Автосервисы
Wilgood в Москве
Ваш регион: Москва и МО
Звоните c 09:00 до 21:00
+7 (800) 301-72-18
Только до
Заберите купон на бесплатный контрольный осмотр автомобиля по 41 параметру
Забрать купон
Только до
Купон на бесплатную диагностику автомобиля по 41 параметру
Забрать купон

Неисправности коробки передач: виды и признаки

03.10.2024
1036
Время чтения: 14 минут
Обновлено: 03.10.2024
Сохранить статью:
Неисправности коробки передач: виды и признаки

О чем речь? Неисправности коробки передач проявляются по-разному: толчки, рывки, изменение динамики движения, отсутствие реакции на нажатие педали газа, посторонние звуки при работе или утечка жидкостей.

На что обратить внимание? Для каждого вида коробки передач существуют свои характерные неисправности. Так, в механической КПП чаще всего выбивает передачу, в вариаторе начинается пробуксовка, а «автомат» зависает на одной скорости. Нужно вовремя обращать на них внимание, пока трансмиссия окончательно не вышла из строя.

Неисправности механической коробки передач

Широко распространено мнение, что механическая коробка переключения передач (МКПП) обладает потрясающей надежностью по сравнению с автоматической (АКПП). Тем не менее ничего вечного нет, и для механики характерны такие неисправности, как:

  • посторонний шум во время движения или в момент переключения передач;
  • невозможность включить одну или сразу все передачи;
  • трудности с включением или переключением передач;
  • самопроизвольное выключение передач;
  • утечка трансмиссионного масла из коробки переключения передач.

МКПП состоит из большого количества деталей, и к вышеперечисленным неисправностям могут привести износ валов, шестеренок, синхронизаторов, муфт, подшипников, шлицевых соединений и т. д. Причиной поломки также могут стать потеря герметичности сальников, самопроизвольное откручивание крепежных элементов и т. д.

Ниже перечислены причины, по которым возникают неисправности коробки передач:

  • естественный износ деталей, выработавших свой ресурс;
  • использование трансмиссионного масла низкого качества или не рекомендованного производителем;
  • использование неоригинальных запасных частей при ремонте, качество которых не отвечает общепринятым стандартам;
  • отсутствие технического обслуживания или его проведение с нарушением рекомендованных интервалов;
  • обслуживание трансмиссии неквалифицированным персоналом, что приводит к браку в работе.

Признаки неисправности коробки передач могут быть разными, поэтому для точного определения проблемы и проведения последующего ремонта необходимо провести диагностику на специализированной СТО.

Самостоятельно осуществить диагностику МКПП довольно затруднительно, поскольку эта процедура предполагает снятие всего агрегата и его разбор. Почему так? Потому что в большинстве случаев причиной поломки является естественный износ деталей, который можно увидеть только после разборки всей коробки.

Если неисправность заключается в некорректной работе привода переключения передач, то в этом случае можно обойтись и без снятия коробки. При визуальном осмотре всех частей механизма необходимо попробовать их на предмет работоспособности и при обнаружении сломанной детали заменить ее.

Неисправности механической коробки передач

Неисправности автоматической коробки передач

Наличие неисправностей с АКПП можно определить по следующим признакам:

  • При переходе с одной передачи на другую ощущаются толчки и вибрации. Как правило, такую ситуацию можно наблюдать при переключении как на максимальную, так и на минимальную передачи. При этом масштаб неисправности коробки переключения передач автомобиля все время увеличивается. То есть если не предпринимать своевременных мер по ремонту агрегата, то со временем он может полностью выйти из строя. Если говорить о стоимости ремонта, то он будет расти одновременно с ростом неисправности.
  • Скорости не переключаются, и коробка переходит в аварийный режим. В этом случае транспортное средство не может осуществлять движение.
  • Жидкость, используемая в автоматической коробке переключения передач, вытекла. Данную проблему легко диагностировать, достаточно лишь взглянуть под транспортное средство и убедиться в наличии следов красной жидкости.
  • Наличие хруста, шуршания или стука при работе АКПП.
  • Потеря зависимости динамического фактора от скорости передвижения при разгоне автомобиля. Неполадки такого рода могут говорить о наличии проблем и с двигателем, и с иными агрегатами транспортного средства.
  • Наличие в поддоне металлической стружки, которую можно обнаружить только при съеме поддона во время процедуры замены масла.
  • Активация работы сигнальной лампы на панели приборов. Это свидетельствует о наличии неисправностей трансмиссии или силового агрегата.
  • Шестерни трансмиссии в АКПП проскальзывают на всех режимах движения до прогрева агрегата. После того как температура придет в норму, механизм начинает работать нормально.
  • Невозможно осуществить разгон после начала процесса торможения. При движении на первой передаче разгон автомобиля осуществляется очень медленно. Это происходит до момента переключения на вторую передачу, после чего наблюдается штатный разгон.
  • Переключение передач во время движения автомобиля происходит с задержкой в 1 или 2 секунды.
  • Увеличение оборотов двигателя при переключении скоростей, при этом пробуксовки сцепления в этот момент не наблюдается.
  • Пониженное давление масла в коробке передач, о чем сигнализирует загорающийся на панели приборов соответствующий индикатор.
  • Наличие металлического шума при работе силового агрегата без нагрузки.
  • Двигатель нельзя завести с помощью ключа.
  • Рукоятка АКПП не может встать в положение Р.
  • Наличие пробуксовки при длительном подъеме с высокой скоростью.

Неисправности автоматической коробки передач

Неисправности вариатора

Конструкция вариатора по сравнению с классической автоматической коробкой переключения передач намного проще. С чем это связано? Дело в том, что в вариаторе шестеренок, фрикционов и подшипников, которые подвергаются износу, существенно меньше.

Но есть и обратная сторона такой простоты, которая заключается в наличии гидравлических контуров управления, большого количества электроники и т. д. При работе этот узел не любит высокие и ударные нагрузки, которые могут повредить ремень и конусы. Конечно, электроника в современных вариаторах шагнула далеко вперед и минимизирует последствия такой эксплуатации. Признаки неисправности вариатора заключаются в следующем:

  • Если у автомобиля плохой разгон и скорость ограничивается на одном уровне, это сигнализирует о том, что в процессе самодиагностики вариатор определяет неисправность и переходит в аварийный режим. При этом на панели приборов появляется соответствующее предупреждение.
  • Налицо пробуксовка вариатора, напоминающая поведение МКПП с потрепанным сцеплением. Причинами пробуксовки могут быть изношенный ремень или цепь коробки, недостаток давления в гидросистеме из-за неисправного масляного насоса, проблемы с механизмом сжатия конусов и т. д.
  • Наличие рывков в процессе набора скорости связано с некорректной работой электромагнитных клапанов или блока управления.
  • Дергание автомобиля при разгоне и во время равномерного движения происходит при выходе их строя конусов, ремня или цепи.
  • Передаточное отношение не меняется по вине трансмиссии. В этом случае чаще всего причина кроется в электронике, поэтому в первую очередь проверяют блок управления, датчики, разъемы и проводку.
  • наличие гула и вибраций по время работы вариатора объясняется износом подшипников. Ситуация лечится заменой последних.
  • Рабочая жидкость вытекает через прокладки и потерявшие герметичность сальники. Когда уровень масла станет критическим, вариатор переходит в аварийный режим и перестает работать.

Неисправности вариатора

Неисправности роботизированной коробки передач

Особенностью роботизированной коробки переключения передач (робота или ДСГ) является ее конструкция, которая осуществляет редукцию и дробление силового диапазона по передачам. Внешне этот агрегат напоминает МКПП, но в процессе движения передачи переключаются без участия человека.

Большая часть поломок роботизированной коробки происходит из-за интенсивной эксплуатации автомобиля, в результате чего появляются механические повреждения отдельных узлов и деталей. Также поломки агрегата могут появиться вследствие сбоев в работе электронного блока управления и иной электроники. То, что роботизированная коробка неисправна, можно понять по следующим признакам:

  • загоревшийся индикатор на приборной панели и соответствующая надпись ставят водителя в известность о наличии поломки;
  • если под машиной есть следы трансмиссионного масла, значит, эксплуатацию продолжать нельзя;
  • наличие посторонних звуков в трансмиссии во время движения говорит о неисправности коробки передач;
  • при включении скорости и отпущенном тормозе машина не может тронуться с места;
  • при нажатии водителем на педаль акселератора автомобиль не разгоняется или делает это очень медленно.

Нередко можно наблюдать такую картину, когда происходит самостоятельное переключение трансмиссии.

Основные неисправности такой коробки передач заключаются в естественном или повышенном износе отдельных деталей или узлов агрегата.

Второй случай возникает при нерегулярном или некачественном обслуживании робота. Также нередко водители пренебрегают установленными правилами эксплуатации автомобиля. К примеру, роботизированная коробка передач не предназначена для покорения бездорожья, агрессивной езды или буксировки прицепов.

Продление срока службы коробки передач

Появление неисправностей коробки передач автомобиля можно предупредить или отодвинуть, если соблюдать определенные правила.

Своевременно менять масло

В любой коробке переключения передач есть масло, которое необходимо менять по мере достижения определенного пробега. Как правило, в автоматической КПП, вариаторе и роботе замену смазки производят каждые 40 или 50 тысяч километров пробега.

Во время процедуры замены необходимо устанавливать новый фильтр и прокладку поддона. Некоторые модели авто характеризуются наличием поддона со встроенным фильтром, поэтому в этом случае замене подлежит сам поддон. Специалисты рекомендуют пользоваться оригинальными маслами и комплектующими.

Особенностью гидротрансформатора является то, что полностью слить из него масло не получится, в связи с чем производят частичную замену смазки. Сначала заливают такое количество масла, которое вылилось из поддона, после чего проезжают 1 тысячу километров и повторяют процедуру.

С развитием технологий в последнее время набирает популярность агрегатная замена масла, суть которой заключается в том, к коробке подключается специальный аппарат, и с его помощью масло нагнетается до того момента, пока из сливного отверстия не начнет вытекать свежее масло.

В механической коробке переключения передач фильтр отсутствует, поэтому из нее можно полностью сливать масло. Перед началом заливки новой смазки специалисты рекомендуют промыть агрегат промывочным составом.

Осуществлять прогрев КПП

На морозе масло в автоматической коробке переключения передач густеет точно так же, как и в силовом агрегате. Для того чтобы прогреть АКПП, необходимо нажать на педаль тормоза и удерживать ее, при этом должен быть включен режим D. Данная процедура длится несколько минут, на это влияет температура окружающей среды. Такое действие позволяет прогреть до рабочей температуры трансмиссионную жидкость.

Продление срока службы коробки передач

МКПП аналогичным образом не прогревается, в связи с чем первые 5–10 минут рекомендуется ехать плавно, без резких ускорений и быстрых переключений.

Вариатор или робот в этом плане более капризные. Ременные вариаторы нуждаются в обязательном прогреве. Цепные конструкции имеют меньшую чувствительность к температурам. Те роботизированные коробки, у которых сцепление располагается в масляной ванне, необходимо прогревать. Если же конструкция предусматривает сухое сцепление, то прогрев не требуется.

В пробках переключаться в спортивный или ручной режим

Данный совет в первую очередь предназначен для водителей автомобилей, оборудованных роботизированной коробкой передач. Движение в пробках не равномерное, а «рваное», которое предполагает постоянное переключение между первой и второй передачами. Это и приводит к перегреву.

Спортивный режим движения предусматривает более редкое переключение. Если выставлен ручной режим, то водитель выбирает нужную передачу самостоятельно.

Исключить агрессивный стиль езды

Резкий старт с места, особенно с пробуксовкой, приводит к возникновению пиковых нагрузок. Если вы хотите продлить срок службы коробки переключения передач, то необходимо исключить резкие старты и последующие торможения, предпочитая плавную и размеренную езду.

Стараться не буксовать

Если у вас не полноценный внедорожник с всевозможными блокировками и «понижайками», то не стоит съезжать с хорошей дороги. В условиях бездорожья колеса неизбежно начнут пробуксовывать, что приведет к перегреву любой коробки передач, кроме механической, а это преждевременный выход ее из строя.

Если же автомобиль в АКПП застрял, то лучше не буксовать, а попытаться найти помощь и выехать с помощью буксировочного троса.

Часто задаваемые вопросы о неисправностях коробки передач

Приведет ли чип-тюнинг к поломкам?

С помощью чип-тюнинга повышается крутящий момент двигателя, что приводит к увеличению его мощности. Конструкция коробки передач не рассчитана на такие нагрузки, в связи с чем происходит ее ускоренный износ. Если же все-таки чип-тюнинг был, то в коробке следует менять масло не реже, чем через каждые 20 или 30 тысяч километров. Не лишним будет и установка дополнительного радиатора охлаждения.

Как продлить срок службы коробки?

В конструкции АКПП и вариатора предусмотрено наличие теплообменника, который предназначен для охлаждения масла. При нормальной эксплуатации авто он справляется со своими функциями, но при повышении нагрузок масло охлаждается уже не так хорошо. Установка дополнительного радиатора поможет справиться с этой проблемой.

Что нельзя делать, чтобы не сломать коробку?

Специалисты не рекомендуют на каждом светофоре переставлять коробку в положение «N», что очень любят делать некоторые водители, которым лень держать ногу на педали тормоза. Это неизбежно приведет к поломке коробки. Переключаться на «нейтраль» стоит лишь тогда, когда предстоит очень долго стоять в пробке.

Самыми распространенными и неприятными симптомами неисправностей коробки переключения передач являются трудности с включением или переключением передач, а также их самопроизвольное выключение. Если вы столкнулись с таким явлением, то, вероятнее всего, вам предстоит дорогостоящий ремонт.

Определить неисправности коробки передач и способы их устранения может только специалист, в активе которого будет специализированное оборудование, опыт и навыки.

Вам также может понравиться
Забрать
подарок
Gift icon
Открыть
прибыльный
автосервис
7 секретов от экспертов Wilgood: Как сэкономить 78 000 ₽ на обслуживании авто за год
Шабанов Олег Вячеславович
Эксперт в области обслуживания автомобилей

За годы работы в Wilgood я разработал систему ухода за автомобилем, которая экономит нашим клиентам в среднем 78 000 ₽ в год. Эти простые приемы подходят для любой марки авто и не требуют специальных навыков.

Наш опыт показывает, что 70% крупных ремонтов можно предотвратить, если вовремя обратить внимание на мелкие детали. Именно поэтому мы в Wilgood разработали уникальную методику диагностики, которая позволяет выявлять проблемы на ранней стадии.

Применяя наши советы, вы не только сэкономите деньги, но и продлите срок службы вашего автомобиля минимум на 50 000 км. Скачивайте бесплатно и используйте уже сегодня: