- Задачи зазора на свечах зажигания
- Норма зазора на свечах зажигания
- Измерение и регулировка зазора на свечах зажигания
- Уточните характеристики свечей двигателя вашей машины
- Подберите подходящий щуп-измеритель свечного зазора
- Очистите свечу
- Определите величину зазора с помощью щупа
- Посмотрите, нужно ли корректировать зазор
- Отрегулируйте внешний электрод с помощью инструмента
- Еще раз замерьте величину зазора и, если нужно, подогните контакт снова
- Часто задаваемые вопросы о зазоре на свечах зажигания
- При каком пробеге нужно измерять зазор?
- Как выставлять зазор на двигателях, работающих на газе?
- Существуют ли свечи без зазора?
О чем речь? Зазор на свечах зажигания обеспечивает стабильное воспламенение топливно-воздушной смеси и ровную работу двигателя. Его изменение в меньшую или большую сторону ни к чему хорошему не приводит. Последствия — пропуск зажигания и повышенная нагрузка на катушки.
На что обратить внимание? Изменение величины зазора — естественный процесс, который протекает в свечах зажигания любого типа и производителя. Поэтому ответственный владелец авто должен проверять этот параметр и регулировать при необходимости.
Задачи зазора на свечах зажигания
Зазор между контактами свечей зажигания играет важную роль для нормальной работы двигателя автомобиля. Кажется, что этот параметр не важен, ведь в любом случае искра все равно проскочит между двумя металлическими элементами под напряжением. Но чтобы произошло воспламенение смеси, искра, во-первых, должна иметь определенную мощность, а во-вторых, проскочить четко в тот момент, когда поршень на такте сжатия подходит к верхней мертвой точке (ВМТ).
Если зазор чересчур мал, то могут начаться пропуски зажигания. В таком случае в некоторых циклах искра не имеет достаточную для поджога смеси мощность. При этом уменьшается тяга двигателя, машина начинает дергаться и теряет динамику.
Если же зазор на свечах зажигания слишком велик, то искра будет мощной, но она может вообще не возникнуть. Для ее образования в такой ситуации следует создать более высокое напряжение между электродами, то есть нужно больше электроэнергии. Кроме того, может случиться так, что эта энергия пойдет по другому пути, а не между электродами.
В результате очень большой зазор приводит к возрастанию нагрузки на систему зажигания, в особенности на катушки, и, опять же, повышает вероятность пропусков, только вследствие того, что накопленный заряд пойдет не на электроды, а на изолятор или на высоковольтный провод.
Инжекторные двигатели в этом плане удобнее — они имеют более мощные индивидуальные катушки в отличие от единственной карбюраторной, а высоковольтных проводов в них нет вообще. Поэтому даже при увеличенном зазоре искра способна поджечь смесь. У таких двигателей даже по регламенту зазор на 60–80 % больше, чем у карбюраторных моторов.
Есть несколько причин, почему зазор свечей зажигания двигателя отклоняется от нормы. Главная причина — эксплуатационный износ электродов. Электрическая дуга и высокая температура приводят к тому, что металл постепенно испаряется с поверхности. Этот процесс достаточно медленный, но непрерывный, и именно из-за него чаще всего возникает необходимость в коррекции увеличившегося зазора.
Уменьшение зазора может произойти из-за отложений, которые появляются при продолжительной работе на холостом ходу, а также в случае слишком богатой смеси или использования некачественного бензина. Кроме того, бывают случаи производственного брака или неграмотного подбора свечей для конкретного двигателя.
Норма зазора на свечах зажигания
Промежуток между электродами влияет на то, как формируется и проскакивает искра, воспламеняющая рабочую смесь, образующуюся в системе питания двигателя. Качество искры зависит от размера зазора на свечах, так как разряд — это результат пробоя электричества через прослойку воздуха, находящуюся между контактами.
То, какой зазор на свечах зажигания правильный, определяется типом двигателя и устройством системы зажигания:
- для карбюраторных двигателей, оснащенных прерывателем-распределителем, — 0,5–0,6 миллиметра;
- для карбюраторных двигателей с системой электронного впрыска — 0,7–0,8 миллиметра;
- для инжекторных двигателей — 1,0–1,5 миллиметра.
Если расстояние между электродами отклоняется от указанной нормы в ту или иную сторону, то говорят, что оно недостаточно либо, наоборот, завышено. Чем сильнее выражено несоответствие, тем хуже будет работать двигатель.
Самые серьезные последствия слишком большого или чересчур маленького зазора на свечах зажигания могут быть на карбюраторных моторах. Системы зажигания с электронным впрыском в некоторой степени могут реагировать на функционирование свечей и сглаживать проблемы, возникающие при изменении качества смеси, а карбюратор такой функцией не располагает.
К тому же в простых карбюраторных двигателях используются электрические цепи с меньшим напряжением, чем в случае инжекторных систем. Поэтому любые изменения зазора в таких моторах проявляются сильнее.
Измерение и регулировка зазора на свечах зажигания
Уточните характеристики свечей двигателя вашей машины
Если вы приобретаете новые свечи, хотите понять, совместимы ли с вашим двигателем уже имеющиеся свечи, или собираетесь проверить те, которые уже стоят под капотом, — в любом случае вы должны знать, какой зазор должен быть между электродами у вашего автомобиля.
Его величина определяется моделью двигателя и маркой машины, но в большинстве случаев она составляет от 0,7 до 1,5 миллиметра. Рекомендованный зазор можно посмотреть в руководстве пользователя к автомобилю или уточнить эти данные у продавца в автомагазине.
Некоторые модифицированные двигатели комплектуют свечами с более маленьким зазором. Это позволяет подстроить систему зажигания под увеличенную мощность мотора. Есть общее правило: чем более мощный двигатель, тем меньше должен быть зазор.
Подберите подходящий щуп-измеритель свечного зазора
Есть несколько видов измерителей, но не все они могут использоваться для работы с современными свечами, так как электроды сейчас часто изготавливают из хрупких ценных металлов. Многие измерители имеют плоский край, который позволяет подгибать внешний электрод свечи при регулировке зазора.
Скачай приложение бесплатно и получи 300₽ в подарок
Мы разработали мобильное приложение!
После регистрации в приложении мы дарим Вам подарок -
300 БОНУСОВ, которыми вы можете оплатить часть работ
- Кэшбек 5% от каждого заказ-наряда
- Удобное оформление онлайн-заявки на запись с выбором удобного автотехцентра
- Актуальные анонсы о проводимых акциях и персональных предложениях
Установите приложение за 2 простых действия:
Самые недорогие измерители — это монетообразные щупы. Для замера нужно поместить ободок диска в зазор и прокручивать «монету» вокруг своей оси до того момента, пока расширяющийся ободок не закрепится между электродами. На диске есть шкала, деления которой показывают, какова толщина ободка в конкретной точке. Таким щупом очень удобно определять зазор у старых свечей. Главный его минус — во время измерения можно нечаянно отогнуть электрод, что приведет к увеличению зазора.
Монето-проволочный щуп похож по конструкции на монетообразный, но при его использовании зазор замеряется не корпусом щупа, а проволоками с разным диаметром, которые размещаются по краю инструмента.
Плоский щуп зазора свечей зажигания — это удобное и многоцелевое изделие. Такие измерители выпускаются в виде наборов, напоминающих швейцарский нож, у которого каждое «лезвие» — это щуп определенной толщины. Также производят гибридные варианты, когда каждый щуп на конце имеет проволоку соответствующего диаметра. Чтобы измерить большой зазор, можно сложить комплект из щупов с разной толщиной. Плоские щупы удобно применять, чтобы регулировать промежуток между электродами.
Очистите свечу
Если вы взяли новую свечу, то она, естественно, будет чистой. Но если вам нужно узнать зазор на свечах, вытащенных из двигателя, то сначала следует чистой тканью убрать с электродов все лишнее. Во время работы на контактах свечей образуется белый налет, похожий на известь, поэтому, чтобы определить реальную величину зазора, электроды надо очистить.
Если грязи на электродах накопилось очень много, то контактные поверхности сначала можно обработать спиртом крепостью 90 %. Если электроды почернели или на них появилось очень много отложений, то, скорее всего, их срок службы истекает. Если налет невозможно убрать полностью, то свечи пора менять.
Определите величину зазора с помощью щупа
Поместите в зазор между контактами свечи плоский щуп нужной толщины или диск монетообразного щупа.
Посмотрите, нужно ли корректировать зазор
Если щуп правильного размера легко проходит между электродами, не задевая их, то зазор очень большой. Если же инструмент вообще не входит между электродами, то зазор, наоборот, слишком маленький и его нужно расширять. Если щуп в промежуток входит плотно, то зазор нормальный и свечу перед установкой регулировать не надо.
У большинства современных свечей регулировка зазора перед установкой не требуется. Это касается как обычных свечей, так и справедливо в отношении зазора иридиевых свечей зажигания. Но если у вашего автомобиля какой-то особый двигатель, под который нелегко найти свечи, то вам все же придется измерять и при необходимости регулировать зазор на новых свечах, чтобы он соответствовал размеру, указанному в спецификации двигателя.
Отрегулируйте внешний электрод с помощью инструмента
Регулировка зазора происходит за счет изменения положения внешнего и внутреннего электродов относительно друг друга. Для уменьшения зазора внешний контакт нужно немного подогнуть к внутреннему электроду, а для увеличения расстояния, наоборот, его надо немного отвести наружу.
Нельзя за один раз подгибать электрод больше чем на 0,5 миллиметра. Нужно действовать очень аккуратно и не прилагать больших усилий. Электроды сделаны из довольно крепкого материала, но всему есть предел.
Если вы не смогли подогнуть контакт с помощью щупа, то можно прижать электрод к какой-нибудь плоской поверхности и немного нажать в вертикальном направлении на корпус свечи. Так контакт подогнется, и зазор станет меньше.
Еще раз замерьте величину зазора и, если нужно, подогните контакт снова
Все действия нужно делать очень аккуратно, не задевая внутренний электрод, выступающий из корпуса, так как это может привести к поломке свечи. Если контакт повредится, то потребуется покупать новую свечу.
Работайте осторожно, так как при поломке электрода (а сделать это легко) вся предыдущая работа будет проведена зря. Не прилагайте больших усилий при воздействии на контакт, лучше подогнуть его понемногу несколько раз, чем за один подход испортить.
Полезные советы:
- не перетягивайте свечи — большинство головок двигателя сделано из сплавов алюминия, поэтому внутреннюю резьбу сорвать несложно;
- меняйте свечи при первой необходимости — они стоят недорого, поэтому затягивать с заменой не нужно;
- добивайтесь одинаковых зазоров у всех свечей;
- обращайте внимание на цвет контактов у свечей — если он разный, то это может быть свидетельством проблем с двигателем.
Часто задаваемые вопросы о зазоре на свечах зажигания
При каком пробеге нужно измерять зазор?
Все в основном зависит от того, из какого материала сделаны электроды. Конструктивные особенности намного меньше влияют на срок службы, в течение которого зазор свечей отклоняется от установленных границ. Так, свечи с электродами из никеля служат до пробега в 30 000 километров, платиновые свечи могут выдержать до 70 000 километров, а иридиевые — от 60 000 до 120 000 километров (в зависимости от толщины контактов).
Как выставлять зазор на двигателях, работающих на газе?
Если при переходе на газ система зажигания кардинально не меняется, то зазор менять не нужно, работоспособность двигателя останется нормальной, он будет функционировать на обоих типах топлива. Главное, чтобы свечи выдержали высокую температуру при сгорании газа, но это достигается другими способами.
Существуют ли свечи без зазора?
Да, есть платиновые свечи зажигания без электродов. У них большой срок службы и отличные характеристики. Стоимость одной такой свечи составляет около 50 долларов. Как правило, их ставят на высокофорсированные спортивные машины, а для обычного автомобиля лучше купить иридиевые свечи, которые станут прекрасной альтернативой оригинальным свечам.
Заботливый автомобилист должен регулярно проверять зазор на свечах зажигания инжектора или других типов двигателей внутреннего сгорания, чтобы не создавать чрезмерные нагрузки на систему зажигания и предупредить возможные проблемы.