- Устройство главного цилиндра сцепления
- Замена главного цилиндра сцепления
- Инструменты
- Как заменить главный цилиндр сцепления
- Разборка
- Процедура сборки главного цилиндра сцепления
- Конструкция и замена рабочего цилиндра сцепления
- Как заменить рабочий цилиндр сцепления.
- Прокачка гидроприводов после ремонта и замены цилиндров сцепления
- Выбор тормозной жидкости
- Часто задаваемые вопросы о замене цилиндра сцепления
- Какие требования к месту выполнения работ по замене цилиндра сцепления?
- Какие аспекты следует учитывать при замене цилиндра сцепления?
- Способна ли рабочая жидкость системы сцепления накапливать воду?
Как заменить цилиндр сцепления? Во-первых, необходимо установить, какой именно узел вышел из строя. Всего их два: главный и рабочий цилиндры, которые похожи по конструкции, но имеют некоторые различия.
На что обратить внимание? Во-вторых, после диагностики и локализации неисправности стоит оценить узел на пригодность к ремонту. Если на нем обнаружены трещины или критический износ деталей, то без замены не обойтись.
Устройство главного цилиндра сцепления
Прежде чем рассмотреть, как заменить цилиндр сцепления, разберемся с устройством самой системы. Гидравлические элементы трансмиссии, которые передают крутящий момент от мотора к колесам, включают главный и рабочий цилиндры. ГЦС и РЦС обеспечивают работу привода сцепления.
Как действует ГЦ?
- В момент нажатия на педаль сцепления происходит передача усилия на поршень через толкатель. При выдвижении поршня перекрывается специальный клапан. Поэтому рабочая жидкость в той части ГЦС, где происходит ее сжатие, перетекает в отдельную емкость.
- Жидкость под давлением, которое создается в главном цилиндре, продавливается через штуцер и, попадая в гидравлическую систему, подается к РЦС.
- Рабочий цилиндр передает усилие на вилку сцепления. Когда педаль отпускается, обратная пружина возвращает поршень цилиндра в исходное положение.
Гидравлический привод сцепления работает по такому же принципу, как в тормозной или в других системах, где усилия передаются за счет жидкостей, не поддающихся сжатию. При этом обеспечивается эффективная передача импульса исполнительным устройствам.
При выборе главного или рабочего цилиндров сцепления для установки вместо неисправных деталей следует учитывать технические параметры, включая вариант крепления и подключения к системе. Кроме того, нужно обратить внимание на наличие в комплекте соответствующего бачка, длину поршня, диаметр штуцера и материал, из которого изготовлен корпус.
Таким образом, выбирая ГЦС на конкретную модель авто, следует учитывать определенный набор характеристик. Особое внимание специалисты рекомендуют уделить материалу изготовления. Главный цилиндр сцепления может иметь корпус из стали, алюминия, чугуна или полимеров.
Чаще всего встречаются чугунные и алюминиевые детали. Это усредненный вариант по качественным показателям. Дешевле всего обходится ГЦС с пластиковым корпусом, но такие детали не очень надежны и служат недолго. Наиболее прочными и долговечными являются стальные цилиндры, цена на которые достаточно высока ввиду технологической сложности их производства.
Замена главного цилиндра сцепления
В случае возникновения неполадок с главным цилиндром сцепления его необходимо демонтировать, произвести разборку и устранить выявленные дефекты. Затем производится сборка и установка отремонтированной детали. Владелец автомобиля, имеющий базовые навыки в области ремонта, может сделать эту работу своими силами. В противном случае более предпочтительным вариантом будет замена цилиндра в сборе.
Инструменты
Чтобы выполнить снятие, ремонт и установку этого агрегата, понадобятся определенные инструменты и материалы:
- набор рожково-накидных ключей;
- трещотка с комплектом головок;
- тонкая отвертка с длинной рабочей частью для работы в труднодоступных местах;
- пассатижи-круглогубцы;
- пол-литра тормозной жидкости, соответствующей требованиям, указанным в инструкции по эксплуатации транспортного средства;
- универсальная смазка WD-40;
- небольшой контейнер для сбора старой тормозной жидкости;
- шланг для прокачки сцепления;
- шприц объемом от 22 до 50 мл для точного дозирования и заправки жидкостей.
Как заменить главный цилиндр сцепления
- Открепить ремень, который держит расширительный бачок, и отвести его в сторону.
- Открутить крышку бачка, чтобы открыть его.
- С помощью шприца откачать тормозную жидкость.
- Используя рожковый ключ на 13, открутить штуцер трубки, которая опускается к рабочему цилиндру.
- Ослабить хомут, демонтировать рукав со штуцера главного цилиндра сцепления и слить остатки рабочей жидкости в контейнер.
- С помощью удлинителя и головки на 13 открутить два крепления на шпильках.
- Извлечь главный цилиндр сцепления руками из посадочного отверстия.
Для примера рассмотрим процесс демонтажа, восстановления и замены ГЦС на ВАЗ-2107.
Разборка
Прежде чем приступить к разборке, необходимо основательно очистить деталь от грязи, пыли и следов утечек. Процедура разборки выполняется следующим образом:
- Зафиксировать снятый главный цилиндр сцепления в тисках. Затем, используя ключ на 22, ослабить пробку и извлечь пружину, которая возвращает поршень в начальное положение.
- Отверткой снять защитный колпачок.
- Используя круглогубцы, снять стопорное кольцо.
- Осторожно вытолкнуть поршень из цилиндра отверткой с той стороны, где расположена пробка. Разложить все элементы ГЦС на верстатке.
- При помощи отвертки высвободить стопорную шайбу и извлечь штуцер из его гнезда.
- Очистить проволокой входное и компенсационное отверстия.
Каждый раз при разборке/сборке главного цилиндра сцепления следует устанавливать новые уплотнительные кольца. Выполняется это следующим образом:
- Отверткой аккуратно отодвинуть уплотнительное кольцо.
- Промыть поршень в чистой тормозной жидкости. Для этой процедуры не следует использовать растворители, бензин или солярку, так это может нанести вред резиновым деталям.
- Используя отвертку, нужно установить манжеты (с матовой стороны в сторону педали, с блестящей — по направлению заглушки).
Процедура сборки главного цилиндра сцепления
- Очистить внутреннюю поверхность ГЦС тормозной жидкостью РОСА DОТ-4.
- Смазать шток и уплотнительные элементы (используется та же тормозная жидкость).
- Установить поршни в цилиндры в обратной последовательности из разборки.
- Установить фиксирующее кольцо на посадочное место и с другой стороны корпуса вставить обратную пружину.
- Завернуть пробку, предварительно установив медную шайбу.
Установка главного цилиндра сцепления производится в обратной последовательности его демонтажа. Особое внимание следует уделить правильному расположению толкателя в поршень и равномерному затягиванию крепежных гаек.
Конструкция и замена рабочего цилиндра сцепления
Устройство РЦС не отличается особой сложностью. Этот узел включает:
- корпус детали, который может быть выполнен из пластика или железа;
- клапан выпуска воздуха, который крепится на корпусе и используется для прокачки сцепления;
- возвратную пружину;
- рабочий поршень;
- толкатель, который передает усилие на вилку сцепления;
- стопорное кольцо;
- резиновые детали (уплотнительные элементы и манжет).
Чрезмерный износ или дефекты некоторых вышеперечисленных комплектующих РЦС могут привести к неправильной работе сцепления, на что указывает ряд характерных признаков.
Необходимость ремонта или замены рабочего цилиндра сцепления возникает при наличии следующих признаков:
Скачай приложение бесплатно и получи 300₽ в подарок
Мы разработали мобильное приложение!
После регистрации в приложении мы дарим Вам подарок -
300 БОНУСОВ, которыми вы можете оплатить часть работ
- Кэшбек 5% от каждого заказ-наряда
- Удобное оформление онлайн-заявки на запись с выбором удобного автотехцентра
- Актуальные анонсы о проводимых акциях и персональных предложениях
Установите приложение за 2 простых действия:
- Резкое снижения уровня рабочей жидкости в расширительном бачке (в результате наличия протеканий) часто становится следствием изношенных манжет РЦС или поврежденного шланга. При этом под авто будут появляться маслянистые пятна.
- Чрезмерно мягкий ход или проваливание педали сцепления указывает на завоздушивание системы. Если прокачка магистрали не привела к полному устранению таких симптомов, следует провести осмотр состояния РЦС. Если видны следу утечки рабочей жидкости, возможно, на корпусе цилиндра присутствует трещина или износился манжет. В этих случаях понадобится разборка и ремонт детали.
- Постепенное опускание педали сцепления при отсутствии улучшений с изменением ее высоты, проблемы при переключении передач указывают на возможное повреждение пружины в рабочем цилиндре, что говорит о необходимости ее замены.
Когда становится ясно, что проблемы со сцеплением обусловлены неисправностью РЦС, не следует сразу же принимать решение по замене этой детали.
Ремонтный комплект РЦС в зависимости от модели транспортного средства может включать набор элементов, подвергающихся наибольшему износу: возвратная пружина, поршень, манжет, уплотнительные элементы и т. д.
Следуя представленному ранее алгоритму, совсем несложно произвести снятие, ремонт и установку рабочего цилиндра. Как правило, эта деталь расположена на картере КПП.
Как заменить рабочий цилиндр сцепления.
- Демонтировать крепежные болты и отсоединить толкатель от вилки. Затем нужно переходить к снятию шланга, который подключен к ГЦС.
- Поскольку в шланге содержится рабочая жидкость, необходимо заглушить его с помощью подходящей по диаметру пробки. Мастера рекомендуют слить всю гидравлическую жидкость, чтобы затем промыть систему гидропривода от загрязнений.
- После снятия цилиндр подвергается разборке и ремонту. Если корпус выполнен из металла, его можно зафиксировать в тисках. В случае пластиковой конструкции такое решение может привести к повреждению детали.
- После отсоединения воздушного клапана следует снять внешний манжет. Затем в зависимости от конструкции необходимо извлечь стопорное кольцо для доступа к штоку. После разборки следует тщательно проверить пружину, шток и зеркало цилиндра на наличие механических дефектов.
- Перед сборкой важно промыть все элементы РЦС тормозной жидкостью. При этом необходимо помнить, что использование бензина, солярки, машинного масла или воды недопустимо. Такие жидкости могут вызвать разбухание резиновых деталей. Сборку цилиндра следует проводить в обратной последовательности.
- При проведении ремонта нужно заменить все резиновые компоненты, такие как манжеты, уплотнительные кольца и т. д. независимо от их состояния.
При некоторых дефектах ремонт РЦС будет невозможен:
- на корпусе РЦС присутствуют трещины;
- увеличена выработка зеркальной поверхности корпуса, обусловленная дефектом штока.
В таких случаях нужно купить новый рабочий цилиндр сцепления и установить его вместо неисправной детали.
Прокачка гидроприводов после ремонта и замены цилиндров сцепления
После установки нового цилиндра требуется провести процедуру прокачки гидравлической системы. Для этого необходимо присоединить шланг к специальному штуцеру, который чаще всего закрыт защитным колпачком. Второй конец этого шланга нужно опустить в емкость для слива жидкости. Вначале следует слегка открутить штуцер прокачки на несколько оборотов, не снимая его полностью. Потом расширительный бачок сцепления заполняют рабочей жидкостью.
На следующем шаге необходимо нажимать на педаль сцепления до тех пор, пока не прекратится выход воздушных пузырьков. Если после пяти-шести циклов не будет вытекать чистая жидкость из штуцера, необходимо осуществить настройку привода.
Для выполнения прокачки нужен помощник, который будет находиться в кабине авто и выжимать педаль сцепления. В этот момент второй участник процесса наблюдает за качеством жидкости и ее уровнем в расширительном бачке (уровень не должен падать слишком сильно, так как это приведет к повторному попаданию воздуха в систему). Нажатия на педаль следует выполнять до тех пор, пока из системы не будет удален весь воздух.
Существует альтернативный и более быстрый метод прокачки. Для этого в бачке системы создается давление. К примеру, подать воздух через трубку из накачанной шины или самостоятельно подуть в расширительный бачок через чистую марлю (как правило, на моделях ВАЗ достаточно 2–3 наддува).
Выбор тормозной жидкости
Основными параметрами для выбора рабочей жидкости системы сцепления выступают температура кипения и вязкость. Помимо этого следует учитывать еще ряд особенностей:
- Нельзя использовать составы, разрушающие резиновые детали или способствующие потере эластичности. В точках соединения гидропривода и цилиндров сцепления находятся специальные уплотнительные элементы (манжеты). Чтобы гидравлическая система сцепления оставалась герметичной, резиновые уплотнители при контакте с тормозной жидкостью должны сохранять свою прочность и целостность. Допускается увеличение объема манжет в пределах 10 %.
- Рабочая жидкость должна смазывать трущиеся детали. Это свойство влияет на скорость износа комплектующих цилиндров сцепления (поршней, зеркал, резиновых уплотнителей).
- Способность не утратить свои свойства при изменениях температуры. Рабочая жидкость в системах сцепления должна сохранять свои характеристики в интервалах от -40 °C до +100 °C, не оставляя осадка на поверхности трубок и комплектующих.
В соответствии с требованиями по техническому обслуживанию автомобилей замену рабочей жидкости в системах сцепления следует производить с интервалом в 2–4 года. Периодичность обслуживания зависит от ряда факторов, включая условия эксплуатации и состояние авто. Важно отметить, что признаком, указывающим на необходимость немедленной замены рабочей жидкости, является изменение ее цвета.
Современные производители тормозных жидкостей допускают их смешивание лишь в случае, если они имеют одинаковые характеристики и состав. В противном случае это может привести к неисправностям гидравлического привода сцепления.
Часто задаваемые вопросы о замене цилиндра сцепления
Какие требования к месту выполнения работ по замене цилиндра сцепления?
Для такой процедуры следует установить автомобиль на ровной и устойчивой поверхности. Транспортное средство следует зафиксировать на подъемнике или с помощью надежной подпорки таким образом, чтобы обеспечить стабильность и предотвратить случайное движение в процессе выполнения работ.
Какие аспекты следует учитывать при замене цилиндра сцепления?
Обязательно используйте защитные очки, перчатки и другие индивидуальные средства, позволяющие избежать травм и контакта с опасными веществами.
Способна ли рабочая жидкость системы сцепления накапливать воду?
Тормозная жидкость, используемая в гидравлическом сцеплении, отличается гигроскопичностью. Накапливая влагу, она меняет свои характеристики. Кроме того, избыточная влага способствует коррозии деталей системы.
Замена цилиндра сцепления выполняется только в крайних случаях. Производители предлагают широкий выбор надежных ремкомплектов для этого узла. Выяснить ремонтопригодность цилиндра сцепления можно только после его полной разборки. Необходимо осмотреть внутренние комплектующие на предмет наличия дефектов.
Особое внимание следует уделить состоянию сальников и пружины. В ситуациях, когда большинство комплектующих изношены или имеют дефекты, не рекомендуется проводить ремонт. Кроме того, полная замена цилиндра сцепления понадобится, если на его корпусе присутствуют даже небольшие трещины.