- Что собой представляют тормозные колодки
- Основные типы тормозных колодок
- По расположению: передние и задние
- По типу конструкции тормозов
- По материалу
- По наличию датчиков износа
- Причины износа тормозных колодок
- Признаки износа тормозных колодок
- Визжащий шум
- Предупреждающий свет
- Тяга автомобиля в сторону
- Визуальная проверка
- Вибрации
- Когда менять тормозные колодки
- Как продлить срок службы колодок
- Советы по выбору тормозных колодок
- Часто задаваемые вопросы о замене колодок
- Надо ли сразу менять все колодки в машине?
- Что произойдёт, если установить новые колодки лишь с одной стороны ТС?
- Сколько по времени после замены притираются колодки?
Когда менять колодки? Об этом они подскажут сами – начнут скрипеть и издавать другие неприятные звуки. При появлении подобных симптомов требуется немедленная замена тормозных колодок, это повышает безопасность владельца авто и его пассажиров.
Что важно? Во-первых, разбираться в том, как устроены колодки, в чём различия барабанных и дисковых их видов. Во-вторых, знать срок годности накладок. Тогда ориентиром станет определенный пробег, чтобы не доводить до скрипа колес.
Что собой представляют тормозные колодки
Тормозная система является неотъемлемой частью безопасности любого автомобиля. В настоящее время все виды транспорта основаны на принципе силы трения, для чего используются тормозные диски, барабаны и колодки в качестве контактирующих деталей. Колодки, представляющие собой заменяемые металлические пластины с фрикционными накладками, играют ключевую роль в замедлении и остановке машины.
От состава фрикционных накладок зависят следующие факторы:
- сила, с которой нужно нажимать стоп-педаль для замедления/остановки транспортного средства (ТС);
- эффективность тормозов в зависимости от их прогрева;
- уровень шума при срабатывании системы;
- продолжительность службы колодок и тормозных дисков;
- уровень загрязнения окружающей среды разными продуктами и стирание фрикционных накладок.
Основные типы тормозных колодок
Существуют различные типы тормозных колодок, которые отличаются по материалу, местонахождению, конструкции и наличию датчиков износа. Перечислим их:
Колодки подразделяют на 3 категории:
- 1 вид. Они предназначены для установки на автомобили на заводах-производителях. Оригинальные колодки проходят специальную термообработку для повышения их технических характеристик. Однако у них небольшой ресурс, что стоит учитывать при эксплуатации автомобиля.
- 2 категория. Эти колодки отличаются более простым составом, но обладают большим ресурсом. Они являются экономичным вариантом.
- 3 группа. В нее входят колодки, изготовленные из самых простых смесей. Они обладают низкой ценой, что объясняется простотой их производства.
По расположению: передние и задние
В момент торможения машины нагрузка на ось, находящуюся спереди, всегда превышает приходящуюся на заднюю, что обусловлено инерционной силой. В связи с этим используемые стоп-системы различаются. В современных легковых автомобилях, как правило, спереди установлены дисковые тормоза, в то время как задние – барабанные или дисковые. Основные различия между ними заключаются в следующем:
- передняя стоп-система имеет большие размеры по сравнению с задней;
- на головную ось часто устанавливаются вентилируемые тормозные диски;
- впереди применяются многопоршневые цилиндры;
- в заднюю стоп-систему интегрируется механизм стояночного тормоза.
Передние колодки всегда имеют больший размер по сравнению с задними, так как значительная часть тормозных нагрузок приходится на головную ось. Именно поэтому они не являются взаимозаменяемыми. Кроме того, передние и задние колодки имеют отличающуюся форму и часто изготавливаются из различных фрикционных смесей.
По типу конструкции тормозов
Существуют два вида стоп-колодок – в форме барабана или диска. Когда водитель останавливает ТС, дисковые конструкции начинают сжимать тормозной диск со всех сторон, что помогает машине замедлиться. В современных авто такие колодки обычно устанавливаются на передней оси. Иного типа конструкции, в свою очередь, в основном используются в ТС обширного сегмента на задней оси. Они сжимают барабанную поверхность внутри.
- Дисковые.
Колодки имеют размер и форму, позволяющую им идеально соответствовать тормозному диску. Суть их работы заключается в использовании принципа прижимного усилия: они тесно совмещаются друг с другом, заключая в себе диск тормоза, который жестко связан с колесом ТС. Благодаря этому процессу машина постепенно теряет скорость и, наконец, полностью останавливается. Важно отметить, что чем сильнее автомобилист нажимает на тормозную педаль, тем крепче колодки прижимаются к диску.
- Барабанные.
В настоящее время их установку производят только на задней системе тормозов. Формально они имеют полукруглую форму с рабочей поверхностью, расположенной сверху. Эти колодки устанавливают вглубь барабана. При нажиме на педаль тормоза они расходятся по сторонам, расширяя диск изнутри.
По материалу
Фрикционная накладка является важной составляющей тормозной системы, так как именно она обеспечивает прямой контакт с диском или барабаном. Ее качество напрямую влияет на долговечность и эффективность колодки. Накладки создаются из разных специальных смесей. В зависимости от используемых материалов, эти детали разделяют на несколько основных групп:
- Органические.
Такие колодки изготавливаются из разных углеродосодержащих материалов, полностью исключая использование стали. Благодаря этому они обеспечивают плавное и бесшумное торможение, минимально воздействуя на тормозной диск. Однако стоит отметить некоторые недостатки таких колодок: более быстрый износ по сравнению с металлическими вариантами, образование пыли.
- Полуметаллические.
Они наполовину состоят из тонкой стальной стружки. Такой состав делает их стойкими к износу при высоких температурах и повышенной влажности. Однако следует учесть, что такие колодки становятся более восприимчивыми к воздействию низких температур. Это может привести к быстрому износу тормозного диска. При использовании данного типа колодок на колесах может появляться черный налет от оксида железа. Это нормально для полуметаллических изделий.
- Низкометаллическая органика.
Эти колодки, преимущественно состоящие из органики, с небольшой примесью стали (20–30 %), оказывают меньшее воздействие на тормозной диск и издают сильный шум при торможении.
- Керамические.
Такие колодки, считающиеся самыми дорогостоящими, изготовлены из легкого сплава металла в сочетании с керамикой или фарфором. Этот тип накладок чаще всего применяют на премиальных и спортивных машинах. Колодка с длительным сроком службы, уменьшенной нагрузкой на тормозной диск и стабильной работой даже при значительном перегреве системы торможения.
По наличию датчиков износа
Так как со временем фрикционные накладки стираются, необходимо своевременно менять тормозные колодки. Новые электронные датчики износа используют вместо старых металлических пластин. В прежних тормозных системах они издавали громкий скрип при полном износе накладок. С помощью этих датчиков можно заменять колодки вовремя, не дожидаясь их полного износа.
- Без датчиков и сигнализаторов износа. Колодки, не оснащенные извещателями, предполагают самостоятельный контроль истирания.
- С механическими сигнализаторами износа. Испытанная многими десятилетиями система оповещения, простая, но эффективная.
- С датчиками износа. Практически все современные автомобили оснащены электронными извещателями. Такая система не только позволяет своевременно определять степень износа, но и рассчитывать оставшийся пробег колодок.
Причины износа тормозных колодок
Как часто менять колодки? Это зависит от скорости истирания. Перечислим причины износа:
- Вес автомобиля, его обычная загрузка и основной материал, из которого изготовлены тормозные колодки.
- Стиль вождения. Если водитель предпочитает динамичное движение и часто совершает резкие торможения, то такие действия приводят к быстрому износу деталей тормозов.
- Условия эксплуатации. Тормозные колодки быстрее изнашиваются при сырой погоде и при поездках по пыльным и грязным дорогам.
Важно помнить, что следует регулярно проверять тормозные колодки, независимо от стиля вождения и качества трасс, по которым вы передвигаетесь.
Что происходит при выходе тормозных колодок из строя?
- тормозные диски и барабаны активно подвергаются износу;
- когда толщина накладок сокращается до минимума, возможно появление утечек в цилиндрах;
- когда тормозная система полностью выходит из строя, происходит возникновение аварийной ситуации.
Признаки износа тормозных колодок
Для надежной проверки состояния тормозов требуется сочетание визуального, акустического и тактильного восприятия. Их совокупность позволит ясно определить момент обновления, обеспечивая более плавное и безопасное вождение.
Как понять, что пора менять колодки? Это необходимо делать, если вы заметили один из нижеперечисленных признаков:
Скачай приложение бесплатно и получи 300₽ в подарок
Мы разработали мобильное приложение!
После регистрации в приложении мы дарим Вам подарок -
300 БОНУСОВ, которыми вы можете оплатить часть работ
- Кэшбек 5% от каждого заказ-наряда
- Удобное оформление онлайн-заявки на запись с выбором удобного автотехцентра
- Актуальные анонсы о проводимых акциях и персональных предложениях
Установите приложение за 2 простых действия:
Визжащий шум
В определенных ситуациях, возникающих при нормальной эксплуатации автомобиля, можно услышать визг, вызванный торможением. Он часто связан с различными факторами, такими как состояние и чистота колодок, материал, используемый для их изготовления, а также погодные условия. Однако если этот визг достаточно громкий, стоит обратить внимание на предупреждение. В таком случае тормозные колодки нуждаются в замене.
Некоторые производители внедряют в такие детали полуметаллический слой либо устанавливают внешний датчик, разработанный для предупреждения визга, извещающего о необходимости замены колодок. Интересно, что звук можно услышать даже при неиспользовании тормозов. Однако если пренебрегать заменой, то звук сменится на скрежет. Это означает полный износ колодок и возможное повреждение тормозного диска, требующее дополнительных затрат.
Предупреждающий свет
Когда менять колодки? В некоторых ТС установлена специальная лампа на приборной панели, предупреждающая о необходимости обратить внимание на состояние тормозов. Срок службы большинства датчиков такой же, как и у тормозных колодок, поэтому их меняют одновременно. Однако прежде чем делать это, рекомендуется ознакомиться с руководством по эксплуатации, так как не все машины оборудованы этими извещателями.
Тяга автомобиля в сторону
Если при движении ТС начинает тянуть влево или вправо, это может указать на необходимость замены колодок тормозов или на заедание направляющих штифтов суппорта либо поршня.
Визуальная проверка
Через сколько менять колодки? Их остаточный ресурс можно легко определить визуально. Обычно на каждой колодке, укрепленной защитными накладками, имеются специальные поперечные борозды. Если поверхности стерты до основания этих выемок, это является явным признаком необходимости их замены.
Следует учитывать рекомендации производителей как ТС, так и тормозных колодок, поскольку существуют минимально допустимые толщины накладок, обычно составляющие 2–3 мм.
Вибрации
Если вы замечаете дрожание вашего автомобиля при торможении, это может быть признаком серьезного износа или термического повреждения тормозных дисков.
Когда менять тормозные колодки
Через сколько нужно менять колодки? Зачастую нет установленного периода для этого, поскольку срок службы компонентов тормозов зависит от разного рода факторов, таких как тип автомобиля и стиль вождения. На каком пробеге менять колодки? В некоторых случаях процедура может быть необходима только после пробега в 80 000 км и более, однако при тяжелых эксплуатационных условиях этот срок может сократиться до 25 000–30 000 км.
В руководстве по эксплуатации ТС вы найдете дополнительную информацию о рекомендуемых интервалах замены тормозной системы для вашей марки и модели транспортного средства.
Необходимо отметить, что в случае неравномерного износа или серьезных повреждений дисков рекомендуется одновременно ставить новые тормозные и колодки, и диски.
Теперь вы знаете, когда нужно менять эти запчасти.
Как продлить срок службы колодок
Продолжительность эксплуатации тормозов связана с несколькими факторами:
- Стиль вождения – каким образом вы обычно применяете торможение? Если вы предпочитаете резкое, то механизмы будут требовать замены раньше, чем у тех, кто работает более плавно. Временами рекомендуется использовать выбег, чтобы сбросить скорость перед светофором или перекрестком, это также может продлить срок службы тормозов.
- Условия окружающей среды – городские дороги и горные трассы требуют большего торможения, чем длинные прямые дороги, такие как автострады.
- Качество стоп-системы – характеристики тормозов значительно варьируются в зависимости от производителя. Некоторые марки служат дольше, чем другие. Сюда отлично подходит поговорка: «Обычно вы получаете то, за что платите».
Советы по выбору тормозных колодок
В настоящее время, когда рынок автомобилей имеет широкий спектр моделей и их тормозных систем, правильный выбор колодок становится возможным только с помощью специального каталога, предоставляемого автопроизводителями. Это обусловлено тем, что тормоза даже одной и той же модели ТС, выпущенные в разные годы, могут отличаться по установленным колодкам.
Во избежание возможных ошибок при выборе автозапчастей, основанных на характеристиках и годе выпуска модели, рекомендуется обратиться в магазин автозапчастей, на СТО. Эти заведения обладают доступом к профессиональным и платным каталогам производителей, которые обычно недоступны широкому кругу людей в интернете. По ВИН-коду автомобиля специалисты точно определят необходимый комплект тормозных колодок. Такой подход позволит избежать неправильной покупки и обеспечит качественную замену автозапчастей.
При выборе колодок для автомобиля акцентируйте внимание на следующих характеристиках:
- Рабочая температура. Если вы преимущественно ездите по городу, отлично подойдут модели колодок, выдерживающие температуру от 300 до 350 °С. Но если планируете активную езду или участие в спортивных мероприятиях, то лучше отдавать предпочтение более дорогим спортивным вариантам, которые способны выдерживать температуру до 900 °С. В городских условиях они практически неэффективны.
- Коэффициент трения – важная характеристика колодок. Он обозначается двумя латинскими буквами. Первая определяет диапазон коэффициента трения для спокойного движения, вторая – для активного, когда тормоза могут перегреваться.
- Маркировка. При выборе тормозных колодок обязательно обратите внимание на нее. Если колодки ее не имеют, значит, они не прошли сертификацию и их применение недопустимо.
До того момента, когда придет время менять колодки на автомобиле, обратите внимание на характеристики при покупке самих деталей.
Часто задаваемые вопросы о замене колодок
Отвечаем на популярные вопросы.
Надо ли сразу менять все колодки в машине?
При этой процедуре важно помнить, что они всегда ставятся комплектом, то есть на всей оси автомобиля. Даже если повреждена всего одна из четырех колодок, все они должны быть заменены. Еще одним неотъемлемым требованием является замещение их всех при установке тормозных дисков. Независимо от состояния колодок, даже если они выглядят почти новыми, все они в этом случае должны быть заменены.
Что произойдёт, если установить новые колодки лишь с одной стороны ТС?
Если произвести замену таким образом, возникнет потенциальная опасность на трассе. Выборочное обслуживание системы может вызвать неравномерное торможение и повышенное расстояние остановки. Кроме того, если машина попадет в лужу на дороге только одной стороной, грязь и вода могут попасть в тормоз, что вызовет ухудшение его работы.
Сколько по времени после замены притираются колодки?
Для комфортной и безопасной поездки на автомобиле необходимо проехать от 150 до 200 километров. Стоит использовать плавное замедление, избегать длительных торможений, перегрева дисков и колодок. После проезда диски и колодки притрутся друг к другу, исчезнут маленькие неровности, увеличится площадь в пятне контакта между ними.
Тормозная система невероятно важна для замедления машины – будь то экстренная стоп-ситуация, чтобы избежать столкновения, или остановка на светофоре. От их надлежащей работы зависит не только ваша безопасность, но и жизнь других участников дорожного движения. Поэтому рекомендуется поддерживать тормоза в идеальном состоянии.
Теперь, ознакомившись с данной статьей, вы знаете, когда производить замену этих важнейших деталей транспортного средства.