Автосервисы
Wilgood в Москве
Ваш регион: Москва и МО
Звоните c 09:00 до 21:00
+7 (800) 301-72-18
Проверка автомобиля по 41 параметру бесплатно при первом визите
Проверка автомобиля по 41 параметру бесплатно при первом визите

Короткое замыкание в автомобиле: признаки и причины

15.07.2024
1383
Время чтения: 14 минут
Обновлено: 15.07.2024
Сохранить статью:

О чем речь? Короткое замыкание в автомобиле происходит при износе проводов и потребителей тока. В первом случае нередко причиной становится повреждение изоляции при ремонте, когда жгут заламывают или в него попадает саморез.

На что обратить внимание? Признаками короткого замыкания являются частые перегорания предохранителей автомобиля. Это требует немедленной диагностики и устранения, так как при коротком замыкании велик риск пожара.

Из этого материала вы узнаете:

  • Виды и причины коротких замыканий в автомобиле
  • Признаки короткого замыкания в автомобиле
  • Диагностика короткого замыкания в автомобиле
  • Восстановление электропроводки автомобиля
  • Часто задаваемые вопросы о коротком замыкании в автомобиле

Виды и причины коротких замыканий в автомобиле

Короткое замыкание в автомобиле – это частая неисправность, связанная с электрооборудованием. В данной статье речь пойдет о двух наиболее распространенных видах короткого замыкания – на питание и на массу. В результате такой неисправности электрический ток не может пройти через какой-либо датчик или исполнительный механизм:

  • Короткое замыкание на массу. В данном случае электрический ток от цепи протекает на кузов транспортного средства. Чаще всего причиной является нагрев проводов и ухудшение их изоляции в местах соприкосновения с кузовом или силовым агрегатом. Признаки короткого замыкания в этом случае: выход из строя блока предохранителей, передних и задних световых приборов, указателей поворотов, двигателя и т. д. К примеру, провод с нарушенной изоляцией замыкает на землю, что приводит к перегоранию предохранителя, из-за чего нарушается работа фар.
  • Короткое замыкание на питание. Нельзя исключать возможности появления такой неисправности в жгуте с множеством проводов, которые располагаются очень близко друг к другу. К замыканию приводит соприкосновение обрезанных или перетертых проводов, в результате чего ток протекает в произвольном направлении. К примеру, при установке дополнительных аксессуаров горе-электрик может вкрутить саморез непосредственно через жгут проводов. Естественно, происходит нарушение изоляционного слоя и контакт проводов между собой. В результате электрооборудование транспортного средства начинает работать некорректно.

Наиболее распространенными причинами короткого замыкания в автомобиле являются нарушение изоляционного слоя электропроводки и выход из строя узлов и приборов, потребляющих электричество.

Если речь идет о случаях, связанных с неисправностью потребителей электроэнергии, то важно понимать, что относится к таким устройствам. Это могут быть часы, электронный блок управления двигателем, фары, датчики, электроприводы и т. д. От длительной эксплуатации или заводского брака внутри таких устройств может происходить заклинивание движущихся частей, облом контактов, плавление изолирующих перегородок.

В качестве классического примера замыкания такого типа можно рассмотреть неполадки в лампах, имеющих цоколь Н1. В некоторых случаях по неизвестным причинам из своего места выпадает изолирующая вставка, которая должна располагаться между цоколем и контактом лампы. В результате наблюдается расшатывание контакта, который в конечном итоге касается цоколя, что и приводит к замыканию.

Короткое замыкание на питание

Если говорить о нарушении целостности изоляции проводов, то наиболее вероятной причиной этого может быть некорректная прокладка провода или его пережим каким-либо предметом либо вследствие ремонтных работ. В некоторых случаях при попытке снятия какой-либо детали мастер может случайно повредить оплетку проводов. В итоге после ремонта вся конструкция будет представлять угрозу возникновения короткого замыкания.

Бывают и такие причины коротышей, которые никаким образом не связаны с ремонтом электрической части. То есть визуально вроде бы все целое, никаких ремонтных манипуляций не производилось, но факт короткого замыкания налицо. Это возможно при проведении каких-либо работ, никак не связанных с электрической частью.

Пример причины корткого замыкания
В качестве примера можно привести процесс установки задних подкрылков на автомобиле ВАЗ-2110. Нередко после этих работ в машине начинают происходить случаи короткого замыкания в цепи питания установленных в задней части авто потребителей. К ним относятся электрозамок багажника, задние фонари и т. д.

Объяснение этому довольно простое – по левой колесной арке внутри расположен жгут проводов. Примечательна и его форма, представляющая собой широкую полосу, на которую провода и наклеены. Производя крепление подкрылка снаружи при помощи саморезов, очень часто попадают именно в эту полосу.

Признаки короткого замыкания в автомобиле

Электрический ток передается на узлы и механизмы автомобиля при помощи проводов. Если произойдет нарушение целостности их изоляционного слоя, контактов или разрыв, то это приводит к сбоям в работе не только приборов и оборудования, но и всего транспортного средства в целом.

Частое перегорание плавкого элемента предохранителя является первым признаком короткого замыкания в автомобиле. Владельцу транспортного средства приходится активно менять неисправные реле, предохранители и перегоревшие лампочки. Нередко автолюбителям, у которых возникла такая проблема, приходится тратить на эти расходники столько денег, что они могли бы целый месяц заправляться. Хотя решить ее можно простым обращением к квалифицированному автоэлектрику.

Длительная эксплуатация транспортного средства с такой неисправностью грозит неизбежным посещением сервисного центра, так как заменой плавких элементов короткое замыкание отремонтировать нельзя. Оно все так же будет продолжать передвигаться по проводам, разрушая пластиковую изоляцию. Поэтому вполне закономерен следующий итог – дорогостоящий ремонт вышедшего из строя электрооборудования или воспламенение изоляции с последующим возгоранием всего автомобиля.

Как показывает практика, от момента начала пожара от короткого замыкания в автомобиле до полного выгорания краски на кузове проходит всего семь минут, иногда даже пожарные не успевают приехать. Хотя этого можно избежать, если позвонить по телефону и пригласить выездного автоэлектрика, который обнаружит и устранит проблему за несколько часов.

Признаки короткого замыкания в автомобиле
Без специального инструмента и необходимого опыта очень тяжело самостоятельно выявить короткое замыкание в электропроводке автомобиля.

Диагностика короткого замыкания в автомобиле

Электрическая проводка всех транспортных средств выполнена однопроводной, так как в качестве второго проводника выступает кузов и двигатель машины, которые еще называют массой. В процессе работы на автомобиле любого водителя могут настигнуть неисправности с проводкой в результате ее обрыва или короткого замыкания. Ниже речь пойдет о том, как самостоятельно найти и устранить неисправность.

Мультиметр – это инструмент, с помощью которого можно найти коротыш. Если требуется определение наличия или отсутствия напряжения в электросети, то для этой цели достаточно специального индикатора на 12 В или контрольной лампы, которую можно без труда изготовить самостоятельно. Потребуется автомобильная лампочка на 4 Вт, к которой припаивают два провода по 50 см и более каждый.

Перед поиском короткого замыкания проводки автомобиля важно, чтобы диагностируемый участок был отключен от всей остальной электросети.

На мультиметре нужно выставить режим прозвонки, одним щупом дотронуться до кузова авто, а другим до участка цепи:

  • молчание прибора свидетельствует об отсутствии короткого замыкания;
  • если прибор подает звуковой сигнал, это значит, что цепь замкнута, что подтверждает наличие коротыша на этом участке.

Необходимо внимательно продиагностировать весь участок на предмет неисправностей. Ниже подробно описано, как можно проверить целостность электрических сетей, выявить наличие коротких замыканий с помощью таких приборов, как омметр и вольтметр.

Диагностика короткого замыкания в автомобиле
Алгоритм проверки целостности сети выглядит следующим образом:

  • отключаем от АКБ клемму провода массы;
  • проверяем подключение колодки жгута с обеих сторон электрической цепи;
  • разъединяем колодки, визуально осматриваем контакты на наличие грязевых отложений, коррозии и деформаций;
  • убеждаемся в прочном обжатии провода и клеммы путем подергивания за провода рядом с колодкой, клемма должна быть зафиксирована внутри колодки;
  • используя щуп определенной длины и диаметра, убеждаемся в том, что клеммы жгутовых колодок могут обеспечить надежное соединение – клеммы не утоплены в колодке, а щуп крепко входит в клемму;
  • измеряем сопротивление цепи между колодками, для чего применяем омметр (для исправной цепи характерно сопротивление менее 1 Ом; для того чтобы не повредить клеммы, рекомендуется пользоваться щупами определенного диаметра, соответствующими размерам контактов в ответных колодках).

Алгоритм проверки замыкания цепи на массу выглядит следующим образом:

  • с обеих сторон электрической цепи разъединяем колодки;
  • подключаем пробник, одним концом соединенный с «+» аккумуляторной батареи, к клемме проверяемой цепи, если пробник начинает светиться, то поверяемый участок цепи замкнут на массу.

Для того чтобы не повредить клемму, пробник необходимо подключать с помощью щупа определенного диаметра, который должен соответствовать размеру контакта ответной колодки.

Алгоритм проверки замыкания цепи на бортовую сеть выглядит следующим образом:

  • отсоединяем колодку с одной стороны цепи;
  • пробник, который соединен одним концом с массой, подключаем к клемме проверяемой цепи;
  • свечение пробника свидетельствует о том, что проверяемая цепь замкнута на бортовую сеть;
  • присоединяем отсоединенную ранее колодку;
  • отсоединяем колодку с другой стороны электрической цепи и выполняем вторую проверку.

Восстановление электропроводки автомобиля

Восстановление электропроводки автомобиля
Прозвонить и устранить поломку можно не только в автосервисе, но и самостоятельно. После того, как неисправные участки электропроводки найдены, необходимо качественно спаять провода или полностью их заменить. Специалисты не рекомендуют применять обычные скрутки с последующим обжимом. Такой вариант является не качественным ремонтом, а временной линией при отсутствии возможности полноценной пайки мест обрывов.

Провода необходимо подбирать точно такие же, как и поврежденные. В этом случае металл и сопротивление будут одинаковыми. Не рекомендуется и установка слишком длинных проводов, так как скрученный провод, на который действуют неблагоприятные факторы, быстро разрушится, что станет причиной нового короткого замыкания. Ели предстоит замена жгутов проводки, то перед установкой необходимо убедиться, что места контактов не окислены и полностью зачищены.
Также к уязвимым элементам электрики транспортного средства относятся монтажные блоки, которые располагаются под капотом. На них оказывают разрушающее воздействие перепады температур и повышенная влажность, в результате чего в разы увеличивается вероятность разрушения защитного покрытия. Итогом будут вышедшие из строя реле, конденсаторы, разъемы для подключения жгутов и т. д. В состав монтажных блоков входят монтажные платы, предохранители и электротехнические компоненты. Ремонт данных блоков заключается в пайке дорожек для их восстановления, покрытии лаком, который обладает защитными свойствами, зачистки контактов от окислов и иных загрязнений.

Если предстоит замена электропроводки транспортного средства, то необходимо произвести отключение питания, вплоть до отсоединения аккумуляторной батареи. Важно понимать, что это не просто техника безопасности, направленная против удара током, а действие, нацеленное на защиту электрооборудования машины от короткого замыкания, которое не исключено при ремонте.

В некоторых случаях на замену потребуется всего от 10 до 15 минут. Это касается ситуаций, если повреждения наблюдаются на питающей цепи «аккумулятор-генератор». Гораздо больше времени уйдет, если необходимо устранить неисправность проводки в салоне автомобиля, короткое замыкание в цепи бортового компьютера и т. д. Самое важное при таком ремонте – это не ошибиться с подключением, поскольку коротыш может снова появиться, если будет нарушена полярность. Не исключена возможность поломки дорогого электрооборудования, вплоть до его возгорания. Если вы не знаете, как найти короткое замыкание в автомобиле или заменить проводку, то лучшим вариантом будет обращение на специализированную СТО.

Часто задаваемые вопросы о коротком замыкании в автомобиле

Как проверить замыкание с помощью подручных средств?

Наиболее часто практикуется использование обычной лампочки и небольшого провода. Если подсоединить один провод лампочки к положительной клемме аккумулятора, а вторым коснуться неизолированных участков кабеля, то лампочка будет гореть при наличии короткого замыкания.

Что делать при коротком замыкании?

Если налицо такой признак, как частый выход из строя предохранителей, то нужно скорее обратиться к специалисту. В том случае, если электропроводка автомобиля начинает дымиться, требуется ее замена. Алгоритм действий при возгорании:

  • при появлении первых признаков дыма, запаха горелых проводов или паров бензина важно не паниковать;
  • транспортное средство следует припарковать на обочине, на значительном расстоянии от жилых домов и других автомобилей;
  • из машины должны все выйти;
  • если огонь наблюдается в районе бензобака, то следует немедленно отойти от машины на безопасное расстояние;
  • при возгорании в подкапотном пространстве можно попытаться его потушить с помощью огнетушителя или плотного куска брезента.

Может ли быть короткое замыкание в аккумуляторе автомобиля?

Да, такая ситуация не исключена. Определить это можно по цвету электролита. Причем данная диагностика касается только обслуживаемых аккумуляторов, так как у необслуживаемых моделей корпус герметичный. Если в обслуживаемой АКБ в одной банке цвет электролита отличается от остальных, то это первый признак того, что в ней было короткое замыкание.

При проведении ремонтных работ с электропроводкой транспортного средства крайне важно соблюдение мер техники безопасности. Если вы не уверены в собственных силах, то лучше не экспериментировать, а обратиться к специалисту для поиска короткого замыкания в автомобиле.

Вам также может понравиться
Получить
подарок
Gift icon
Открыть
прибыльный
автосервис
Написать
в WhatsApp
Получить
подарок
Позвонить
бесплатно
7 секретов от экспертов Wilgood: Как сэкономить 78 000 ₽ на обслуживании авто за год
Шабанов Олег Вячеславович
Эксперт в области обслуживания автомобилей

За годы работы в Wilgood я разработал систему ухода за автомобилем, которая экономит нашим клиентам в среднем 78 000 ₽ в год. Эти простые приемы подходят для любой марки авто и не требуют специальных навыков.

Наш опыт показывает, что 70% крупных ремонтов можно предотвратить, если вовремя обратить внимание на мелкие детали. Именно поэтому мы в Wilgood разработали уникальную методику диагностики, которая позволяет выявлять проблемы на ранней стадии.

Применяя наши советы, вы не только сэкономите деньги, но и продлите срок службы вашего автомобиля минимум на 50 000 км. Скачивайте бесплатно и используйте уже сегодня: