Автосервисы
Wilgood в Москве
Ваш регион: Москва и МО
Звоните c 09:00 до 21:00
+7 (800) 301-72-18
Только до
Дарим купон на бесплатную проверку автомобиля по 41 параметру
Забрать купон
Только до
Дарим купон на бесплатную проверку автомобиля по 41 параметру
Забрать купон

Как заменить стартер: пошаговая инструкция

18.06.2024
1174
Время чтения: 13 минут
Обновлено: 28.10.2024
Сохранить статью:

Как заменить стартер? Для начала необходимо его демонтировать. Это можно сделать сверху из-под капотного пространства либо снизу, воспользовавшись автомобильным подъемником или домкратом.

Что дальше? Отсоединяют клеммы от аккумулятора, находят расположение стартера. Лучше воспользоваться инструкцией производителя, чтобы понять, какой из способов демонтажа применить. Снятый стартер следует продиагностировать на причину неисправности — возможно, удастся его починить.

Из этого материала вы узнаете:

  • Устройство и принцип работы автомобильного стартера
  • Возможные причины неисправности стартера
  • Пошаговый демонтаж стартера сверху
  • Пошаговый демонтаж стартера снизу
  • Как выбрать стартер на замену
  • Часто задаваемые вопросы о замене стартера

Устройство и принцип работы автомобильного стартера

Стартер — это сложное устройство, состоящее из электрических и механических компонентов.

Электрическая часть стартера отвечает за получение электроэнергии от аккумуляторной батареи и преобразование ее в механическую энергию. В его состав входят реле, якорь и щетки. Механическая часть, необходимая для непосредственного запуска двигателя, состоит из стержня реле, электродвигателя, вилки и бендикса.

Устройство и принцип работы автомобильного стартера

Вот как устроены основные стартовые узлы.
Якорь: состоит из стержня и нескольких пластин, обычно изготовленных из высококачественной стали. Он имеет вид нескольких вставленных друг в друга и запечатанных цилиндров разного диаметра.

Щетки: служат для увеличения мощности, передают напряжение на якорь. Их форма напоминает несколько параллелепипедов и небольших приспособлений, закрепленных на металлическом кольце.

Реле стартера: передает сигнал зажигания непосредственно на стартер. Выглядит как вилка розетки без провода: представляет собой куб или цилиндр с вилкой различной конструкции небольшого размера.

Бендикс: благодаря ему стартер воздействует на двигатель внутреннего сгорания и выполняет свою функцию. Его форма похожа на цилиндр с шестерней и плоским краем.

Редукторные и классические стартеры немного отличаются по конструкции. Основное различие заключается в наличии в пусковом механизме дополнительной детали — редуктора в редукторном стартере. Этот элемент соединяет якорь с бендиксом, что обеспечивает эффективную передачу механического усилия. В классическом стартере бендикс крепится напрямую, без использования редуктора.

Когда водитель поворачивает ключ зажигания, запускается целая последовательность процессов, приводящих к запуску двигателя. Вот события, которые происходят при работе стартера:

  1. Водитель поворачивает ключ.
  2. При повороте ключа генерируется напряжение, которое передается от аккумуляторной батареи к обмоткам реле.
  3. На обмотках образуется электрическое поле.
  4. Электромагнит в обмотке притягивает стержень.
  5. Шток смещает вилку бендикса.
  6. Шестерня бендикса соединяется с маховиком и начинает свое движение.
  1. В результате движения маховика двигатель внутреннего сгорания запускается, начинает работать, и автомобиль готов к движению.

После запуска двигателя важно отпустить ключ зажигания. Это действие не только поддерживает работу двигателя, но и размыкает цепь и останавливает стартер.

Чтобы предотвратить необходимость частой замены стартера, важно следить за временем его работы: он не должен включаться более 15 секунд подряд. После работы стартеру также необходимо обеспечить период остывания, как минимум вдвое превышающий время его работы. Неправильное обращение со стартерным механизмом влияет на его долговечность и частоту поломок. Поэтому важно соблюдать рекомендации по необходимому времени работы и охлаждению стартера.

Возможные причины неисправности стартера

Перед диагностикой стартера мастера автосервиса проверят работоспособность аккумулятора автомобиля, силовых проводов, всех основных цепей системы питания и контактов замка зажигания. Распространенными причинами выхода из строя стартера являются: неисправность шестерни бендикса, повреждение широких контактов («пятаков») и другие проблемы с втягивающим реле, а также обрыв или короткое замыкание в одной из обмоток статора.

Возможные причины неисправности стартера

Проблемы с запуском двигателя или критический отказ стартера становятся заметными при попытке завести автомобиль. При неисправности стартера могут появиться следующие признаки.

В пусковом реле слышны щелчки при отсутствии работы электродвигателя. Частой причиной может быть износ и повреждение контактов в реле.

Когда электродвигатель вращается с большой скоростью, но не взаимодействует с маховиком, возможны разные причины. Это может быть вызвано разрушением шестерни, проскальзыванием бендикса на валу или даже поломкой вилки стартера.

Когда маховик вращается недостаточно быстро для успешного запуска двигателя, это может быть связано с износом втулок или щеток, износом подшипников якоря или коротким замыканием обмотки статора.

Когда после успешного запуска двигателя слышен металлический звон и скрежет, это может указывать на проблему, когда бендикс не может правильно отделиться от вращающегося маховика. Это может быть вызвано критическим износом втулок или подшипников.

Если при повороте ключа стартер вообще не включается, даже при исправном и заряженном аккумуляторе автомобиля, это может свидетельствовать о неисправности втягивающего реле стартера.

Неисправности стартера, возникающие постепенно, могут стать серьезной проблемой, особенно если автовладелец не обращает на них внимания. Мелкие неисправности могут накапливаться и в конечном итоге привести к полному выходу из строя стартера, что может случиться в самый неподходящий момент, особенно во время длительной поездки.

Поэтому важно обращаться к специалистам при возникновении каких-либо странных звуков при запуске двигателя для своевременной диагностики и необходимого ремонта.

В большинстве случаев, чтобы точно выяснить причины неисправности стартера, необходимо снять его с автомобиля. Если стоит выбор между ремонтом и заменой стартера, решение придется принять владельцу. При большом пробеге и износе основных узлов стартера замена узла на новый может оказаться более целесообразным решением как с технической, так и с финансовой точки зрения.

Пошаговый демонтаж стартера сверху

Для старых моделей автомобилей российского производства, таких как ВАЗ с 8-й по 15-ю модель, а также некоторых иностранных марок, вполне подходит метод снятия стартера сверху, что значительно облегчает самостоятельную замену как в дороге, так и в условиях, не предназначенных для ремонта. Хотя на разных автомобилях может потребоваться различное демонтажное оборудование, общая логика действий и принцип работы схожи.

Пошаговый демонтаж стартера сверху

Как заменить стартер? Для лучшего понимания процесса демонтажа стартера на ВАЗ-2115 без разборки и снятия защиты картера рассмотрим следующие этапы.

  • Любые работы с электрооборудованием автомобиля необходимо начинать с полного обесточивания во избежание возможных аварийных ситуаций. Для этого важно отсоединить минусовой провод от аккумулятора.
  • Для доступа к креплениям стартера необходимо убрать воздушный фильтр. Это достигается путем откручивания двух болтов крепления, ослабления хомута воздуховода, отсоединения разъема ДМРВ и снятия резинового крепления. После снятия воздуховода воздушный фильтр легко снимается, что открывает доступ к креплениям стартера.
  • Чтобы разобрать/снять стартер, необходимо отключить его от электросети автомобиля. Это делается путем откручивания клеммы, к которой подводится силовой провод, и управляющего проводника, соединенного с втягивающим реле стартера.
  • Чтобы демонтировать стартер, обычно закрепленный на трех шпильках, одна из которых расположена внизу, нужно приложить больше усилий для доступа к нижней шпильке. Верхние гайки откручиваются с помощью трещотки с удлинителем и подходящей головки или торцового ключа. Чтобы было легче добраться до нижнего крепления, рекомендуется использовать карданные переходники.

При снятии стартера необходимо осторожно потянуть его на себя, убрав со шпилек. Чтобы полностью достать его, вам нужно будет аккуратно повернуть его, выбирая такие положения, чтобы он проходил свободно, не задевая другие узлы автомобиля.

Пошаговый демонтаж стартера снизу

В процессе демонтажа стартера, который обычно требует снятия защиты картера, необходим доступ к днищу автомобиля. Подобные операции рекомендуется производить на специализированных подъемниках или на автомостах. Важно избегать работы под автомобилем, который поддерживается только одним домкратом, чтобы избежать травм.

Для замены стартера на автомобиле Lada XRAY или Vesta общий алгоритм может быть следующим:

Скачай приложение бесплатно и получи 300₽ в подарок

Мы разработали мобильное приложение!
После регистрации в приложении мы дарим Вам подарок - 300 БОНУСОВ, которыми вы можете оплатить часть работ

  • Кэшбек 5% от каждого заказ-наряда
  • Удобное оформление онлайн-заявки на запись с выбором удобного автотехцентра
  • Актуальные анонсы о проводимых акциях и персональных предложениях

Установите приложение за 2 простых действия:

  • Подняв автомобиль, открутите 13 болтов, чтобы снять защиту картера и получить доступ к стартеру.
  • Чтобы освободить доступ к стартеру, необходимо снять гидроцилиндр сцепления. Полностью отключать его от системы необязательно — достаточно отвести в сторону и повесить на проволочный крючок.
  • Отвинтить гайку на клемме стартера и отсоединить колодку с управляющим проводом на втягивающем реле.
  • Дополнительно снимите кронштейн крепления гидроцилиндра, отвернув три болта.
  • Вытащите стартер из зацепления, выберите положение, в котором его можно легко снять.

На многих автомобилях снятие стартера по такой схеме является стандартной практикой. Даже для тех машин, которые имеют доступ к стартеру через подкапотное пространство, зачастую предпочтительнее установка автомобиля на подъемнике или яме.

Рекомендуется избегать снятия стартера без демонтажа защиты картера. Такой подход лучше использовать только в крайних случаях, например в ситуации, когда необходим быстрый ремонт вне гаража.

Пошаговый демонтаж стартера снизу

Для большинства иномарок предпочтительный метод — снять стартер и установить машину на подъемник. У более доступных китайских марок можно демонтировать стартер сверху, однако для иномарок среднего и верхнего ценового сегмента такие способы могут быть нежелательны.

Лучшим решением является следование инструкциям производителя, содержащимся в руководстве по эксплуатации и техническому обслуживанию. Если ее нет, важно обратиться к опытному автомеханику для выполнения работ.

Как выбрать стартер на замену

При выборе запчастей для авто важно не экономить и приобретать качественные детали, соответствующие модели автомобиля, чтобы избежать дополнительных проблем и ремонта. Некоторые компании, в том числе UNIPOINT, Bosch, Delco Remy, Valeo, WAI, Lucas, предлагают запчасти, которые работают не хуже оригинальных, что помогает сохранить надежность автомобиля.

Машины, выпускаемые этими производителями, обладают высокими техническими характеристиками, гармонично сочетающимися с уникальными особенностями каждой модели. Ответственность за безопасность и надежность автомобиля лежит на владельце. Регулярное и своевременное выполнение необходимых процедур надолго сохраняет авто в отличном состоянии.

Как выбрать и заменить стартер?

Приобретая оригинальные запчасти для своего автомобиля, нужно обратить внимание на следующие особенности:

  • Оригинальные детали обычно поставляются в специальной упаковке, что гарантирует их сохранность и оригинальность.
  • Оригинальные запчасти всегда сопровождаются гарантийными талонами.
  • При покупке необходимо тщательно проверить деталь на наличие повреждений в виде сколов, трещин, вмятин.

Как выбрать стартер на замену

Необходимо обратить внимание на важные моменты. Доверять следует только проверенным поставщикам, способным предоставить гарантии на товар. При обнаружении повреждений механизмов нужно вернуть их обратно, не устанавливая в автомобиль, во избежание возможных негативных последствий.

Если вы хотите подобрать запчасти самостоятельно, без помощи специалиста, стоит обратить внимание на поиск по номеру в каталоге запчастей. Обычно существуют таблицы, в которых указаны совместимые детали для определенных марок и моделей автомобилей. Также в этих каталогах есть список проверенных производителей, зарекомендовавших себя годами.

Для поиска подходящих запчастей с помощью поисковой системы на сайтах автозапчастей вам потребуется знать год выпуска, марку, модель автомобиля и VIN-номер.

В некоторых ситуациях выбор стартера производится после его снятия. При этом автовладельцы часто приносят устройство в магазин запчастей, где специалист помогает подобрать подходящий по всем характеристикам аналог. Однако могут возникнуть ситуации, когда необходимых запчастей нет в наличии и приходится ждать их доставки.

Хорошим решением может стать заранее поиск альтернативы, покупка и установка запчастей в нужный день. Это позволит избежать простоев автомобиля и существенно сэкономить время. В большинстве случаев найти аналогичную модель по всем параметрам можно и без серьезных задержек.

Если у вас есть сомнения по поводу выбора запчасти, рекомендуется обратиться к консультанту. Сообщите ему марку, модель и VIN-номер автомобиля. Он внимательно изучит характеристики вашего автомобиля и предложит оптимальные варианты с учетом ваших запросов.

Часто задаваемые вопросы о замене стартера

Как часто требуется замена стартера?

По оценкам опытных специалистов, срок службы стартера составляет около 5–6 лет, что примерно в два раза меньше, чем у автомобильного двигателя. Основными проблемами, существенно сокращающими срок службы, являются:

  • дефекты в цепи питания — например, плохой контакт, проявляющийся чаще при запуске двигательной системы;
  • интенсивный износ втулок — во многом происходит цепная реакция, когда изношенные втулки влияют на появление электрической дуги и зажигание щеток;
  • чрезмерный нагрев обмотки — обычно из-за неисправности впускного реле, тогда медный провод сильнее нагревается, плавится и прилипает к контактам;
  • отслаивание магнитов — не создается необходимое поле для работы всех элементов;
  • изношены ролики в бендиксе — требуют буксировки;
  • поврежденная изоляция — вызывает скачки напряжения внутри устройства, может привести к перегреву;
  • выход гильзы из анкера — при расшатывании анкерной части она выходит из пазов, и контакт с коллектором нарушается.

Эти проблемы сильно влияют на общее состояние автомобиля. Обычно подобные неисправности требуют полной замены устройства, а водителю необходимо приобрести качественную оригинальную деталь.

При достижении отметки в 120 тысяч километров рекомендуется проводить диагностику автомобиля даже без видимых признаков проблем. Это поможет выявить потенциальные неисправности на ранней стадии и избежать более серьезных проблем в будущем, что в конечном итоге сэкономит время и силы автовладельца.

Как продлить жизнь автомобильного стартера?

Чтобы избежать необходимости самостоятельного ремонта стартера, наиболее эффективным методом является заранее предотвратить его возможную поломку. Основным способом избежать поломок стартера является регулярное обслуживание в профессиональных автосервисах, где специалисты смогут своевременно выявить потенциальные проблемы.

Также автовладельцам рекомендуется время от времени открывать капот и проверять состояние стартера, следя за звуками при запуске двигателя.

Что делать, если после замены стартер не работает?

При возникновении проблем с работой стартера убедитесь, что провода правильно подсоединены и надежно закреплены болтами. Неправильное подключение или недостаточная фиксация могут привести к неисправности стартера или повреждению его во время движения.

Важно быть внимательным и тщательным при проверке соединений и креплений стартера, чтобы обеспечить безопасность и стабильную работу этого узла.

Для проверки его работы и выявления возможных проблем рекомендуется использовать тестер целостности цепи. Этот инструмент поможет вам определить, подается ли питание от аккумулятора на стартер. Возможно, причина проблемы кроется именно в аккумуляторе: если он не работает должным образом, стартер не сможет подключиться. Чтобы точно выявить неисправность и определить ее место, рекомендуется пройти диагностику.

При замене очень важно качество выполненной работы. Использование неоригинальных или бывших в употреблении деталей может вызвать серьезные проблемы и повлиять на надежность замены. Иногда случаются ситуации, когда автовладельцы сталкиваются с браком от производителя. Однако такие случаи редки, если покупка осуществляется в проверенных магазинах, где товар перед продажей проверяют специалисты, следящие за его качеством.

После замены стартер не работает

Если вы не можете самостоятельно определить, почему машина не заводится или проблема все еще остается, лучше обратиться в авторизованный сервисный центр. Там профессионалы смогут быстро и экономично помочь с устранением неполадок.

Если у вас возникли проблемы с запуском автомобиля, вы не можете устранить причину самостоятельно и не знаете, где заменить стартер, рекомендуется обратиться за помощью в авторизованный сервисный центр. Обращение к профессионалам сэкономит вам время и деньги, так как они быстро и качественно решат все проблемы с вашим автомобилем.

Стартер рекомендуется проверять каждые 40–50 тысяч километров, так как это критически важный механизм, требующий особого внимания. Также необходимо следить за состоянием клемм. Их окисление может помешать нормальной работе стартера из-за недостаточной мощности. Чтобы предотвратить эту проблему, нужно регулярно чистить и смазывать клеммы, используя специальные средства, предназначенные для этой цели.

Вам также может понравиться
Gift icon
Забрать подарок
Открыть
прибыльный
автосервис
7 секретов от экспертов Wilgood: Как сэкономить 78 000 ₽ на обслуживании авто за год
Шабанов Олег Вячеславович
Эксперт в области обслуживания автомобилей

За годы работы в Wilgood я разработал систему ухода за автомобилем, которая экономит нашим клиентам в среднем 78 000 ₽ в год. Эти простые приемы подходят для любой марки авто и не требуют специальных навыков.

Наш опыт показывает, что 70% крупных ремонтов можно предотвратить, если вовремя обратить внимание на мелкие детали. Именно поэтому мы в Wilgood разработали уникальную методику диагностики, которая позволяет выявлять проблемы на ранней стадии.

Применяя наши советы, вы не только сэкономите деньги, но и продлите срок службы вашего автомобиля минимум на 50 000 км. Скачивайте бесплатно и используйте уже сегодня: