Что такое МКПП? Аббревиатура расшифровывается как «механическая коробка переключения передач». Ее особенность в том, что движение автомобиля происходит благодаря трансмиссии за счет усилий водителя.
На что обратить внимание? Машины с МКПП все реже сходят с конвейеров, но благодаря своим особенностям они до сих пор пользуются огромной популярностью у автолюбителей. Более того, обучение езде на таких ТС в нашей стране до сих пор считается едва ли не обязательным.
Общее описание МКПП
Автомобили с двигателем внутреннего сгорания (ДВС) разгоняются нелинейно. Если нажать на педаль газа до максимума, разогнаться до 120 км/ч сразу не получится.
Стартовый крутящий момент, передаваемый с коленчатого вала на ведущие колеса через трансмиссию, достаточен только для разгона до 20−35 км/ч. Это связано с недостатком мощности и оборотов.
Например, когда вы крутите педали велосипеда с частотой 70 оборотов в минуту, набираете скорость 25 км/ч. Для достижения скорости 70 км/ч потребуется уже 230 об/мин. Но даже натренированный велосипедист не сможет поддерживать такой ход.
То же самое происходит и с двигателем автомобиля: после достижения определенной скорости это будет предел мощности и оборотов. Однако при достижении этой предельной мощности двигатель переключается в другой диапазон оборотов и продолжает набирать мощность. Контролируется количество оборотов с помощью коробки передач.
При смене передачи происходит переход в новый диапазон. На большинстве легковых автомобилей обычно пять-шесть ступеней. Мощность распределена по этим диапазонам: заявленные 140 л. с. двигателя будут доступны только на максимальных оборотах — в «красной зоне».
Коробки передач могут быть автоматическими и механическими. Автоматическая коробка переключения передач (АКПП) самостоятельно переключает передачи, нужно только выбрать режим в начале движения.
Механическая коробка переключения передач (МКПП) — это тип трансмиссии, где водитель вручную меняет передаточное отношение. Она известна в народе как механика или ручка в зависимости от используемого сленга.
Несмотря на то что на дорогах можно встретить множество автомобилей с МКПП, она все больше устаревает. Согласно статистике доля машин с механической коробкой в общем числе производимых составляет всего несколько процентов.
Устройство МКПП
МКПП, подобно сцеплению, служит посредником в передаче крутящего момента от маховика двигателя к дифференциалу — межосному или межколесному. Большинство механических коробок передач в легковых автомобилях включает три вала: ведущий (входной), промежуточный и ведомый (выходной).
Кратко опишем устройство и принцип работы самой простой механической коробки.
Ведущий, или входной, вал МКПП соединяется с коробкой передач со стороны двигателя. Его основная функция — передача крутящего момента от двигателя (через сцепление) для распределения внутри коробки.
Ведомый, или вторичный, вал размещен на выходе из коробки и передает момент дальше: либо непосредственно на дифференциал (для переднего привода), либо на карданный вал (для заднего или полного привода). Промежуточный вал МКПП располагается между первичным и вторичным, выполняя роль посредника.
Шестерни на промежуточном вале жестко закреплены и фактически образуют с ним единое целое. В отличие от этого шестерни на ведомом вале свободно «нанизаны» и могут вращаться. Муфты, скользящие вдоль вала при перемещении рычага, поочередно соединяют одну или другую шестерню с ведомым валом.
Таким образом, крутящий момент передается от ведущего вала к ведомому через различные пары шестерен с разным передаточным отношением. В зависимости от выбранной водителем передачи изменяются скорость и тяга на колесах.
Особенности работы базовой трехвальной механической коробки передач хорошо иллюстрируется схемой. Крутящий момент от двигателя передается первичным валом (зеленый), который постоянно соединен с промежуточным валом (красный). Шестерни различного диаметра (синий) свободно вращаются на вторичном валу (голубой).
В зависимости от положения рычага МКПП одна из муфт (розовый) соединяет определенную шестерню с вторичным валом, что соответствует включению нужной передачи. На иллюстрации активирована первая передача, и крутящий момент выходит из коробки через нижнюю шестерню вторичного вала (желтая стрелка).
Основные плюсы и минусы МКПП
Преимущества:
- Самая низкая цена среди всех типов коробок передач и малая масса.
- Высокий коэффициент полезного действия, топливная эффективность и отличная динамика разгона.
- Простота и проверенная временем конструкция, что обеспечивает высокую надежность.
- Не требуется дорогостоящее техническое обслуживание и использование специальных материалов.
- Благодаря жесткому соединению двигателя с ведущими колесами водитель может лучше управлять автомобилем в условиях снега, грязи и бездорожья.
- МКПП позволяет полностью отделить двигатель от трансмиссии, что облегчает запуск автомобиля «с толкача» и его буксировку на любые расстояния с любой скоростью.
Недостатки:
- Утомляющий процесс переключения передач, особенно в городских условиях и во время движения в пробках, требует определенных навыков для правильного выбора передачи и плавного переключения без рывков.
- Ступенчатое изменение передаточного числа.
- Малый срок службы сцепления.
Правила езды на автомобиле с МКПП
Наиболее распространенные проблемы с коробкой передач возникают из-за неумелых действий водителя. Важно внимательно наблюдать и анализировать свою манеру вождения на всех этапах и выяснять, все ли в ней правильно. Для обеспечения долгой службы МКПП и минимизации износа деталей достаточно следовать простым рекомендациям.
При переключении передач обязательно полностью выжимайте сцепление. У профессиональных гонщиков могут быть другие техники, но их приоритеты далеки от желания продлить срок службы трансмиссии. Никаких «частичных» выжимов — любые странные звуки и скрежет при переключениях свидетельствуют о том, что шестерни сталкиваются и повреждаются. В такие моменты стоит упрекать себя, а не машину.
Передачи подключаются плавно и аккуратно. Конструкция МКПП предполагает, что чрезмерные усилия при попытке переключить рычаг приведут к ослаблению механизма. Если коробка постоянно «не хочет» переключаться — это ненормально, значит, пора в сервис.
Выключение передачи также требует полного выжима сцепления. Это размыкает диски сцепления и снижает нагрузку с шестерен и муфт, включая тормозное усилие от двигателя при отпускании акселератора.
Скачай приложение бесплатно и получи 300₽ в подарок
Мы разработали мобильное приложение!
После регистрации в приложении мы дарим Вам подарок -
300 БОНУСОВ, которыми вы можете оплатить часть работ
- Кэшбек 5% от каждого заказ-наряда
- Удобное оформление онлайн-заявки на запись с выбором удобного автотехцентра
- Актуальные анонсы о проводимых акциях и персональных предложениях
Установите приложение за 2 простых действия:
После включения передачи плавно отпускайте сцепление. Резкое отпускание способно вызвать сильную нагрузку на детали, что может привести к их повреждению. При этом увеличенные зазоры между зубьями шестерен могут стать причиной разрушительных ударов.
Эти действия не должны затягиваться слишком долго. Чрезмерное замедление может вызвать проскальзывание дисков, снижая их ресурс. Говорят, что сцепление «буксует». Чем дольше диски остаются разомкнутыми, тем выше нагрузка на механизм, который регулирует их. Его устойчивость также конечна. Поэтому не стоит катиться или оставаться в неподвижном состоянии с долго выжатым сцеплением.
Однако не забывайте, что, сокращая время на манипуляции с педалью и рычагом, нужно тщательно придерживаться правильной последовательности действий. Если не удастся достичь четкости и синхронизации в своих движениях, это может негативно сказаться на синхронизаторах коробки, муфтах и вилках механизма переключения.
При движении на одной передаче старайтесь не оставлять ногу на педали сцепления как на удобной опоре. Если заметите такую привычку за собой, постарайтесь от нее избавиться. Даже легкое, едва заметное нажатие на сцепление может привести к проскальзыванию дисков, их перегреву и быстрому износу.
Не переключайтесь на задний ход, пока автомобиль не остановится полностью. Этот режим предназначен для активации при неподвижных колесах и выходном валу коробки. Из-за отсутствия синхронизаторов задней передачи попытка включить ее в движении неизбежно приведет к ударам в трансмиссии.
Советы по продлению срока эксплуатации МКПП
Ручная коробка передач, как и другие типы трансмиссий, прослужит дольше, если ее эксплуатация будет проходить в спокойном режиме, без экстремальных нагрузок. Вот несколько рекомендаций для увеличения ресурса агрегата.
Старайтесь поддерживать оптимальные обороты на подходящей передаче. Это простое правило, которым многие пренебрегают, но оно важно не только для двигателя, ради которого в механике создаются пять, шесть или даже семь передач, но и для самой коробки.
В городских условиях избегайте использования высоких передач. Во-первых, в условиях уличного трафика важно иметь запас тяги для ускорения. Во-вторых, работа двигателя на низких оборотах может вызывать рывки, что негативно сказывается на коробке, как уже упоминалось.
На трассе рекомендация упрощается: для равномерного движения используйте высшие передачи, но заранее переключайтесь на более низкие для обгонов.
Избегайте переключений на высоких оборотах, приближающихся к красной зоне тахометра. При активной езде некоторые водители долго тянут с переходами на более высокие передачи, стремясь максимально использовать мощность двигателя. Однако при МКПП чем выше обороты при переключении, тем больше нагрузка на шестерни, синхронизаторы и сцепление.
Не забывайте вовремя переключаться на более низкие передачи. Если перенос переключения «вниз» не связан с обгоном и нужен только из-за снижения скорости потока, нет смысла перебирать все ступени в обратном порядке.
При отпускании акселератора колеса будут вынуждены раскручивать двигатель, увеличивая нагрузку на шестерни коробки и сцепление. Пока тяга не требуется, можно позволить оборотам упасть почти до холостых, а при возобновлении движения сразу включить нужную передачу для адекватного ускорения.
Не переключайтесь на пониженную передачу, если двигатель уже работает на высоких оборотах. Вы помните о скачке оборотов при позднем переключении «вверх»? Здесь будет аналогичная ситуация, только в обратном направлении: двигатель будет раскручиваться слишком сильно, и его обороты могут превысить максимально допустимые, что негативно скажется на коробке и сцеплении.
Поэтому постарайтесь избегать торможения двигателем, если это лишено смысла. На горных дорогах переключение на пониженную передачу лучше делать перед длительным спуском, заранее снижая скорость, а не в момент, когда машина начинает набирать скорость на горке.
Зимой не оставляйте автомобиль на передаче при парковке. Конструкция механизма такова, что при загустении масла на морозе муфта и синхронизатор могут «прилипнуть» к шестерне. Даже если вы переводите рычаг в нейтраль, запуск двигателя может сопровождаться резким рывком автомобиля из-за промерзших деталей трансмиссии.
Дайте коробке передач прогреться. После длительной стоянки на холоде масло в КПП разогревается медленнее, чем в двигателе. В механической КПП масло не подается под давлением к узлам, а разбрызгивается вращающимися шестернями.
Застывшее масло затрудняет этот процесс. Не нагружайте механику в первые километры пути. Степень прогрева можно определить по усилию переключения передач — при вязком масле рычаг может быть «тугим».
В жаркие дни старайтесь минимизировать количество переключений. Асфальт становится слишком жидким, что в первую очередь вредит шестерням. При каждом переключении происходит даже небольшое проскальзывание сцепления, что приводит к нагреву дисков и окружающих деталей, включая коробку передач.
Часто задаваемые вопросы о МКПП
Чем отличается МКПП от АКПП?
Автоматическая коробка переключения передач (АКПП) подразумевает автоматический выбор передач, что требует от водителя только нажатия на педали газа и тормоза. МКПП предполагает ручное переключение передач водителем, включая выжимание педали сцепления и выбор подходящего момента для начала движения.
Какие есть разновидности МКПП?
Механические коробки классифицируются по количеству передач. Существуют модели с 4, 5 и 6 передачами. Наиболее распространены автомобили с 5-ступенчатыми МКПП (обозначаются как 5MT).
Что значит двухвальные и трехвальные конструкции МКПП?
Двухвальные конструкции используются в легковых автомобилях с передним приводом. Трехвальные применяются в грузовых машинах и автомобилях с задним приводом.
Механическая коробка передач характеризуется надежностью и экономичностью, что делает ее привлекательной для любителей активной езды и путешествий по бездорожью. Однако она требует больше внимания и навыков от водителя, чем АКПП, предлагая взамен большую гибкость и контроль над автомобилем.