Автосервисы
Wilgood в Москве
Ваш регион: Москва и МО
Звоните c 09:00 до 21:00
+7 (800) 301-72-18
Только до
Дарим купон на бесплатную проверку автомобиля по 41 параметру
Забрать купон
Только до
Дарим купон на бесплатную проверку автомобиля по 41 параметру
Забрать купон

Руль не поворачивается: возможные причины, способы решения проблемы

22.02.2024
4021
Время чтения: 14 минут
Обновлено: 28.10.2024
Сохранить статью:
Руль не поворачивается: возможные причины, способы решения проблемы

О чем речь? Руль не поворачивается или поворачивается с трудом – проблема, с которой сталкиваются владельцы старых и новых автомобилей. Причина либо в банальной штатной блокировке при попытке повернуть «баранку» без ключа в зажигании, либо в серьезной неисправности рулевой рейки.

Что делать? Первым делом необходимо диагностировать поломку. Для этого проверяют уровень и состояние жидкости в системе ГУР, работу ЭУР, давление в шинах. Какие-то тесты можно провести самостоятельно, для полной диагностики лучше обратиться к специалистам.

Возможные причины блокировки руля

Причины возникновения ситуаций, когда руль автомобиля не поворачивается, могут быть следующими:

Руль не поворачивается

  • Неправильные действия водителя. Это может произойти при проворачивании в замке зажигания ключа, который вставлен не полностью. Если попытаться с усилием вернуть ключ в начальное положение, может заблокироваться рулевая колонка. Решением проблемы на определенных модификациях авто может быть выключение замка зажигания и его повторное включение.
  • Селектор АКПП не находится в положении парковки. Производители некоторых автомобилей с автоматическими коробками передач предусмотрели блокировку руля в такой ситуации.
  • Неисправность «концевика» КПП.
  • Износ или дефект замка зажигания. В случае с авто, у которого очень большой пробег, могут износиться детали замочного механизма, поэтому он заклинивает. Периодические блокировки замка зажигания могут быть связаны и с заводским браком. Такая проблема чаще всего возникает у владельцев недорогих «китайцев» или моделей АвтоВАЗа.
  • Неправильная работа соленоидов системы блокировки.
  • Деформированное или изношенное тело ключа. Ключ от замка зажигания также истирается в результате длительной эксплуатации. Кроме того, он может согнуться или даже сломаться.
  • Наличие грязи внутри механизма замка зажигания. Часто блокировка становится следствием засорения замочной скважины в результате налипания пыли (нередко происходит после обработки замка смазкой) или попадания посторонних предметов.
  • В морозную погоду замерзают подвижные детали замочного механизма. В некоторых климатических зонах температура воздуха зимой часто опускается ниже -20°C. При этом конденсат, который образуется на деталях замка зажигания, замерзает, и ключ провернуть невозможно.
  • Конденсат, образующийся внутри замка, в результате температурных перепадов приводит к неправильной работе механизма.

В любой ситуации, когда заблокировался руль и не поворачивается ключ в замке зажигания, следует разобраться, что привело к появлению проблемы. Решение о дальнейших действиях принимается после установления причин.

Способы разблокировки руля

Необходимо выбрать вариант решения, который соответствует источнику появления проблемы, или действовать по представленному ниже алгоритму. Последовательность шагов зависит от модели авто. Итак, что делать, если руль не поворачивается?

Руль не поворачивается

  • Следует найти положение рулевого колеса, в котором оно, как и замок зажигания, будет разблокировано. Для этого нужно осторожно, без чрезмерных усилий двигать рулем из стороны в сторону, а параллельно пытаться провернуть ключ. Как правило, понадобится сделать несколько таких движений. В конечном итоге ключ должен провернуться в положение старта двигателя, при этом блокировка будет снята.
  • Если у автомобиля установлена АКПП и ручка переключателя передач находится на «паркинге», следует изменить передачу. В некоторых автомобилях невозможно провернуть ключ в замке зажигания, пока селектор не переведен в нейтральное положение или установлен на «паркинг».
  • Когда в скважине замка зажигания собирается грязь, очевидно, что ее нужно очистить. Многие автовладельцы решают эту задачу за счет универсального средства WD-40. Его легко можно ввести в замок, используя трубочку, которая идет в комплекте, или шприц.
  • Возможно, в мороз не поворачивается руль из-за того, что примерз сам механизм. Для его отогревания можно использовать фен или разогретую жидкость WD-40. Есть еще вариант с нагреванием самого ключа при помощи зажигалки. Не допускается для отогрева механизма применение кипятка, который затем может замерзнуть в замке.
  • Согнутый ключ следует восстановить, нанося по нему легкие удары молотком. Не следует применять сломанный или треснувший ключ. Он способен испортить замочный механизм, в результате чего потребуется ремонт с разборкой или полная замена замка зажигания.
  • В случае если причина проблемы связана с повреждением или сильно изношенным механизмом замка зажигания, понадобится демонтаж этого элемента. Дальнейшие действия определяются результатами разборки. Замок зажигания может быть отремонтирован или заменен на новый. Для решения этой задачи необходимы соответствующие навыки и набор специального инструмента.
  • Если причиной поломки является неисправная электронная блокирующая система, нужно провести ее диагностику. Важно осуществить проверку каждого компонента, включая соленоид и концевой выключатель. Если внешний осмотр не позволяет выявить повреждения, для диагностики устройства применяется мультиметр в режиме омметра. Номинальное напряжение электромагнита может отличаться у разных моделей. К примеру, для соленоида EV-2 нормальным значением является диапазон от 56 до 65 Ом.
  • При возникновении проблем в работе ЭБУ, которыми комплектуются современные авто, на панели приборов загорается соответствующий индикатор. В этом случае следует отключить клеммы АКБ и через несколько секунд установить их обратно. Такой метод часто оказывается эффективным для восстановления обычной работы ЭБУ и позволяет решать проблему без сложной разборки авто.

Конечно, оптимальный и наиболее безопасный вариант разрешения ситуации, когда не проворачивается руль, предполагает обращение к специалистам автосервиса.

Основные причины тугого поворачивания руля

Рассмотрим причины, почему руль не поворачивается, и расскажем о способах устранения неисправности в каждом случае.

Недостаточный уровень жидкости ГУР

Почему туго поворачивается руль? Довольно часто причиной является недостаточный уровень гидравлической жидкости в рулевой системе. Чаще всего она протекает из шланга при повышении давления. Такой патрубок может растрескиваться со временем, или ослабляется его крепление, что и приводит к утечке.

Так как эта жидкость играет ключевую роль в создании давления в системе и обеспечивает смазку насоса, то снижение ее уровня затрудняет поворот руля. Машина при этом может сохранять управляемость на дороге. Но если не устранить протекание, то в дальнейшем может сломаться насос ГУР, замена которого связана с существенными финансовыми расходами.

В случае если уровень жидкости ГУР находится в пределах нормы, но все так же трудно поворачивается руль, переходим к анализу других причин.

Руль не поворачивается

Неисправность рулевой рейки

Руль поворачивается рывками и с определенным усилием при неисправной рулевой рейке. Ее конструкция включает саму рейку и шестерню. С рулевым колесом этот узел соединен с помощью валов и шарниров U-образной формы. Со временем рулевая рейка подвергается износу и может выйти из строя в результате обычной эксплуатации автомобиля.

О поломке может символизировать ситуация, когда плохо поворачивается руль или начинает блокироваться непосредственно после старта мотора. Постепенно, когда двигатель прогревается, повышается температура рулевой рейки, смазка работает более эффективно, и вращение рулевого колеса может стать менее затруднительным. Но откладывать ремонт этого агрегата не следует, так как в дальнейшем проблема будет становиться все более острой. В самых сложных случаях может возникнуть аварийная ситуация, когда руль крутится, а колеса не поворачиваются.

Изношенный поликлиновой ремень

В перечне самых популярных причин, почему руль не поворачивается без сверхусилий, следует упомянуть дефекты поликлинового ремня. Он интенсивно работает в ходе эксплуатации авто, что и приводит к быстрому изнашиванию.

Руль не поворачивается

Скачай приложение бесплатно и получи 300₽ в подарок

Мы разработали мобильное приложение!
После регистрации в приложении мы дарим Вам подарок - 300 БОНУСОВ, которыми вы можете оплатить часть работ

  • Кэшбек 5% от каждого заказ-наряда
  • Удобное оформление онлайн-заявки на запись с выбором удобного автотехцентра
  • Актуальные анонсы о проводимых акциях и персональных предложениях

Установите приложение за 2 простых действия:

Когда ремень ослабляется, становится трудно поворачивать рулевое колесо. Если не произвести замену изношенной детали, возможны очень неприятные последствия. Ремень может порваться в самый неподходящий момент, лишив возможности управлять автомобилем. Стоит ли дожидаться такого исхода?

Неисправность насоса ГУР

Причиной, почему тяжело поворачивается руль, может быть неисправный насос ГУР. Этот агрегат создает необходимое давление в системе, которое обеспечивает плавный поворот рулевого колеса. При неработающем насосе ГУР руль поворачивается с трудом, что особенно проявляется на малой скорости движения.

В таких случаях, как правило, насос не становится полным препятствием для вращения рулевого колеса. Вот только придется прилагать существенные усилия. С увеличением массы авто растет и сложность поворота колес. Прежде чем приступить к замене дорогостоящего насоса ГУР, удостоверьтесь в отсутствии деформаций и повреждений его соединений.

Отработавшая свой срок службы, густая жидкость ГУР

Еще одна причина, по которой туго поворачивается руль, заключается в том, что жидкость ГУР через некоторое время способна загустеть. Несоблюдение регламента замены смазки в системе гидроусилителя приводит к повышению ее плотности и потере смазывающей способности.

Этот процесс приведет к затрудненному вращению рулевого колеса, особенно на низких скоростях. При обнаружении темной и густой консистенции жидкости ГУР рекомендуется провести промывку системы и незамедлительно заменить смазку.

Часто задаваемые вопросы о невозможности повернуть руль

Как разблокировать рулевое колесо без ключа?

Если руль перестал поворачиваться, а ключ имеет повреждения, специалисты знают способы решения проблемы. Если же нет возможности доставить авто на СТО, можно попытаться выполнить ремонт самостоятельно. Для этого следует демонтировать замок зажигания. После снятия фиксатора запустить двигатель можно, даже воспользовавшись отверткой. Данное решение можно рекомендовать лишь, как способ добраться до автосервиса или к другому месту ремонта. Регулярно эксплуатировать автомобиль таким методом нельзя.

Существует еще одно вандальное решение по разблокировке руля без ключа. Чтобы сломать блокирующее устройство можно попробовать резким усилием вывернуть рулевое колесо. Отметим, что это может получиться, скорее всего, в случае с машиной отечественного производства.

На иномарках устанавливаются блокираторы, способные выдерживать нагрузку в размере 1 тонны. Даже если водителю удастся провернуть такой трюк, следует учитывать, что будут нанесены серьезные повреждения рулевому механизму и замку зажигания. Для устранения последствий придется потратить много денег, поэтому, рекомендуем выбирать более щадящие решения.

Как производится демонтаж замка зажигания и удаление блокиратора руля?

Невозможно составить алгоритм действий, который гарантированно подойдет для всех модификаций автомобилей. В каждом конкретном случае следует отталкиваться от конструкционных особенностей. При этом и набор необходимого инструмента также подбирается с учетом модели авто. Начинают такие работы с отключения электрооборудования. Для этого следует снять минусовую клемму с аккумуляторной батареи.

Чтобы сломать блокиратор замка зажигания, нужно предварительно демонтировать кожух рулевой колонки и снять крепежные элементы. Удерживает замочный механизм в заблокированном положении специальный фиксатор. Удаляют его с помощью режущего инструмента (болгарки). В некоторых случаях блокирующий язычок можно сорвать. Нужно соблюдать предельную аккуратность, чтобы не нанести повреждений расположенным рядом элементам.

Если получилось удалить блокиратор, необходимо установить на место кожух рулевой колонки. Чтобы открутить замок зажигания, понадобится отвертка. Этот элемент подлежит замене или ремонту. Если замок ремонтно-пригодный, для устранения неисправности следует использовать исключительно оригинальные комплектующие. Важно грамотно выполнять все операции, чтобы не усугубить ситуацию.

Можно ли продолжать использовать авто, не разобравшись, почему плохо поворачивается руль?

Задача гидроусилителя состоит не только в облечении поворота руля, но и контроле курса движения транспортного средства. ГУР удерживает машину на трассе, если, к примеру, случился прокол шины. Кроме того, этот агрегат обеспечивает компенсацию ударов при наезде на различные препятствия, что улучшает управляемость.

При эксплуатации авто с неисправным ГУР повышается риск ДТП в плохих условиях или опасных ситуациях на трассе. При этом, прикладывая чрезмерные усилия для поворота руля, водитель наносит вред механизмам и системам рулевого управления, что в будущем приведет к серьезным расходам на ремонт автомобиля.

Специалисты рекомендуют при возникновении таких проблем обратиться на СТО для проведения диагностики. Если у вас есть соответствующие опыт и навыки, можно попытаться самостоятельно выяснить причины случившегося.

Если руль не поворачивается до конца или наблюдаются другие описанные выше неисправности, возможно, придется снимать рулевую рейку для восстановления или замены. Поломки этого механизма часто являются следствием неправильной работы гидравлического или электрического усилителя рулевого колеса. Это еще один весомый аргумент, чтобы, не откладывая, записать автомобиль на диагностику в автосервис.

Вам также может понравиться
Gift icon
Забрать подарок
Открыть
прибыльный
автосервис
7 секретов от экспертов Wilgood: Как сэкономить 78 000 ₽ на обслуживании авто за год
Шабанов Олег Вячеславович
Эксперт в области обслуживания автомобилей

За годы работы в Wilgood я разработал систему ухода за автомобилем, которая экономит нашим клиентам в среднем 78 000 ₽ в год. Эти простые приемы подходят для любой марки авто и не требуют специальных навыков.

Наш опыт показывает, что 70% крупных ремонтов можно предотвратить, если вовремя обратить внимание на мелкие детали. Именно поэтому мы в Wilgood разработали уникальную методику диагностики, которая позволяет выявлять проблемы на ранней стадии.

Применяя наши советы, вы не только сэкономите деньги, но и продлите срок службы вашего автомобиля минимум на 50 000 км. Скачивайте бесплатно и используйте уже сегодня: