- Устройство индикатора аккумулятора
- Причины включения лампочки аккумулятора
- Что делать, если загорелась лампочка аккумулятора
- Визуальный осмотр батареи и генератора.
- Диагностика электрооборудования
- Ремонт индикатора батареи
- Последствия включения лампочки аккумулятора
- Часто задаваемые вопросы о загорающейся лампочке аккумулятора
- Как поступать, если проблема возникла во время движения авто?
- Как укомплектовать автомобиль, чтобы оперативно решить проблемы в системе электропитания?
- Какие причины кроме самых распространенных могут привести к неисправности системы электропитания?
В чем проблема? Ситуация, когда загорелась лампочка аккумулятора на приборной панели – не редкость. Этот индикатор всегда срабатывает при включении зажигания и гаснет спустя пару секунд. Если лампочка не потухла или загорелась во время движения, это говорит о неисправностях.
Что делать? Причины могут быть разными: от плохого контакта на клеммах аккумулятора до выхода из строя генератора. В любом случае автомобиль нуждается в диагностике. И желательно доверить ее профессионалам.
Устройство индикатора аккумулятора
Как только водитель автомобиля провернет ключ в замке зажигания, тут же на приборной панели загорается лампочка зарядки аккумуляторной батареи красного цвета. После этого происходит запуск двигателя, и этот индикатор погаснет. Такой процесс происходит, если все системы машины работают нормально.
Производители позаботились о том, чтобы при включении зажигания перед запуском ДВС происходило самотестирование основных систем авто. После того как загорелась лампочка аккумулятора, другие индикаторы также начинают светиться. Большинство из них гаснет после начала работы мотора. Такое моргание свидетельствует о поступлении заряда на АКБ.
Для того чтобы понять, почему загорелась лампочка аккумулятора, надо представить последовательность процессов, протекающих при включении зажигания: поворачивается и удерживается некоторое время ключ в замке, напряжение подается на клеммы АКБ через предохранители.
После этого начинает работать стартер. Если двигатель успешно запустился, то на панели загорается лампочка аккумулятора, которая гаснет через определенный промежуток времени (после выравнивания потенциалов на ее выводах). Работающий двигатель обеспечивает зарядку батареи. Постоянно горящий значок, моргание или полное отсутствие света вообще свидетельствуют о какой-либо неисправности.
Функционирование индикатора обеспечивается работой генератора. Схема действия достаточно примитивна. Контрольная лампочка аккумулятора включена в контур двух электросетей.
Представим принципиальную схему:
- Индикатор – блок предохранителей – зажигание – генератор – АКБ.
- Генератор – контрольная лампа, непосредственно подсоединенная к устройству.
Работа аккумуляторной батареи обеспечивается напряжением на обоих вводах. Если есть какая-то разность потенциалов на клеммах, то это является причиной того, почему загорелась лампочка аккумулятора. Как только ток начинает поступать на вводы одинаково, индикатор гаснет.
Рассмотрим принцип работы. Водитель включил зажигание, в первой цепи возбуждается ток от аккумулятора на индикатор, а во втором контуре отсутствует напряжение, потому что генератор еще не функционирует по причине отсутствия работы мотора. На приборной панели загорелась лампочка аккумулятора. Когда двигатель запущен, начинается вращаться коленчатый вал, происходит отбор мощности на вращение генератора, отчего во втором контуре электрической цепи возникает напряжение. Поэтому индикатор гаснет.
Что делать, когда загорелась лампочка аккумулятора? Если это происходит по вышеописанному сценарию (кратковременное включение индикатора при включении зажигания), то таким образом инициируется самодиагностика систем автомобиля. Вопреки сложившемуся мнению, в это время тестируются далеко не все механизмы.
Если генератор получает неисправность во время движения, то напряжение во втором контуре пропадает. При этом все электрические приборы автомобиля работают только от АКБ. Поэтому на приборной панели снова загорается сигнальная лампочка.
Причины включения лампочки аккумулятора
- Низкое напряжение АКБ.
Одна из самых распространенных причин – низкое напряжение в аккумуляторной батарее. Происходить это может вследствие естественного износа или из-за неисправностей генератора и проблем с электроникой. Если после зарядки осложнение не устранено, то поможет полная замена АКБ.
- Выход из строя генератора.
Неисправный генератор коварен тем, что первичная симптоматика практически идентична той, что возникает при разряде (поломке) батареи. Поэтому полная замена аккумулятора не решает проблему. Требуется провести диагностику отказавшего устройства и принять меры для его ремонта.
- Разрыв либо растяжение приводного ремня.
Легко обнаруживаемая неисправность. Загляните в подкапотное пространство: если на шкиве отсутствует ремень, то он скорее всего порвался. Заклинивание ролика определяется тем, что при работе ремень будет с характерным звуком проскальзывать по его поверхности.
- Неисправность реле или предохранителей.
Перегоревшие предохранители подлежат замене. Перед этим обязательно надо выключить зажигание.
- Окисление клемм.
Очень распространённая проблема автолюбителей. При появлении оксидной пленки на поверхности контактов становится невозможной подзарядка аккумулятора. Это приводит к ситуации, при которой на холостых оборотах загорелась лампочка аккумулятора.
Что делать, если загорелась лампочка аккумулятора
Любые отклонения от нормальной работы светового индикатора сигнализируют о возникновении определенных проблем в электропитании автомобиля. Следует остановиться и провести первичную диагностику. При невозможности самостоятельно устранить причину рекомендуется пригнать машину на станцию технического обслуживания.
Быстрый анализ работоспособности генератора без специальных приборов практикуется опытными специалистами автомастерских. Если загорелась (и продолжает светиться) лампочка аккумулятора, необходимо предпринять следующие действия:
- внимательно замерить напряжение в электрической сети (просмотреть показания вольтметра на приборной панели);
- включить зажигание и завести ДВС, дать ему поработать некоторое время на холостых оборотах;
- включить ближний и дальний свет;
- поднять крышку капота;
- снять привод с минусовой клеммы АКБ.
Работающее в штатном режиме устройство преобразования механической энергии вращения коленчатого вала в электрическую подает напряжение на все потребители. Если же фары светят вполсилы, двигатель работает нестабильно или глохнет, то, скорее всего, неисправен генератор.
Скачай приложение бесплатно и получи 300₽ в подарок
Мы разработали мобильное приложение!
После регистрации в приложении мы дарим Вам подарок -
300 БОНУСОВ, которыми вы можете оплатить часть работ
- Кэшбек 5% от каждого заказ-наряда
- Удобное оформление онлайн-заявки на запись с выбором удобного автотехцентра
- Актуальные анонсы о проводимых акциях и персональных предложениях
Установите приложение за 2 простых действия:
Визуальный осмотр батареи и генератора.
Автолюбитель может убедиться в отсутствии окисления контактов и проверить работу приводных ремней, просто заглянув в подкапотное пространство. Даже если видимых проблем не обнаружено, то рекомендуется проверить протяжку всех соединений.
Перед любым контактом с клеммами аккумулятора надо убедиться, что зажигание выключено. Для подтяжки гаек используется ключ, имеющий соответствующий размер зева.
На следующем этапе проверяется состояние и натяжение приводного ремня. Любые нарушения приводят к невозможности зарядки батареи, а, следовательно, индикаторы аккумулятора будут сигнализировать о наличии проблем. Сила натяжения проверяется надавливанием на ремень. Степень прогиба отличается в зависимости от модели автомобиля. Обычно это значение не превышает 6 миллиметров.
Диагностика электрооборудования
Для более быстрого и точного выяснения причин неисправности следует прибегнуть к помощи специальных приборов. Самым распространенным тестером является мультиметр, посредством которого можно определить значения:
- Напряжения на клеммах АКБ. Нормальная величина составляет 12,5 В. Падение величины ниже 11 вольт свидетельствуют о явных проблемах.
- Напряжения на выходе генератора. Норма – 13,5 В. Если меньше, то зарядка аккумулятора не будет происходить.
- Работоспособность реле индикатора. При выключенном зажигании лампочка не горит.
Ремонт индикатора батареи
Если периодически загорается лампочка аккумулятора, то необходимо установить причину и устранить ее тем способом, который будет наиболее эффективен и быстр. В зависимости от результатов диагностики нужно заменить приводной ремень, отремонтировать реле регулятора генератора, зарядить АКБ, поставить новые предохранители и т.д. При более серьезных отказах системы электрооборудования рекомендуется обратиться к помощи специалистов сервисного центра.
Удаление оксидных пленок с поверхности контактов производится некрупной наждачной бумагой. После операции гайки затягиваются с необходимым моментом. В некоторых случаях можно воспользоваться пассатижами и произвести замену реле.
Обслуживание аккумуляторной батареи также не является трудным процессом. Перечень мероприятий:
- зарядка АКБ;
- доведение уровня электролита до рекомендуемого;
- очистка клемм при помощи абразива (наждачной бумаги);
- промывка крышки между клеммами раствором пищевой соды для нейтрализации кислоты.
По окончании работ проверяется работоспособность электропитания. Если в результате включения зажигания и запуска двигателя лампочка аккумулятора продолжает гореть, то батарея подлежит замене.
Генератор тока автомобиля – это сложное электротехническое изделие. Неисправности могут возникнуть во многих его компонентах: реле-регуляторе, выпрямительном блоке, подшипниках, якоре и т.д.
Частой неисправностью является выход из строя диодного моста. Также горящая лампочка аккумулятора на панели приборов автомобиля может сигнализировать об износе щеток коллектора. В то же время пробой обмоток случается значительно реже.
Прежде чем подвергать очистке контакты генератора необходимо прежде всего его демонтировать. После проведения ремонта проверяется работоспособность узла.
Перед заменой ответственных и дорогостоящих элементов следует провести точную диагностику, возможно источник проблемы – нарушение изоляции проводки. При выяснении причин можно пользоваться обычным тестером. Если же отказ произошел из-за поломки устройства, самостоятельный ремонт которого затруднен, следует доставить автомобиль на станцию технического обслуживания, специалисты которого качественно проведут полную диагностику и сделают ремонт.
Последствия включения лампочки аккумулятора
Горящая лампочка индикатора еще не свидетельствует о серьезной критической поломке. Ее функция состоит в оповещении водителя о том, что в системе электропитания автомобиля присутствуют определенные проблемы. Сигнал вряд ли указывает на серьезный отказ. Хотя если проигнорировать его, то можно потерять аккумуляторную батарею, и ее придется заменить.
Пластины АКБ погружены в электролит, поэтому подвержены воздействию агрессивной кислотной среды. Полная разрядка аккумуляторов значительно сокращает ресурс. Поэтому для того, чтобы сберечь АКБ от преждевременного износа, продолжать движение при светящимся индикаторе следует только в самых необходимых случаях.
Часто задаваемые вопросы о загорающейся лампочке аккумулятора
Как поступать, если проблема возникла во время движения авто?
При обнаружении загоревшейся лампочки аккумулятора во время поездки не надо сразу же заглушать двигатель. Есть вероятность, что потом его не удастся завести. Самый оптимальный вариант – прибыть на ближайшую СТО. Рекомендуется также отключить все необязательные потребители электрической энергии. Например, магнитолу, подогрев сиденья и пр.
Как укомплектовать автомобиль, чтобы оперативно решить проблемы в системе электропитания?
У каждого водителя в машине должен храниться мультиметр или тестер, а также бустер. При помощи первого можно произвести необходимые замеры для выявления причин неисправности, а портативное пусковое зарядное устройство предоставит возможность осуществить запуск двигателя при севшем или вышедшим из строя аккумуляторе.
Какие причины кроме самых распространенных могут привести к неисправности системы электропитания?
Редко случается поломка, вызванная низкой установкой генератора. При этом на контакты попадают вода и соль. Все это приводит к усиленной коррозии.
В статье перечислены основные причины, по которым загорается лампочка аккумулятора. Внезапное возникновение проблемы указывает на неисправность генератора, так как АКБ обычно не выходит из строя одномоментно. Обычно этот процесс занимает довольно длительное время. Если у вашего автомобиля выявились серьезные поломки, то при отсутствии необходимых компетенций и технических возможностей следует отказаться от самостоятельного ремонта и поручить его профессионалам.