- Нормальный цвет дыма из выхлопной трубы
- Белый дым из выхлопной трубы
- Сизый (синий) дым из выхлопной трубы
- Чёрный дым из выхлопной трубы
- Часто задаваемые вопросы о дыме из выхлопной трубы
- Какой дым должен выходить из выхлопной трубы?
- Как распознать пар или дым идет из выхлопной трубы?
- Почему из выхлопной трубы идет сильный дым?
- Почему выхлопная труба сильно дымит во время морозов?
О чем речь? Дым из выхлопной трубы автомобиля свидетельствует о различных проблемах в работе двигателя. Его цвет указывает на конкретные причины, на которые важно обращать внимание, чтобы своевременно предотвратить выход мотора из строя.
Что делать? При появлении дыма нестандартного цвета рекомендуется обратиться к специалисту для проведения диагностики. В лучшем случае вопрос разрешится заменой масла, в худшем – капитальным ремонтом двигателя.
Нормальный цвет дыма из выхлопной трубы
Как известно, задача выхлопной системы автомобиля заключается не только в выпуске отработанных газов, но и в охлаждении цилиндров двигателя и уменьшении количества вредных веществ и токсинов, которые выделятся в процессе сгорания.
Теперь давайте обратим внимание на цвет выхлопа. Как он должен выглядеть, если все хорошо? Главное правило для определения «нормальности» дыма, выходящего из выхлопной трубы, заключается в том, что он должен быть незаметным. Другими словами, все хорошо, до того времени, пока он вас не станет беспокоить. Но когда выхлоп теряет прозрачность и весь дым (зачастую и токсичный) буквально следует за машиной, не увидеть его становится трудно.
Но не нужно паниковать раньше времени. «Цветной» дым, выходящий из выхлопной трубы, не во всех случаях говорит о том, что в машине серьезная поломка и вам предстоит дорогостоящий ремонт. Скорее всего, он вызван незначительной неисправностью в системе двигателя или износом одного из расходных материалов, и достаточно просто поменять деталь.
Разберем основные причины появления дыма из выхлопной трубы, на что может указывать цвет выхлопа и что нужно делать.
Белый дым из выхлопной трубы
Дым, появившийся из выхлопной трубы – один из верных признаков серьезной неисправности, которая уже возникла или может возникнуть в ближайшее время, и потребовать дорогостоящего и сложного ремонта. Он также может сказать не только о техническом состоянии машины, но и помогает выявить и локализовать неисправность трансмиссии.
Дым, выходящий из выхлопных труб, делится на 3 типа в зависимости от его цвета: белый (обычный водяной пар), сизый или синий и черный (не спутать с остальными). Каждый из них имеет свою первопричину и говорит о конкретных неисправностях.
Для начала рассмотрим самый простой и распространенный «дым» или пар из выхлопной трубы двигателя автомобиля белого цвета.
Как уже упоминалось, водяной пар является естественным побочным продуктом работы двигателя внутреннего сгорания. Наиболее активно он образуется при пониженной температуре и высокой влажности воздуха. По мере прогрева двигателя возникновение пара – норма, даже летом. Он появляется из-за того, что происходит осаждение конденсата в системе выпуска, а также выходит, когда сгорает топливо, как бы странно это не звучало (бензин тоже в своем составе содержит воду, хоть и в небольшом количестве).
Если ваш автомобиль прогрелся, а на улице довольно тепло и из выхлопной трубы все равно идет «дым», вам следует насторожиться, при этом, если на других машинах такого нет. Увидели? Принюхайтесь, скорее всего, вы почувствуете отчетливый неприятный запах – это может «подгорать» антифриз, в основе которого содержится вода.
Антифриз попадет в камеру сгорания двигателя, превращается в пар и выходит через выхлопную трубу. Существует несколько причин, по которым он попадает в цилиндры: наиболее распространенная – пробитая прокладка головки блока цилиндров, и менее встречающаяся – более неприятная – микротрещины в самом блоке. На некоторых моторах может попадать «охлаждайка» через негерметичный впускной коллектор с системой подогрева. В любом случае антифриз будет вытекать из расширительного бачка (что очень трудно не заметить), также он может смешаться с маслом и попасть в картер двигателя.
Ремонт потребует значительных вложений и частичной разборки двигателя. По финансовым причинам вкладывать средства в устранение этой неисправности может быть нецелесообразно. Проще будет купить рабочий контрактный движок. Даже самые лучшие прокладки головки блока цилиндров редко служат 200-300 тысяч километров пробега без разрушений.
Далее диагностика может быть проведена только после того, как снимут головку блока. Во время этого оценивают состояние прокладки, плоскостей головки и блока, внешний вид камеры сгорания, тарелок клапанов и днища поршня.
Прогар прокладки почти всегда бывает вместе с деформацией плоскости головки. Это особенно характерно для случаев, когда перед поломкой двигатель перегревался (например, из-за неисправного термостата, вентилятора или по другим причинам). Еще хуже обстоят дела, когда явные дефекты отсутствуют. В таких случаях головку следует проверить на наличие утечек под давлением. Возможно, на стенке камеры сгорания обнаружится трещина (обычно вблизи седла выпускного клапана).
Цилиндр также нужно тщательно осмотреть, опустив поршень в нижнюю мертвую точку. Трещины в цилиндре – очень редкий дефект, но когда они появляются, их нетрудно обнаружить. Трещины расходятся (стенки «дышат»), а их края обычно становятся отполированными поршневыми кольцами.
Иногда бывает такое, что охлаждающая жидкость может попасть в цилиндр через систему впуска (например, из-за негерметичности прокладки впускного коллектора, в случае если она одновременно уплотняет также и каналы подогрева коллектора охлаждающей жидкостью). В таких случаях давление в системе охлаждения не увеличивается, запах выхлопных газов отсутствует, в то время как масло эмульгирует, а уровень охлаждающей жидкости резко уменьшается. Этих признаков обычно достаточно для обнаружения неисправностей, и их не следует путать с вышеупомянутыми, а иначе будет понапрасну снята головка блока.
Если вы заметили белый дым или сопутствующую неисправность, управлять автомобилем нельзя. Во-первых, неисправность быстро прогрессирует. Во-вторых, работа двигателя на водно-масляной эмульсии приводит к быстрому износу деталей, и уже через несколько сотен километров вам придется делать капитальный ремонт.
Скачай приложение бесплатно и получи 300₽ в подарок
Мы разработали мобильное приложение!
После регистрации в приложении мы дарим Вам подарок -
300 БОНУСОВ, которыми вы можете оплатить часть работ
- Кэшбек 5% от каждого заказ-наряда
- Удобное оформление онлайн-заявки на запись с выбором удобного автотехцентра
- Актуальные анонсы о проводимых акциях и персональных предложениях
Установите приложение за 2 простых действия:
Сизый (синий) дым из выхлопной трубы
Сизый либо синий дым из выхлопной трубы – это не пар, а продукт сгорания моторного масла. Этот дым имеет различные оттенки, но его не перепутать ни с белым, ни с черным дымом. Интенсивность и его цвет зависят от степени поломки и количества сгоревшего масла. Запах синего дыма также характерен и напоминает запах, исходящий от старых советских мотоциклов и мопедов с двухтактными двигателями, не имеющими раздельной системы смазки. Сопутствующим признаком неисправности является чрезмерный расход масла.
Если вы не уверены, что дым связан с маслом в камере сгорания, попробуйте поднести к выхлопной трубе лист белой бумаги – на нем появятся капли с жирными разводами.
Существует только две основные причины попадания масла в цилиндры. Первая – сильный износ деталей поршневой группы – поломка или залегание колец и царапины на зеркале цилиндра (на все это указывает низкая компрессия). Такая неисправность требует капитального ремонта двигателя или его полной замены.
Вторая причина – изношенные малосъемные колпачки. Она не требует больших затрат. Срок службы малосъемных колпачков никогда не превышают срок работы прокладки головки блока цилиндров, и могут быть легко заменены в любом автосервисе без разборки двигателя. Комплект таких деталей (к слову, сильно унифицированных) стоит всего несколько сотен рублей.
В турбированных двигателях масло может попадать в выхлопную систему из-за поломок турбокомпрессора – износа подшипников и уплотнителей мотора. Существуют и более редкие причины масляного дыма, такие как негерметичность клапанов и проблемы с системой зажигания. Поймать этот дым и найти причину может быть нелегко. В любом случае, откладывать ремонт не стоит, это только усугубит ситуацию.
Чёрный дым из выхлопной трубы
Самый простой и наиболее «разборчивый» дым из выхлопной трубы – черный. Его не спутаешь ни с каким другим.
Такой дым свидетельствует о том, что топливная смесь переобогащенная. Бензин не успевает сгореть в цилиндрах и образует слишком много сажи. На высоких оборотах двигателя дым становится очень густым. Причиной такой неисправности являются протекающие топливные форсунки или неисправные электронные датчики, которые влияют на образование смеси и зажигание. Среди других симптомов – снижение мощности двигателя, неуверенный запуск и чрезмерно высокий расход топлива.
Промедление с устранением этой неисправности особенно опасно. Когда топливо бесконтрольно попадает в цилиндр, то оно снимает масляную пленку со стенок. Это приводит к задирам на зеркале и ускоряет износ поршневой группы. Детонация – неизбежное сопровождение поломки, разрушает двигатель сильными вибрациями. Катализатор также от этого страдает, так как в нем повышается температура при сгорании топлива. Иногда из-за этого слишком много бензина попадает в картер двигателя и смешивается с маслом.
Любой дым – сигнал к тому, чтобы незамедлительно прекратить использовать автомобиль и передать его специалисту. Если медлить с ремонтом, то может выйти из строя весь силовой агрегат.
Но если внимательно присмотреться и принюхаться, то почти всегда можно самостоятельно выявить причину неисправности, а значит, диагностика и ремонт обойдутся намного дешевле. Как известно, мастера стремятся заработать на неопытных клиентах и поэтому пользуются тем, что им доверяют.
Часто задаваемые вопросы о дыме из выхлопной трубы
Отвечаем на популярные вопросы.
Какой дым должен выходить из выхлопной трубы?
Цвет дыма из выхлопной трубы в идеале должен быть прозрачным. А насыщенным он становится тогда, когда в составе много посторонних веществ и присадок. Кольца залегают и масло начинает гореть. В этом случае белый дым из выхлопной трубы становится темным, сизым или сероватым.
Как распознать пар или дым идет из выхлопной трубы?
Водяной пар легко распознать. Он быстро исчезает, в то время как после «масляного» дыма в воздухе еще долго держится синеватый туман. Чтобы узнать, что проблема в системе охлаждения, необходимо провести целенаправленную проверку. Несложно убедиться в том, что из выхлопной трубы выходит вода, а не масло.
Почему из выхлопной трубы идет сильный дым?
Сильный дым обычно вызван повреждением головки цилиндров, неисправной прокладки или трещинами в блоке двигателя. Связанные с этим утечки охлаждающей жидкости могут нанести значительный ущерб автомобилю и потребовать больших затрат на ремонт.
Почему выхлопная труба сильно дымит во время морозов?
Под воздействием отрицательных процедур горячий пар преобразуется и выходит из глушителя в виде беловатого облака. Это похоже на пар, который выходит изо рта зимой. Как только двигатель прогревается, дым исчезает. Это основные законы физики, которые зависят от погодных условий, и беспокоиться не о чем. Чем холоднее, тем гуще и плотнее дым. Также он становится плотнее, если влажность на улице повышенная.