- Как понять, работает ли кондиционер в машине
- Пять основных причин, почему не работает кондиционер в машине
- 1. Утечка хладагента
- 2. Проблема с датчиками
- 3. Поломка конденсора
- 4. Неисправности системы управления
- 5. Неправильное использование
- Муфта компрессора кондиционера как самая частая причина поломки
- Неочевидные причины неработающего кондиционера в машине
- Засорился салонный фильтр
- Заблокирована система вентиляции
- Поврежден приводной ремень
- Загрязнение конденсатора
- Некорректная работа фильтра-осушителя
- Поломка терморегулирующего клапана
- Плохая работа вентилятора
- Часто задаваемые вопросы о неисправности кондиционера в машине
- Как часто надо заправлять кондиционер автомобиля?
- Как проверить испаритель кондиционера?
- Как продлить жизнь кондиционера?
О чем речь? Если не работает кондиционер в машине, не торопитесь заказывать новый радиатор, компрессор и другие дорогостоящие компоненты узла. В первую очередь нужно убедиться в неисправности и понять ее причины.
В чем проблема? Чаще всего причиной поломки кондиционера является муфта компрессора. Низкий уровень хладагента вопреки распространенному мнению — не самое частое явление.
Из этого материала вы узнаете:
- Как проверить, работает ли кондиционер в машине
- Пять основных причин, почему не работает кондиционер в машине
- Муфта компрессора кондиционера как самая частая причина поломки
- Неочевидные причины неработающего кондиционера в машине
- Часто задаваемые вопросы о неисправности кондиционера в машине
Как понять, работает ли кондиционер в машине
Чаще всего работу кондиционера в автомобиле можно проверить самостоятельно. На частый вопрос, как понять, что кондиционер в машине работает, даем ответ, включающий следующие действия:
- Включите двигатель и систему кондиционирования.
- Выставьте минимальную температуру и максимальный режим обдува.
- Направьте поток воздуха на себя и убедитесь, что из дефлекторов идет холодный воздух.
- Для чистоты эксперимента воспользуйтесь электронным градусником, вставив его в дефлектор.
Если температура не опускается ниже +15 градусов, значит, кондиционер в машине не исправен и его нужно проверять.
Однако такие элементарные действия дадут лишь первичный ответ о работоспособности устройства. Теперь нужно проверить кондиционер «на ощупь». Для этого открываем капот и осторожно трогаем алюминиевую трубку низкого давления, которая идет из салона к компрессору.
Этот участок значительно шире трубки высокого давления, поэтому вы найдете его без труда. Он должен быть не просто прохладным, а очень холодным. Если он холодный, значит, кондиционер работает исправно. Если же обе трубки теплые, система неисправна или в цепи не хватает фреона.
На следующем этапе производится оценка уровня хладагента. Ее можно провести самостоятельно, если в автомобиле предусмотрено смотровое окошко на верхней части ресивера-осушителя. Для этого нужно запустить двигатель, включить кондиционер на полную мощность и внимательно посмотреть в смотровое стекло. Обнаружив пену или пузырьки, вы можете сделать вывод о недостаточном количество хладагента. В случае, если жидкость с пузырьками появляется, а затем исчезает, уровень хладагента считается нормальным.
Также под капотом при плохой работе охладителя можно обнаружить следующие признаки: лед на вентиле наружного блока, наличие следов масла на трубах, появление инея на внутреннем блоке. Чтобы провести точную диагностику, следует обратиться в сервисный центр, где проведут измерение давления газа в системе с использованием специального манометра.
Пять основных причин, почему не работает кондиционер в машине
1. Утечка хладагента
Многие автовладельцы сталкиваются с проблемой, когда после зимы кондиционер в их машине не работает. Причина этой неисправности может быть связана с утечкой хладагента из системы.
Она может произойти из-за механических повреждений трубок, поломки конденсатора, неисправности корпуса фильтра-осушителя или из-за нарушения соединений. Даже если система полностью исправна, она не рассчитана на эксплуатацию без дозаправки газом более пяти-семи лет. При таком количестве быстроразъемных соединений утечка хладагента является неизбежным следствием.
Утечка фреона — наиболее распространенная проблема, которая возникает в системе кондиционирования, и она может быть устранена путем добавления хладагента.
2. Проблема с датчиками
Климатическая установка в автомобиле состоит из нескольких датчиков и электронного блока управления. Неисправности часто возникают из-за поломки датчиков, срок службы которых составляет около пяти лет.
Также возможны проблемы после мойки двигателя, когда контакты подвергаются окислению из-за попадания воды. Среди наиболее подверженных проблемам частей климатической системы выделяются: вентилятор двигателя, датчики, разъемы, муфта компрессора.
3. Поломка конденсора
Конденсор выводит излишнее тепло в окружающую среду, которое возникает при сжатии хладагента и его конденсации. При загрязнении конденсора эффективность работы ухудшается, что приводит к автоматическому отключению климатической системы. Для устранения этой неисправности необходимо очистить радиатор кондиционера.
4. Неисправности системы управления
Электротехника и электрические компоненты автомобиля могут тоже вызвать поломку кондиционера. Список потенциальных неисправностей весьма обширен, но наиболее критическими являются неисправности в системе подачи питания на муфту кондиционера, сбои в системе регулирования работы электровентиляторов-радиаторов и некорректная функциональность системы датчиков-предохранителей.
5. Неправильное использование
Иногда причиной поломки может стать сам водитель, вернее, его некорректное использование кондиционера. Например, при низкой скорости обдува происходит обледенение охладителя, что становится причиной ухудшения охлаждения. Поэтому если кондиционер в машине шумно работает, то причины могут быть в его неправильной эксплуатации.
Муфта компрессора кондиционера как самая частая причина поломки
Большинство неисправностей автомобильных кондиционеров связаны с муфтой компрессора кондиционера. Существует два типа муфт: постоянного привода и электромагнитные. Поэтому первым шагом является определение ее типа и проведение соответствующей диагностики. Очень важно правильно установить тип муфты компрессора, так как принцип их работы различен, соответственно, диагностика и ремонт будут отличаться.
Для лучшего понимания информации, приведенной далее, давайте рассмотрим устройство каждого из типов муфт.
Муфта постоянного привода представляет собой составную конструкцию, состоящую из передней приводной пластины (срывной муфты) и шкива с подшипником.
Передняя приводная пластина тесно связана с валом компрессора — она либо наворачивается на вал по резьбе, либо устанавливается на шлицы.
Также она имеет постоянное механическое взаимодействие со шкивом через ножки, болты или клепки, что отличает ее от электромагнитной муфты.
Принцип работы муфты постоянного привода заключается в следующем. Шкив приводится в движение приводным ремнем, затем это вращение передается на переднюю приводную пластину через постоянное соединение, после чего через резьбовое или шлицевое соединение энергия передается на вал компрессора, который начинает нагнетать давление в системе и выполнять свои функции.
Поскольку соединение всех узлов муфты постоянно, производители предпринимают определенные меры предосторожности для случаев заклинивания компрессора. Передняя приводная пластина имеет специально предусмотренные уязвимые места, где она ломается при превышении воздействующего на нее усилия.
Поэтому существует множество названий для этой пластины, такие как срывная пластина, срывная муфта, передняя предохранительная пластина и другие.
Эта пластина играет роль предохранителя компрессора, так как выходит из строя при превышении давления в системе для защиты компрессора и обрывается при его заклинивании, чтобы снять нагрузку с приводного ремня. Даже в случае заклинивания компрессора автомобиль можно без проблем использовать.
Скачай приложение бесплатно и получи 300₽ в подарок
Мы разработали мобильное приложение!
После регистрации в приложении мы дарим Вам подарок -
300 БОНУСОВ, которыми вы можете оплатить часть работ
- Кэшбек 5% от каждого заказ-наряда
- Удобное оформление онлайн-заявки на запись с выбором удобного автотехцентра
- Актуальные анонсы о проводимых акциях и персональных предложениях
Установите приложение за 2 простых действия:
Часто причиной неполадок в работе автомобильного кондиционера является приводная пластина — часть муфты постоянного привода.
Поэтому, если хотите выяснить, почему перестал работать кондиционер в машине, именно с муфты нужно начинать диагностику. Для этого необходимо проверить вращение переднего приводного диска компрессора при заглушенном двигателе.
Если вы можете вручную вращать диск отдельно от шкива, это говорит о проблеме с приводной пластиной, вызывающей неисправность кондиционера.
Важно также проверить, не заклинил ли компрессор. Для этого поворачиваем ключ на 7 вал компрессора (шестигранник, который находится в центре приводной пластины). Если вал не поворачивается, значит, компрессор заклинило, что привело к обрыву приводной пластины.
Если же компрессор работает нормально, а пластина сломана, стоимость этой детали составит около 1000 рублей, плюс оплата за работу мастера. Но прежде, чем устанавливать новую пластину, необходимо выяснить причину ее поломки, иначе деталь снова сломается.
Обрыв приводной пластины может быть вызван разными причинами, включая избыток фреона в системе, выход из строя подшипника шкива, превышение давления в системе из-за грязных радиаторов или неправильной работы вентилятора радиатора кондиционера.
Также не следует ремонтировать сломанную пластину, чтобы избежать возможности ее поломки, которая может привести к выходу из строя компрессора, заклиниванию его шкива, проскальзыванию ремня и его возможному разрыву. Движение после этого можно продолжить на эвакуаторе либо используя укороченный ремень, обходящий шкив кондиционера.
Неочевидные причины неработающего кондиционера в машине
Засорился салонный фильтр
Салонный фильтр необходим для защиты радиатора кондиционера и салона от загрязнений с улицы, и, когда он забивается, работоспособность системы кондиционирования снижается. Проверяем фильтр, чтобы убедиться, что проблема именно в нем. С этой целью снимаем его. Если кондиционер заработал, значит, проблема найдена.
Заблокирована система вентиляции
Блокировка системы вентиляции может возникнуть из-за внутренних отложений или повреждений в кондиционере. Решение проблемы требует прочистки кондиционера специальной жидкостью и замены фильтра-осушителя или поврежденных деталей.
Данную проблему нельзя оставить без внимания, иначе это чревато неработающим компрессором кондиционера в машине.
Поврежден приводной ремень
Порвавшийся приводной ремень — распространенная проблема, которую легко определить и исправить. Важно регулярно проверять ремень на предмет износа, чтобы избежать проблем в дальнейшем.
Загрязнение конденсатора
Конденсатор — наиболее уязвимая часть автомобильной системы, он находится перед радиатором и подвергается воздействию грязи и камней, подбрасываемых колесами. Засорение сот конденсатора приводит к ухудшению эффективности кондиционирования и возможным серьезным поломкам.
Почистить конденсатор можно с помощью зубочистки и моющего средства, а также восстановить помятые соты. Если отверстия пробиты насквозь, то лучше заменить конденсатор.
Некорректная работа фильтра-осушителя
Фильтр-осушитель необходим для очистки хладагента и удаления влаги из него. Срок его замены — каждые два года, но иногда он выходит из строя раньше из-за использования некачественного фреона.
Неисправность фильтра-осушителя проявляется в перебоях кондиционера и образовании инея на шлангах. Поэтому, если кондиционер в машине плохо работает, проблема может скрываться и в фильтре-осушителе.
Поломка терморегулирующего клапана
Терморегулирующий клапан отвечает за давление хладагента в системе. Поломка этого устройства может привести к неравномерной работе кондиционера и образованию инея на патрубках. Причиной может быть заедание клапана из-за загрязнения или неправильной регулировки, а также его повреждение. В этом случае необходима замена клапана.
Плохая работа вентилятора
Вентиляторы кондиционера — надежные устройства, но иногда из-за экстремальных условий эксплуатации они выходят из строя. Причиной может быть неисправная проводка, поломка двигателя, износ подшипника или повреждение лопастей. Неисправный вентилятор проявляет себя гулом и слабой тягой, а также периодическим отключением кондиционера.
Поэтому, если летом в жару плохо работает кондиционер в машине, причина может быть в вентиляторе. Решение — его замена или ремонт проводки.
Часто задаваемые вопросы о неисправности кондиционера в машине
Как часто надо заправлять кондиционер автомобиля?
Каждый год полностью герметичная климатическая система теряет до 15 % хладагента. Рекомендуется регулярно проверять работу кондиционера нового автомобиля, осматривать его раз в 2–3 года. Для автомобилей старше 6 лет проверка должна проводиться ежегодно, так как со временем прокладки изнашиваются и могут появляться микротрещины.
В зависимости от года выпуска автомобиля используются различные виды фреона, которые указаны на специальной наклейке под капотом. При обновлении хладагента также следует обновить рефрижераторное масло.
Как проверить испаритель кондиционера?
Необходимо проверить испаритель, если:
- присутствует запах в салоне;
- ухудшается работа кондиционера;
- вода в салоне появилась без явных причин.
Неполадки с испарителем обычно происходят из-за его местоположения в автомобиле — он находится в салоне, скрытый под передней панелью. Если в салоне появилась вода, это может означать засорение дренажной трубки — конденсат с испарителя собирается в поддоне, но не вытекает через дренажную трубку, а поступает прямо в салон.
Как продлить жизнь кондиционера?
Полезные рекомендации по уходу за кондиционером в автомобиле:
- При покупке подержанного автомобиля не стоит доверять утверждениям продавца об отсутствии фреона, так как кондиционер не использовался. Если компрессор не подключен, это может быть поводом задуматься. Чтобы избежать проблемы, что после заправки кондиционер в машине не работает, проверяйте его функционирование сразу.
- Защитите радиатор кондиционера от мусора, который может попасть с дороги, установив дополнительную сетку на бампере. Это особенно важно для автомобилей с крупными отверстиями в решетке радиатора.
- Включайте кондиционер регулярно, даже если автомобиль используется редко. Хотя бы на 10 минут 1–2 раза в месяц, чтобы избежать высыхания уплотнительных элементов.
- Выключайте кондиционер за несколько минут до окончания поездки, оставляя работающую печку. Теплый воздух поможет осушить воздушные каналы и лишит микроорганизмы условий для размножения.
- Помните, что забота о кондиционере — залог его долгой и бесперебойной работы. Регулярное обслуживание поможет избежать серьезных поломок.
Если в вашем транспортном средстве возникли проблемы с системой кондиционирования, то рекомендуется не откладывать их устранение на потом и немедленно приступить к ремонту. Ведь каждый день, проведенный в жаре, ощущается как дискомфортный.
Если у вас нет уверенности в собственных навыках и знаниях, то стоит воздержаться от экспериментов, которые могут привести к еще большим неприятностям. В данной ситуации наилучшим вариантом будет обратиться к профессионалам.