпенсатора. Однако при увеличении нагрузки звук становится более выраженным и приобретает характерный «пластиковый» оттенок. Это связано с износом оси заслонок, которая со временем теряет свою герметичность и начинает вибрировать.
Вибрацию неисправной оси можно отчетливо услышать с помощью стетоскопа. Этот дефект можно найти без использования специализированных инструментов, протянув руку через коллектор или привод к ее концу, выходящему из коллектора. Поджав «хвост» отверткой, вы на некоторое время остановите вибрацию, и шум прекратится. Поэтому нет необходимости спешить с заменой всего дорогостоящего трубопровода, дефектную деталь можно отремонтировать.
Диагностика посторонних шумов в двигателе
Специалисты определяют проблемную зону двигателя по характеру, тону и месту его проявления. Для этого широко используются стетоскопы. Можно сделать самодельное устройство для прослушивания стуков в двигателе. Потребуется стальной прут, к которому припаивается металлическая банка в качестве мембраны. Для выявления причины стука конец стержня прикладывается к разным частям двигателя, а банка в это время плотно прижимается к уху.
Тональность звука является вторичным признаком, так как он может звучать по-разному на различных двигателях. Например, стук подшипников коленвала на 1,4-литровом корейском автомобиле может быть более явным и легко различимым по сравнению со стуком шатунов на 3-литровом автомобиле немецкого производства. Часто индивидуальные особенности конструкции двигателя могут вызывать различные по звучанию стуки, а сама неисправность может быть одинаковой.
При анализе характера стука двигателя следует отметить несколько его характеристик: постоянный стук, периодические постукивания с определенной частотой и нерегулярные.
Характер постороннего шума в двигателе чаще зависит от оборотов мотора, то есть от частоты вращения коленвала. Частота стука увеличивается с ростом оборотов двигателя. Она может совпадать или отличаться от частоты вращения коленчатого вала. Следует отметить, что посторонний шум может быть сильнее или слабее (меняться по интенсивности) в зависимости от режима работы двигателя внутреннего сгорания.
Например, при увеличении оборотов и нагрузки на двигатель нагрузка на движущиеся части кривошипно-шатунного механизма и шестерен естественным образом возрастает. В результате изношенные детали будут издавать гораздо более интенсивный стук, чем при работе двигателя на холостом ходу. Важно определить, становится ли звук громче при увеличении оборотов. Это требует определенного опыта, поскольку необходимо отличать стук от общего повышения уровня шума работающего механизма.
Следует отметить, что с увеличением оборотов двигателя растет и давление масла в системе смазки двигателя. Моторное масло действует как амортизатор и уменьшает стук даже при высоких нагрузках. Важную роль играет температура двигателя. При высоких температурах стук усиливается по мере уменьшения вязкости масла, в то время как при низких температурах стук практически не заметен. Обратное тоже возможно. Стук заметен при холодном запуске, но исчезает или становится менее заметным после прогрева.
Часто задаваемые вопросы о посторонних шумах в двигателе
Какой характер шума в двигателе издают изношенные поршневые пальцы?
Обычно поршневые пальцы издают звонкий и высокий по тональности металлический звук. Он явно слышен во время перегазовки или при сбросе газа, а также при нажатии на акселератор для ускорения. Область локализации этого стука — блок цилиндров. Обычно он появляется при наличии люфта около 0,1 мм.
Для диагностики такой неисправности выкручивается свеча зажигания. При удаленной свече топливо в цилиндре не сгорает, что свидетельствует об отсутствии нагрузки на поршень.
Следует отметить, что подобный стук также появляется из-за использования несоответствующего типа топлива для данного двигателя (детонация), а также при большой нагрузке на мотор на низких оборотах коленвала, например при подъеме в гору на повышенной передаче.
Что может означать звук, напоминающий шум воды, при нажатии на педаль газа?
Если при нажатии на педаль газа в движении вы слышите такой звук, нет необходимости сразу беспокоиться. Подобно тому как посторонние предметы в салоне могут сталкиваться друг с другом во время ускорения или торможения, этот шум может быть вызван плеском жидкости для омывания стекол в ее резервуаре (или даже пластиковой бутылки, спрятанной в багажнике). Однако в некоторых случаях такие звуки могут быть вызваны воздушным затвором в системе охлаждения двигателя. Проверка уровня антифриза и крепления шлангов позволит исключить такую неисправность. Также стоит удостовериться, что нет утечек из системы отопления и компрессор кондиционера исправен.
Что может означать легкий звон в двигателе?
Детонация — это опасное явление. Характерное легкое позвякивание под нагрузкой (иногда называемое стуком пальцев) указывает на то, что в камере сгорания происходят микровзрывы вместо нормального воспламенения бензина. Виновато в этом низкооктановое топливо, которое под действием давления в камере сгорания начинает самовоспламеняться. Об этом следует помнить владельцам автомобилей, которые в целях экономии заправляются низкокачественным топливом на АЗС с «выгодными» ценами.
Важно определить, какой элемент автомобиля производит звук при нажатии на газ, чтобы принять решение о необходимости посещения автомастерской. Если слабые посторонние шумы в двигателе начинают усиливаться, не дожидайтесь, пока они превратятся в треск. В таких случаях, если самостоятельный ремонт невозможен, не стоит откладывать обращение в сервис. Помните: безопасность на дороге зависит от состояния вашего автомобиля!