Автосервисы
Wilgood в Москве
Ваш регион: Москва и МО
Звоните c 09:00 до 21:00
+7 (800) 301-72-18
Только до
Дарим купон на бесплатную проверку автомобиля по 41 параметру
Забрать купон
Только до
Дарим купон на бесплатную проверку автомобиля по 41 параметру
Забрать купон

Запуск двигателя стартером напрямую

06.12.2024
1038
Время чтения: 13 минут
Обновлено: 06.12.2024
Сохранить статью:
Запуск двигателя стартером напрямую

Чем полезен метод? Запуск двигателя при помощи замыкания стартера напрямую иногда способен выручить в тех ситуациях, когда водитель застрял далеко за городом, мотор по определенным причинам не заводится, а возможности вызвать эвакуатор нет.

На что обратить внимание? К сожалению, метод может помочь далеко не во всех случаях. Если поломки в стартере имеют сугубо механический характер, то восстановление работоспособности узла возможно лишь после устранения данных неисправностей.

Функции автомобильного стартера

Стартер представляет собой небольшой электродвигатель, который связан с коленчатым валом ДВС. Его основная задача — обеспечить достаточную скорость вращения для запуска мотора. Чтобы запустить бензиновый двигатель объемом 1,6 литра, стартеру нужна мощность около 3 кВт.

Задача стартера при запуске — преобразовывать электрическую энергию, поступающую от аккумулятора, в механическую. Он крутит коленчатый вал двигателя до тех пор, пока мотор не запустится. Создавая крутящий момент, достаточный для нужной степени сжатия, стартер помогает двигателю начать вращение за счет воспламенения рабочей смеси.

Функции автомобильного стартера

Есть особый вид стартеров — тяговые генераторы. Они не только запускают двигатель внутреннего сгорания, но и выполняют дополнительную функцию: вырабатывают энергию при работающем моторе. Это позволяет сократить количество деталей в системе.

Однако тяговый генератор не смог стать лидером на рынке. Его конструкция потребовала компромиссов, из-за чего мощность и другие технические характеристики динамо-стартера оказались довольно скромными. Поэтому использование его в качестве источника тока нашло применение лишь на небольшом количестве транспортных средств.

Расположение стартера зависит от модели автомобиля, есть ограниченный набор возможных вариантов. Устройство всегда находится в месте соединения двигателя с коробкой передач, рядом с колоколообразным кожухом.

В некоторых машинах можно добраться до стартера через моторный отсек, он расположен ближе к верхней части. В других автомобилях доступ к нему возможен снизу, так как он находится ближе к днищу.

Устройство и алгоритм работы автомобильного стартера

Современный стартер состоит примерно из 50 деталей. Рассмотрим его схему и выделим ключевые компоненты.

Устройство и алгоритм работы автомобильного стартера

Обычно корпус имеет цилиндрическую форму, и в нем размещены четыре магнитных сердечника, известных как «башмаки». Ранее в стартере применялась обмотка возбуждения, которая также питалась током от аккумулятора. Однако в современных устройствах ее заменили постоянными магнитами, выполняющими функцию электродвигателя.

Корпус имеет переднюю и заднюю крышки. В них установлены латунные или медные втулки, выполняющие функцию подшипников для вала стартера.

Якорь — это устройство, состоящее из сердечника и нескольких металлических пластин, прижатых к валу стартера. На них размещены провода обмоток, которые соединены в цепь. Провода подключены к коллектору, расположенному на той же оси.

В задней части стартера находятся щеткодержатели и щетки. Они представляют собой металлические обоймы со встроенными пружинами, которые постоянно давят на угольно-графитовые контакты (щетки) и прижимают их к подвижному коллектору. В стартере их четыре: две положительные, подключаемые при работе к плюсу аккумулятора, и две отрицательные, соединенные с «массой».

Когда водитель поворачивает ключ зажигания или нажимает кнопку Start, на щетки подается напряжение от аккумулятора через толстый кабель, который способен пропускать ток в 400 ампер и больше. Стартер начинает вращаться и запускает двигатель.

Втягивающее реле — это деталь стартера, которая находится на его корпусе. По сути, это электромагнит, притягивающий металлический сердечник. Последний одной стороной замыкает контакты, через которые подается напряжение на щетки, то есть выполняет функцию реле. Другой — приводит в движение обгонную муфту (бендикс) и соединяет ее с маховиком двигателя.

В крышке реле есть силовые контакты, которые также называют «пятаками», и подвижная перемычка. Эти медные болты крепятся к ним с помощью гаек. К ним подведены провода от аккумулятора и от положительных щеток стартера. Реле получает питание от зажигания, сердечник втягивающего реле смещается, и подвижный контакт замыкает «пятаки» между собой.

Бендикс, или обгонная муфта — это устройство, которое передает крутящий момент на маховик. Когда происходит запуск двигателя, бендикс перемещается вдоль оси стартера вперед, его шестерня сцепляется с маховиком и начинает его раскручивать.

Чтобы избежать обратной передачи усилия после запуска мотора, в бендиксе предусмотрена обгонная муфта. Она позволяет шестерне вращаться быстрее, чем ось стартера. Благодаря этому муфта защищает его от повреждений, передавая крутящий момент только от стартера к двигателю, но не обратно.

Для лучшего понимания давайте еще раз рассмотрим принцип работы стартера. Водитель поворачивает ключ зажигания, замыкающий контакт в цепи втягивающего реле. Последнее в свою очередь передает энергию от аккумулятора на коллекторные витки стартера, создавая в них магнитное поле, которое заставляет вращаться якорь и связанный с ним бендикс.

Параллельно втягивающее реле перемещает бендикс таким образом, чтобы он начал вращать коленчатый вал двигателя. Как только последний запускается, водитель отпускает ключ зажигания, разрывая электрическую цепь, вследствие чего обгонная муфта отключается от маховика.

Основные причины неисправности стартера

Почему не срабатывает стартер при запуске двигателя? Неисправности автомобильного пускового устройства подразделяются на два вида: отсутствие контакта (или замыкания) и механические поломки (износ или разрушение). Определить тип можно по ситуациям, когда двигатель машины не удавалось завести.

Например, после включения зажигания и загорания приборной панели прожужжал топливный насос, вы поворачиваете ключ во второе положение. Дальше есть пять вариантов.

  1. Никаких звуков стартера при запуске двигателя не слышно, мотор молчит, ключ не поворачивается, индикаторы гаснут на короткое время.
  2. Щелкает стартер при запуске двигателя, но не запускается, а панель приборов реагирует изменением светимости.
  3. Лампочки потухли, зажигание щелкает, стартер трещит при запуске под капотом, но он вращается медленно и рывками, и двигатель не запускается.
  4. Помимо щелчка реле раздался скрип (удар), почувствовали запах горелой изоляции, маховик двигателя повернулся недостаточно, и мотор не запустился, после чего наступила тишина.
  5. Реле сработало, слышен скрежет при запуске двигателя,стартер вращается, но маховик не двигается из-за появившегося визга, жужжания или треска.

Основные причины неисправности стартера

Первый вариант может указывать на различные причины: потерю тока между аккумулятором и клеммой стартера в цепи питания, отсутствие контакта в управляющей цепи, износ щеток или неправильную работу втягивающего реле.

Вторая причина может быть связана с плохим контактом на соединениях или в управляющей цепи либо возникшим коротким замыканием между витками обмотки, возможно, из-за износа и деформации втулок, в результате чего электромотор не может включить бендикс.

Третий вариант говорит о вероятном низком уровне заряда батареи, отсутствии надежной «массы» или неисправности со стороны ДВС, такой как густое масло на морозе или клин генератора.

Скачай приложение бесплатно и получи 300₽ в подарок

Мы разработали мобильное приложение!
После регистрации в приложении мы дарим Вам подарок - 300 БОНУСОВ, которыми вы можете оплатить часть работ

  • Кэшбек 5% от каждого заказ-наряда
  • Удобное оформление онлайн-заявки на запись с выбором удобного автотехцентра
  • Актуальные анонсы о проводимых акциях и персональных предложениях

Установите приложение за 2 простых действия:

Четвертый однозначно свидетельствует о внутреннем повреждении: могли сломаться магниты, разрушиться щетки или игольчатый подшипник.

Пятый признак указывает на возможную механическую поломку бендикса (отсутствие зубьев или износ, неисправность муфты), а также на проблемы с зубцами планетарного редуктора.

Зачем это все нужно? Если причина поломки в механических деталях, то без их удаления и ремонта не удастся завести машину. Однако если проблема в неисправности замка зажигания, проводки или контактов, то есть шанс, что автомобиль заведется.

Запуск двигателя стартером напрямую

Неисправности стартера при запуске двигателямогут случиться в самый неожиданный момент. В городе у водителей есть возможность обратиться за помощью к другим автомобилистам или вызвать эвакуатор.

Но что делать, если неприятность произошла на трассе или в отдаленных населенных пунктах, где не всегда можно найти помощь? Если сломалсястартер автомобиля, можно попробовать осуществить запуск двигателя, используя метод прямого замыкания.

Есть много причин поломки стартера, у каждой из них свои особенности. Как мы уже упоминали, одна из самых частых проблем — когда электромотор полностью перестает работать, и двигатель не запускается после поворота ключа.

Хотя такая ситуация может напугать, обычно ее легко решить: нужен только подходящий металлический предмет и немного времени. Возможен запуск двигателя стартером напрямую.

Чтобы сделать это методом прямого замыкания, нужно получить доступ к стартеру. Это зависит от конструкции автомобиля. В некоторых машинах возможно обойтись без снятия деталей под капотом, но в большинстве случаев придется потратить время и силы на демонтаж мешающих элементов.

Следующий шаг — снять разъем с устройства и взять подходящий металлический предмет, чтобы соединить два контакта. Для этого хорошо подойдут плоская отвертка, гаечный ключ или монтировка. Главное — чтобы их размер соответствовал расстоянию между клеммами стартера.

Запуск двигателя стартером напрямую

Прежде чем замыкать контакты, убедитесь, что машина стоит на ручном тормозе. Механическую коробку передач переключите в нейтральное положение, а автоматическую — в режим «P» (парковка). Иначе после запуска двигателя автомобиль может самопроизвольно поехать, и это приведет к неприятным последствиям.

Система запуска двигателя подразумевает что нужно включить зажигание и соединить два контакта — «S» и «В» — на стартере. Во время этой процедуры могут появиться искры, поэтому стоит быть к этому готовым. Для запуска достаточно замкнуть стартер отверткой на 3–5 секунд.

Как только двигатель заведется, нужно разъединить контакты и поставить на место разъем, чтобы избежать окисления или утери. Иногда после такой манипуляции стартер снова начинает работать какое-то время, но при первой возможности лучше его отремонтировать или заменить.

Альтернативные способы запустить стартер

Есть и другие способы запустить стартер помимо замыкания отверткой. Если после поворота ключа при запуске двигателя он не срабатывает и не происходит характерного звука из-под капота, можно попробовать следующие методы запуска.

«С толкача» — это классический и наиболее распространенный способ завести автомобиль в подобной ситуации. Он требует помощи других людей: один или несколько человек должны толкать машину сзади, а водитель попытается завести ее на первой передаче. Чем сильнее будет толчок, тем выше вероятность успешного запуска двигателя. Этот метод эффективен при поломке реле или обмотки стартера.

Буксировка — метод, аналогичный предыдущему. Но вместо физической силы используется буксировочный трос, прикрепленный к другому автомобилю. Ведущая машина должна двигаться плавно и постепенно набирать скорость. Второй автомобиль должен следовать за ведущим, не тормозить и не ускоряться самостоятельно.

Альтернативные способы запустить стартер

Это важно учитывать водителю буксируемого автомобиля, особенно после запуска двигателя: как только это произойдет, машина начинает набирать скорость. Нельзя сразу выключать двигатель, чтобы отцепить авто от троса, иначе придется повторять процедуру заново.

Необходимо учитывать, что у владельцев автомобилей с автоматической коробкой передач ограничены варианты запуска двигателя, так как буксировка не рекомендуется из-за особенностей конструкции транспортных средств.

Часто задаваемые вопросы о запуске двигателя стартером

Как понять, что стартер не крутит и нужно пробовать запускать его напрямую?

Проблема становится явной, когда при повороте ключа зажигания ничего не происходит. В этот момент при запуске двигателя не срабатывает стартер. Из-под капота могут возникать щелчки, жужжание, металлический скрежет и звенящий шум, либо, напротив, не будет слышно никаких звуков.

Все это сигнализирует о неисправности самого стартера или одного из компонентов системы его управления.

Как узнать местоположение стартера, чтобы завести его напрямую?

Для выяснения точного местоположения стартера следует обратиться к руководству пользователя автомобиля или поискать информацию в интернете.

Какие правила надо соблюдать при запуске стартера напрямую?

Перед проведением работ убедитесь, что автомобиль находится в режиме нейтрали с заблокированным тормозом. Также необходимо избегать контакта металлической отвертки с корпусом реле, чтобы избежать вероятности замыкания контакта «+» с «массой», что опасно.

Можно ли замкнуть контакты гаечным ключом?

Способ запустить стартер напрямую, замыкая необходимые контакты ключом, идентичен варианту с использованием отвертки. Ключи редко имеют изоляцию, поэтому рекомендуется использовать диэлектрические перчатки, если ключ не изолированный. То же самое относится и к монтажке, если вы решили использовать ее.

Вышеописанный метод помогает в любых ситуациях?

Нет, этот метод не решает проблему запуска двигателя при любых неисправностях стартера, однако он продолжает помогать многим водителям уже много лет решить проблему.

В заключение следует отметить, что хотя описанный метод работает, он может привести к негативным последствиям. Главный недостаток замыкания контактов инструментами заключается в опасности выхода из строя катушки зажигания автомобиля. Поэтому, если не удалось с первой попытки, не стоит пытаться повторять процедуру.

Gift icon
Забрать подарок
Открыть
прибыльный
автосервис
Перезвоним за 28 секунд!
RU
7 секретов от экспертов Wilgood: Как сэкономить 78 000 ₽ на обслуживании авто за год
Шабанов Олег Вячеславович
Эксперт в области обслуживания автомобилей

За годы работы в Wilgood я разработал систему ухода за автомобилем, которая экономит нашим клиентам в среднем 78 000 ₽ в год. Эти простые приемы подходят для любой марки авто и не требуют специальных навыков.

Наш опыт показывает, что 70% крупных ремонтов можно предотвратить, если вовремя обратить внимание на мелкие детали. Именно поэтому мы в Wilgood разработали уникальную методику диагностики, которая позволяет выявлять проблемы на ранней стадии.

Применяя наши советы, вы не только сэкономите деньги, но и продлите срок службы вашего автомобиля минимум на 50 000 км. Скачивайте бесплатно и используйте уже сегодня: