- Что собой представляет редуктор в авто
- Корпус с сальниками и крепежными элементами
- Главная передача
- Межколесный дифференциал
- Где находится редуктор в авто
- Типы редукторов в авто
- Поломка и ремонт редуктора авто
- Обслуживание редуктора автомобиля
- Часто задаваемые вопросы о редукторе в авто
- В чем отличие дифференциала и редуктора?
- Как сократить риск поломки редуктора?
- Чем отличается редуктор от раздатки?
О чем речь? Редуктор в авто предназначен для передачи момента вращения от одного узла к другому путем снижения оборотов. Устанавливается в мосту заднеприводных и полноприводных машин, а также применяется в рулевых механизмах.
Какие бывают? Редукторы различают по типу передач, используемых в их конструкции. Могут быть коническими, цилиндрическими, гипоидными и червячными. Также бывают многоступенчатыми, угловыми, мультипликаторными. Объединяет их всех одно – необходимость в обслуживании.
Что собой представляет редуктор в авто
Наименование данного узла трансмиссии связано с английским словом to reduce, что в переводе значит «сокращать». Главная задача редуктора авто заключается в том, чтобы принимать крутящий момент с коленвала двигателя, понижать его и передавать дальше узлам трансмиссии, включая межосевой дифференциал, распределяющий момент на ведущую колесную пару в нужных пропорциях.
Редукторы авто делятся на передние и задние, в зависимости от места их расположения. В автомобилях с передним приводом редуктор переднего моста встроен в коробку передач, а в заднеприводных моделях он располагается на задней оси. В полноприводных машинах используются два редуктора: передний встроен в коробку передач, а задний установлен на оси. Оба узла соединены карданным валом.
Рассмотрим строение автомобильного редуктора.
Корпус с сальниками и крепежными элементами
Произведен из стали высокой прочности или легких сплавов и служит для защиты главной передачи, а также дифференциала от внешних повреждений. Функция креплений заключается в фиксации корпуса редуктора авто на основании, в то время как сальники препятствуют утечке масла, смазывающего шестерни и дифференциал.
Главная передача
Состоит из двух основных компонентов:
- Ведущая шестерня. Ее задача – прием крутящего момента со вторичного вала КПП и передача его ведомой шестерне.
- Шестерня ведомая. Основная роль этой детали – прием крутящего момента от ведущей шестерни и его передача к механизму межколесного дифференциала. Она больше по размеру и снабжена большим числом зубцов для снижения высокого крутящего момента, который поступает от ведущей шестерни.
Межколесный дифференциал
В составе данного устройства несколько комплектующих:
- Корпус и сальники. Защищают шестерни от потенциальных повреждений.
- Сателлиты. Как правило, представлены тремя шестернями: две расположены параллельно, а одна — перпендикулярно, причем она соединена с ведомой шестерней главной передачи. Их задача — передавать момент с ведомой шестерни на шестерни полуосей.
- Шестерни полуосей. Выполняют функцию приема сниженного момента от сателлитных шестерней с последующей передачей его на валы колесных полуосей.
- Подшипники. Находятся между приводным валом и шестернями полуосей и отвечают за вращение валов полуосей колес.
Главная передача обеспечивает прием и преобразование крутящего момента, увеличивая или снижая его, а межколесный дифференциал, кроме распределения момента между колесами, отвечает еще и за регулирование скорости, с которой вращаются колеса при поворотах транспортного средства.
Когда машина совершает поворот, внешнее колесо получает больше крутящего момента, чем внутреннее. Без помощи дифференциала это распределение было бы неосуществимым.
Существует четыре основных типа редукторных передач, которые определяются способом соединения зубцов ведущей и ведомой шестерни:
- Коническая – это пара шестерен с конусными зубьями, установленных под прямым углом. Используется в полноприводных и заднеприводных транспортных средствах.
- Цилиндрическая. Состоит из двух цилиндрических шестерен, находящихся в параллельном сцеплении. Применяется в переднеприводных авто.
- Гипоидная – это размещенные под углом 45 градусов относительно друг друга шестерни. Такую передачу используют на машинах с полным и задним приводом.
- Червячная передача состоит из ведомой червячной шестерни и перпендикулярно сцепленного винта-червяка. Используется в рулевой системе, так как такой тип передач не применяется в трансмиссиях.
Ключевой характеристикой редуктора является передаточное число, которое показывает соотношение угловых скоростей ведущего и ведомого валов.
Автомобили, обладающие значительной снаряженной массой, оснащаются редукторами с большим передаточным числом. Такие транспортные средства характеризуются малой скоростью движения, но при этом имеют большую грузоподъемность. На трансмиссии легких машин устанавливаются редукторы с низким передаточным числом, что позволяет им развивать высокие скорости.
Количество зацеплений между ведущей и ведомой шестернями служит основой для определения передаточного числа редуктора. К примеру, при передаточном числе 5,1 ведомая шестерня войдет и выйдет из зацепления с ведущей 5 целых и 1 десятую раза, когда та совершит один полный оборот.
Где находится редуктор в авто
Во избежание повреждения этой важной части автомобиля нужно понимать, как выглядит редуктор и где он расположен. Местоположение агрегата варьируется в зависимости от типа привода машины.
В авто с передним приводом редуктор обычно встроен в КПП, в то время как на заднеприводных моделях он расположен на задней оси. В полноприводных машинах используются оба редуктора, которые соединяются с раздаточной коробкой через карданный вал. Следовательно, нам видны лишь отдельные узлы, не входящие в состав других элементов, и их трудно спутать, ведь именно к ним подключены вращающиеся валы под днищем авто.
Картеры коробки передач, раздаточной коробки и мосты оказываются наиболее уязвимыми при езде по пересеченной местности.
В трансмиссии внедорожников наряду со стандартными редукторами иногда присутствуют еще и колесные (бортовые). Какую роль в такой ситуации выполняет редуктор? Его задача – расширение клиренса благодаря тому, что ось вращения колеса смещена ниже оси привода.
Такие системы не часто устанавливаются на серийные модификации авто, а если они присутствуют в вашем транспортном средстве, вы непременно будете об этом осведомлены.
Скачай приложение бесплатно и получи 300₽ в подарок
Мы разработали мобильное приложение!
После регистрации в приложении мы дарим Вам подарок -
300 БОНУСОВ, которыми вы можете оплатить часть работ
- Кэшбек 5% от каждого заказ-наряда
- Удобное оформление онлайн-заявки на запись с выбором удобного автотехцентра
- Актуальные анонсы о проводимых акциях и персональных предложениях
Установите приложение за 2 простых действия:
Типы редукторов в авто
В соответствии с назначением транспортного средства конструкторы разработали несколько вариантов исполнения редукторов:
- Многоступенчатые. Отличаются наличием системы дополнительных промежуточных валов и шестерен, отвечающих за изменения передаточных чисел.
- Угловой редуктор авто. Это устройство, в отличие от соосных аналогов, способно передавать вращающий момент и изменять направление движения валов под углом.
- Мультипликаторные. В сравнении с классическими они увеличивают скорость вращения ведомых валов.
- Передний и задний. В зависимости от конфигурации колес и конструкции трансмиссии, авто с полным приводом оборудуются передним и задним редукторами, а в моноприводных моделях редуктор располагается только на ведущей оси. Возможна интеграция передних редукторов с КПП в единую конструкцию.
- Колесный или бортовой. Это специфический элемент, который применяется в производстве специализированной техники или тюнинге кроссоверов. Устройство предназначено для изменения положения оси вращения колеса так, чтобы она находилась ниже оси привода.
Редукторы подразделяются на цилиндрические (с прямыми, косыми или шевронными шестернями), червячные, конические, гипоидные, планетарные комбинированные, в зависимости от того, как соединены зубья ведущей и ведомой шестерен. Однако подобные детали редко вызывают интерес у обычных водителей.
Поломка и ремонт редуктора авто
Как выполняется ремонт редуктора авто? Самыми уязвимыми элементами автомобильных редукторов являются шестерни, сальники и подшипники, которые чаще всего ломаются. Износ данных деталей возникает из-за работы в условиях повышенных нагрузок и длительного недостатка трансмиссионной жидкости, что приводит к масляному голоданию.
Определить такие неисправности можно по характерному шуму или щелчкам, исходящим из зон соединений шестерен и подшипников. О проблеме с сальниками говорит утечка трансмиссионной жидкости через трещины в уплотнителях. При каждом плановом техническом обслуживании рекомендуется проверять состояние элементов редуктора авто и, если потребуется, производить замену изношенных деталей.
Случаи, когда ломается корпус редуктора или рвутся крепления, которыми он соединен с основанием, встречаются значительно реже. Подобное повреждение может произойти, если автомобиль наедет на преграду.
Через трещину, возникшую в результате поломки, в редуктор может проникнуть пыль и грязь, влияющие на качество трансмиссионной жидкости. Это, в свою очередь, не позволит системе эффективно функционировать: шестерни перегреются, могут выйти из строя, а зубья сточатся быстрее, чем положено.
Поломка корпуса редуктора может также быть причиной возникновения громкого шума от работающих компонентов, что повлияет на уровень акустического комфорта при движении. Выявить проблему можно по следам трансмиссионной жидкости под редуктором. В данном случае потребуются сварочные работы или покупка и установка нового корпуса редуктора.
Чтобы не допустить поломки редуктора авто, необходимо регулярно контролировать уровень смазки для этого агрегата и менять ее каждые 100 000 км пробега либо при замене сальников. Также целесообразно периодически проверять работу трансмиссии, чтобы при обнаружении даже самых незначительных признаков повреждения элементов редуктора вовремя произвести их ремонт или замену.
Обслуживание редуктора автомобиля
Как проводится регулировка редуктора авто? Из-за конструктивных особенностей корпуса разбор данного компонента машины требует соблюдения порядка действий. Такой подход требуется для точного определения источника поломки.
Многие автовладельцы допускают типичную ошибку: при любой поломке редуктора они тут же «списывают» его. Однако существует много ситуаций, когда деталь можно отремонтировать, и она еще прослужит достаточно много времени.
Поскольку сегодня фальсификат – распространенное явление, купить оригинальные и качественные автодетали не так просто. Потому не нужно разбрасываться хорошими расходниками:
- Если редуктор был в разобранном виде в течение какого-то времени, первым делом нужно очистить его от накопившейся пыли и различных загрязнений.
- Далее откручиваем болты, которые удерживают редуктор в собранном состоянии. Нагреваем устройство строительным феном. Деревянной киянкой простукиваем корпус. Делаем это до тех пор, пока он не разойдется на половинки.
- Следующий этап – выявление причины неисправности с учетом конкретного типа редуктора. Прибор может поломаться по различным причинам: стерлись зубцы, вышел из строя подшипник либо первичный вал. В такой ситуации производится замена изношенных компонентов.
- Затем снимаем подшипники и шестерни, чтобы заменить их новыми.
- Потом снимается стопорный щит.
- Удаляем стопорное кольцо, вынимаем из чаши полуось.
- Выполняем проверку целостности компонентов, убеждаемся в отсутствии повреждений перед обратной сборкой.
- Собираем корпус, устанавливаем редуктор на авто.
Часто задаваемые вопросы о редукторе в авто
В чем отличие дифференциала и редуктора?
Этим вопросом задаются в основном водители-новички. Редуктор представляет собой узел, понижающий либо повышающий крутящий момент, передаваемый ему коленчатым валом мотора.
Что же касается дифференциала, то данный узел производит распределение крутящего момента, который приходит от редуктора, между полуосями и осями (межколесным и межосевым дифференциалом) в определенных пропорциях. Кроме того, в его задачи входит подача меньшего либо большего крутящего момента на внешнее колесо, когда машина совершает поворот.
Как сократить риск поломки редуктора?
Для этого нужно:
- контролировать уровень трансмиссионной жидкости;
- производить замену масла в редукторе авто через каждые 100 000 км пробега;
- выполнять плановую диагностику.
Чем отличается редуктор от раздатки?
Передача крутящего момента от КПП выполняется в раздаточную коробку либо на угловой редуктор. Эти конструктивные элементы отличаются тем, что раздаточная коробка осуществляет перераспределение момента между ведущими осями, тогда как угловой редуктор отвечает за его передачу ко второй паре ведущих колес. Система может быть оснащена межосевыми и межколесными дифференциалами.
Этот компонент авто помогает значительно уменьшить обороты, которые передаются от коленвала, а также снизить их до оптимального значения. Вместе с этим осуществляется внушительное увеличение крутящего момента, благодаря чему двигатель работает в нужном режиме.
Автомобильные редукторы позволяют должным образом организовать передачу крутящего момента к ведущей колесной паре, а также значительно уменьшить нагрузку на основные устройства авто.