Автосервисы
Wilgood в Москве
Ваш регион: Москва и МО
Звоните c 09:00 до 21:00
+7 (800) 301-72-18
Только до
Бесплатная диагностика автомобиля по 41 параметру
Оставить заявку
Только до
Бесплатная диагностика автомобиля по 41 параметру
Оставить заявку

Как заменить датчик температуры: признаки неисправности, проверка, алгоритм замены

13.02.2024
1102
Время чтения: 15 минут
Обновлено: 12.02.2024
Сохранить статью:
Как заменить датчик температуры: признаки неисправности, проверка, алгоритм замены

Как заменить датчик температуры? Первое, что необходимо сделать – диагностировать неисправность. Если виноват датчик, то заменить его несложно: необходимо слить антифриз с системы охлаждения, отсоединить от разъема, снять старый и установить новый.

Что нужно знать? Главное – не перепутайте ДОТЖ с ДУТОЖ: первый отвечает за работу ДВС и связан с ЭБУ, второй лишь выводит показания на приборную панель. Где находится датчик, указано в инструкции по эксплуатации. И еще один важный момент – после замены устройства нужно залить новый антифриз. Но давайте обо всем по порядку.

Принцип работы датчика температуры охлаждающей жидкости

Аббревиатура ДТОЖ расшифровывается как датчик температуры охлаждающей жидкости. Это устройство, которое отвечает за эффективное поддержание работы двигателя внутреннего сгорания. Его основная задача — предотвратить перегрев мотора и обеспечить его быстрое прогревание.

Важно отметить, что ДТОЖ и датчик указателя температуры охлаждающей жидкости (ДУТОЖ) — это два различных устройства, которые часто путают. Первый передаёт собственные показания электронному управляющему двигателем модулю, в то время как второй информирует водителя о температуре ОЖ системы. Поломка ДУТОЖ не вызовет серьезных последствий, в отличие от выхода из строя ДТОЖ.

Датчик температуры схож по своему устройству с резистором. Его конструкция предусматривает изменение сопротивления тока при температурных колебаниях окружающей среды. Полученные данные регистрируются и применяются для управления двигателем внутреннего сгорания.

Современным датчикам температуры предшествовали термореле, которые использовались в системах впрыска. Эти устройства регулировали нагрев двигателя: при открытых контактах он становился горячим, а при замкнутых – достигал рабочей температуры.

Но технологический прогресс привел к появлению современных ДТОЖ, в основе которых лежит термистор. Они используют оксиды кобальта и никеля, способные изменять сопротивление в зависимости от температурных значений. При их росте у этих веществ увеличивается значение свободных электронов, что приводит к уменьшению резистивности устройства.

Некоторые термисторы в ДТОЖ выделяются отрицательным температурным коэффициентом. Благодаря этому они выдают максимальные значения при холодном двигателе. Напряжение с коэффициентом примерно в 5 вольт подается на датчик, после чего сопротивление термистора начинает уменьшаться по мере прогревания силового агрегата.

Как заменить датчик температуры

Электронный блок управления (ЭБУ) двигателя наблюдает за скачками напряжения, производит подсчет температуры охлаждающей жидкости и регулирует состав топливной смеси (ТВС). При неисправности термистора может возникнуть ошибка в связке ТВС, что приведет к увеличенному загрязнению атмосферы и высокому износу свечей зажигания.

Недостаточное количество оборотов двигателя при запуске может привести к его остановке. Чтобы предотвратить это, команда ЭБУ может увеличить их число. Важно, чтобы клапан рециркуляции был закрыт во время запуска и до достижения двигателем рабочей температуры, чтобы обеспечить управляемость. Если этого нет, обороты будут нестабильными, что может привести к остановке.

Правильная работа датчика также влияет на угол зажигания, который регулируется системой. Это повышает эффективность и снижает выбросы вредных газов. Кроме того, мощность и тяга двигателя, наравне с уровнем потребления топлива, прямо зависят от работы системы управления ДВС.

Признаки неисправности датчика температуры

Обычно считается, что датчик температуры охлаждающей жидкости достаточно надежен по своей конструкции. Но, в конечном счете, практически каждый агрегат транспортного средства подвержен износу. В случае с ДТОЖ возникает проблема нарушения градуировки. Это приводит к неожиданному изменению сопротивления, неправильной работе ЭБУ.

Как заменить датчик температуры

Однозначным признаком неисправности датчика температуры ОЖ является тот факт, что вентилятор не включается при повышении температуры выше заданных значений. Если в машине есть вместе и основной, и дополнительный датчики, этот показатель не достоверен. Тогда более точная индикация неисправности – окисление проводки или выход из строя дополнительного датчика. Определить возможные проблемы с ДТОЖ можно по следующим признакам:

  • уменьшение оборотов двигателя или его самостоятельная остановка на холостом ходу;
  • увеличенное время прогрева автомобиля;
  • частые ситуации, когда двигатель выходит за рамки оптимального температурного режима во время работы;
  • повышенный расход топлива;
  • ухудшение контроля над автомобилем со стороны водителя;
  • из выхлопной трубы можно заметить черный дым;
  • нестабильная работа двигателя.

Помимо этого, иногда возникают детонационные постукивания в двигателе. У некоторых старых моделей машин имеется специальный контроллер, который сигнализирует о выходе стрелки за пределы критической зоны, требуя немедленной остановки автомобиля. В таком случае также возможна неисправность ДТОЖ. В более современных моделях водителей предупреждает о перегреве двигателя бортовой компьютер. Однако такое сообщение не всегда обозначает поломку конкретно датчика, часто причина заключается в обрыве проводки и ее окислении.

Проверка датчика температуры ОЖ

Иногда возникают неисправности в датчике температуры охлаждающей жидкости по причине механических повреждений, износа деталей, некачественного исполнения, отказа термостата, утечки охлаждающей жидкости, использовании низкокачественного антифриза. В таких случаях часто приходится самостоятельно справляться с проблемой в быстрые сроки. Для первичной диагностики можно воспользоваться термометром и тестером.

Как заменить датчик температуры

Надо взять емкость с водой и следовать перечисленным ниже указаниям:

  • Необходимо поместить датчик в подготовленную емкость, заполненную водой.
  • Вторым шагом является установка вашего тестера в режим омметра или вольтметра и установка его стержней на выводы датчиков.
  • Сопротивление датчика в режиме омметра должно быть в диапазоне от 1,5 до 1,7 кОм при комнатной температуре.
  • Далее необходимо погрузить датчик в горячую воду и проанализировать показания прибора. Сопротивление будет возрастать по мере охлаждения воды.
  • Последним шагом является сравнение показаний с характеристиками, указанными в двух таблицах. Показания должны соответствовать этим значениям:
Температура, градусы Цельсия Сопротивление рабочего элемента, Ом
0 7 300–7 500
+20 2 600–2 800
+40 1 000–1 200
+60 500–600
+80 300–350
+100 160–180

При отсутствии реакции на изменение температуры необходимо заменить систему ДТОЖ. Этот метод поможет выявить и устранить основные неисправности, которые в ней возникли.

Как заменить датчик температуры ОЖ: пошаговая инструкция

Ниже мы поэтапно расскажем, как заменить датчик температуры двигателя:

  • Шаг 1: Слейте радиатор.

Под большинством машин, обычно на стороне водителя, радиатор оснащен двумя различными сливными пробками. Одна из них представляет собой нефтяной кран, расположенный с левой стороны радиатора, близ главной сливной пробки.

Как заменить датчик температуры

Чтобы избавиться от охлаждающей жидкости в радиаторе есть два варианта: первый — снять клапан слива и позволить жидкости медленно вытечь, второй — избавиться от сливной пробки и дождаться быстрого стока значительного объема жидкости. Основываясь на индивидуальной ситуации и доступных средствах для сбора охлаждающей жидкости, выберите более подходящий.

  • Шаг 2: Замените сливную пробку.

Перед замещением ОЖ после слива из радиатора, надо использовать новую пробку сливного отверстия или временно вставить клин. Это придаст уверенности в том, что вы не пропустите данный шаг перед добавлением новой охлаждающей жидкости после замены датчика температуры охлаждающей жидкости.

  • Шаг 3: Снимите электронный жгут с ДТОЖ.

Пришло время заняться поиском и удалением датчика температуры охлаждающей жидкости. Вначале отсоедините электронный жгут, который подключен к датчику. Обычно он фиксируется с помощью пластикового зажима. Чтобы его удалить, возьмите отвертку с плоской головкой и аккуратно поднимите его с внешней стороны датчика температуры.

  • Шаг 4: Снимите ДТОЖ.

Как заменить датчик температуры

С помощью 1/4-дюймового приводного гнезда и удлинителя и 19-миллиметрового гнезда правильного размера отсоедините датчик от блока цилиндров и снимите его до конца.

  • Шаг 5: Очистите отверстие, в котором расположено устройство.

Перед установкой нового датчика температуры охлаждающей жидкости необходимо обязательно очистить область вставки. В некоторых случаях грязь, мусор и прочие частицы могут негативно повлиять на его работу, поэтому важно убедиться в чистоте этой зоны.

  • Шаг 6: Установите новый датчик.

Аккуратно введите ДТОЖ в отверстие для установки, тщательно выровняв его с двигателем. Вытащите удлинитель, расположенный на храповнике, и затяните датчик вручную, используя соответствующее гнездо и удлинитель.

  • Шаг 7: Присоедините жгут проводов к датчику.

После того, как это устройство будет успешно затянуто, снова подключите жгут проводов. Он должен защелкнуться на месте: услышите щелчок, свидетельствующий о правильности выполнения работы.

  • Шаг 8: Убедитесь в том, сливная пробка радиатора хорошо затянута.

Как заменить датчик температуры

  • Шаг 9: Добавьте в радиатор новую охлаждающую жидкость.

Если уже слили охлаждающую жидкость из радиатора, то настоятельно рекомендуется добавить новую, чтобы обеспечить правильную работу ДТОЖ. Следует приобрести ту, которая соответствует рекомендациям производителя автомобиля, и смешать ее с дистиллированной водой.

  • Шаг 10: Добавьте охлаждающую жидкость в резервуар ОЖ.

Возможно, при первом пуске автомобиля потребуется долить немного ОЖ. При этом рекомендуется быть осторожным и добавлять ее с аккуратно, чтобы снизить возможность образования воздушных пузырьков в системе охлаждения.

  • Шаг 11: Опустите автомобиль с подставок.

Верните машину обратно на землю.

Теперь вы знаете, как заменить датчик температуры.

Часто задаваемые вопросы о замене датчика температуры

Отвечаем на популярные вопросы.

Что может привести к поломке ДТОЖ?

Низкокачественный антифриз и моторное масло могут вызвать неправильную работу датчика. Это объясняется высокой чувствительностью его наконечника. Если на поверхности образуются кристаллики жидкости, датчик начинает функционировать неверно. Утечка ОЖ, в свою очередь, грозит износом прокладки. Помимо этого, неправильная работа датчика может быть вызвана цепным замыканием и скачком напряжения.

Чем ДТОЖ отличается ДТУОЖ?

Иногда автовладельцы путают эти датчики, что может усложнить процесс их замены. ДТУОЖ — устройство, которое передает информацию на панель управления, а ДТОЖ работает с электронным блоком управления и выполняет функцию регулирования. Когда температура повышается, происходит уменьшение сопротивления датчика. Благодаря ЭБУ в системе регулируется температура охлаждающей жидкости. Важно не путать эти два типа датчиков.

Где находится ДТОЖ?

В большинстве случаев датчик устанавливается на выпускном патрубке блока цилиндров. Именно здесь охлаждающая жидкость покидает двигатель, достигая высокой температуры, перед тем как попасть в радиатор. Для более точного контроля нагрева в некоторых современных моделях машин устанавливают на патрубке входа и выхода два контроллера.

Датчик температуры охлаждающей жидкости, будучи важной составляющей, хорошо функционирующего двигателя, позволяет обеспечить его безопасную работу. Поэтому крайне важно обеспечивать исправность и грамотное выполнение всех функций данного элемента. Чтобы произвести замену или провести проверку ДТОЖ в вашем транспорте, нужно надлежащим образом следовать рекомендациям, подробно изложенным в данной статье.

Вам также может понравиться
Екатерина Баранукова
менеджер
🔥 В автосервис бесплатно!
Екатерина Баранукова печатает …
3 документа, необходимых автовладельцу в 2024 году
Сергей Анатольевич Селевич
Эксперт в области обслуживания автомобилей

Каждый день количество автомобилей на дорогах увеличивается. С целью обеспечения безопасности движения меняются и законы. Для рядовых водителей важно своевременно узнавать о всех изменениях, чтобы избежать ненужных штрафов.

Мы подготовили подборку полезных документов, которые помогут вам не только быть в курсе всех нововведений, а также избежать лишних трат и даже сэкономить на ремонте. И да, это абсолютно бесплатно!

Скачивайте и используйте уже сегодня: