- Для чего нужно масло в МКПП
- Какие бывают трансмиссионные масла
- Расшифровка маркировки на трансмиссионном масле
- Маркировка по SAE
- Маркировка по API
- Как выбрать масло для МКПП
- Топ-3 производителей трансмиссионного масла
- Часто задаваемые вопросы о выборе масла для коробки-механики
- Как выбрать правильное масло для редуктора и дифференциалов?
- Можно ли смешивать разные виды трансмиссионных масел?
- Какое масло лучше всего заливать в коробку-механику в холодное время года?
Какое масло заливать в коробку-механику? То, что указано в инструкции по эксплуатации автомобиля. Производители подробно описывают необходимые параметры – вязкость и API-класс. Чтобы не ошибиться в магазине, нужно знать расшифровку аббревиатур в маркировке масла или обратиться в специализированный сервис.
На что обратить внимание? Выбор правильного масла для МКПП важен для ее долгой и бесперебойной работы. Неподходящий вариант может привести к преждевременному износу деталей, повышенному шуму, проблемам с переключением скоростей и в конечном итоге к дорогостоящему ремонту.
Для чего нужно масло в МКПП
Прежде чем решить, какое масло заливать в коробку-механику, нужно понять, для чего оно вообще используется в машине. Далее рассмотрим, какие функции выполняет этот горюче-смазочный материал:
- Смазка деталей. Шестерни в зацеплении создают пары трения, что достаточно вредно, так как происходит износ деталей. Масло призвано минимизировать этот эффект, смазывая составляющие.
- Охлаждение деталей. В результате трения детали нагреваются. Масло отводит тепло, обеспечивая оптимальные температуры. Эта функция особенно важна, если коробка передач сильно нагружена: при скоростной езде, перевесе в машине, буксировке и т. д. Это относится не только к шестерням, но и к другим деталям коробки, например, подшипникам.
- Защита металлических деталей от коррозии. Без масла они бы сильно окислились и прослужили намного меньше. Масло образует защитную пленку, которая минимизирует эти процессы.
В отличие от автоматической коробки передач, в механической нет масляного насоса. Детали смазываются только за счет масляного тумана и разбрызгивания смазки, чему также способствует специальная форма внутренней части корпуса.
Если уровень масла опускается ниже допустимого, то качество смазки снижается. Поэтому нужно следить за ним и не допускать этого. Проверять уровень масла надо при каждом ТО, и если вам кажется, что есть утечка, то еще чаще. Где проводить проверку, зависит от устройства МКПП, но обычно контроль осуществляется через заливное отверстие в корпусе коробки.
Полезные свойства и качества любой технической жидкости со временем ухудшаются. Трансмиссионное масло не исключение. В процессе эксплуатации оно стареет, окисляется и становится не таким эффективным, каким было изначально.
Со временем масло начинает концентрировать в себе продукты износа. Стальные частички улавливают магниты в корпусе коробки и при вскрытии, объединившись, они напоминают маленьких ежиков.
Кроме того, в механической коробке передач присутствуют детали из других материалов: латунь, бронза, которые не магнитятся. Находясь в масле, компоненты этих деталей снижают его смазочные и теплопроводящие свойства.
Если автомобиль эксплуатируется в тяжелых условиях, например, для езды по бездорожью, преодолевая грязь, броды и так далее, есть вероятность, что в коробку попадут пыль, песок, вода. Масло будет улавливать эти частички, но в то же время это приведет к ухудшению его свойств. Поэтому менять смазку во внедорожниках, не только в коробке, но и в редукторе, стоит гораздо чаще, чем на обычных легковых автомобилях.
Какие бывают трансмиссионные масла
Каждому, у кого есть машина, было бы неплохо научиться разбираться в «трансмиссионнках», чтобы понять, какое масло заливать в МКПП (коробку-механику). Первый фактор, по которому проводят классификацию: вид базового состава:
- Минеральный. Производится при глубокой переработке нефти. Недорогой вид масла. Но оно легко лишается своих положительных характеристик при длительном воздействии высоких температур.
- Синтетический. Более качественный и высокотехнологичный продукт. Такое масло отлично подходит даже для КПП, работающих с высокими нагрузками и нуждающихся в максимальной защите.
- Полусинтетический. Это такой средний вариант между первым и вторым. Компромиссное решение по качеству и цене. Синтетика в этом виде масла занимает около 40 %, соответственно, оставшиеся 60 % — это минеральный компонент. Пожалуй, это оптимальный выбор.
Есть нормативно-технический документ ГОСТ-17479.2-85, в котором указано, что жидкости должны разделяться в соответствие с нагрузкой на КПП, степенью вязкости и по некоторым другим характеристикам. К примеру, при выборе масла стоит учитывать передаточные числа КПП:
- категория 0 – 14 и более;
- категория 1 – 10,9–14;
- категория 2 – 7–10,9;
- категория А – 4,27–7.
Но этот стандарт немного устарел. Иногда даже пристальное изучение маркировки не поможет понять, какое трансмиссионное масло вам подходит. Чаще всего сейчас производители пользуются более информативной маркировкой по стандартам API и SAE.
Расшифровка маркировки на трансмиссионном масле
Так же, как и моторные масла, трансмиссионные имеют стандартизированную маркировку, по которой можно многое понять о свойствах и применимости данного горюче-смазочного материала:
Маркировка по SAE
Данная классификация трансмиссионных масел разработана Ассоциацией американских автомобильных инженеров. Основана она на свойстве вязкости смазки при разных температурах.
Маркировка обычно имеет вид по типу 80W-140. Первая цифра с буквой W (winter) обозначает вязкость в холодном состоянии, вторая – в горячем. Также есть и условная шкала применимости масла в зависимости от температуры окружающей среды.
В данной классификации насчитывается 9 уровней вязкости. Пять из них относят к летним: 80, 85, 90, 140, 250 и еще четыре к зимним: 70W, 75W, 80W, и 85W. Чаще всего в современных автомобилях используют всесезонные масла с двойной маркировкой. Но встречаются исключения. Например, в стареньких KIA Rio в механической коробке производитель использует масло только с вязкостью 75W.
Скачай приложение бесплатно и получи 300₽ в подарок
Мы разработали мобильное приложение!
После регистрации в приложении мы дарим Вам подарок -
300 БОНУСОВ, которыми вы можете оплатить часть работ
- Кэшбек 5% от каждого заказ-наряда
- Удобное оформление онлайн-заявки на запись с выбором удобного автотехцентра
- Актуальные анонсы о проводимых акциях и персональных предложениях
Установите приложение за 2 простых действия:
Для трансмиссионного масла отлично подходит минеральная основа, так как оно гуще моторного и не настолько сильно нагревается. Важно понимать, что чем больше вязкость, тем более прочная масляная пленка, что важно для надежной работы трансмиссии. Но есть и вторая сторона – излишне густое масло увеличивает внутренние потери и, соответственно, ухудшает экономичность автомобиля в целом.
Кроме того, могут возникнуть проблемы с переключением передач в коробке и в работе синхронизаторов. Также есть риск того, что на сильном морозе смазка просто застынет и перестанет выполнять свою основную функцию, так как потеряет текучесть.
Маркировка по API
Данную классификацию масел для механических трансмиссий придумал Американский нефтяной институт. Суть в том, что здесь учитывается не только конструктивное назначение смазки и условия ее применения, но и наличие в составе основных присадок – противозадирных и противоизносных. Классы масел обозначаются буквами GL и числом. Чем больше цифра, тем при больших нагрузках может работать это масло. Также выделяют несколько промежуточных классов:
- API GL-1 и API GL-2 – масла для старых агрегатов, сейчас уже не котируются и не используются.
- API GL-3 – смазочное масло для машин с небольшими нагрузками.
- API GL-3+ – усовершенствованная версия описанного выше класса. Промежуточный тип. Более высокие требования к ударным и скоростным нагрузкам.
- API GL-4 – самое популярное на данный момент трансмиссионное масло для легковых авто с высоконагруженной механической коробкой передач. Может использоваться вместо смазки класса GL-3, а также в агрегатах с коническими редукторами.
- API GL-4+ также может иметь маркировку GL-4/5. Более совершенная версия масла GL-4 с противозадирными свойствами. Оно отлично подходит, например, для использования в переднеприводных трансмиссиях, где МКПП объединена в одном корпусе с дифференциалом.
- API GL-5 – масла, справляющиеся с повышенными нагрузками. Здесь используется максимальный пакет присадок с противозадирными и противоизносными свойствами. Чаще всего их используют в мостах с гипоидными передачами (у которых ведущий и ведомый вал перпендикулярны), где условия работы масла наиболее тяжелые.
- GL-5 – главное, не перестараться с этим маслом. Применять его там, где рекомендовано GL-4, не стоит, так как мощные присадки этой смазки агрессивны к цветным металлам, из которых, например, изготовлен синхронизатор.
- GL-6 – аналогичен предыдущему и так же применяется очень редко, в основном только в ведущих мостах тяжелых грузовиков.
Как выбрать масло для МКПП
Перед тем, как заливать какое-то масло в коробку-механику, стоит ознакомиться с руководством по эксплуатации вашего автомобиля. Обычно в разделе «справочная информация» указывают, какая смазка будет оптимальна для вашей КПП. Прописывают вязкость масла, API-класс, а также необходимый объем для замены.
Главное, не ошибиться с вариацией машины, так как у многих моделей с разными двигателями используются и отличающиеся по конструкции КПП.
К рекомендациям автопроизводителя лучше прислушаться. Да и нет смысла нарушать их ни по цене, ни по качеству. Впрочем, может быть указано несколько вариантов вязкости, тогда можете выбрать любой.
Иногда также важно учесть климатические особенности, при которых будет эксплуатироваться автомобиль. В теплых регионах можно отдать предпочтение более вязкому варианту, в холодных – выбирать масло для МКПП с меньшими индексами по SAE.
Как выбрать бренд трансмиссионного масла? Здесь нет каких-то конкретных рекомендаций. Просто отдайте предпочтение тому производителю, которому доверяете, о котором слышали. Потому что в любом случае компания сама не делает трансмиссионное масло, а, по сути, под своей маркой просто продает продукцию химического гиганта, с которым сотрудничает на данный момент. Обычно со своей наценкой.
Но, с другой стороны, неизвестно, что именно разливают малознакомые небольшие фирмы в свои канистры и соответствуют ли фактические характеристики масла указанным на упаковке классам. Поэтому если сомневаетесь, что брать, то все же стоит присмотреться к достаточно крупным производителям, которые на слуху. Можно предварительно поизучать в Интернете, в профильных СМИ рейтинги трансмиссионных масел.
Топ-3 производителей трансмиссионного масла
Чтобы облегчить вам муки выбора, рассмотрим трех самых популярных производителей трансмиссионных масел:
- «Лукойл». Имеет репутацию производителя недорогих и качественных смазок. Не выявлено подделок. Такие масла прекрасно подойдут практически для всех коробок российских авто и ненагруженных МКПП иномарок.
- Mobil. Масла дорогого сегмента. Для требовательных к смазкам МКПП. Отличный вариант для водителей, предпочитающих агрессивный стиль езды. Практически все модели имеют повышенный запас прочности масляной пленки и увеличенный срок службы.
- ZIC. Так называемая золотая середина. Масло от корейского нефтеперерабатывающего гиганта SK Energy. Качество признано во всем мире. Адекватная цена на это масло не может не радовать.
Часто задаваемые вопросы о выборе масла для коробки-механики
Как выбрать правильное масло для редуктора и дифференциалов?
Смазка для остальных агрегатов трансмиссии выбирается по тому же алгоритму, как и для коробки передач. Для начала узнайте, какие требования к маслу предъявляет производитель. Важно не ошибиться с модификацией. В современных автомобилях чаще всего в механическую коробку передач заливают смазку стандарта GL-4. Редко может встретиться GL-5. Масло модификации GL-5 все чаще встречается в задних мостах, которые сегодня все с гипоидными передачами.
Можно ли смешивать разные виды трансмиссионных масел?
Не стоит этого делать. Да и обычно нет такой необходимости, так как трансмиссионное масло не угорает, а уровень его может снизиться, только если оно вытечет через какие-то неплотности. Если такое происходит, то придется сливать масло и ремонтировать машину.
Какое масло лучше всего заливать в коробку-механику в холодное время года?
Зимой оптимальным вариантом будет использовать масло с более низкой температурой застывания. Так получится обеспечить правильное смазывание деталей в условия низких температур.
Очень важно правильно выбрать масло для механической коробки передач. Ведь именно от него зависит то, насколько долго и безболезненно проработает МКПП. Соблюдайте рекомендации производителя, а если сомневаетесь, какое масло купить, обратитесь к профессионалам, они помогут вам с выбором.