Автосервисы
Wilgood в Москве
Ваш регион: Москва и МО
Звоните c 09:00 до 21:00
+7 (800) 301-72-18
Только до
Заберите купон на бесплатный контрольный осмотр автомобиля по 41 параметру
Забрать купон
Только до
Купон на бесплатную диагностику автомобиля по 41 параметру
Забрать купон

Стук при повороте руля на месте: что означает и как устранить

20.06.2024
2029
Время чтения: 14 минут
Обновлено: 28.10.2024
Сохранить статью:

О чем речь? Стук при повороте руля на месте чаще всего является признаком неисправности одного из узлов автомобиля. Реже источником подозрительного звука является камень, попавший в подрамник. В любом случае, если появились нехарактерные стуки, необходимо провести диагностику.

Что стучит? Стучать может рулевая колонка при износе карданчика. Виновником плохого звука также часто является рулевая рейка, стойка или ШРУС. Если стучат рулевые наконечники и тяги, значит пришла пора их заменить.

Из этого материала вы узнаете:

  • Устройство руля и рулевого управления автомобиля
  • Стук при повороте руля на месте из-за неисправности рулевой системы
  • Стук при повороте руля из-за износа рулевых наконечников и тяг
  • Стуки в передней подвеске при повороте руля на месте
  • Нестандартные причины стука при повороте руля на месте
  • Часто задаваемые вопросы о стуках при повороте руля на месте

Устройство руля и принцип рулевого управления автомобиля

Перед разбором причин появления стука в рулевой колонке при проведении маневров, рассмотрим устройство данного узла.

Рулевая система автомобиля, помимо известного рулевого колеса состоит из:

  • Рулевой колонки, которая передает энергию движения от самого рулевого колеса к устройству управления. Представляет собой вал со встроенными шарнирными узлами.
  • Механизма, преобразующего вращательное движение руля в поворотные маневры передних колес автомобиля.
  • Привода, как исполнительного органа системы, включающего в себя рычаги, тяги и наконечники. Обеспечивает передачу усилия от механизма кулакам ведущих колес.

Устройство руля и принцип рулевого управления автомобиля

Кроме того, в устройство включаются дополнительные компоненты, такие как усилитель руля, электронные системы управления и амортизаторы.

Наличие многочисленных элементов в конструкции руля увеличивает вероятность возникновения различных неисправностей. Неполадки могут наблюдаться как на автомобилях российского производства, так и на зарубежных марках. Проведение анализа отзывов владельцев автомобилей свидетельствует о распространенности проблем с рулевым механизмом как на автомобилях «великой немецкой тройки», так и на российских «Ладах», а также на автомобилях южнокорейского концерна Hyundai Motor Company и других производителей.

Звуки, сопутствующие работе рулевого устройства, могут проявляться в следующих формах:

  • Стук при повороте руля на месте.
  • Стук при повороте руля во время движения.

Неисправность в рулевом механизме напрямую влияет на безопасность участников дорожного движения и сохранность автомобиля. Поэтому, при обнаружении подобных акустических аномалий, крайне важно своевременно провести анализ и устранить причины их возникновения.

Сложность устройства рулевой системы обуславливают необходимость проведения комплексной диагностики в специализированных автосервисах. Наличие современного оборудования для диагностики и высокая квалификация специалистов СТО позволяют оперативно оценить состояние автомобиля и провести качественное устранение выявленных неисправностей.

Стук при повороте руля на месте из-за неисправности рулевой системы

Водители часто сталкиваются с внезапным появлением стука в момент манипуляции рулевым колесом. Этот звуковой эффект может возникнуть даже от небольшой помехи, например, попадания камешка на подрамник. Но в большинстве случаев источником данной проблемы являются дефекты, связанные с функционированием системы рулевого управления. Помимо этого, стук может произойти из-за неправильной установки внутренних компонентов данной системы. Не следует пренебрегать подобными симптомами, ведь любая неисправность может негативно сказаться на безопасности управления автомобилем.

Стук при повороте руля на месте из-за неисправности рулевой системы

Рулевая система является ключевым механизмом, обеспечивающим стабильность транспортного средства во время движения. В случае ее неправильной работы или неисправности, риск возникновения ДТП значительно возрастает. Поэтому водителям необходимо регулярно проходить технический осмотр своего автомобиля, уделяя особое внимание диагностике рулевого управления.

Ниже представлены характерные «симптомы», которые однозначно указывают на наличие неисправностей в рулевой системе:

  • Увеличенное сопротивление при вращении рулевого колеса, особенно заметное в холодные времена года, сопровождаемое шумом со стороны колес. Эти признаки могут указывать на дефекты, связанные с распределителем усилий, либо на обрыв ремня и износ насоса ГУР.
  • Стук из передней подвески, усиливающийся при повороте рулевого колеса и на неровных дорожных покрытиях. Это может привести к затруднениям в управлении автомобилем.
  • Значительный люфт, сопровождаемый колебаниями, что препятствует нормальной реакции автомобиля на повороты.
  • Утечка масляной жидкости — частый признак неисправности рулевого механизма. Лужицы масла под капотом автомобиля могут указывать на проблемы в системе гидроусилителя руля.

Для самостоятельной диагностики проблемы необходимо определить тип установленной рулевой рейки в автомобиле. Рулевые рейки подразделяются на механические, гидравлические и электрические. Каждый вид требует особого подхода к проверке, и для оценки состояния некоторых потребуется специальное оборудование.

Стук при повороте руля из-за износа рулевых наконечников и тяг

Стук, проявляющийся в процессе поворота руля, может быть обусловлен износом или повреждением рулевых наконечников и тяг по следующим причинам:

  • Износ шаровых шарниров. Расположенные на концах рулевых тяг шариковые шарниры предназначены для обеспечения гибкости и свободного вращения. По мере эксплуатации эти элементы подвержены старению и износу, что приводит к появлению люфта. Он позволяет компонентам двигаться сверх меры, что может вызывать стуки и щелчки при повороте руля на месте или движении по неровной дороге.
  • Износ или повреждение внутренних соединений рулевой тяги. Также может привести к возникновению люфта и стука. Особенно это актуально для механизмов регулировки длины рулевых тяг, с помощью которых настраивают углы установки колес.
  • Ослабление крепежных элементов рулевых тяг и наконечников. Если крепежные элементы, удерживающие рулевые тяги в нужном положении, ослабнут, это может вызвать дополнительный люфт и нежелательное движение, приводящее к стукам при повороте руля на месте.
  • Износ или повреждение защитных чехлов шарниров рулевых наконечников. Эти чехлы предназначены для защиты от попадания грязи и влаги на шарниры. Повреждение чехлов может ускорить износ деталей и привести к появлению стука.

Стук при повороте руля на месте из-за неисправности рулевой системы

Износ рулевых наконечников и тяг не только вызывает неприятные звуки, но и представляет серьезную угрозу безопасности управления автомобилем, поскольку повышается риск потери контроля над управлением, что, в конечном итоге, может привести к дорожно-транспортному происшествию.

Стуки в передней подвеске при повороте руля на месте

Стуки, проявляющиеся в передней подвеске при повороте рулевого механизма на месте, могут иметь различные причины и происходить из различных узлов автомобиля.

Стойки амортизаторов

Повреждение амортизационных стоек или подшипников опоры может стать источником стуков в подвеске при повороте руля на месте.

Скачай приложение бесплатно и получи 300₽ в подарок

Мы разработали мобильное приложение!
После регистрации в приложении мы дарим Вам подарок - 300 БОНУСОВ, которыми вы можете оплатить часть работ

  • Кэшбек 5% от каждого заказ-наряда
  • Удобное оформление онлайн-заявки на запись с выбором удобного автотехцентра
  • Актуальные анонсы о проводимых акциях и персональных предложениях

Установите приложение за 2 простых действия:

Во время маневрирования, особенно на высоких скоростях, нагрузка на детали подвески увеличивается, что может привести к постепенному износу и, соответственно, появлению аномальных звуков.

Стуки в передней подвеске при повороте руля на месте

Проверка состояния данного узла включает снятие колес автомобиля, подвешенного на подъемнике, и оценку люфта или наличия шума при раскачивании и вращении колес.

Также стоит обратить внимание на состояние стоек стабилизатора, которые могут быть источником стуков при повороте руля на любом автомобиле. Износ или повреждение данного компонента следует оперативно устранять, поскольку неправильное состояние стоек может проявиться следующим образом:

  • Появление непривычных звуков.
  • Вибрация и хаотичное виляние рулевого колеса во время движения.
  • Ухудшение управляемости автомобиля.
  • Крены при поворотах.
  • Колебание кузова.

Следует знать, что замену стоек рекомендуется проводить парами на обеих сторонах автомобиля, чтобы избежать возможных проблем при движении после ремонта. Имея одну новую стойку и одну подержанную на одной оси машины, можно создать неудобства при вождении и ухудшить характеристики хода, особенно на неровных дорогах.

ШРУС

При повороте руля в движении неожиданные стуки могут свидетельствовать о дефекте в шарнире равных угловых скоростей (ШРУС), известном среди автолюбителей как «граната». Этот важный элемент подвески дает о себе знать, когда руль вывернут до предела в любом направлении, металлическим скрежетом и щелчками.

Причиной неисправности этого компонента в большинстве случаев является повреждение резинового пыльника, который разрушается под воздействием влаги и агрессивных химических веществ. Поврежденный пыльник открывает дорогу для попадания загрязнений в шарнир, что, в свою очередь, приводит к поломке ШРУСа и появлению стуков при повороте руля на месте.

При повороте руля в движении неожиданные стуки могут свидетельствовать о дефекте в шарнире равных угловых скоростей

ШРУСы бывают разные — внутренние и внешние, каждый со своим сроком службы. Внутренние — более стойкие и долговечные, требующие замены только при серьезных повреждениях, например, после ДТП. Внешние, напротив, подвержены быстрому износу. Некоторые водители могут не обращать внимания на небольшие стуки в шарнире при повороте руля на месте и продолжать использовать автомобиль. Но игнорировать проблему не стоит — дефектную деталь лучше заменить на новую.

При обслуживании передней и задней подвесок, стоит обратить внимание на состояние сайлентблоков. Резиновые детали подвержены быстрому износу под воздействием влаги и химических веществ, что может проявиться в глухих стуках при повороте руля на месте.

Нестандартные причины стука при повороте руля на месте

Стук, возникающий при повороте руля на месте, часто оказывается загадкой. Он может иметь корни не только в подвеске или механизмах рулевого управления, но и в других, нестандартных сценариях:

  • Глухой стук после начала движения, может быть следствием состояния резинометаллических опор двигателя или коробки передач, а также карданного вала.
  • Бренчание, возникающее при проезде по неровностям, может указывать на износ направляющих суппорта. Для выявления причины стука стоит обратить внимание на его проявление при торможении и визуально оценить состояние направляющих.
  • Появление непостоянного звука ударов при поворотах на небольших скоростях может указывать на неисправность дифференциала переднеприводного автомобиля.

Прежде чем приступить к выявлению причин стука, важно точно определить его источник. Это значительно упростит диагностику.

Также рекомендуется провести тестовый прогон, чтобы получить полное представление о ситуации, прислушиваясь к звукам при поворотах и на месте.

Если стуки проявляются только при повороте руля, возможно, проблема кроется в шаровой опоре. Она может быть неплотно прижата к рычагу или поворотному кулаку. Если звук передается через руль, это может свидетельствовать о проблемах с карданным валом или рейкой.

Часто задаваемые вопросы о стуках при повороте руля на месте

Как уменьшить вероятность стуков при повороте руля на месте?

Избежать подобных дефектов в руле полностью невозможно, однако существует несколько методов, которые могут помочь предотвратить подобные неисправности:

  • Избегайте дорог с плохим покрытием. Хотя это может быть сложно в наших реалиях, старание избегать дорог с некачественным покрытием может отложить посещение автосервиса для ремонта рулевой системы и подвески, включая компоненты, такие как ШРУСы и рычаги.
  • Будьте внимательны на дороге. Если вы замечаете на дороге ямы или выбоины, снижайте скорость. Вы можете применить специальную тактику: перед приближением к яме слегка затормозите, а затем резко отпустите педаль тормоза. Это позволит автомобилю сначала опустить переднюю часть, а затем плавно преодолеть выбоину. Такой подход может снизить вред, наносимый вашему автомобилю при проезде по неровностям.
  • Проводите регулярные профилактические осмотры. Важно регулярно проверять состояние рулевой системы и подвески на предмет обнаружения потенциальных дефектов.

Когда стучит рулевой кардан?

Стук при повороте руля на месте, связанный с рулевым карданчиком, обычно обусловлен несколькими факторами:

  • Износ или повреждение карданных шарниров. Рулевой кардан содержит шарниры, которые могут изнашиваться со временем, вызывая появление люфта или вибрации.
  • Несвоевременная смазка. Если шарниры рулевого кардана не смазываются регулярно, это может вызвать трение и износ, что в свою очередь приводит к стукам при повороте руля на месте.
  • Ослабление креплений. Крепления рулевого кардана могут ослабнуть, вызывая движение или вибрацию компонента, что также приводит к стукам при поворотах руля на месте.
  • Деформация или повреждение. Удары при проезде ям на дороге или аварии могут привести к деформации или повреждению рулевого кардана, что может вызывать стуки.

Стуки в рулевом кардане не только мешают вам водить автомобиль комфортно, но и указывают на потенциальные проблемы безопасности, так как износ или повреждение этого компонента могут сказаться на точности и надежности управления автомобилем.

Когда стучат опорные подшипники при повороте руля?

Стуки при повороте руля, связанные с опорными подшипниками, имеют несколько потенциальных причин:

  • Износ подшипников. В течение времени опорные подшипники могут изнашиваться, что приводит к появлению люфта. Этот люфт может проявляться стуками или скрипами при повороте руля, особенно при начале движения или на неровной дороге.
  • Отсутствие достаточной смазки. Если опорный подшипник не получает достаточного количества смазки, это может привести к увеличению трения и износу. При такие условиях на месте при повороте руля могут быть слышны стуки.
  • Повреждение амортизационной опоры. Опорные подшипники встроены в амортизационную опору, которая может повреждаться или изнашиваться со временем. Это влечет за собой увеличение вибрации и шума при движении, а также стука пружины при повороте руля на месте.

Неисправные опорные подшипники создают дискомфорт и ухудшают безопасность вождения из-за ухудшения управляемости автомобиля и повышения риска возникновения аварийной ситуации. При первых признаках проблем, таких как стуки, скрипы при резком повороте руля на месте или увеличенная вибрация, рекомендуется обратиться в сервис для диагностики и замены поврежденных деталей.

Вам также может понравиться
Gift icon
Забрать подарок
Открыть
прибыльный
автосервис
7 секретов от экспертов Wilgood: Как сэкономить 78 000 ₽ на обслуживании авто за год
Шабанов Олег Вячеславович
Эксперт в области обслуживания автомобилей

За годы работы в Wilgood я разработал систему ухода за автомобилем, которая экономит нашим клиентам в среднем 78 000 ₽ в год. Эти простые приемы подходят для любой марки авто и не требуют специальных навыков.

Наш опыт показывает, что 70% крупных ремонтов можно предотвратить, если вовремя обратить внимание на мелкие детали. Именно поэтому мы в Wilgood разработали уникальную методику диагностики, которая позволяет выявлять проблемы на ранней стадии.

Применяя наши советы, вы не только сэкономите деньги, но и продлите срок службы вашего автомобиля минимум на 50 000 км. Скачивайте бесплатно и используйте уже сегодня: