Автосервисы
Wilgood в Москве
Ваш регион: Москва и МО
Звоните c 09:00 до 21:00
+7 (800) 301-72-18
Только до
Заберите купон на бесплатный контрольный осмотр автомобиля по 41 параметру
Забрать купон
Только до
Купон на бесплатную диагностику автомобиля по 41 параметру
Забрать купон

Повреждение шин: причины и последствия

08.10.2024
1041
Время чтения: 13 минут
Обновлено: 08.10.2024
Сохранить статью:
Повреждение шин: причины и последствия

О чем речь? Повреждения шин возникают по разным причинам: недостаточное или избыточное давление, неправильный сход-развал или поломки в подвеске, частое движение по разбитым дорогам или абразивным покрытиям (щебень, камни).

На что обратить внимание? Часть повреждений поддается восстановлению. К таким относятся проколы, неглубокие и недлинные порезы, в том числе и боковины, некоторые виды грыж. Для этого применяются как средства быстрого ремонта (жгуты, «грибки»), так и профессиональные методы, например, вулканизация.

Конструкция шины

Прежде чем приступить к ремонту, необходимо разобраться, из каких элементов состоит шина, чтобы точно определить, какая часть требует восстановления.

Конструкция шины

Шина состоит из следующих компонентов:

  • Каркас. Речь идет об основном силовом элементе шины, от которого зависит прочность и устойчивость. Каркас создается из текстильных нитей, закрепленных на бортовых кольцах.
  • Бортовые кольца. Это проволочные и тросовые элементы, придающие шине форму и обеспечивающие ее жесткость.
  • Борт. Жесткая резиновая часть, которая крепко фиксирует шину на ободе колеса. Каркасный корд оборачивается вокруг металлического кольца борта и твердого резинового шнура.
  • Боковина. Это слой резины толщиной от 1,5 до 3 мм. Защищает боковые стенки каркаса от деформации и предотвращает попадание влаги внутрь конструкции.
  • Протектор. Толстый слой износостойкой резины, включающий плечевую зону и беговую дорожку. Проектор отвечает за сцепление шины с дорогой и защищает силовой каркас от повреждений.
  • Брекер — это слои текстильного или металлического корда. Расположен между протектором и каркасом и образует кольцо. Брекер, как и каркас, является силовым элементом. От него зависит форма шины. Обычно данный слой состоит из двух частей: силовой и экранирующей (с нитями, расположенными почти параллельно беговой дорожке под углом около 20 градусов).

Существует несколько типов шин:

  • Камерные шины состоят из двух частей: покрышки и камеры. Камера удерживает воздух, обеспечивая герметичность. Основная нагрузка ложится на покрышку. Воздух накачивается в камеру с помощью ниппеля.
  • Бескамерные шины совмещают функции покрышки и камеры. Внутри у них есть дополнительный герметизирующий слой, а борта шины плотно прилегают к ободу колеса, на котором установлен вентиль или ниппель.
  • Диагональные шины получили свое название благодаря пересекающимся под углом нитям корда в каркасе. Как правило, эти нити расположены в два или четыре слоя.
  • Радиальные шины имеют нити корда, идущие параллельно друг другу от одного борта к другому. Обычно состоят из одного или двух слоев.

Виды повреждений шин

Искажение протектора

Искажение протектора — это деформация поверхности шины, которая может быть локальной или более обширной. Такое повреждение возникает, когда внутренний слой шины расслаивается из-за частых перегрузок, ударных нагрузок или коррозии стальных компонентов. Влага проникает через микротрещины.

Это серьезный дефект, который делает дальнейшее использование шины невозможным. Кроме того, такую шину уже не получится отремонтировать. Единственное решение — заменить элемент на новый, а поврежденный отправить на утилизацию.

Чтобы не допустить искажения проектора, нужно регулярно проверять давление, избегать перегрузок и периодически осматривать шины на наличие дефектов. Если проблема появилась на одной шине, стоит проверить и другие, так как у соседних колес могут быть похожие проблемы.

Искажение протектора

Шишка (грыжа)

Грыжа — это повреждение шины в виде округлого бугра, который может появиться на боковине или рабочей поверхности. Как правило, такая проблема возникает из-за повреждения внутренней структуры шины (корда), когда синтетические нити рвутся вследствие перегрева при низком давлении или сильных ударов, таких как наезд на бордюр, ДТП или быстрая езда по ухабам.

Проблема может стать еще более серьезной, если шину перекачали, чтобы улучшить управляемость и снизить расход топлива. Хотя такая мера действительно может помочь в некоторых ситуациях, она также ускоряет износ резины, что в итоге приведет к дополнительным расходам на ремонт.

Шишка (грыжа)

Трещина на боковине

Боковое повреждение шины проявляется в виде плотной сети мелких и крупных трещин. Как правило, дефект этого типа возникает у старых покрышек. Кроме того, проблема может возникнуть с покрышками, которые неправильно хранили.

Причиной зачастую является воздействие высоких температур, влажности, солнечных лучей, а также износ или неправильное расположение шин (например, если их хранили стопкой без дисков).

В результате поверхность резины начинает разрушаться, и на боковинах и рабочей зоне появляются трещины. Такие шины отличаются серым или зеленоватым оттенком. Если трещина проходит вдоль обода, это может свидетельствовать о недостаточном давлении.

Трещина на боковине

Неравномерный износ

Беговая поверхность шины может изнашиваться в отдельных участках, что со временем приводит к серьезным проблемам со всей покрышкой. Даже если основная часть шины выглядит неповрежденной, локальные износы могут существенно снизить ее эксплуатационные характеристики и привести к необходимости замены.

Есть четыре основных типа дефектов на шинах.

  • Износ на одной стороне. Резина изнашивается по краям шины, а в середине остается в хорошем состоянии. Это происходит из-за неправильной настройки угла наклона колеса (развала), но может быть вызвано и другими проблемами с подвеской, такими как износ пружин или шарниров. Чтобы исправить дефект, нужно обратиться в шиномонтажный центр для настройки сход-развала на специальном стенде. Для этого мастер должен иметь профессиональные знания и навыки.
  • Износ по середине шины. Такая проблема происходит, когда центральная часть покрышки изнашивается больше, чем боковые участки. Это случается из-за того, что центр шины имеет большее соприкосновение с дорогой. Самая частая причина такого износа — избыточное давление в шинах, возникающее из-за того, что давление проверяется нерегулярно (особенно в холодную погоду или при резких перепадах температуры). Исправить эту проблему можно следующим образом: нужно отрегулировать давление в шинах, чтобы оно соответствовало рекомендованным нормам.
  • Износ по бокам шины. Проблема проявляется в том, что края покрышки стираются и становятся более округлыми. Это происходит из-за низкого давления в шинах, которое может возникать вследствие перегрузок или сильных ударов. Чтобы исправить проблему, нужно добавить давление в шины и проверить. Все колеса должны быть накачаны одинаково. Чтобы предотвратить повторение дефекта, старайтесь не перегружать автомобиль и ездить осторожнее.
  • Волнообразный износ шины. Проявляется в виде неровностей или пятен, выглядящих как волны. Обычно этот дефект встречается на задних колесах автомобиля и связан с неправильной геометрией колес или проблемами с подвеской. Чаще всего причина заключается в неверном развале-схождении колес, что можно исправить только в шиномонтажном центре, используя специальное оборудование для настройки сход-развала.

Если повреждения небольшие, а глубина протектора более 4 мм, шину можно продолжать использовать, но только после устранения причин неравномерного износа (неправильный сход-развал, перегрузка, низкое давление в шинах и пр.).

Неравномерный износ

Вмятины на протекторе

Вмятины на протекторе — это неровности с буграми и ямками на поверхности шины. Они появляются из-за проблем с подвеской, которая не справляется с амортизацией, что приводит к увеличению нагрузки на колеса и ускоренному износу. Ситуация ухудшается, если часто ездить по неровным дорогам, где нагрузка распределяется неравномерно.

Чтобы устранить проблему, необходимо обратиться в автосервис, где специалисты смогут выполнить комплексную диагностику подвески и определить источник износа шин, будь то проблемы с развалом-схождением или амортизаторами. Шиномонтаж в этом случае не решит проблему, так как восстановить форму покрышки уже не получится.

Вмятины на протекторе

Порез и прокол

Порезы и проколы на шине появляются чаще всего из-за наезда на острые предметы или при столкновениях. Ремонт возможен, но если повреждение достигает каркаса, то шину придется заменить на новую.

Порез и прокол

Расслоение протектора

Расслоение протектора происходит, когда часть шины отслаивается из-за повреждения внутренней структуры. Это происходит из-за частых перегрузок и низкого давления в шинах, что приводит к перегреву и окислению металлических частей внутри. Устранить такую проблему в шиномонтаже невозможно, поэтому шину придется заменить.

Чтобы избежать расслоения в будущем, нужно следовать рекомендациям производителя и регулярно проверять состояние шин.

Расслоение протектора

Методы ремонта повреждений шин

Не все повреждения шин можно устранить в шиномонтаже. Как правило, ремонтируют только проколы, порезы и грыжи. Перечислим наиболее распространенные способы.

Жгут

Один из самых простых и доступных методов — использование жгута. Этот способ легко освоит даже неопытный водитель. Для ремонта не нужно снимать колесо, а сам жгут, пропитанный герметиком, можно вставить в место повреждения прямо на месте.

Набор для ремонта можно купить в любом автомагазине. В него входят шило, напильник, жгуты и герметик. Сначала нужно найти место прокола и, если там застрял какой-то предмет, удалить его, а затем зачистить отверстие напильником.

После этого нужно вставить жгут в прокол. Жгуты обычно продаются в упаковке с защитной пленкой, чтобы герметик не высыхал. Его длина примерно 20 см. Сначала берем шило, закрепляем на нем жгут и протягиваем его через отверстие в шине так, чтобы концы жгута остались снаружи. Затем шило нужно вынуть, а выступающие концы обрезать.

Обычно такой ремонт позволяет шине выдерживать давление до трех атмосфер. Однако важно понимать, что это временное решение и оно не рассчитано на долгую эксплуатацию.

Грибок

Грибок — это изделие, позволяющее выполнить более надежный ремонт шины. Данный способ применяется, когда повреждение не может быть устранено с помощью жгута.

Ремонт выполняется только в мастерской, так как для установки грибка необходимо снять шину с диска. Изделие представляет собой заплатку с клеящим слоем и ножкой, которая заполняет поврежденное пространство.

Подготовка к установке аналогична другим методам: сначала удаляют посторонний предмет, если он есть, и тщательно зачищают поврежденную область. Затем грибок вставляют в отверстие изнутри шины и плотно прижимают. Ножка грибка и его шляпка промазаны специальным клеем, что обеспечивает надежную фиксацию.

Если ремонт выполнен правильно, такая заплатка может прослужить несколько лет, выдерживая нагрузку и давление. Однако стоит учитывать, что этот метод ремонта является более дорогостоящим, чем использование жгута. Обычно к нему прибегают, когда отверстие в шине достаточно крупное и требует более серьезного подхода к восстановлению.

Заплатка

В наши дни заплатки используются довольно редко. Основной минус этого метода в том, что из-за большой площади покрытия не всегда удается приклеить заплатку равномерно. Это может привести к образованию полостей, через которые будет просачиваться воздух.

Заплатки все же могут быть полезны в случаях, когда есть сильные порезы корда с рваными краями, которые трудно зачистить. В таких ситуациях ножка грибка не сможет плотно войти в отверстие. Повреждение просто заклеивают резиной. Но стоит учитывать, что заплатка не такая долговечная, как грибок.

Этот метод ремонта также применяют для временного устранения грыж. Мастер устанавливает заплатку с внутренней стороны шины, что позволяет колесу некоторое время оставаться в рабочем состоянии.

Горячая вулканизация

Горячая вулканизация — более сложный метод ремонта, при котором используется специальные каучуковые составы. Под воздействием тепла эти материалы соединяются и образуют прочный и износостойкий монолитный слой, который эффективно восстанавливает поврежденные участки шины.

Горячая вулканизация осуществляется следующим образом:

  • Сначала снимают шину с диска.
  • Затем очищают поврежденное место от грязи и порезов с помощью специального инструмента.
  • Участок обрабатывается специальными веществами, включая обезжириватель, чтобы подготовиться к ремонту.
  • После этого выполняется сушка и заполнение дефекта специальным каучуком.
  • Шину помещают в специальное устройство — вулканизатор.
  • Вулканизация проходит при температуре от 140 до 150 °C. Время обработки зависит от толщины материала шины.
  • Затем устанавливается кордовая заплатка, чтобы укрепить шину и предотвратить появление трещин.
  • В конце проводят финальную обработку и устанавливают шину обратно на диск.

Вулканизация — эффективный метод ремонта для боковых порезов на шинах. Если ремонт выполнен с помощью качественных материалов, по правильной методике и на профессиональном оборудовании, то шина может прослужить еще пару сезонов. Главное — соблюдать правила эксплуатации и избегать повреждений на дороге.

Методы ремонта повреждений шин

Часто задаваемые вопросы о повреждениях шин

Как уменьшить риск повреждения шин автомобиля?

Нельзя гарантировать, что шины не повредятся, даже если вы соблюдаете все меры предосторожности. Однако можно значительно снизить риск. Для этого вам нужно:

  • Менять покрышки каждые 5 лет, чтобы избежать износа.
  • Проверять давление в шинах каждые 2 недели, используя специальный датчик.
  • Перед длинными поездками осматривать и при необходимости подкачивать колеса.

Какие повреждения шины делают ее непригодной для эксплуатации?

Использовать шину небезопасно, если наблюдаются следующие дефекты:

  • остаточная высота рисунка протектора меньше 1,6 мм;
  • наличие пробоин, порезов или разрывов, которые обнажают корд;
  • расслоение каркаса, отслоение протектора или боковин.

Эти повреждения существенно снижают безопасность и эксплуатационные характеристики шины.

Какие повреждения шин наиболее часто встречаются у грузовиков?

У грузовиков часто возникает пятнистый износ протектора. Это происходит по следующим причинам:

  • разница в наружных диаметрах у сдвоенных шин;
  • неравномерное давление в сдвоенных шинах;
  • неисправности в подвеске, которые могут влиять на распределение нагрузки.

Главной причиной повреждений является слишком низкое давление в шинах. В некоторых случаях дефекты обусловлены излишне высоким давлением. Следует отметить, что водители, пренебрегающие регулярной настройкой сход-развала, также рискуют столкнуться с проблемами во время езды.

Вам также может понравиться
Забрать
подарок
Gift icon
Открыть
прибыльный
автосервис
7 секретов от экспертов Wilgood: Как сэкономить 78 000 ₽ на обслуживании авто за год
Шабанов Олег Вячеславович
Эксперт в области обслуживания автомобилей

За годы работы в Wilgood я разработал систему ухода за автомобилем, которая экономит нашим клиентам в среднем 78 000 ₽ в год. Эти простые приемы подходят для любой марки авто и не требуют специальных навыков.

Наш опыт показывает, что 70% крупных ремонтов можно предотвратить, если вовремя обратить внимание на мелкие детали. Именно поэтому мы в Wilgood разработали уникальную методику диагностики, которая позволяет выявлять проблемы на ранней стадии.

Применяя наши советы, вы не только сэкономите деньги, но и продлите срок службы вашего автомобиля минимум на 50 000 км. Скачивайте бесплатно и используйте уже сегодня: