Автосервисы
Wilgood в Москве
Ваш регион: Москва и МО
Звоните c 09:00 до 21:00
+7 (800) 301-72-18
Только до
Бесплатная диагностика автомобиля по 41 параметру
Оставить заявку
Только до
Бесплатная диагностика автомобиля по 41 параметру
Оставить заявку

Когда меняют масло в коробке механике: сроки и этапы процедуры

08.02.2024
1281
Время чтения: 15 минут
Обновлено: 08.02.2024
Сохранить статью:
Когда меняют масло в коробке механике: сроки и этапы процедуры

Когда меняют масло в коробке механике? Замена выполняется в зависимости от рекомендаций производителя, а также уровня и качества смазывающей жидкости. Если автомобиль эксплуатируется с повышенной нагрузкой, то интервал замены масла сокращается в 2-3 раза.

На что обратить внимание? Трансмиссионное масло рекомендуется менять даже в том случае, если производитель указал, что оно залито на весь срок службы. Ничего вечного не бывает, и масло в коробке тоже теряет свои свойства.

Важность замены масла в коробке передач

Работа трансмиссии так же, как и силовых агрегатов, сопровождается выделением тепловой энергии. Это обусловлено воздействием сил трения, которые возникают при взаимодействии шестеренок, фрикционов и других деталей. Работа трансмиссии при низких температурах сокращает ресурс агрегата. Трансмиссионное масло теряет свои смазывающие, защитные и очищающие свойства.

Комплектующие МКПП или коробки-автомат, взаимодействуя друг с другом, изнашиваются под воздействием сил трения. При этом продукты такого износа загрязняют трансмиссионное масло. Чтобы избавиться от них, следует периодически менять масло в коробке механике или автомате.

масло в коробке механике

Основными продуктами износа в МКПП являются латунные, бронзовые или композитные частички и стружка. В масле АКПП накапливается пыль фрикционных элементов, которая затягивается внутрь агрегата через сапуны. Кроме того, в смазывающую жидкость трансмиссии может попадать вода в результате проезда автомобиля по глубоким лужам.

В состав любого автомобильного масла помимо углеводородной основы входят различные модификаторы и присадки. Когда жидкость сильно нагревается, она начинает пениться и происходит снижение ее смазывающей способности. Улучшенный химический состав трансмиссионных масел продлевает их срок службы и обеспечивает более качественную смазку деталей. Кроме задачи по снижению негативного влияния сил трения, смазывающая жидкость отводит тепловую энергию от шестерен, находящихся в постоянном зацеплении.

В АКПП трансмиссионное масло выступает еще и рабочим элементом, так как обеспечивает передачу крутящего момента к шестерням от силового агрегата. Таким образом, при его вспенивании передачи не будут включаться, и транспортное средство не сможет двигаться.

Перечислим основные негативные последствия, к которым приводит несвоевременная замена трансмиссионного масла в КПП:

  • Ускоряется износ основных элементов трансмиссии: шестерен, синхронизаторов и т.д. В результате приходится менять изношенные детали, что увеличивает расход средств на ремонт автомобиля в 2–3 раза.
  • Снижаются охлаждающие и смазывающие свойства масла, поэтому происходят перегрев деталей КПП, их «рассухаривание» и поломка всего агрегата.
  • Гидроблок АКПП и муфты получают повреждения в результате накопления абразива на деталях агрегата.
  • Происходит поломка гидравлических аккумуляторов.
  • Нарушается герметичность сальников и прокладок.

Чтобы КПП автомобиля надежно работала в протяжении всего эксплуатационного срока, независимо от нагрузок, важно своевременно производить замену трансмиссионного масла.

Когда меняют масло в механической коробке

Некоторые модели автомобилей могут эксплуатироваться десятилетиями без замены трансмиссионного масла. Их КПП работают весь срок службы на заводской смазке. Таким образом, то, что масло в коробке залито автопроизводителем на все время эксплуатации транспортного средства, это чистая правда. Следует учитывать, что далеко не все КПП отличаются такой выносливостью, а в некоторых случаях и условия эксплуатации могут быть более тяжелыми.

Чтобы разобраться, когда меняют масло в коробке-механике, прежде всего, следует ознакомиться с регламентом технического обслуживания конкретной модели авто. Здесь может указываться рекомендованный интервал замены трансмиссионной жидкости. В противном случае решение принимает сам автовладелец с учетом условий и обстоятельств эксплуатации транспортного средства.

масло в коробке механике

Для примера возьмем ситуацию, когда на определенных передачах КПП начинает гудеть или зимой возникают сложности с переключением скоростей. Иногда в таких случаях вместо ремонта коробки можно обойтись заменой масла. Часто подобная процедура улучшает работу агрегата, и разборку КПП можно отложить на несколько лет или десятки тысяч километров пробега.

Что делать, если выявлено протекание масла в районе коробки передач? В этом случае нужно контролировать уровень смазывающей жидкости и при необходимости произвести, как минимум, ее частичную замену. Есть примеры, когда механические коробки передач длительное время эксплуатируются с недостаточным уровнем масла.

Далеко не все агрегаты способны выдерживать столь экстремальные условия. Учитывайте, что производители современных МКПП стремятся удешевить и облегчить конструкцию трансмиссии. При этом, сами агрегаты эксплуатируются еще в более тяжелых условиях, чем их модификации, выпускавшиеся ранее. Данная ситуация имеет прямое отношение к механическим КПП.

Как обеспечить максимальный срок службы МКПП? Даже если с агрегатом нет видимых проблем, но трансмиссия часто перегружает в результате агрессивного стиля вождения или буксировки тяжелых прицепов, не пренебрегайте заменой масла. Такое обслуживание не требует слишком больших расходов. 2-3 литра трансмиссионного масла можно купить за вполне доступную сумму, а работа по замене масла в МКПП не отличается особой сложностью. Что мешает проводить такое обслуживание через каждые 60 тыс. км или 100-120 тыс., если авто эксплуатируется в щадящем режиме?

Здесь на первый план выходит отношение автовладельца к проведению профилактических мероприятий. Если в инструкции завода-изготовителя четко не указывается, через сколько менять масло в коробке, то собственник транспортного средства может самостоятельно придерживаться предложенного выше регламента. Даже если автопроизводитель предусматривает, что трансмиссионная жидкость залита на весь период эксплуатации агрегата, такой срок может сильно варьироваться с учетом различных обстоятельств.

Выбор масла для замены в МКПП

При выборе масла для МКПП следует учитывать специфические параметры механизма и температуру окружающего воздуха. Перечислим основные конструкционные особенности механической коробки, которые следует учитывать:

  • тип используемых передач зубчатого зацепления;
  • предельные скорости вращения и параметры взаимного смещения сопряженных деталей;
  • наиболее высокие нагрузки, которые прилагаются к площади контакта зубьев шестеренок.

масло в коробке механике

Выбор трансмиссионного масла по маркировке также производится с учетом конструкции МКПП. По классификации API указывается индекс GL-x, а по ГОСТ – ТМ-x. В обоих случаях число «х» может варьироваться от 1 до 6, и чем оно выше, тем более высокие нагрузки способна выдерживать смазка (не происходит разрушение защитной масляной пленки, покрывающей детали МКПП). К примеру, трансмиссионное масло API GL-3 (ТМ-3) способно выдерживать намного большее напряжение в местах контакта трущихся деталей, чем продукт API GL-2 (ТМ-2).

Тем не менее важно заметить следующий момент: высокий уровень в классификации масла предполагает включение более эффективных присадок, увеличивающих скольжение (снижающих трение). Для правильной работы фрикционных дисков в некоторых моделях механических коробок существует минимально допустимый показатель коэффициента трения.

Если он падает ниже установленной нормы, синхронизаторы проскальзывают, что приводит к увеличенному их износу. Кроме того, при переключении скоростей из-за такого проскальзывания затягивается время выравнивания угловых скоростей шестеренок, поэтому перейти с одной передачи на другую будет сложнее.

Наиболее ярко выражается разница в показателе коэффициента трения между трансмиссионными смазками классов GL-4 и GL-5. В этой связи не следует заливать масла GL-5 в МКПП, где производителем предусмотрен класс GL-4. При этом, без сомнений можно использовать адаптированные (универсальные) жидкости, которые маркируются GL-4/GL-5.

Температурные условия эксплуатации МКПП учтены в маркировке трансмиссионного масла, отвечающей за вязкость по SAE. Данный параметр имеет индексы для зимнего и летнего периода. Они разделены символом «W». Индекс для теплого времени года отражает уровень текучести масла при 100 °C, а зимний демонстрирует температуру замерзания. Так, маркировка 75W90 указывает, что летний коэффициент для смазки – 75, зимний, соответственно – 90. Если перевести такие данные в физические единицы измерения, то получается, что при 100 °C вязкость масла будет не меньше 24 Ст, а потеряет текучесть оно только после -40 °C.

Как правильно выбрать смазку для механической коробки передач? Прежде всего, следует руководствоваться рекомендациями автопроизводителя. Необходимо соблюдать категорию смазочного материала в соответствии с API или ГОСТ. При рассмотрении параметров вязкости следует учесть климатические особенности эксплуатации автомобиля: для регионов с холодным климатом целесообразно выбирать жидкость с низкой вязкостью и зимним показателем 70W или 75W. В жарких регионах нет нужды в морозоустойчивой смазке. Здесь подойдут масла 80W или 85W.

Специалисты рекомендуют при выборе масла для МКПП четко соблюдать требования летней вязкости по SAE (отступить от рекомендаций автопроизводителя можно максимум на 1 пункт), К примеру, завод=изготовитель автомобиля в эксплуатационной инструкции указал трансмиссионную смазку 75W80, следовательно, такие допуски также указаны в эксплуатационных инструкциях транспортных средств.

Следует учитывать, что с повышением вязкости возрастает прочность защитной масляной пленки (смазка дольше держится на зубьях шестеренок трансмиссии). При этом увеличиваются потери КПД, связанные внутренним трением. В результате повышается расход топлива, и автомобиль становится менее «резвым» (дольше набирает скорость). Учитывая этот момент, следует стремиться к сбалансированным показателям при выборе масла для МКПП в различных условиях эксплуатации машины.

Процесс замены масла в коробке механике

Следует учитывать, что лучшее время для замены масла в МКПП – когда на улице стоит теплая погода. Прежде всего такой подход позволит быстрее прогреть коробку передач. С другой стороны, после наступления холодов трансмиссия уже будет работать на новой смазке, поэтому снизится степень износа деталей агрегата.

Обязательно нужно вносить определенные поправки в замену масла в МКПП в случае эксплуатации автомобиля в жарких климатических условиях или в регионах с очень холодными зимами. Проблема заключается в том, что смазывающие материалы с низкой вязкостью эффективны при морозах, но в летний период они могут разжижаться, поэтому необходимая защита деталей не обеспечивается. Обратная ситуация наблюдается при использовании густого масла. Такая смазка эффективна в жару, но зимой будет терять свою текучесть.

масло в коробке механике

После выбора масла для механической коробки можно приступить к процессу его замены. При обслуживании МКПП специалисты советуют полностью менять трансмиссионную смазку в агрегате. Частичная замена будет менее эффективна. Для осуществления процедуры понадобится подъемник или смотровая яма (можно выполнить такую работу и на эстакаде). Основной набор инструмента для замены масла в механической коробке: комплект гаечных ключей, отвертка, пассатижи, гибкие трубки и специальный шприц. Полезно также подготовить ветошь и контейнер для сбора отработанной смазки.

  1. Для эффективного слива использованного масла рекомендуется предварительно проехать от 5 до 10 км. Таким образом МКПП хорошо прогреется, и смазка будет более текучей.
  2. Затем следует снять сливную пробку. Она вкручена в картере коробки передач. Пробка комплектуется уплотнительным кольцом, которое также следует заменить, поэтому его нужно подготовить заранее.
  3. Когда все отработанное масло вытечет в подготовленный контейнер, следует плотно закрыть сливное отверстие сливной пробкой с уплотнительным кольцом.
  4. Свежее масло в МКПП заливается с помощью шприца через специальное отверстие в корпусе агрегата. Оптимальный уровень соответствует расположению нижней кромки. После завершения процесса следует плотно закрутить пробку наливного отверстия.

Следует учитывать, что некоторые типы механических коробок передач считаются не подлежащими обслуживанию, поэтому не имеют сливного отверстия. В таком случае для полной замены смазки необходимо снимать поддон МКПП.

При демонтаже данного элемента коробки потребуется замена уплотнительной прокладки. В некоторых ситуациях после снятия, очистки и повторной установки поддона залив масла в МКПП осуществляется через сапун, который предварительно нужно выкрутить.

Для проверки уровня трансмиссионной жидкости в таких моделях коробок предусмотрено контрольное отверстие. Свежее масло нужно залить до уровня его нижней кромки. Затем следует плотно закрыть пробку контрольного отверстия.

Некоторые владельцы автомобилей перед заменой масла в механической коробке передач выполняют предварительную промывку агрегата специальными средствами с очищающими присадками. Практический опыт говорит о том, что такая процедура не является обязательной. При отсутствии значительного износа деталей коробки передач, если состояние отработанного масло удовлетворительное, можно отказаться от дополнительной промывки агрегата.

Часто задаваемые вопросы о замене масла коробке механике

Отвечаем на популярные вопросы.

масло в коробке механике

Когда следует проверять уровень масла в механической коробке передач?

На автомобилях с МКПП контроль уровня и замена масла требуются реже, чем у других типов трансмиссий. Такие агрегаты менее чувствительны к качеству и состоянию смазывающей жидкости. Рекомендуется контролировать уровень масла при каждом плановом техническом обслуживании (каждые 10 000 км. пробега.).

Какие факторы оказывают влияние на срок службы масла в механической коробке передач?

Стиль вождения и особенности эксплуатации существенно влияют на срок службы МКПП и состояние трансмиссионного масла. Водитель должен правильно выбирать передачи, легко включать их, избегать пробуксовок колес, плавно выжимать сцепление, предотвращая резкие нагрузки на коробку.

Какие действия нельзя совершать при замене масла в коробке механике?

При замене масла в МКПП важно избегать смешивания смазочных материалов различных производителей, отличающихся по характеристикам. Особо внимательно следует подходить к использованию различных добавок, предназначенных для защиты и восстановления работы коробки передач.

В ситуации, когда при эксплуатации авто появляются признаки, на основании которых можно сделать вывод, что трансмиссионная жидкость изменила свои характеристики, следует посетить автосервис, даже если по регламенту время обслуживания МКПП не пришло. Менять ли масло в коробке механике в этом случае? Преждевременное обслуживание МКПП не потребует больших затрат времени и финансов. В свою очередь, если этого не сделать и коробка полностью выйдет из строя, ремонт или замена агрегата обойдутся в разы дороже.

Вам также может понравиться
Екатерина Баранукова
менеджер
🔥 В автосервис бесплатно!
Екатерина Баранукова печатает …
3 документа, необходимых автовладельцу в 2024 году
Сергей Анатольевич Селевич
Эксперт в области обслуживания автомобилей

Каждый день количество автомобилей на дорогах увеличивается. С целью обеспечения безопасности движения меняются и законы. Для рядовых водителей важно своевременно узнавать о всех изменениях, чтобы избежать ненужных штрафов.

Мы подготовили подборку полезных документов, которые помогут вам не только быть в курсе всех нововведений, а также избежать лишних трат и даже сэкономить на ремонте. И да, это абсолютно бесплатно!

Скачивайте и используйте уже сегодня: