Автосервисы
Wilgood в Москве
Ваш регион: Москва и МО
Звоните c 09:00 до 21:00
+7 (800) 301-72-18
Только до
Запишитесь на бесплатную* замену масла в двигателе в любом автосервисе Вилгуд
Записаться бесплатно
Только до
Запишитесь на бесплатную* замену масла в двигателе в любом автосервисе Вилгуд
Записаться бесплатно

Зачем нужны фильтры: какие бывают и когда менять

02.08.2024
1080
Время чтения: 15 минут
Обновлено: 02.08.2024
Сохранить статью:

Зачем нужны фильтры? В автомобиле, как и в любом другом устройстве, фильтрующие элементы необходимы для очистки. Они препятствуют попаданию в двигатель различного мусора из воздуха, масла или топлива, а также являются барьером от неприятных запахов в салоне машины.
На что обратить внимание? Помимо топливного, масляного, воздушного и салонного фильтров, существуют и другие, наличие которых зависит от конструктивных особенностей автомобиля. Например, их ставят на вариаторные, роботизированные и классические АКПП, а современные машины комплектуются еще и сажевыми.

Из этого материала вы узнаете:

  • Зачем нужны фильтры в автомобиле
  • Не менее важные фильтры в машине
  • Когда менять основные фильтры в автомобиле
  • Часто задаваемые вопросы о фильтрах

Зачем нужны фильтры в автомобиле

Зачем нужны фильтры в автомобиле

В каждом автомобиле имеется четыре основных фильтра: салонный, масляный, топливный и воздушный. Зачем нужны фильтры? Используются они для пропускания потоков и улавливания таких загрязнений, как пыль из воздуха, примеси в топливе и грязь из моторного масла.

Неправильная или нерегулярная замена фильтров может привести к неэффективной работе и негативному воздействию на механические компоненты. Если их менять, повышается эффективность работы автомобиля. Рассмотрим виды фильтров подробнее.

Салонный фильтр

Салонный фильтр очищает воздух, поступающий в салон автомобиля через системы отопления, вентиляции и кондиционирования. Он улавливает пыль, пыльцу и другие взвешенные частицы. Фильтр с активированным углем дополнительно задерживает выхлопные газы и неприятные запахи.

Чистый воздух в салоне особенно важен для людей, страдающих аллергией или заболеваниями органов дыхания.

Причины регулярной замены:

  • Обеспечение подачи свежего воздуха. Салонный фильтр задерживает бактерии, пыльцу и загрязняющие вещества, что позволяет дышать чистым воздухом. Если фильтр заменяется редко, могут возникнуть неприятные запахи, а также аллергические реакции, такие как чихание и кашель.
  • Предотвращение проблем безопасности и видимости. Засоренный салонный фильтр может уменьшить поток воздуха в автомобиле, что создает трудности, особенно когда необходимо очистить запотевшие стекла.
  • Увеличить срок службы системы отопления, вентиляции и кондиционирования авто. Чистый салонный фильтр обеспечивает оптимальный поток воздуха и способствует долговечности системы HVAC.

Воздушный фильтр

Воздушный фильтр
Зачем нужен воздушный фильтр? Автомобиль нуждается в кислороде для горения, так же как людям нужен кислород для дыхания. Воздушный фильтр защищает двигатель от насекомых, пыли, твердых частиц, песка и мусора, обеспечивая правильное соотношение топливовоздушной смеси для сохранения производительности.

Эти фильтры бывают различной формы: панельные, круглые и цилиндрические. Производятся из гофрированного материала, который может быть из хлопка, синтетической бумаги или вспененного материала.

Причины регулярной замены:

  • Повышение эффективности автомобиля. Чистый воздух, поступающий в двигатель, способствует оптимальному соотношению топливовоздушной смеси и максимальной мощности.
  • Снижение расхода топлива. Хорошее сгорание помогает снизить расход топлива.
  • Предотвращение образования черного дыма. Засоренный воздушный фильтр приводит к неполному сгоранию топлива. Из-за этого появляется загрязняющий выхлопной дым, что является отрицательным показателем.

Масляный фильтр

Масляный фильтр
Зачем нужен масляный фильтр для двигателя? Он гарантирует стабильную подачу масла и удаляет загрязнения (грязь, окисленное масло, металлические частицы), возникающие в результате износа двигателя. Очищает моторное масло, чтобы оно эффективно выполняло свои функции. Фильтр достаточно вместительный, чтобы оставаться работоспособным до следующей замены масла.

Причины регулярной замены:

  • Снижение износа двигателя. При выходе из строя масляного фильтра загрязняющие вещества попадают в систему и замедляют поток масла, что может привести к преждевременному износу, снижению производительности и даже выходу двигателя из строя.
  • Предотвращение загрязнения нового масла. Рекомендуется менять масляный фильтр при замене масла (каждые 10 000 км для бензиновых и 15 000 км для дизельных двигателей).

Топливный фильтр

Зачем нужен топливный фильтр в бензиновом двигателе? Он удаляет из топлива примеси, в том числе пыль, ржавчину и песок. Защищает топливные форсунки и является ключевым элементом для поддержания производительности и долговечности двигателя машины.

Причины регулярной замены:

  • Сохранение производительности двигателя. Засоренный топливный фильтр может уменьшить подачу топлива и ухудшить работу двигателя, поскольку ему трудно поглощать топливо. При засорении фильтра топливный насос испытывает повышенные нагрузки, что может вызвать затруднения при запуске, проблемы с разгоном или даже глушение двигателя.
  • Поддержание работоспособности деталей авто. Абразивное воздействие грязи и примесей в топливе ускоряет износ и приводит к повреждению дорогих комплектующих, в том числе топливного насоса и инжектора.

Не менее важные фильтры в машине

Зачем нам нужны не менее важные фильтры в автомобиле? Ответ прост: для поддержания его эффективной работы и снижения выбросов.

Фильтр автоматической коробки передач

В классических автоматических трансмиссиях, роботизированных коробках и вариаторах предусмотрены фильтры, которые могут быть как отдельными, так и встроенными в поддон агрегата. Эти фильтрующие элементы задерживают продукты износа, образующиеся в трансмиссионном масле во время работы трансмиссии.

Фильтр трансмиссии заменяется одновременно с маслом — через каждые 50 000–60 000 км.

Игнорирование этой процедуры может привести к засорению элементов агрегата продуктами износа, что нарушит его функционирование.

Сажевый фильтр

Сажевый фильтр
Сажевый фильтр — это компонент, который в основном используется в дизельных автомобилях, хотя его можно встретить и в современных бензиновых моделях. Он состоит из металлического корпуса с глухими перфорированными газовыми каналами.

При прохождении выхлопных газов через каналы фильтра тяжелые частицы оседают на его поверхности и не попадают в атмосферу. Со временем количество накапливающихся частиц увеличивается, что затрудняет движение газов через фильтр.

Чтобы справиться с этой проблемой, в автомобильной системе предусмотрена функция регенерации, сжигающая отложения. Блок управления двигателем активирует специальный режим, увеличивая подачу топлива в смесь. Это приводит к повышению температуры выхлопных газов и сгоранию отложений.

Чтобы процесс регенерации прошел успешно, необходимо двигаться без остановок в течение 20–30 минут в зависимости от типа двигателя. Наилучшие условия для этого создаются при движении по шоссе.

При частых коротких поездках регенерация не осуществляется, и сажевый фильтр быстро засоряется. В таком случае может потребоваться его снятие или замена. При регулярной регенерации фильтр может прослужить более 200 000 км.

Катализатор

Каталитический нейтрализатор (катализатор) — это фильтр, но работает он по определенному принципу. Внутри металлического корпуса расположены керамические соты, на них нанесены драгоценные металлы — платина, палладий и родий.

Когда выхлопные газы проходят через катализатор, они вступают в реакцию с этими металлами, что приводит к нейтрализации угарного газа, оксидов азота и углеводородов. Все современные бензиновые автомобили и некоторые дизельные модели оснащены катализаторами.

Катализатор рассчитан на весь срок службы машины. Однако существует ряд условий, которые могут привести к его более быстрому выходу из строя. В частности, проблемы в работе топливной системы и системы зажигания могут существенно сократить срок службы этого элемента.

Если катализатор забит, выхлопным газам труднее проходить через выхлопную систему, что снижает динамику автомобиля. Кроме того, существует риск разрушения сот, в результате чего керамическая стружка может попасть в поршневую группу и повредить ее элементы.

Новый катализатор, даже если он неоригинальный, стоит недешево, поэтому многие водители решают его удалить. Для этого вместо него устанавливают пламегаситель, а также используют обманку кислородного датчика или прошивают блок управления. Это делается для того, чтобы система не обнаружила отсутствие катализатора.

Фильтр гидроусилителя

Если машина оснащена гидроусилителем или электрогидроусилителем, в баке для жидкости может быть фильтр, защищающий систему от продуктов износа.

Данный фильтр следует менять одновременно с заменой рабочей жидкости — каждые два года использования авто. В противном случае мелкие частицы могут загрязнить свежую жидкость. В некоторых моделях фильтр отсутствует, и тогда при замене жидкости необходимо менять и бачок.

Фильтр муфты полного привода

Если полноприводный автомобиль оборудован сцеплением, в него можно установить фильтр, который задерживает продукты износа и защищает подвижные элементы механизма.

Рекомендуется заменять этот фильтр маслом каждые 30 000–40 000 км.

Игнорирование этой процедуры приведет к тому, что мелкие частицы будут действовать как абразив, что может быстро вывести из строя муфту.

Когда менять основные фильтры в автомобиле

Топливный фильтр

Почему важна замена топливного фильтра? В одних автомобилях установлено два фильтра, в других — один. Например, у «Калины» есть фильтры тонкой и грубой очистки. Рекомендации по срокам замены фильтров могут различаться, поэтому лучше придерживаться среднего значения в 20 000–30 000 км. Рекомендуется менять топливный фильтр каждые три замены масла, чтобы убедиться в его состоянии и избежать потенциальных проблем.

Воздушный и масляный фильтры

Работоспособности масляного фильтра хватает на 10 000–15 000 км, но лучше менять его при каждой замене масла. Так что можете быть спокойны. Если фильтр засорится, он не сможет эффективно очищать смазку, и мусор сможет попасть в двигатель.


Воздушный фильтр также должен быть чистым. Если его не менять достаточно часто, основание может сломаться и в двигатель попадет мусор. Последствия могут быть разными, но чистка будет необходима в любом случае. Поэтому желательно менять его вместе с масляным фильтром.

Салонный фильтр

Срок замены этого фильтра зависит от степени загрязнения. Если вы часто ездите по пыльным дорогам, менять его следует каждые 5 000 км. По трассе предел 10 000–15 000 км. Зимой фильтр рекомендуется менять после одной замены масла, что соответствует пробегу около 17 000–20 000 км.

Часто задаваемые вопросы о фильтрах

Как выбирать фильтры?

Каждый фильтр должен быть совместим с вашим автомобилем. Выбор необходимо осуществлять по каталогам производителя исходя из модели машины, типа двигателя или идентификационного номера (VIN).

Почему не во всех системах предусмотрены фильтры?

Нужны ли фильтры в автомобиле? Определение его необходимости осуществляется инженерами при проектировании агрегата. Если фильтра нет, возможно, он и не нужен. Однако в некоторых случаях его отсутствие может негативно сказаться на долговечности механизма.
Если фильтра нет, но масло есть, его следует менять чаще, чем предписано регламентом, так как элемента, задерживающего продукты износа, недостаточно.

Можно ли не менять, а промыть фильтр?

Часто задаваемые вопросы о фильтрах
Да, можно, если производитель это допускает. Например, для фильтров нулевого сопротивления предусмотрена возможность очистки и последующей пропитки. При этом если производитель укажет на необходимость замены, промывка не даст должного эффекта.
Многие системы автомобиля имеют фильтрующие элементы с разным сроком замены, и его необходимо соблюдать. Замена фильтра способствует увеличению срока службы механизмов и агрегатов.

Фильтры для разных моделей могут существенно различаться, а нужную деталь можно найти в каталоге запчастей, автомагазине или сервисном центре. Необязательно использовать только оригинальные детали — доступны и качественные аналоги. Если в агрегате вместе с фильтром находится масло или рабочая жидкость, то замена жидкости без фильтра и фильтра без жидкости теряет смысл.

Получить
подарок
Gift icon
Открыть
прибыльный
автосервис
Написать
в WhatsApp
Получить
подарок
Позвонить
бесплатно
7 секретов от экспертов Wilgood: Как сэкономить 78 000 ₽ на обслуживании авто за год
Шабанов Олег Вячеславович
Эксперт в области обслуживания автомобилей

За годы работы в Wilgood я разработал систему ухода за автомобилем, которая экономит нашим клиентам в среднем 78 000 ₽ в год. Эти простые приемы подходят для любой марки авто и не требуют специальных навыков.

Наш опыт показывает, что 70% крупных ремонтов можно предотвратить, если вовремя обратить внимание на мелкие детали. Именно поэтому мы в Wilgood разработали уникальную методику диагностики, которая позволяет выявлять проблемы на ранней стадии.

Применяя наши советы, вы не только сэкономите деньги, но и продлите срок службы вашего автомобиля минимум на 50 000 км. Скачивайте бесплатно и используйте уже сегодня: