- Блокировка руля из-за проблем с замком зажигания
- Алгоритм действий при проблемах с замком зажигания
- Причины заклинивания руля, связанные с другими узлами автомобиля
- Что делать, если заклинило руль
- Поведение водителя при заклинивании руля в движении
- Часто задаваемые вопросы о заклинивании руля
- Как разблокировать руль без ключа зажигания?
- Что делать, когда происходит блокировка рулевого колеса из-за неисправного замка зажигания прямо на ходу?
- Какими могут причины ситуации, когда заклинил руль на ходу при повороте?
Что важно? Ситуации, когда в автомобиле заклинило руль, встречаются не так часто. Однако от этого они не становятся менее неприятными, а иногда даже могут быть опасными, если подобное случается на ходу. Потому решать проблему следует незамедлительно.
Какого рода бывают проблемы? Все возможные причины можно поделить на две большие группы. Первая — блокировка из-за проблем с замком зажигания, то есть еще на стоянке. Вторая — заклинивание или затрудненный поворот руля во время движения.
Из этого материала вы узнаете:
- Блокировка руля из-за проблем с замком зажигания
- Алгоритм действий при проблемах с замком зажигания
- Причины заклинивания руля, связанные с другими узлами автомобиля
- Что делать, если заклинило руль
- Поведение водителя при заклинивании руля в движении
- Часто задаваемые вопросы о заклинивании руля
Блокировка руля из-за проблем с замком зажигания
Конструкционно во всех моделях автомобилей предусмотрена штатная блокировка рулевого колеса. Водитель после выключения зажигания и вынимания ключа из замка при попытке провернуть руль ощутит, что тот заклинил. После характерного щелчка рулевое колесо больше не вращается.
Именно так работает штатный блокиратор. Этот механизм не дает возможности быстро угнать автомобиль. Для разблокировки необходимо вставить ключ в замок зажигания.
Но водитель может столкнуться и с нестандартной ситуацией. Имеют место случаи, когда обычная процедура разблокировки не приносит результата. Водитель вставляет ключ, нервно дергает рулевое колесо, но ничего не получается. Управлять машиной в этом случае невозможно.
Почему заклинило руль и замок зажигания? Это может произойти по разным причинам. Каждый случай следует рассматривать отдельно, так как он может быть связан с дополнительными проблемами.
Прежде всего нужно проверить наличие ошибки в работе противоугонной системы.
В этом случае сигнализация автомобиля расценивает, что ключ вставлен в замок зажигания злоумышленником. Чтобы предотвратить угон, охранная система блокирует рулевое колесо за счет штатного блокиратора.
Если и другие случаи, почему заклинило руль и замок зажигания. Такая ситуация может быть из-за следующих причин:
- неправильные действия водителя (к примеру, не полностью вставлен ключ в личинку замка зажигания);
- произошла механическая поломка замка;
- механизм замка загрязнен (например, грязью с ключа), или в личинку попали посторонние предметы;
- замок зажигания замерз при сильном морозе;
- селектор автоматической КПП стоит в режиме парковки (если авто не укомплектовано электрической рулевой рейкой);
- ключ зажигания деформировался или сломался в замке.
В любой из вышеперечисленных ситуаций есть решение, которое необязательно предполагает посещение автосервиса. Более подробно порядок действий, как разблокировать заклинивший руль в разных случаях, описан далее.
Алгоритм действий при проблемах с замком зажигания
Для выяснения причины, почему заклинило блокировку руля, и ее устранения совсем необязательно эвакуировать машину на СТО или обращаться за помощью к специалистам. Следует до упора вставить ключ в замок зажигания (без чрезмерных усилий надавите на ключ) и, удерживая его в таком положении, другой рукой покачать рулевое колесо в разные стороны. Параллельно нужно попытаться провернуть ключ (не давите на него слишком сильно, чтобы не сломать). Чаще всего такие действия принесут успех, и блокировка будет снята.
Второе действие в ситуации, когда руль заклинило и ключ в замке зажигания, связано с попыткой снять автоматическую КПП с режима «паркинг» (селектор в положении P»). Можно перевести рычаг коробки в позицию «нейтраль». В ряде моделей авто только в таком положении АКПП проворачивается ключ зажигания.
Если заклинило руль автомобиля в результате засорения личинки замка зажигания, можно использовать для очистки универсальное средство WD−40. О чудодейственных свойствах этой смазки знают практически все автомобилисты. Замерзший замок зажигания следует прогреть. Для этого можно предварительно нагреть ключ или залить в личинку теплую WD−40. Кроме того, для таких случаев подойдет и портативный фен.
Деформированный ключ можно восстановить. Для этого понадобится молоток. Изогнутый ключ нужно положить на ровную металлическую поверхность и постучать в местах деформации. Действовать нужно аккуратно, чтобы не сломать его полностью. Если же полотно ключа имеет сильный износ или трещины, то его нужно заменить на новый.
В случаях, когда заклинило блокировку руля в результате износа блокирующего механизма, неисправности электроники, соленоидов, концевого выключателя и т. д., для устранения проблемы лучше доставить автомобиль в автосервис.
Причины заклинивания руля, связанные с другими узлами автомобиля
В этом разделе рассмотрим случаи, когда руль разблокирован, но в исходное положение не возвращается. Это происходит по разным причинам. Часто такая неисправность является следствием неправильной сборки узла после ремонта или чрезмерного износа механизма (последняя причина характерна для авто с большим пробегом). Для определения точной причины нужно продиагностировать рулевое управление и подвеску автомобиля.
Почему руль после поворота не возвращается в первоначальное положение? Причины следующие:
- Нарушены регулировки развал-схождения.
- Изношена шаровая опора.
- Неисправна рулевая колонка.
- Износ зубьев шестеренки рулевой рейки.
- Неисправности системы ГУР.
- Деформирована рулевая тяга.
В некоторых случаях специалисты могут установить причины «невозврата» рулевого колеса по его поведению при совершении маневров.
Что делать, если заклинило руль
Вначале необходимо диагностировать неисправность. Важно выяснить суть проблемы и причины ее появления. Исходя из данных диагностики принимается решение по ремонту или замене определенной детали. Подробнее рассмотрим различные варианты диагностирования неисправностей.
- Проблемы с развал-схождением
Неправильная регулировка развал-схождения — распространенная причина невозврата руля после поворота. Еще одно неприятное последствие в этом случае — быстрый и неравномерный износ колесных шин. Если проблему не устранить, через некоторое время придется еще и покупать новую резину.
Частично проверить регулировку развал-схождения можно, анализируя поведение рулевого колеса в процессе движения на автомобиле. О неправильной настройке свидетельствует поворачивание руля при прямолинейном движении автомобиля без прилагаемых усилий. В этом случае нужно записаться в автосервис для регулировки развал-схождения.
Отметим, что описанный выше признак нарушенных настроек явно заметен далеко не всегда. Более точно проверить параметры развал-схождения можно в автосервисе или самостоятельно, следуя описанному далее алгоритму.
- Для проверки понадобятся: линейка, бруски, шпагат с крючками и нитка с грузиком, а также лист бумаги и карандаш.
- Если развал положительный (колеса слегка отклонены наружу), следует от верхней точки покрышки опустить нитку с грузиком. Затем замеряется расстояние от края ступицы до натянутой нитки. Для расчета угла наклона колес используем формулы для треугольника, вершинами которого являются: верхняя точка колеса, ступица, точка на нити напротив ступицы.
- Если развал отрицательный (колеса наклонены внутрь), для проверки развала-схождения необходимо между колесами протянуть шпагат и подложить бруски. Измерение угла производится по уровню веревки.
Параметры развала для конкретной модели указываются автопроизводителем в соответствующей технической документации.
- Износ шаровой опоры
Довольно часто причиной, почему рулевое колесо после поворота не возвращается в первоначальное положение, являются изношенные шаровые опоры. В этом случае нужно произвести замену неисправной детали.
Диагностика состояния шаровых опор:
- автомобиль нужно установить на смотровую яму, эстакаду, подъемники или другим способом обеспечить доступ к его днищу;
- чтобы предотвратить самопроизвольное скатывание машины, под задние колеса следует установить противооткатные башмаки. Затем нужно установить стояночный тормоз и перевести селектор КПП в нейтральное положение;
- вывешенные передние колеса следует с усилием расшатывать руками или монтировкой.
Если шаровые опоры изношены, при раскачивании колес будет слышен характерный стук или скрип, а также появится заметный люфт.
- Поломка рулевой тяги
Эти детали испытывают высокую нагрузку в процессе езды на авто по плохим дорогам. Когда колесо попадает в выбоину, есть высокая вероятность искривления рулевых тяг. При особенно сильном ударе может даже нарушиться настройка центрального положения рулевого колеса.
Скачай приложение бесплатно и получи 300₽ в подарок
Мы разработали мобильное приложение!
После регистрации в приложении мы дарим Вам подарок -
300 БОНУСОВ, которыми вы можете оплатить часть работ
- Кэшбек 5% от каждого заказ-наряда
- Удобное оформление онлайн-заявки на запись с выбором удобного автотехцентра
- Актуальные анонсы о проводимых акциях и персональных предложениях
Установите приложение за 2 простых действия:
Нередко автолюбители сталкиваются с такой проблемой после езды по магистралям, где проходит ремонт со снятием полотна. Отметим, что после замены рулевых тяг необходимо перепроверить регулировку развал-схождения.
- Проблемы с рулевой колонкой
Препятствием для возврата руля после поворота может выступать неисправность крестовины рулевого кардана. При такой поломке могут наблюдаться периодически появляющиеся трудности с поворотом руля.
Чтобы диагностировать проблему рулевой колонки, понадобится помощник, который будет вращать руль, когда машина находится на эстакаде или смотровой яме. В это время второй человек, находясь под автомобилем, будет наблюдать за поведением крестовины кардана.
Наличие неисправности подтверждается люфтом, который появляется при вращении руля.
- Неисправность рулевой рейки
У автомобилей с большим пробегом невозврат руля часто происходит из-за шестерни рулевой рейки. Зубья этой детали со временем ржавеют, изнашиваются и могут обламываться от ударов. В результате рулевое колесо может заклинивать в крайних положениях.
Для устранения коррозии рулевой рейки используются специальные составы. Такую обработку рекомендуется проводить с определенной периодичностью, так как крайние точки шестерни, которые редко подвергаются нагрузке (руль не так часто выкручивается до упора), быстрее ржавеют. Обслуживание рейки позволяет вернуть эффективность рулевому управлению.
В ситуации, когда «невозврат» руля связан с повышенным износом или обламыванием зубьев шестерни, обслуживание уже не исправит ситуацию. При такой неисправности теряется контакт рулевой колонки с механизмом рулевого управления. Здесь необходима замена рулевой рейки.
Такую работу своими силами выполнить очень сложно, поэтому следует обратиться на СТО.
- Неисправность в системе ГУР
К ситуациям, когда заклинивает руль при резком повороте или рулевое колесо не возвращается в исходное положение, может привести неисправность в системе ГУР (если она присутствует в конструкции конкретной модели авто). Как диагностировать работу гидроусилителя руля?
- Следует проверить силу натяжения серворемня,его целостность и степень износа. Если он натянут слишком сильно, это отразится на работе подшипников вала. В свою очередь, слабо натянутый ремень становится причиной неэффективной работы гидроусилителя. Нормы по натяжению представлены в технической документации производителя конкретной модели авто.
- Диагностика состояние насоса ГУР. Неправильная работа гидроусилителя может быть следствием наличия трещин в корпусе насоса, протекания жидкости ГУР, чрезмерного износа отдельных деталей. Кроме того, в систему может попадать воздух. Необходимо провести диагностику насоса на наличие протеканий, проверить состояние фильтра, статора и ротора, перепускного клапана.
- Проверка уровня жидкости ГУР (в расширительном бачке он должен быть выше минимальной отметки).
Снижение эффективности рулевого управления может произойти в результате заниженной вязкости жидкости в системе гидроусилителя. Если она потемнела или имеет характерный горелый запах, потребуется полная замена. Еще один признак неисправности гидроусилителя руля — вспенивание рабочей жидкости. Этот признак указывает на завоздушивание системы.
Когда выявлены какие-либо неисправности из приведенного выше перечня, можно оценить свои силы на предмет возможности их устранения. В более сложных случаях единственно правильным решением будет обращение на СТО. Такой подход гарантирует, что ремонт рулевого управления будет проведен качественно в соответствии с требованиями автопроизводителя.
Поведение водителя при заклинивании руля в движении
Когда водитель сталкивается с тем, что руль заклинил на ходу, важно не поддаваться панике и объективно оценить дорожную обстановку. Возможно, это приведет к потере нескольких секунд, но позволит принять более правильное решение.
При движении по не очень загруженной магистрали, когда впереди нет резких поворотов и отсутствуют обстоятельства, требующие экстренной остановки автомобиля, нужно отпустить педаль акселератора и снизить скорость, применяя технику торможения двигателем (включить пониженную передачу). Нажимать на педаль тормоза следует только в крайних случаях и на короткое время. Важно не допустить полной блокировки колес.
В ситуации, когда руль заклинил на ходу в процессе вхождения в поворот, также следует применять торможение двигателем, если впереди нет других участников движения. Использование основного или стояночного тормоза для снижения скорости авто может привести к заносу.
В условиях интенсивного трафика при потере управления следует применять экстренное торможение автомобиля за счет двигателя, основного и стояночного тормоза. Самое важное в такой ситуации предотвратить занос машины и минимизировать угрозу для остальных участников движения.
Прежде всего необходимо заглушить мотор и параллельно включить аварийные огни, чтобы предупредить водителей, которые едут с вами в одном потоке, о нештатной ситуации. Тормозную педаль нужно прижать таким образом, чтобы зажглись огни тормоза. Кроме того, следует включить пониженную передачу на КПП. Скорость автомобиля резко снизится, после чего можно выжать до упора педаль тормоза. В данной ситуации следует применять метод прерывистого (импульсного) торможения.
Учитывая механику движения авто, когда руль заклинил на ходу, нельзя использовать для остановки ручной тормоз. При таком методе торможения блокируются задние колеса. При этом передние продолжают крутиться. Еще одна особенность торможения ручником заключается в том, что блокировка задних колес не происходит одновременно, как в случае с основным тормозом, где гидравлика равномерно распределяет усилия на все контуры.
Таким образом, при попытке остановить авто ручным тормозом водитель столкнется с ситуацией, когда одно колесо заблокируется чуть раньше. Создаваемое усилие повлечет за собой реакцию пружины амортизатора и гидравлики тормозной системы.
Поскольку у машин жесткий кузов, который имеет пружинную или гидравлическую связь с шасси, все указанные факторы будут способствовать ослаблению подвески колеса, расположенного диагонально по отношению к блокируемому. Это приведет к потере устойчивости конструкции автомобиля, и он может уйти в неуправляемый занос.
Часто задаваемые вопросы о заклинивании руля
Как разблокировать руль без ключа зажигания?
Снять рулевое колесо с блокировки в ситуации, когда поврежден ключ зажигания, могут специалисты автосервиса. Впрочем, если нет возможности эвакуировать автомобиль на СТО, можно попытаться сделать такой ремонт своими силами. Прежде всего нужно снять замок зажигания. При демонтированном фиксаторе запустить мотор можно даже при помощи отвертки. Описанный здесь способ следует рассматривать лишь в экстренных случаях, чтобы добраться к месту ремонта в автосервис.
Что делать, когда происходит блокировка рулевого колеса из-за неисправного замка зажигания прямо на ходу?
Причина такой проблемы заключается в некачественной сборке замка зажигания. Если ненадежно удерживается в личинке, то вибрации, возникающие при движении авто, могут привести к изменению его положения. При этом сработает язычок блокиратора замка. Решением в данной ситуации может быть демонтаж блокирующего элемента. После удаления язычка блокиратора руль не будет заклинивать, что предотвратит аварийные ситуации.
Какими могут причины ситуации, когда заклинил руль на ходу при повороте?
Перечень причин такой проблемы может быть достаточно широким, но чаще всего это происходит из-за неисправностей рулевой рейки или гидроусилителя. В первом случае для диагностики следует демонтировать рейку и снять с нее алюминиевый заглушитель. Затем нужно отвинтить гайку крепежа, снять стопорное кольцо, которое удерживает вал в корпусе. После этого можно осмотреть резьбу на предмет загрязнений и следов накипи. Если проблема связана с ГУР, то она возникает вследствие негерметичности системы или обрыва серворемня.
Для обеспечения нормальной работы гидроусилителя следует периодически проводить его обслуживание с применением материалов, рекомендованных автопроизводителем, а также контролировать уровень жидкости в системе, натяжение и состояние приводного ремня.
Подытоживая, отметим: хорошо, когда у водителя есть понимание, как разблокировать заклинивший руль на стоянке. Тем более такая ситуация не несет больших угроз. Но все выглядит намного серьезнее, если руль заклинило на ходу.
Эксплуатация неисправного ТС несет угрозу не только самому автовладельцу и его железному коню. В результате непредвиденной аварийной ситуации могут пострадать другие участники дорожного движения. Блокировка рулевого управления сказывается на маневренности автомобиля, а ведь ситуация на автомагистрали меняется очень быстро.