Автосервисы
Wilgood в Москве
Ваш регион: Москва и МО
Звоните c 09:00 до 21:00
+7 (800) 301-72-18
Только до
Дарим купон на бесплатную проверку автомобиля по 41 параметру
Забрать купон
Только до
Дарим купон на бесплатную проверку автомобиля по 41 параметру
Забрать купон

Заклинили тормоза: основные причины и способы решения проблемы

16.05.2024
1708
Время чтения: 16 минут
Обновлено: 28.10.2024
Сохранить статью:
Заклинили тормоза: основные причины и способы решения проблемы

О чём речь? Если заклинили тормоза, автомобиль уводит в сторону, ухудшается накат, греются колёса, появляются запах горелых колодок и посторонние звуки. Эти сигналы игнорировать нельзя.

Почему это произошло? Причины могут быть разными. Самые распространённые: колодки прикипели к дискам или износились и утратили работоспособность, произошла утечка в тормозном шланге, заело поршень, возник дефект в направляющих суппортов. Спасет профессиональная диагностика, если водитель самостоятельно не может установить причину неполадки.

Принцип работы системы торможения

Заедание тормозов – это серьезная и часто опасная неисправность, при которой колодки жестко прилегают к диску, даже если вы не нажимаете на педаль. Обычно их заклинивает лишь на одном из колес, что позволяет продолжать движение, не осознавая существующую проблему. Однако если заедание достигает критического уровня, то появляются явные симптомы, игнорировать которые невозможно.

Принцип работы системы торможения

Любая поломка данной системы автомобиля – заклинивает педаль тормоза, стерлись тормозные диски и прочее – делает вождение опасным не только для водителя, но и для остальных участников движения. Поэтому законодательство строго запрещает эксплуатацию таких транспортных средств (ТС). Для понимания того, почему могут возникать подобные проблемы, важно знать устройство тормозной системы. Она включает в себя тормозные диски или барабанные колодки, замедляющие скорость автомобиля механическим способом.

Процесс функционирования этой системы автомобиля начинается с активации педали тормоза. При этом поршень в главном цилиндре начинает двигаться, толкая тормозную жидкость через шланги. Эта жидкость передает давление на цилиндры колес, которые прижимают колодки с фрикционной смесью к дискам или барабанам, что и замедляет ход автомобиля.

Дополнительно система оснащена расширительным бачком для жидкости и вакуумным усилителем, что позволяет эффективно снижать скорость даже при легком нажатии на педаль. Многие современные ТС также комплектуются электронной системой АБС, предотвращающей блокировку колес при торможении.

Семь признаков заклинивания тормозов

  1. Ухудшение наката. Когда автомобиль находится в движении с включенной нейтральной передачей и не нажимается на тормоз, есть впечатление его замедления. Два дополнительных признака, по которым опытные водители замечают ухудшение качества наката: повышенный расход топлива, изменения в работе двигателя (напряжение, словно ТС едет в гору). Но когда машина стоит на склоне на нейтральной передаче без использования ручного тормоза, она не стремится самостоятельно катиться вниз.
  2. Греются колеса. Когда автомобиль интенсивно тормозит, все покрышки становятся горячими, так как кинетическая энергия преобразуется в тепловую. Это принцип действия системы. Однако если заклинит одно из тормозных устройств, то колесный диск, связанный с этим механизмом, нагреется гораздо сильнее, чем остальные.
  3. Автомобиль уводит в сторону. Когда одно из колес ТС замедляется хуже других, оно проходит меньшее расстояние. Это особо заметно на заднеприводных машинах, если возникает проблема с одним из передних тормозов.
  4. Вибрации руля. Если передний тормоз заедает, это чувствуется через рулевое колесо в виде дрожания. Когда заклинит задние – вибрировать будет весь автомобиль. Это заставляет машину вести себя нестабильно, что заметно с водительского места. Но такие признаки не всегда однозначно указывают на проблемы с тормозами, они могут быть вызваны и другими факторами.
  5. Запах горелых колодок. Когда деталь в тормозной системе заклинивает, она нагревается до высоких температур. Появляется запах горелых колодок. Игнорирование проблемы ведет ухудшению. Со временем начинает неприятно пахнуть испаряющаяся тормозная жидкость и смазка подшипников ступицы.
  6. Посторонние звуки. Задние тормоза иногда издают писк только при движении назад, при поездке вперед таких звуков не наблюдается. Скрип, свист или хруст могут возникать при зажатии колодок, которые истерлись до металла и вызывают дополнительный шум.
  7. Автомобиль дергается при движении. Если тормоза не заклинило окончательно, автомобиль через время начинает двигаться рывками, создавая ощущение, будто он передвигается по неровной поверхности, например, шиферу. Это связано с тем, что сила торможения распределяется по диску системы неравномерно.

Почему заклинили тормоза и что делать

Рассмотрим причины такой ситуации:

Тормозные колодки прикипели к дискам

Почему заклинили тормоза

Вы вернулись с отпуска и обнаружили, что машина, оставленная на стояночном тормозе, не трогается с места. Причина может заключаться в следующем: за это время между дисками и колодками могла скопиться вода, вызвавшая образование ржавчины, что прочно их сцепила. Чтобы разрешить проблему, надо поднять автомобиль на домкрат, выявить, какое заклинило колесо, снять его. Затем отверткой аккуратно разделить тормозные колодки и диск.

Износ частей системы

Представьте ситуацию: вы разъединили застрявшие тормозные колодки и заметили их износ. Диск теперь напоминает виниловую пластинку с многочисленными полосками и даже мелкими вмятинами. До отпуска вы уже сталкивались с заеданием тормозов и их периодическим скрипом. Это явные признаки того, что части системы изношены. Обычно колодки изнашиваются первыми.

Тогда после примерно 40 тысяч километров абразивный слой истончается, торможение становится менее эффективным и требует от водителя более решительного нажатия на педаль. Чтобы предотвратить износ тормозных колодок, единственным решением является их замена.

Диски служат вдвое дольше, их часто ремонтируют с помощью проточки для восстановления ровности поверхности. Но стоит помнить, что такую процедуру допустимо выполнять лишь два-три раза. Если толщина диска уменьшилась на 3 мм с момента установки, требуется его замена. При этом процессе могут возникнуть сложности. Например, диски могут застрять на ступице из-за воздействия тепла и влажности. Во избежание подобных проблем специалисты советуют использовать медную смазку на ступицу, что облегчает демонтаж диска в будущем.

Почему заклинили тормоза

Утечка в тормозном шланге

Представьте себе ситуацию: вы нажали на тормоз, но вместо остановки педаль ушла в пол. При осмотре под автомобилем заметили на асфальте следы жидкости. Это, вероятно, указывает на утечку в тормозной системе. Обнаружение такой проблемы до начала движения — большая удача. Ведь отсутствие рабочих тормозов может стать причиной серьезного ДТП.

В этом случае лучше самому найти место утечки или вызвать эвакуатор, чтобы доставить автомобиль в сервис. В крайнем случае, можно медленно доехать до ближайшей СТО, активировав аварийные огни и используя ручной тормоз для остановки. Если в системе нет жидкости, как временная мера подойдет вода/антифриз, хотя это и не самое надежное решение.

Клинят направляющие суппортов

Прежде всего, рассмотрим наименее заметные причины заклинивания тормозов на машине. Если вы осмотрели шины, тормозные диски и колодки и не обнаружили под ТС никаких жидкостей, тормозная система может заедать, словно колодки встречают невидимое препятствие.

Когда внешний осмотр не выявил проблем, следует заняться внутренним устройством. Возможно, дело в суппорте, который перемещает колодки в сторону тормозного диска. Для его демонтажа надо отвернуть два болта на направляющих и извлечь поршень. За ними скрыты пыльники и «пальцы» направляющих.

Если смазка на них потемнела или высохла, требуется ее замена. Для направляющих не стоит использовать медную — она достаточно агрессивная и может повредить резиновые манжеты. Но ее можно нанести на тыльную сторону колодок, чтобы избежать скрипов или других посторонних звуков при торможении. А для направляющих лучше использовать аэрозольную смазку.

Заедает поршень

Заклинивание поршня суппорта тормоза часто возникает по аналогичным причинам, что и проблемы с направляющими. То есть из-за высыхания или загрязнения смазки под пыльником. Чтобы исправить это, надо демонтировать суппорт, снять колодки и скобы, а затем вытолкнуть поршень, действуя тормозной педалью до тех пор, пока не появится край резинового пыльника. Под ним и скрывается смазка. Ее надо аккуратно удалить с помощью тряпки и заменить на новую. Вернуть поршень на место можно вручную или используя инструменты, такие как газовый ключ.

Агрессивная езда

Почему заклинили тормоза

Часто использование тормозов на загруженных городских дорогах, как, например, в пробках, где машины движутся медленно, и эта система не охлаждается должным образом, может привести к перегреву даже без агрессивного стиля вождения. В результате частой интенсивной остановки тормоза не успевают остыть, что вызывает тепловую деформацию компонентов и может привести к тому, что их на машине заклинит.

Дополнительные причины, почему заклинили передние тормоза

Нередко передние колеса автомобиля может заклинить, причем не всегда оба одновременно. Иногда ТС не может тронуться, так как «застревают» оба. В других случаях, они могут вращаться, но с трудом и скрипом. Это серьезная угроза безопасности, особенно если игнорировать проблему и продолжать движение. Бывает, что клинит только одно колесо, а второе вращается свободно. Давайте выясним, что может быть причиной этого:

Скачай приложение бесплатно и получи 300₽ в подарок

Мы разработали мобильное приложение!
После регистрации в приложении мы дарим Вам подарок - 300 БОНУСОВ, которыми вы можете оплатить часть работ

  • Кэшбек 5% от каждого заказ-наряда
  • Удобное оформление онлайн-заявки на запись с выбором удобного автотехцентра
  • Актуальные анонсы о проводимых акциях и персональных предложениях

Установите приложение за 2 простых действия:

  • Тормозная педаль настроена некорректно, либо вовсе лишена нужного свободного хода.

Для нормального функционирования этой детали необходимо поддерживать достаточный зазор между толкателем и поршнем главного цилиндра, что можно отрегулировать.

  • Проблемы с пружиной, которая удерживает тормозные колодки.

Случается, что этот амортизатор не обязательно ломается или трещит, но может потерять свойства из-за растяжения. Когда металл испытывает «усталость», это снижает его функциональность. Тогда лучше заменить ослабленную пружину, чтобы обеспечить надежную работу механизма.

  • Вакуумный усилитель работает неправильно.

Есть несколько возможных причин, по которым может происходить заедание. Среди них – расширение диафрагмы, защемление защитного колпачка или уплотнителя крышки. Важно также проверить положение регулировочного болта усилителя: он не должен быть перетянут. Надо, чтобы он слегка торчал из главного цилиндра.

  • Проблема c фрикционной накладкой тормозной колодки.

Проблемы с прокладкой могут быть разными. Она может изнашиваться, рваться или становиться слишком тонкой. Это часто ведет к необходимости замены не только самой прокладки, но и колодки. Помните, что при этом надо также поставить новую парную. Это необходимо, чтобы обеспечить одинаковую толщину обеих прокладок, в противном случае, автомобиль может начать отклоняться от прямой траектории движения.

Почему заклинили тормоза

  • Поршень в тормозном цилиндре колеса застрял.

Неисправности в тормозной системе могут возникнуть в любом авто, поэтому важно знать, как устранять их. Возможные причины включают использование тормозной жидкости низкого качества, неправильное расположение цилиндра в суппорте. Также может быть виновата ржавчина и коррозия на поршнях. Для решения проблемы следует разобрать цилиндр, тщательно очистить и промыть его компоненты тормозной жидкостью. Затем собрать обратно. После – заполнить систему качественной тормозной жидкостью и провести прокачку системы.

  • Иногда передние тормоза могут заедать из-за того, что манжеты на колесном цилиндре изменили форму либо расширились.

При попадании масла, бензина или других жидкостей в тормозную систему манжеты главного или колесных цилиндров могут разбухнуть. Это приводит к их заклиниванию. Как следствие – к проблемам с тормозами. Проблема устраняется путем замены манжет. Также рекомендуется периодически осматривать состояние этих компонентов и заменять их при необходимости, даже если внешне они выглядят исправными, особенно при разборке автомобиля по любой причине.

  • Пятна окисления на направляющих.

Чтобы передние тормоза не заедали, важно очистить и смазать направляющие. Такая профилактика избавит вас от необходимости разбираться в причинах их неполадок.

  • На основном тормозном цилиндре обнаружено загрязнение компенсационного отверстия.

Хотя это и сложный процесс, который требует значительных усилий и грязной работы, дополнительные запасные части не потребуются. Благодаря этому затраты на ремонт останутся на минимальном уровне. Для устранения проблемы необходимо очистить отверстие и выполнить прокачку системы тормозной гидравлики.

  • Поршни в главном и колесных тормозных цилиндрах заклинило.

Решить эту проблему под силу лишь тем автовладельцам, кто обладает опытом в ремонте и обслуживании разных систем ТС. Но лучше обратиться к профессионалам. Специалисты смогут точно определить источник проблемы и приступят к ее устранению. Иногда достаточно просто тщательно очистить и смазать заедающие элементы. Важно также проверить состояние шлангов – они могут быть пережаты хомутами, особенно если на них образовалась ржавчина. В таких случаях целесообразно заменить их или хотя бы ослабить, и тщательно прочистить шланг.

Что делать, если тормоза заклинили в пути

Чтобы определить неисправное колесо, сначала рекомендуется дать машине остыть в течение получаса. После этого следует провести тест: проехать около 20–30 метров, остановиться и осторожно дотронуться до всех четырех дисков через специальные отверстия. Горячий укажет на проблему с соответствующим колесом. Перед его снятием ТС нужно поднять на домкрат. Если диски нужно быстро охладить, можно аккуратно облить их уже немного остывшую поверхность холодной водой, избегая сильного температурного перепада, который может повредить диск.

Почему заклинили тормоза

Когда ручной тормоз заедает, чаще всего проблема заключается в повреждении внутренней или внешней оболочки троса. Иногда может ослабнуть и возвратная пружина, требующая замены. Ржавчина и загрязнения также склонны накапливаться на возвратных скобах, которые следует очистить и обработать специальным составом, например, «ВД-40».

Если времени на все эти процедуры не хватает, можно временно решить проблему. Для этого надо аккуратно ударить молотком по возвратной скобе, чтобы трос снова заработал. После этого можно продолжить движение, но использовать ручной тормоз до его полного ремонта уже не рекомендуется.

Когда застрял поршень, его можно освободить с помощью молотка, аккуратно постукивая по механизму через деревянную прокладку. Если это не поможет расклинить колодки, попробуйте вставить отвертку между накладкой и диском. Еще один метод — использование струбцины для пережатия шланга, хотя это и более рискованный вариант. В таком случае на дороге нужно быть предельно внимательным, так как тормоз станет ненадежным.

Часто задаваемые вопросы о заклинивании тормозов

Почему могли заклинить тормоза на грузовике КамАЗ?

В системах этого ТС могут проявляться четыре ключевые неисправности: неполадки с защитным клапаном, забитые ресиверы или поврежденные шланги, ведущие к утечке сжатого воздуха, прорывы воздушных каналов, а также износ поршневых колец и сбои в работе датчиков.

Почему на ВАЗ 2114 заклинивают тормоза, и загорается индикатор неисправности тормозной системы?

Когда на панели данного ТС появляется восклицательный знак, это предупреждает о том, что уровень тормозной жидкости слишком низок. Если такой символ зажигается при торможении, это указывает на критически низкий ее уровень. Так что, увидев восклицательный знак на своем ВАЗ 2114, не стоит впадать в панику, просто нужно добавить этой жидкости.

Почему тормоза стали работать хуже после замены колодок?

Из-за неравномерного износа дисков и барабанов на их поверхности формируются выступы и кольцевые углубления. Когда устанавливают новые колодки, которые имеют гладкую поверхность, контактная площадь между колодками и дисками существенно сокращается. Это приводит к ухудшению эффективности торможения и наблюдается эффект заклинивания колодок.

Почему заклинили тормоза

В процессе эксплуатации автомобиля могут возникнуть проблемы, когда заклинивает как барабанные, так и дисковые тормоза, что требует немедленной диагностики и ремонта. Регулярное обслуживание данной системы поможет избежать многих проблем в будущем. Важно не только ежегодно демонтировать суппорты для проверки поршней, пыльников и уровня смазки, но и оценивать износ колодок и состояние дисков. Кроме того, крайне необходимо своевременно обновлять тормозную жидкость, что рекомендуется делать каждые два года.

Вам также может понравиться
Gift icon
Забрать подарок
Открыть
прибыльный
автосервис
7 секретов от экспертов Wilgood: Как сэкономить 78 000 ₽ на обслуживании авто за год
Шабанов Олег Вячеславович
Эксперт в области обслуживания автомобилей

За годы работы в Wilgood я разработал систему ухода за автомобилем, которая экономит нашим клиентам в среднем 78 000 ₽ в год. Эти простые приемы подходят для любой марки авто и не требуют специальных навыков.

Наш опыт показывает, что 70% крупных ремонтов можно предотвратить, если вовремя обратить внимание на мелкие детали. Именно поэтому мы в Wilgood разработали уникальную методику диагностики, которая позволяет выявлять проблемы на ранней стадии.

Применяя наши советы, вы не только сэкономите деньги, но и продлите срок службы вашего автомобиля минимум на 50 000 км. Скачивайте бесплатно и используйте уже сегодня: