- Основные причины появления стука в двигателе
- Почему стучат клапана в двигателе и насколько это опасно
- Почему стучит в блоке цилиндров двигателя
- Не менее распространенные причины стуков и шумов в двигателе
- Детонация
- Гидрокомпенсаторы
- Навесное оборудование и аксессуары
- Часто задаваемые вопросы о стуке в двигателе
- Стук в двигателе — что это такое?
- Как проводят диагностику посторонних шумов в ДВС?
- Как поступить, если двигатель почему-то вдруг застучал?
Почему стучит двигатель? Причин появления стуков в ДВС много. Звук может исходить от клапанов или гидрокомпенсаторов на холодном моторе или поршневой, что уже намного серьезней и опасней.
Что делать? При появлении любого стука, если звук не давал о себе знать раньше, стоит заглушить двигатель и прекратить эксплуатацию автомобиля. Диагностировать ДВС лучше доверить специалисту в сервисном центре.
Основные причины появления стука в двигателе
Кроме двигателя, стучать также может навесное оборудование. Об этом следует помнить. Возможно, вы слышите стук и прочие шумы, производимые насосом ГУР, помпой, генератором. Но если вы уверены, что в машине стучит именно двигатель, и хотите знать, почему, то причин может быть несколько: проблемы с ГРМ, деформация или износ шатунных вкладышей, и т. д.
Почему же вдруг начал стучать двигатель? Вот несколько причин:
- Моторное масло потеряло свои свойства, или же его просто мало.
- Перегрев мотора (из-за разных факторов).
- Износ силового агрегата, КШМ и ЦПГ требуют ремонта.
Важно определить, стучит ли двигатель только на холодную или на горячую тоже, и почему. Кроме того, стук может быть как постоянным, так и периодическим — не всегда силовой агрегат грохочет при любых обстоятельствах.
Нередко бывает так, что двигатель почему-то стучит только на холодную, а при прогреве все подозрительные звуки исчезают. В подобных ситуациях можно чётко различить стук поршней в цилиндрах, пока двигатель не прогрет. Значит, в цилиндре сильно изношены гильзы и поршень неплотно прилегает к стенке цилиндра, остаётся зазор.
Поршни сделаны из алюминия. Поэтому, нагреваясь, они слегка расширяются. Из-за этого зазор уменьшается, и, когда машина достаточно прогрета, никакого стука нет. Другой причиной странных звуков может быть цепь ГРМ.
Не всегда при пуске двигателя давление масла оказывается достаточным. Или, при наличии в конструкции гидравлического натяжителя цепи ГРМ, эта цепь натягивается меньше, чем надо. Поэтому она может стучать, пока мотор не прогреется.
Во многих случаях на холодном двигателе и гидрокомпенсатор почему-то стучит. Не беспокойтесь, это вполне нормально. Однако если прогрев не помог и даже после смены масла и промывки системы смазки звук не исчез, это говорит об износе гидрокомпенсаторов: пора их заменить.
После того как мотор вышел на рабочие температуры, стук в некоторых случаях продолжается. Если это так, то масштаб проблем может оказаться гораздо больше, чем в случаях, когда на холодном двигателе почему-то стучат клапана, цепь и т. д.
Во-первых, надо проверить, являются ли причиной шума детали ЦПГ или коленвал. Посторонние звуки могут указывать на критическую степень их износа. Говоря простыми словами, в холодном моторе текучесть масла ниже, поскольку оно сгустилось. То есть, просветы между деталями, увеличившиеся из-за износа, заполнены смазкой.
Поэтому, пока вы запускаете мотор и он ещё не прогрелся в достаточной мере, ничего не громыхает, но чем горячее силовая установка, тем жиже масло. Тут-то и обнаруживаются посторонние шумы — вполне отчётливые и заметные.
Если двигатель стучит на горячую, это значит, что расширился зазор между шейками коленвала и коренными вкладышами. Другой распространённый вариант — широкие зазоры в шатунных подшипниках (хотя обычно в таких случаях двигатель издаёт металлический стук в любом состоянии — как в холодном, так и в горячем).
Ещё одна вероятная причина стуков на горячую — трещины поршневого пальца или юбки поршня. Как бы то ни было, если вы прогрели автомобиль и слышите стук, надо прекратить его эксплуатировать и как можно скорее отправить на диагностику.
Многие автолюбители интересуются, почему стучит двигатель на холостых оборотах (при любой степени нагрева), а когда обороты увеличиваются, посторонние шумы сходят на нет или слышны меньше. Наиболее вероятные причины таких звуков на холостых — либо задевание одних деталей за другие при вибрации (когда стучит кожух, крышка и т. д.), либо люфты в приводах, шестерёнках, шкивах.
Таких образом, необычный стук в двигателе машины может быть вызван самыми разными причинами. Постарайтесь как можно точнее определить источник звука.
Почему стучат клапана в двигателе и насколько это опасно
Меньше всего проблем от стука клапанов — в случае, когда зазоры между коромыслом (или рокером, смотря как устроен ГРМ) и шейкой клапана регулируются.
Поверхности механизмов (шейки клапана, кулачка распредвала, и т. д.) истираются, поэтому и возникает стук. Чтобы двигатель работал нормально, предусмотрены специальные тепловые зазоры, но из-за трения они увеличиваются, и, следовательно, механизмы ГРМ движутся с большей амплитудой. То есть, детали бьются друг о друга со всё большим размахом, так, что удары становятся слышны снаружи и делаются всё громче.
Отрегулировав зазоры клапанов, вы с лёгкостью устраните эту проблему.
Стук такого рода обычно исходит из верхней части ДВС – оттуда, где находится клапанная крышка — и на холостых оборотах звук особенно отчётлив. Но когда обороты увеличиваются, он постепенно затихает (впрочем, не исчезая до конца). Поэтому, если регулировка помогла, то проблема заключалась именно в расширении зазоров.
Однако так бывает, к сожалению, не всегда. Иногда чашка клапана прилегает к седлу неравномерно, и тоже могут быть слышны удары клапанов. Сколько ни регулируй зазоры, клапан двигателя всё равно почему-то стучит. Но если снять головку и притереть седло покрепче, то иногда удаётся избавиться от звука.
Если правильная регулировка не сработала, то надо убедиться, что в ёмкость под крышкой клапана поступает достаточно масла. Оно может вообще не доходить туда либо попадать под таким слабым давлением, которого не хватает на разбрызгивание. Поэтому трущиеся детали, так нуждающиеся в смазке, не получают её и начинают громыхать. Откройте клапанную крышку или заливную пробку, установленную на ней, и посмотрите: есть ли там масляные брызги. Они должны разлетаться по всем направлениям. Если их нет, то поверхности будут тереться друг от друга всухую и застучат.
Это происходит, когда забивается масляный канал, который соединяет головку и блок двигателя. Если такого канала нет, то измерьте давление масляной системы и, если оно упало, выясните, почему.
В современных двигателях клапаны не регулируются, поскольку клапан и распредвал разделены гидрокомпенсаторами. И, кстати, они тоже нередко начинают стучать, вызывая беспокойство водителей.
Скачай приложение бесплатно и получи 300₽ в подарок
Мы разработали мобильное приложение!
После регистрации в приложении мы дарим Вам подарок -
300 БОНУСОВ, которыми вы можете оплатить часть работ
- Кэшбек 5% от каждого заказ-наряда
- Удобное оформление онлайн-заявки на запись с выбором удобного автотехцентра
- Актуальные анонсы о проводимых акциях и персональных предложениях
Установите приложение за 2 простых действия:
Почему стучит в блоке цилиндров двигателя
Стук в БЦ, раздающийся из самого низа двигателя, обычно является признаком неисправностей КШМ. И это очень серьезные поломки, при которых эксплуатировать двигатель дальше нельзя, чтобы не повредить коленвал.
Начали стучать шатунные вкладыши? Ездить на такой машине нельзя: крышка шатуна может внезапно оторваться и пробить блок цилиндров, а это уже грозит заменой всего двигателя на контрактный.
Шатунные шейки издают характерный металлический резкий стук, особенно при нажатии педали газа. При этом давление масляной системы падает, о чём водителя оповещает специальная лампочка на приборной панели. Низкое давление масла — опасный симптом: двигатель может в любой момент заклинить, даже если он проработал под нагрузкой всего несколько минут.
Причиной стука могут быть и коренные шейки коленчатого вала. В этом случае мотор вибрирует, а звук получается более низким. Суть проблем всё та же: шейки изнашиваются, зазоры между ними и опорами растут, детали громыхают. Либо, при падении давления масла, на шейках коленвала образуются задиры.
Если в двигателе стучат коренные шейки, то ситуация не столь критическая, как со стучащими шатунными подшипниками. То есть, до сервиса вполне можно добраться своим ходом (при условии, что по пути вы не будете сильно нагружать двигатель, и его сразу отремонтируют по прибытии на место).
Цилиндропоршневая группа тоже может издавать необычный шум. Почему может стучать ЦПГ в двигателе? Потому, что расстояния между цилиндром и поршнем увеличились. Либо из-за повреждений гильзы или самого поршня.
Не забывайте и о поршневом пальце: в том месте, где он соединяется с шатуном, он может слишком выдвинуться из поршня и тоже начать колотиться о стенку цилиндра. Так происходит, когда палец слабо запрессован или если вылетел стопор на поршне. Тут всё зависит от того, как палец посажен на двигатель: «плавающая» и «горячая» посадки различаются.
Не менее распространенные причины стуков и шумов в двигателе
Детонация
С этой причиной стука в двигателе автолюбители сталкиваются очень часто. Детонация означает преждевременное воспламенение смеси топлива и воздуха в цилиндре. В результате температура и давление резко подскакивают, возникает стук. Детонация возникает при:
- Использовании низкокачественного горючего.
- Неудачном тюнинге, из-за которого меняется степень сжатия топлива.
- Проблем с системой зажигания, из-за которых она неправильно функционирует.
- Нагара, грязи в камере сгорания.
- Проблем со свечами зажигания.
Поэтому, если при запуске двигатель почему-то стучит, решения могут быть разными. Например, заправить машину топливом более высокого качества (обязательно на другой АЗС). Если дело в механической неисправности системы зажигания или свечей либо камера сгорания загрязнилась, то нужны диагностика и ремонт на станции техобслуживания.
Гидрокомпенсаторы
Едва слышный приглушённый стук в верхней части ДВС на холостых оборотах, исчезающий при перегазовке и затихающий по мере прогревания, с большой вероятностью указывает на неисправности компенсаторов. Почему в двигателе начинают стучать гидрокомпенсаторы, регулирующие положения клапанов?
Как правило, из-за того, что мелкие детали внутри компенсатора сместились из-за естественного износа или образовались зазоры. Но бывает, что «гидрики» стучат из-за масла низкого качества: слишком вязкого, плохо смазывающего или с посторонними примесями. Если масло менять слишком редко, эффект будет тот же, так что не экономьте на техобслуживании.
Решение простое: для начала поменяйте масло несколько раз подряд, не реже, чем через каждую тысячу километров пробега. Внутренние поверхности двигателя немного очистятся от отложений, вся система промоется (и маслоканалы тоже). Если компенсаторы «устали» из-за грязного, полного отложений и продуктов горения, масла, то стук должен пропасть. Но если дело не в этом, то, скорее всего, нужна будет полная замена.
Навесное оборудование и аксессуары
Из-за проблем с ними двигатель тоже может внезапно застучать, поэтому следует проверить водяной насос и компрессор кондиционера. Они расположены очень близко к ДВС, прижаты к нему, и может показаться, что стучит именно двигатель.
Решение очевидно: если навесное оборудование издаёт странные шумы, то наверняка его придётся менять. К сожалению, компрессоры и насосы в современных авто невозможно починить, можно только установить новые.
Странный стук может возникать из-за аксессуаров или навесного оборудования — компрессора кондиционера или водяного насоса. По сравнению со стуком из двигателя это менее опасно, но, поскольку все компоненты сильно прижаты друг к другу, вам не так-то легко будет установить истинный источник звука.
Часто задаваемые вопросы о стуке в двигателе
Отвечаем на популярные вопросы.
Стук в двигателе — что это такое?
«Двигатель стучит», «мотор стуканул» — так часто говорят автолюбители. В переводе на профессиональный язык это означает целый спектр неисправностей и поломок (в ГРМ, КШМ, ЦПГ и т. д.), приводящих к изменению звука в ходе работы двигателя. Большинство этих неполадок требуют капитального ремонта авто.
Определить, что конкретно стучит и где, способны далеко не все водители.
Как проводят диагностику посторонних шумов в ДВС?
Проблемный узел можно обнаружить по тому, из какой области исходит шум, по его тональности, характеру. Специалисты часто пользуются стетоскопом в таких случаях, но можно и самому собрать простое приспособление, чтобы прослушивать стуки в двигателе. Возьмите стальной прут и припаяйте к нему железную банку: её дно будет выполнять функцию мембраны. Затем поочерёдно прикладывайте конец прута к разным местам двигателя, а банку — к уху, чтобы лучше расслышать звук.
Как поступить, если двигатель почему-то вдруг застучал?
Услышав нетипичный звук, первым делом заглушите мотор и постарайтесь выяснить, что же в нём шумит. Проверить сохранность ремней привода навесных деталей и уровень масла недостаточно.
Самый опасный вариант — это глухой стук, тональность которого меняется в зависимости от частоты вращения. Довезти машину до сервиса и поставить на диагностику надо в любом случае, чтобы перестраховаться.
Двигатель может стучать из-за массы причин. Многие из них мы уже рассмотрели, но это далеко не всё. Точно определив, в чём заключается проблема, и оперативно отремонтировав машину, вы сэкономите деньги. Не надейтесь, что странные стуки исчезнут сами по себе и можно просто расслабиться и подождать: скорее всего, неисправность только усугубится. Если отправить машину на ремонт прямо сейчас невозможно, то хотя бы поставьте её на стоянку и езжайте на общественном транспорте — так будет безопаснее для вас.