Автосервисы
Wilgood в Москве
Ваш регион: Москва и МО
Звоните c 09:00 до 21:00
+7 (800) 301-72-18
Только до
Дарим 3.000 бонусных рублей ВСЕМ на любые работы Вилгуд
Забрать бонусы
Только до
Дарим 3.000 бонусных рублей ВСЕМ на любые работы Вилгуд
Забрать бонусы

Вентиляция картерных газов: зачем нужна, как работает

28.01.2025
1014
Время чтения: 13 минут
Обновлено: 28.01.2025
Сохранить статью:
Вентиляция картерных газов: зачем нужна, как работает

О чем речь? Вентиляция картера двигателя – одна из важных систем, обеспечивающих его корректную работу. Неисправность системы приводит к нестабильности оборотов, повышенному расходу топлива и ускоренному износу частей ДВС.

Как проверить? Проверить работу вентилятора картерных газов двигателя можно, сняв патрубки. Нагар и отложения внутри свидетельствуют о проблемах в работе клапана. В таком случае требуется чистка системы.

Зачем нужна вентиляция картера двигателя

Прежде чем разбираться, для чего нужна вентиляция картера двигателя, полезно вспомнить принцип работы ДВС. Итак, топливовоздушная смесь попадает в камеру сгорания и там воспламеняется. В результате этого резко повышается давление, заставляя поршень двигателя перемещаться к нижней мертвой точке.

Коленчатый вал также начинает вращаться. Несгоревшие газы частично поступают в поддон картера из-за недостаточно плотного прилегания колец к зеркалу цилиндров, где происходит смешивание этих газов с масляными парами. В итоге образуется избыточное давление, которое негативно сказывается на уплотнениях коленвала и на прокладке поддона.

Зачем нужна вентиляция картера двигателя
Источник: a.d-cd.net

Данный процесс повторяется в каждом цилиндре. Поэтому нежелательное давление будет поддерживаться в поддоне постоянно, если не прибегать к дополнительным мерам. Таковыми является принудительная вентиляция картера.

Без этой операции возможно выдавливание сальников коленвала или масляного щупа. Масло в результате начнет вытекать из картера. Помимо этого, несгоревшие газы переносят вместе с собой в поддон капли топлива, частицы нагара, пары влаги. Под действием этих факторов масло окисляется, его эксплуатационные качества значительно ухудшаются.

Система вентиляции картерных газов в современных автомобилях напрямую участвует в нормальном формировании топливовоздушной смеси, обеспечивая стабильную работу двигателя и ЦПГ, защищая моторное масло от засорения. В иностранной терминологии она именуется Positive Crankcase Ventilation (PCV). Это своего рода «легкие» двигателя, которые обеспечивают ему нормальную жизнедеятельность.

Тем не менее обслуживанию данной системы водители нередко уделяют недостаточно внимания. Некоторые автовладельцы и вовсе не подозревают о ее наличии в своих автомобилях. В данной статье подробно разберемся, зачем нужна система вентиляции картера двигателя, выясним принцип ее работы, рассмотрим типичные неисправности и способы их устранения.

Устройство и принцип работы вентиляции картера двигателя

Ранее вывод картерных газов осуществлялся по разомкнутой схеме через эжекционную трубку непосредственно в атмосферу. Теперь экологические требования ужесточились, что потребовало разработки замкнутой конструкции. На данный момент реализовано две схемы вентиляции картера двигателя:

  • Приточно-вытяжная. Картерные газы смешиваются с атмосферным воздухом, поступающим в систему через специальный фильтр.
  • Вытяжная закрытого типа (более редкая схема). Подсасывание воздуха не осуществляется.

Для сочленения с пространством под клапанной крышкой используется патрубок вентиляции картера двигателя. Наружу выходит пара шлангов, один из которых соединен с впускным коллектором, второй же подключен к тракту между воздушным фильтром и дроссельной заслонкой.

Такая схема реализована из-за разного давления по разные стороны от дросселя. Закрытое положение заслонки приводит к сильному разрежению. Особенно это ощущается при резком закрытии дросселя на высоких оборотах двигателя. Когда заслонка открывается, разрежение на такте впуска снижается. Топливовоздушная смесь может подаваться двумя способами.

  • Подача под действием разрежения. Разница давления по обе стороны жиклеров используется в карбюраторных и инжекторных двигателях на автомобилях ВАЗ, а также на некоторых иномарках.
  • Подача под действием клапана. Реализуется подпружиненная, пневмоэлектрическая или электронная схема в зависимости от генерации PCV.
Устройство и принцип работы вентиляции картера двигателя
Источник: a.d-cd.net

Подсос картерных газов в большинстве случаев выполняется создаваемым во впускном коллекторе разрежением. Исходя из разницы давления определяется и дозировка. Так, максимальный объем газов поступает при полной нагрузке, а минимальный — на холостом ходу двигателя. Фактически клапаном PCV компенсируется разрежение.

При выключенном двигателе клапан под действием основной пружины находится в закрытом положении, препятствуя поступлению картерных газов во впускной коллектор. Аналогичная ситуация складывается при обратной вспышке. Это необходимо для предотвращения проникновения пламени в картер и воспламенения находящихся там паров топлива.

Заведенный двигатель в режиме холостого хода (в том числе принудительного) приводит к образованию некоторого объема картерных газов. В картере при этом сохраняется достаточно высокое разрежение, из-за чего золотник клапана втягивается полностью.

Этому процессу не препятствуют имеющиеся пружины. В результате канал разрежения в значительной мере перекрывается, не давая картерным газам полноценно покидать систему в условиях отсутствия подсоса атмосферного воздуха. Даже полностью открытый канал PCV не меняет ситуацию.

Как происходит вентиляция картера двигателя во время движения автомобиля с незначительной нагрузкой? Золотник клапана находится в срединном положении и дает возможность для перепуска значительных объемов газов.

В режиме повышенной нагрузки канал разрежения полностью открывается. При превышении максимально допустимого объема картерных газов их избыток перенаправляется в обход клапана через вентиляционный шланг, поступая далее на впуск через корпус воздушного фильтра.

Характерные неисправности клапана вентиляции картерных газов

Клапан PCV имеет простое конструктивное исполнение, что обеспечивает ему относительно большой эксплуатационный ресурс. Тем не менее данный элемент в какой-то момент также выходит из строя.

Неисправность обратного клапана вентиляции картера двигателя можно выявить по нескольким признакам:

  • Появление вибраций в двигателе.
  • Ухудшение тяговых характеристик ДВС на 3000–5000 оборотах в минуту.
  • Появление шипения из выпускного коллектора после перегазовки.
  • Значительные колебания оборотов в режиме холостого хода.

На неполадки в клапане могут указывать возросший расход моторного масла, а также образование масляных потеков на дроссельной заслонке и на картерных трубках.

Характерные неисправности клапана вентиляции картерных газов
Источник: a.d-cd.net

В основном неисправность возникает вследствие следующих причин:

  • Рабочий ресурс детали подошел к концу.
  • Имелись механические повреждения под действием ударных нагрузок.

На последний фактор, в свою очередь, могли повлиять условия монтажа клапана во время ремонта или очистка системы ВКГ.

Принудительная вентиляция картера двигателя также бывает нарушена по другим причинам, которые для удобства сведены в таблицу.

Скачай приложение бесплатно и получи 300₽ в подарок

Мы разработали мобильное приложение!
После регистрации в приложении мы дарим Вам подарок - 300 БОНУСОВ, которыми вы можете оплатить часть работ

  • Кэшбек 5% от каждого заказ-наряда
  • Удобное оформление онлайн-заявки на запись с выбором удобного автотехцентра
  • Актуальные анонсы о проводимых акциях и персональных предложениях

Установите приложение за 2 простых действия:

Дефект Признак Почему бывает Причина
Узел разгерметизирован и пропускает воздух Наблюдаются проблемы при запуске двигателя В холостом режиме снижена мощность ДВС, плавают обороты В самом клапане слышен свист Бортовой компьютер выдает ошибку P0171 Корпус имеет какой-то дефект Уплотнители и патрубки картера исчерпали свой ресурс Клапан был некорректно установлен Внутрь коллектора поступает не определяемый датчиком воздух Имеет место полный или частичный выход газов в атмосферу
Деталь остается постоянно в открытом положении Двигатель нестабильно работает на холостых оборотах Бортовой компьютер выдает ошибку P0172 Пружина вышла из строя Имеется дефект мембраны или золотника На поверхностях узла образовались задиры Деталь имеет брак На внутренних поверхностях корпуса появился нагар Картерные газы с частицами несгоревшего топлива попали во впускной коллектор
Деталь остается постоянно в закрытом положении Двигатель нестабильно работает на холостых оборотах Бортовой компьютер выдает ошибку P0171 Внутри системы появился нагар Причины аналогичны предыдущему случаю Во впускной коллектор поступает некорректный объем воздуха.

Некорректная работа КВКГ может наблюдаться и вследствие нарушений в системе отвода картерных газов. Это можно обнаружить по замасливанию. Поэтому прежде всего нужно проверить всю систему, а затем уже приступать к осмотру клапана.

Как проверить работу клапана вентиляции картера

Существует ряд приемов диагностики того, как работает вентиляция картера двигателя. Практически все сводятся к необходимости проверить утечку газов из двигателя. Проще всего это выполнить, открыв крышку маслозаливной горловины и приложив руку к ней. Выходящие газы будут сразу ощутимы. Это указывает в том числе и на неисправность клапана.

Однако такое же явление часто обусловливается износом поршневой группы. Более того, повышенное давление газов нередко бывает и в полностью рабочих силовых агрегатах. Поэтому данный способ ошибочно считать полностью корректным и однозначным.

Аналогичным образом нельзя оценить исправность по всасыванию воздуха. Такое возникает, например, в случае повреждения мембраны или заклинивания КВКГ в открытом положении.

Проверка воздушного фильтра подобным способом также не дает однозначных результатов. Появившееся масло далеко не всегда указывает на выход из строя системы вентиляции.

Причина может заключаться, например, в поврежденной цилиндропоршневой группе. Нужно прежде убедиться в исправности ЦПГ и в наличии давления на масляный щуп. Только тогда стоит грешить на систему ВКГ. Дополнительным фактором неисправности будет служить появление масла на воздушном фильтре.

В Сети предлагается и другой способ проверки клапана — нужно его снять и потрясти. Отсутствие характерных звуков внутри будет указывать на поломку (заклинивание). Однако и такой метод нельзя считать идеально точным.

Рекомендуется выяснить, где находится клапан вентиляции картера двигателя, и отсоединить вентиляционные патрубки. Далее необходимо определить, присутствуют ли внутри отложения. Если это так, патрубки нужно очистить, а клапан заменить. Одновременно с этим стоит оценить уровень компрессии — возможно, имеется неисправность в самом моторе.

Как проверить работу клапана вентиляции картера
Источник: a.d-cd.net

Перед тем как проверить вентиляцию картера двигателя, рекомендуется заглянуть в маслоотделитель. Здесь также нередко образуются отложения, что приводит к повышению давления в картере и к появлению масляной течи.

Если не предпринять меры по очистке заранее, загрязненные картерные газы способны навредить не только дросселю, но и системе рециркуляции отработавших газов (EGR). Поэтому к своевременному обслуживанию узла для обеспечения нормальной вентиляции следует подходить со всей ответственностью.

Наконец, сильно засоренный маслоотделитель приводит к тому, что из-за попадания масла во впуск образуется большое количество дыма, а само масло при этом нередко чрезмерно расходуется.

Данные симптомы внешне сходны с признаками износа маслоотражательных колпачков либо поршневых колец. Торопиться с заменой этих деталей не стоит. Лучше сперва обратить внимание на функционирование системы ВКГ. Зачастую этого бывает достаточно.

Часто задаваемые вопросы о вентиляции картера двигателя

Как на работу двигателя влияет состояние системы вентиляции картерных газов?

Безусловно, вентиляция картера двигателя автомобиля в целом затрагивает работу всего силового агрегата. Заклинивание клапана неизбежно приводит к нарушениям притока воздуха на впуск, в связи с чем топливовоздушная смесь становится слишком обогащенной.

Если же работает один лишь вентиляционный шланг, рано или поздно масло появляется в воздушном фильтре. Дроссельная заслонка в итоге закоксовывается. А когда клапан ВКГ работает нормально, но вентиляционный шланг при этом засоряется, в картере образуется сильное разрежение. Повышается расход масла на угар.

Полное засорение обоих каналов в лучшем случае провоцирует выход масла из-за избыточного давления, а в худшем приводит к выбиванию сальников.

Как часто необходимо обслуживать клапан вентиляции картерных газов?

Стабильная работа всей системы будет обеспечена при условии регулярных профилактических осмотров. Также нужно примерно через каждые 22–25 тысяч км пробега очищать все элементы СВКГ, включая сам клапан.

В рамках профилактики полезно оценивать замасливание детали. Делать это рекомендуется через каждые 10 тысяч км пробега. Слой моторного масла на клапане будет говорить о необходимости диагностики. Замасливание обычно происходит вследствие засорившегося вентиляционного шланга. Причиной может стать также загрязнение маслоотделителя картерных газов.

Как очистить систему вентиляции картерных газов?

Существует общепринятый алгоритм действий по очистке СВКГ. Приведем его ниже:

  • Отсоединение бачка охлаждающей жидкости, а также провода датчика и трубки блока.
  • Затыкание трубки, закрепление бачка в вертикальном положении.
  • Отсоединение ДЗ и трубки от блока, извлечение элементов наружу.
  • Откручивание хомутов у тройника.
  • Отсоединение клапанов в нужных для очистки местах.
  • Непосредственная очистка деталей системы.
  • Сборка всего узла в обратном порядке.

В некоторых случаях недостаточно выполнить описанную процедуру. Дополнительно потребуется маслоуловитель, играющий роль своеобразной ловушки для выходящих паров с каплями масла.

Подведем итог. В статье мы подробно разобрались, как устроена система вентиляции картера двигателя. Эта информация поможет вам своевременно обслуживать двигатель. Знание нюансов работы узла позволит к тому же сэкономить время и деньги.

Изображение в шапке статьи: Jorge César / unsplash.com

Вам также может понравиться
Позвонить
бесплатно
Получить скидку 15%
15% скидка
7 секретов от экспертов Wilgood: Как сэкономить 78 000 ₽ на обслуживании авто за год
Шабанов Олег Вячеславович
Эксперт в области обслуживания автомобилей

За годы работы в Wilgood я разработал систему ухода за автомобилем, которая экономит нашим клиентам в среднем 78 000 ₽ в год. Эти простые приемы подходят для любой марки авто и не требуют специальных навыков.

Наш опыт показывает, что 70% крупных ремонтов можно предотвратить, если вовремя обратить внимание на мелкие детали. Именно поэтому мы в Wilgood разработали уникальную методику диагностики, которая позволяет выявлять проблемы на ранней стадии.

Применяя наши советы, вы не только сэкономите деньги, но и продлите срок службы вашего автомобиля минимум на 50 000 км. Скачивайте бесплатно и используйте уже сегодня: