- Устройство печки в автомобиле
- Почему не работает печка в машине
- Проблемы с вентилятором
- Недостаток охлаждающей жидкости
- Воздух в системе охлаждения
- Засорение салонного фильтра
- Забитый радиатор печки
- Положение крана и заслонок
- Неисправности системы охлаждения
- Профилактика работы печки в автомобиле
- Часто задаваемые вопросы о неработающей печке
- Возможно ли использовать автомобиль, если отопитель не функционирует?
- Эффективность отопителя может различаться в зависимости от модели автомобиля?
- Можно ли заменить стандартный автомобильный отопитель на электрический?
- Можно ли улучшить работу заводской печки?
- Можно ли обнаружить неисправности отопителя самостоятельно?
Почему не работает печка? Низкая эффективность отопителя в машине обусловлена множеством причин. Печка не работает из-за воздушной пробки, грязного салонного фильтра, недостатка охлаждающей жидкости, забитого радиатора.
Что делать? Рядовому владельцу автомобиля сложно самостоятельно выявить и устранить неисправность отопителя. Максимум что он может сделать – долить антифриз или тосол и следить за утечкой. Во всех остальных случаях ничего не остается делать, как обратиться к профессионалам на СТО.
Устройство печки в автомобиле
Почему не работает печка? Для разъяснения причин недостаточного обогрева салона важно вникнуть в устройство автомобильной системы отопления. Современные легковые автомобили, кроме основного радиатора, предназначенного для охлаждения двигателя, также оснащены отдельным радиатором отопителя.
Этот радиатор, находящийся за приборной панелью, имеет более компактные размеры. Он соединен с двумя трубками – входной и выходной, через которые происходит циркуляция охлаждающей жидкости. Специальный насос (помпа) обеспечивает перемещение жидкости по системе охлаждения и отопления автомобиля.
В процессе функционирования двигателя происходит теплообмен, при котором антифриз, нагреваясь, поглощает часть тепла от мотора и направляется в радиаторы (основной и отопителя). Функция вентилятора отопителя состоит в пропускании холодного воздуха через соты радиатора, что вызывает обратный теплообмен: радиатор передает тепло воздуху, а воздух охлаждает печь.
Теплый воздух направляется в салон. При этом охлажденный антифриз возвращается в двигатель, где повторно поглощает избыток тепла. Эта система отопления является самой распространенной. Однако в некоторых автомобилях с ДВС и электромобилях установлен электрический нагреватель воздуха (тэн).
Почему не работает печка в машине
Если зимой из воздуховодов дует слабый поток теплого воздуха или вовсе ощущается прохлада, то нужно понять, почему в автомобиле не работает печка. Рассмотрим наиболее распространенные причины неисправности:
Проблемы с вентилятором
Без исправно работающего вентилятора даже эффективный радиатор не сможет обеспечить достаточный прогрев салона. Обнаружить неисправность вентилятора легко: просто выберите максимальную интенсивность обдува и внимательно прислушайтесь к происходящему. Полностью функционирующий вентилятор создает заметный шум. Также ощущается поток воздуха, исходящий из воздуховодов.
Если шума нет, как и тепла, то проблема заключается в поломке вентилятора. Как правило, речь идет о вышедших из строя подшипниках (перед поломкой он обычно начинает издавать громкий свист) или щетках электромотора. Также возможен обрыв проводки. Восстановить работоспособность вентилятора печки сможет квалифицированный автоэлектрик.
Недостаток охлаждающей жидкости
Еще одна причина, почему не работает печка в машине — недостаток охлаждающей жидкости в системе. При заметном уменьшении ее уровня печка начинает выдувать холодный воздух. Проверка расширительного бачка под капотом — необходимая мера, но также важно осмотреть радиатор. Однако следует делать это только на остывшем и заглушенном двигателе.
Если выявлен недостаток, то увеличьте уровень охлаждающей жидкости. Если дефицит значительный (литр и более), печка, вероятно, временно восстановит свою работу, но вам нужно будет найти утечку. Обратите внимание на радиатор и патрубки системы охлаждения, помпу и сам отопитель в салоне.
Воздух в системе охлаждения
Наличие воздуха в системе охлаждения может возникнуть в процессе замены охлаждающей жидкости. Данная проблема чаще всего проявляется в старых российских автомобилях. Однако если после замены антифриза печка стала работать нестабильно, то, возможно, дело в воздушной пробке. Это особенно актуально, если охлаждающая жидкость была добавлена в радиатор слишком быстро.
Эффективный метод борьбы с воздушной пробкой: прогрейте двигатель, приподнимите переднюю часть автомобиля на небольшой уклон и нажмите на газ. При этом печка должна быть настроена на самый горячий режим, чтобы ее клапан полностью открылся. Если есть второй отопитель для задних пассажиров, то его также следует настроить на максимальную температуру. Важно, чтобы клапан в крышке радиатора функционировал нормально, иначе воздух не сможет выйти из системы.
Засорение салонного фильтра
Засоренный салонный фильтр также может оказать существенное воздействие на работу печки в холодное время года. Кроме того, данная проблема часто влияет на эффективность кондиционера летом. В случае, когда владелец авто регулярно меняет фильтр, печка работает нормально. Следовательно, если вы хотите понять, почему не работает печка в мороз, следует уделить внимание салонному фильтру. Однако в некоторых моделях авто данный элемент может быть расположен внутри центральной консоли, что усложняет замену.
Следует помнить, что замена данного элемента необходима не только для обеспечения эффективности отопителя, но и для поддержания здоровье пассажиров, ведь через фильтр проходит воздух, которым они дышат. Производители автомобилей рекомендуют проводить замену салонного фильтра каждые 10 000 км пробега. В случае регулярных поездок по пыльным грунтовым дорогам рекомендуется менять фильтр каждые 5000 км.
Забитый радиатор печки
Другой важный момент – забитый радиатор печки. У отопителя в автомобиле есть свой собственный радиатор, находящийся внутри кабины. Если в авто отсутствует салонный фильтр, уличная грязь может попадать непосредственно в отопитель, застревая в радиаторе. Накопившуюся грязь и листья придется удалить вручную. Для этого потребуется частично разбирать корпус печки.
Засорение радиатора печки может произойти как снаружи, так и внутри, например, из-за применения охлаждающей жидкости низкого качества, смешивания антифриза с тосолом, а также из-за неправильного использования герметиков системы охлаждения. Промывка радиатора может исправить ситуацию, но, возможно, придется покупать новый.
Скачай приложение бесплатно и получи 300₽ в подарок
Мы разработали мобильное приложение!
После регистрации в приложении мы дарим Вам подарок -
300 БОНУСОВ, которыми вы можете оплатить часть работ
- Кэшбек 5% от каждого заказ-наряда
- Удобное оформление онлайн-заявки на запись с выбором удобного автотехцентра
- Актуальные анонсы о проводимых акциях и персональных предложениях
Установите приложение за 2 простых действия:
Положение крана и заслонок
Корректная работа печки зависит от правильного положения крана и воздушных заслонок. Даже если отопитель в целом исправен, неправильное положение этих элементов может привести к неэффективному обогреву. В старых автомобилях, где переключение режимов отопителя осуществляется механически через «ползунки» на центральной консоли, это происходит за счет тросов или тяг.
В результате износа пластиковых деталей, растяжения пружин и тросов кран и заслонки открываются не полностью. На блоке управления можно выбрать максимальную температуру, но при этом печка будет дуть слегка теплым воздухом. Кроме того, направление потока воздуха может не соответствовать требуемому. Необходимы проверка и, возможно, замена изношенных деталей в системе управления климат-контролем.
В современных моделях управление режимами отопителя осуществляется вращением «барашков» или нажатием кнопок. Положением крана и заслонок управляют сервоприводы. Эти детали тоже подвержены износу и периодически могут давать сбои, особенно при низких температурах. Многие электронные системы климат-контроля оборудованы режимом самодиагностики, который способен определить, какой датчик или сервопривод нуждается в замене. Инструкции по входу в диагностический режим находятся в руководстве по обслуживанию автомобиля.
Неисправности системы охлаждения
Неисправности в системе охлаждения мотора могут привести к нарушению его температурного режима, а также негативно сказаться на эффективности работы отопителя. Поэтому при необычном функционировании отопителя (например, если в салоне вдруг стало слишком жарко или холодно), первостепенное внимание следует уделить температурному режиму двигателя: возможно, его показатели значительно отклоняются от нормы.
Одна из частых неисправностей — заклинивший термостат. В зависимости от его положения антифриз может циркулировать по большому или малому кругу системы, что приводит к перегреву или, наоборот, продолжительному охлаждению двигателя. В случае длительного охлаждения эффективность работы отопителя существенно снижается.
Изношенный водяной насос также влияет на функциональность системы охлаждения. Использование некачественного антифриза может вызвать износ крыльчатки помпы, что приводит к плохой циркуляции жидкости по системе. Если отопитель работает неудовлетворительно в условиях перегрева двигателя, это указывает на износ помпы и недостаточную циркуляцию: горячий антифриз не отводится от двигателя должным образом, а остывший остается в отопителе.
Профилактика работы печки в автомобиле
Эффективная профилактика неисправностей отопителя в первую очередь связана с поддержанием чистоты в системе охлаждения. Рекомендуется менять антифриз каждые два года с использованием высококачественных жидкостей. При этом лучше избегать смешивания с остатками других типов охлаждающих средств, таких как тосол.
При проведении замены антифриза целесообразно также осуществить промывку системы охлаждения с использованием дистиллированной воды. Это поможет устранить все отложения, включая те, которые могут образоваться внутри отопителя. Регулярная проверка чистоты радиаторов и салонного фильтра также является важным этапом поддержания надежной работы отопительной системы.
Рекомендуется предварительно проверить работу отопителя в начале осени, чтобы избежать возможных проблем при первых морозах. Это позволит своевременно выявить и устранить неисправности.
Часто задаваемые вопросы о неработающей печке
Отвечаем на популярные вопросы.
Возможно ли использовать автомобиль, если отопитель не функционирует?
Это зависит от конкретной неисправности. Если проблема в самой печке, то это не влияет на работу остальных компонентов автомобиля. Однако если отопитель в машине не функционирует из-за проблем с уровнем антифриза, помпой или термостатом, это может привести к перегреву двигателя. В таком случае использование автомобиля не рекомендуется.
Эффективность отопителя может различаться в зависимости от модели автомобиля?
Имеются существенные различия в работе отопителей, особенно между старыми и современными моделями. Кроме того, низкая эффективность отопителя чаще всего наблюдается в дизельных авто (за исключением премиальных марок) и транспортных средств с небольшим объемом двигателя.
Можно ли заменить стандартный автомобильный отопитель на электрический?
Можно, но удаление заводского отопителя – задача сложная и не всегда оправданная. Электрические или автономные обогреватели являются дополнением к стандартной системе.
Можно ли улучшить работу заводской печки?
Да, это возможно. К примеру, некоторые модели имеют дополнительную помпу. Если данная опция не входит в стандартную комплектацию, ее можно установить дополнительно.
Можно ли обнаружить неисправности отопителя самостоятельно?
Вы можете быстро понять, что отопитель перестал работать или функционирует менее эффективно, чем раньше. Однако определить конкретную неисправность без специализированного оборудования и демонтажа элементов системы довольно сложно. Понадобится помощь специалистов.
Теперь вы знаете, почему может не работать печка в салоне. Устранение неполадок с отопителем – непростая задача. Однако в некоторых случаях можно справиться без автосервиса. Для этого попробуйте рассмотреть все вышеописанные неисправности.