Автосервисы
Wilgood в Москве
Ваш регион: Москва и МО
Звоните c 09:00 до 21:00
+7 (800) 301-72-18
Проверка автомобиля по 41 параметру бесплатно при первом визите
Проверка автомобиля по 41 параметру бесплатно при первом визите

Зачем нужна балансировка колес: когда и как делать

27.06.2024
1148
Время чтения: 13 минут
Обновлено: 27.06.2024
Сохранить статью:
Содержание
  1. Опасность и причины дисбаланса колеса
  2. Статический дисбаланс
  3. Динамический дисбаланс
  4. Почему вибрация есть, а разбалансировки колес нет
  5. Когда нужно делать балансировку колес
  6. Процесс балансировки колес
  7. Способы балансировки колес, отличающиеся от классического
  8. Балансировка колес без центрального отверстия
  9. Балансировка по технологии SmartWeight
  10. Использование балансировочного порошка (гранул)
  11. Финишная балансировка колес
  12. Какие ошибки допускают мастера при балансировке колес
  13. Балансировка грязных колес
  14. Балансировка колеса с поврежденной геометрией покрышки или диска
  15. Некорректное затягивание болта ступицы на балансировочном оборудовании
  16. Нарушение технологии крепления покрышки на диск
  17. Несоблюдение центровки во время крепления колеса на ось транспортного средства
  18. Часто задаваемые вопросы о необходимости балансировки колес
  19. Есть ли разница, где делать балансировку?
  20. Можно ли сделать балансировку самостоятельно?
  21. Как балансировка колес автомобиля влияет на езду?
  22. Есть ли отличия в балансировке колес автомобиля на летний и зимний периоды?

Зачем нужна балансировка колес? Процедура обязательна при переходе с летних на зимние покрышки и наоборот, при повреждениях и последующем ремонте шин. Позволяет устранить неприятные и опасные вибрации, улучшить поведение автомобиля на дороге.

Как выполняется? Балансировку делают в шиномонтажных мастерских на специальных станках. Колесо раскручивается, локализуется дисбаланс — на этом месте на диск приклеивается или вбивается специальный грузик, выравнивающий колебания. Есть и другие способы балансировки колес.

Из этого материала вы узнаете:

  • Опасность и причины дисбаланса колеса
  • Почему вибрация есть, а разбалансировки колес нет
  • Когда нужно делать балансировку колес
  • Процесс балансировки колес
  • Способы балансировки колес, отличающиеся от классического
  • Какие ошибки допускают мастера при балансировке колес
  • Часто задаваемые вопросы о необходимости балансировки колес

Опасность и причины дисбаланса колеса

Для автомобиля опасны два типа дисбаланса колес: статический и динамический. В некоторых случаях транспортное средство может испытывать оба вида дисбаланса одновременно.

Опасность и причины дисбаланса колеса

Статический дисбаланс

При статическом дисбалансе ось вращения и ось инерции располагаются параллельно, но масса колеса распределяется неравномерно по окружности. Это вызывает вертикальные колебания колеса при его вращении, проявляющиеся как продольное биение. Основным признаком статического дисбаланса является вертикальное подскакивание колеса при его раскручивании на оси.

Динамический дисбаланс

Динамический дисбаланс возникает, когда ось инерции находится под углом к оси вращения, а масса по ширине шины распределена неравномерно. Чаще всего эта проблема наблюдается у широкопрофильных шин и проявляется в боковых биениях колеса.

Причинами дисбаланса, который влияет на срок службы ступицы подшипника и управляемость автомобиля, могут быть:

  • Производственные и установочные погрешности. Отклонения в геометрии нового изделия в пределах допустимых норм не считаются браком.
  • Повреждения шин как внутренние, так и внешние, вызванные движением по плохим дорогам или авариями.
  • Неравномерный износ шин.

Почему вибрация есть, а разбалансировки колес нет

Дисбаланс колеса может возникнуть из-за его неправильной установки. Например, неопытные водители могут поставить запасное колесо вместо проколотого и опустить автомобиль с домкрата, не затянув болты. В результате под нагрузкой колесо смещается вверх относительно ступицы, и после затягивания болтов оно уже не может правильно центрироваться, что приводит к дисбалансу.

Почему вибрация есть, а разбалансировки колес нет

Другими скрытыми причинами дисбаланса могут быть износ шин, повреждения колесного диска и неправильная установка шин с асимметричным рисунком, когда монтажники могут перепутать внешнюю и внутреннюю стороны покрышки.

Тем не менее вибрация колеса при торможении чаще всего связана с деформацией тормозных дисков, суппортов или тормозных барабанов, а также с заклиниванием цилиндров, неисправностями ABS или распределителя тормозных усилий.

Тряску и биение на руле могут вызывать следующие факторы:

  • Изменение геометрии кузова (часто после аварий).
  • Износ элементов подвески.
  • Неравномерное распределение тяжелых грузов в кузове или багажнике.
  • Коррозия на внутренней стороне диска, вызывающая неровности при прилегании колеса к ступице.
  • Неравномерный износ протектора шин.
  • Разная степень износа резины на передних и задних осях.
  • Падение давления в шинах.
  • Неправильная установка колес при шиномонтаже.

Когда нужно делать балансировку колес

Когда нужно делать балансировку колес

Балансировку колес необходимо проводить в следующих случаях:

  • при установке шин на диски;
  • при появлении биения руля;
  • после пробега 15 000 км;
  • после попадания колеса в глубокую яму или наезда на препятствие на высокой скорости.

Если с монтажом и биением все ясно, то зачем нужна балансировка колес автомобиля после определенного пробега? Это объясняется просто: резина изнашивается, у зимних шин могут вылететь шипы, а диски иногда деформируются (особенно это касается штампованных дисков). Кроме того, балансировочные грузы могут отвалиться.

Поэтому, даже если с колесами все в порядке, их стоит хотя бы проверить. Если проблем не обнаружится, вам просто вернут колеса, и оплата будет взиматься только за проверку.

Зимой и в межсезонье на внутренние поверхности дисков часто налипают снег и грязь, что может привести к дисбалансу. Поэтому в эти периоды перед поездкой на сервис стоит тщательно осмотреть диски. На легкосплавных колесах налипание заметить проще, тогда как у штампованных это сделать сложнее. Обычно грязь и снег можно удалить на автомойке или на мойке самообслуживания. Также рекомендуется проверить, не застрял ли в протекторе крупный камень.

Зачем нужна балансировка колес, если сезонный комплект уже смонтирован и ждет своего часа? По тем же причинам: резина могла износиться, а диски деформироваться. Если вы ездите редко, можно не выполнять балансировку при каждой смене резины, но хотя бы раз в пару сезонов это делать рекомендуется.

Процесс балансировки колес

Рассмотрим детально алгоритм балансировки колес.

  1. Колесо устанавливается на вал балансировочного станка. Производители подобных механизмов рекомендуют фиксировать конус изнутри, а быстрозажимную гайку — снаружи. Осматриваем колесо на наличие старых балансировочных утяжелителей и снимаем их.
  2. Задаем параметры колеса при помощи электронной линейки. В автоматических балансировочных станках величины устанавливаются автоматически, на полуавтоматических данные нужно ввести самостоятельно.
  3. После ввода параметров нажимаем кнопку «Старт».
  4. Когда колесо остановится, фиксируем балансировочные грузы. В зависимости от типа дисков их наклеивают (для литых дисков) или набивают (для штампованных дисков). Утяжелители устанавливаются в местах значительного дисбаланса, указанных станком. Грузы набивают на положение «12 часов», ориентируясь по системе часового циферблата.
  5. Выполняем повторное измерение. Если балансировка проведена правильно, на экране должно появиться значение 0.
  6. Если на экране не отображается цифра 0 при повторной балансировке и проверке, необходимо выявить причины сбоя. Возможные из них:
  • Повреждение покрышки или диска. Любой удар по колесу может вызвать его дисбаланс.
  • Наличие грязи на шине и дисках. Это также может привести к некорректной балансировке.
  • Неправильная фиксация грузов на диске. Мастер может прокрутить колесо на 180 градусов для удобства наклеивания грузов, что может привести к неточности: колесо может быть повернуто немного меньше или больше, чем нужно.
  • Раскалибровка оборудования или другие причины.

Способы балансировки колес, отличающиеся от классического

Балансировка колес без центрального отверстия

Способы балансировки колес, отличающиеся от классического

У некоторых автомобилей центральное отверстие недостаточно широкое, чтобы провести балансировку традиционным способом. В этом случае, чтобы отбалансировать колесо, его фиксируют с помощью фланцевого адаптера.

Колесо центрируется под отверстия для болтов на балансировочном стенде строго вертикально так, как если бы оно сидело на ступице. После этого производится балансировка.

Балансировка по технологии SmartWeight

Еще один современный метод балансировки колес — использование технологии SmartWeight. Этот продвинутый подход позволяет сократить количество грузиков до 40 %. Балансировочный станок распределяет вес таким образом, чтобы минимизировать количество необходимых грузиков, и процесс проходит быстрее за счет уменьшения числа оборотов.

Технология SmartWeight также определяет тип дисбаланса — статический или динамический — и выявляет проблемы, вызывающие вибрацию, что делает балансировку максимально точной.

Использование балансировочного порошка (гранул)

Использование балансировочного порошка

При движении гранулы равномерно распределяются внутри шины, способствуя уравновешиванию колеса. Этот метод достаточно эффективен. Он позволяет мгновенно и точно устранить дисбаланс. Обычно применяется для специальной техники.

Однако у метода есть недостатки, включая высокую стоимость и необходимость точного расчета массы гранул, исходя из величины биения, параметров шины и рабочего давления.

Финишная балансировка колес

При нарушении баланса колес на высокой скорости водитель может ощущать биение рулевой колонки. Любителям быстрой езды может понадобиться финишная балансировка. Эту процедуру также проводят, если есть повреждения в подвеске.

Обычно финишную балансировку делают после стандартной. Автомобиль закрепляют на специальных стойках с чувствительными датчиками, и колеса раскручиваются до 110 км/ч. В процессе вращения датчики фиксируют вибрации, после чего на колеса устанавливаются специальные грузы.

Какие ошибки допускают мастера при балансировке колес

Если балансировка колес на авто выполнена неправильно, вибрация машины во время движения либо останется, либо ухудшится. Рассмотрим наиболее частые ошибки.

Балансировка грязных колес

Балансировка грязных колес

Даже камни в протекторе могут вызвать дисбаланс. Современное оборудование не сможет точно сбалансировать такие колеса, и добиться идеального результата будет невозможно.

Балансировка колеса с поврежденной геометрией покрышки или диска

Даже малозаметные вмятины или перекосы требуют предварительной прокатки на специальном оборудовании. Использование молотка или других инструментов для рихтовки диска запрещено.

Некорректное затягивание болта ступицы на балансировочном оборудовании

Чрезмерное усилие может повредить центровку колес, что нарушит процесс балансировки.

Нарушение технологии крепления покрышки на диск

Опытные мастера тоже иногда допускают ошибки при установке покрышки на диск, что может вызвать дополнительную инерцию колеса.

Несоблюдение центровки во время крепления колеса на ось транспортного средства

Эта проблема возникает из-за нарушения алгоритма затягивания болтов. Если сбалансированное колесо установить с перекосом, оно будет вибрировать.

Нетрудно ответить на вопрос, зачем для выполнения балансировки колес на авто нужно внимательно выбирать СТО и следить за работой специалистов. Это нужно для того, чтобы избежать всех вышеописанных неприятностей.

Несоблюдение центровки во время крепления колеса на ось транспортного средства

Опытные мастера выдают гарантийный талон на свою работу и демонстрируют результат на экране специального оборудования.

Если работник шиномонтажа не позволяет вам присутствовать при балансировке и не предоставляет никаких гарантий, лучше отказаться от его услуг.

Часто задаваемые вопросы о необходимости балансировки колес

Есть ли разница, где делать балансировку?

Разница есть. При правильной установке шины на диск можно уменьшить количество и вес грузов. Однако когда колесо уже накачано и установлено на станок, не каждый шиномонтажник захочет его разбирать. Поэтому в придорожных мастерских могут отказаться от «оптимизации», особенно в периоды высокого спроса на услуги шиномонтажа.

Еще один важный момент: оборудование должно быть исправным и работать без погрешностей. Обычно клиенты не имеют доступа к балансировочному станку, поэтому невозможно визуально оценить его состояние и проверить качество балансировки (показывает ли станок нули).

Проблема в том, что небольшой дисбаланс трудно ощутить — биение на руле обычно появляется при дисбалансе 60–80 граммов на одном колесе. Поэтому рекомендуется обращаться в проверенные мастерские, оснащенные современным оборудованием, либо к тем, которые хорошо зарекомендовали себя среди друзей и знакомых.

Можно ли сделать балансировку самостоятельно?

Некоторые опытные автолюбители пробуют самостоятельно выполнять балансировку колес. Однако следует отметить, что точно устранить дисбаланс без специальных устройств не удастся — результат будет лишь приблизительным. Колеса с неравномерно распределенной массой представляют опасность на дороге.

Часто задаваемые вопросы о необходимости балансировки колес

Не рекомендуется использовать самодельные станки или следовать сомнительным интернет-гайдам типа «Как сделать балансировку самостоятельно». Лучше доверить эту задачу профессионалам, чтобы не рисковать безопасностью автомобиля.

Как балансировка колес автомобиля влияет на езду?

Если не проводить балансировку колес, то при движении на скоростях выше 60 км/ч можно ощутить дискомфорт. На больших скоростях вибрация может стать причиной аварийной ситуации, так как водитель может не справиться с управлением и потерять контроль над траекторией движения автомобиля.

Есть ли отличия в балансировке колес автомобиля на летний и зимний периоды?

Разницы в балансировке зимних и летних шин нет. Процедура проводится одинаково для обоих типов резины.
Балансировка колес — важный аспект технического обслуживания автомобиля. Своевременная балансировка способствует повышению безопасности, созданию комфортных условий при вождении, увеличению срока службы автомобиля и предотвращению преждевременного износа элементов подвески.

Вам также может понравиться
Получить
подарок
Gift icon
Открыть
прибыльный
автосервис
Написать
в WhatsApp
Получить
подарок
Позвонить
бесплатно
7 секретов от экспертов Wilgood: Как сэкономить 78 000 ₽ на обслуживании авто за год
Шабанов Олег Вячеславович
Эксперт в области обслуживания автомобилей

За годы работы в Wilgood я разработал систему ухода за автомобилем, которая экономит нашим клиентам в среднем 78 000 ₽ в год. Эти простые приемы подходят для любой марки авто и не требуют специальных навыков.

Наш опыт показывает, что 70% крупных ремонтов можно предотвратить, если вовремя обратить внимание на мелкие детали. Именно поэтому мы в Wilgood разработали уникальную методику диагностики, которая позволяет выявлять проблемы на ранней стадии.

Применяя наши советы, вы не только сэкономите деньги, но и продлите срок службы вашего автомобиля минимум на 50 000 км. Скачивайте бесплатно и используйте уже сегодня: