- Причины разрядки автомобильного аккумулятора
- Определение уровня заряда аккумулятора
- Измерение плотности электролита
- Измерение напряжения
- Альтернативные методики
- Процедура зарядки аккумулятора
- Подготовка инструментов
- Подготовка аккумулятора
- Зарядка постоянным током
- Зарядка постоянным напряжением
- Советы по технике безопасности при зарядке аккумулятора
- Часто задаваемые вопросы о зарядке севшего аккумулятора
- Можно ли зарядить севший аккумулятор машины, не снимая его?
- Чем лучше заряжать — генератором или зарядным устройством?
- Можно ли заряжать аккумулятор на морозе?
- Нуждается ли в зарядке новый аккумулятор?
Как зарядить севший аккумулятор? С помощью специального зарядного устройства. Лучше приобрести автоматизированное, не требующее особого контроля, хотя режим работы – с постоянным током или постоянным напряжением – в любом случае выбрать придется.
На что обратить внимание? Внутри батареи содержится концентрированная кислота, способная причинить вред здоровью, а нагрев электролита сопровождается выделением токсичных паров. Поэтому при зарядке аккумулятора следует соблюдать технику безопасности.
Причины разрядки автомобильного аккумулятора
У любого, даже самого современного аккумулятора, есть свой ресурс, по окончании которого его работоспособность теряется. Эксплуатация становится невозможной по таким причинам, как образование на пластинах твердого нерастворимого осадка (процесс сульфатации), естественная разрядка по корпусу, осыпание свинцовых пластин, выкипание электролита и т. д.
Результатом этих процессов становится ускоренное падение емкости батареи и увеличение такого ее эффекта, как саморазряд. Это приводит к тому, что однажды аккумулятор не сможет запустить двигатель авто на холодную.
Нередко причиной севшей аккумуляторной батареи является неконтролируемая утечка тока в бортовой электросети. Короткое замыкание, возникающее вследствие нарушения целостности изоляции проводки или подгнивших контактов, приводит к быстрому разряду АКБ.
Нередко и сами водители, особенно начинающие, доводят аккумулятор до полного разряда. Все современные автомобили оснащаются кнопкой блокировки центрального замка, нажатие на которую приводит к автоматическому отключению всех потребителей электричества. Для водителей это очень удобно, так как не нужно постоянно контролировать отключение всех систем.
Для машин, которые постарше, такой опции не предусмотрено, поэтому, если с вечера не отключить магнитолу или свет, то до утра аккумуляторная батарея будет уже полностью разряжена.
Такой же эффект будет, если при включенной сигнализации неплотно закрыть дверь транспортного средства.
Если из строя выйдет генератор, то аккумулятор будет разряжаться еще быстрее. Загоревшийся на приборной панели индикатор АКБ сигнализирует о недостатке заряда от генератора или же его полное отсутствие. При неработающем генераторе все потребители электроэнергии автомобиля будут запитаны от аккумулятора, который сможет проработать в таком режиме не более 30 или 40 километров, после чего полностью разрядится.
Слабый заряд генератора также ни к чему хорошему не приведет, так как для езды его хватает, но при попытке завести двигатель после остановки ничего не получится. Это происходит из-за того, что может быть неисправен регулятор заряда, изношен или слабо натянут ремень генератора. Если лампочка зарядки не горит постоянно, а лишь изредка мигает, то это повод сделать диагностику.
Классической причиной севшей аккумуляторной батареи является ее эксплуатация при сильных отрицательных температурах. С понижением температуры емкость АКБ снижается. К примеру, при температуре -30 0С аккумулятор, возможно, и не потеряет все свои свойства, но стартер, который начнет проворачивать коленвал в застывшем масле, окончательно приговорит его.
Определение уровня заряда аккумулятора
Специалисты рекомендуют обслуживать аккумулятор автомобиля два раза в год при смене сезонов. Первый раз батарею готовят к весенне-летней эксплуатации, а второй – перед наступлением холодов в осенне-зимний период. При регулярном техническом обслуживании и корректном использовании никаких дополнительных проверок АКБ не потребуется.
Если же автомобиль простаивал длительное время, и аккумулятор разрядился, то нужно проверить его работоспособность. Для этого используются следующие способы:
Измерение плотности электролита
По плотности электролита можно узнать точный заряд батарей. Такой способ применим только для обслуживаемых аккумуляторов, у которых есть доступ к раствору. Закрытые АКБ так проверить не получится. Суть метода заключается в следующей взаимосвязи – для повышенной плотности характерен более высокий заряд аккумулятора. Измерить плотность можно с помощью ареометра или рефрактометра.
В зависимости от результатов замера можно судить о степени заряда аккумулятора. Так, если показатель плотности составляет 1,28 г/см3, то это значит, что батарея заряжена на 100 % и готова к эксплуатации; 1,19 г/см3 – емкость АКБ находится на уровне 50 %, и ее нужно поставить на подзарядку. Плотность полностью разряженного аккумулятора составляет 1,10 г/см3, что говорит о необходимости его зарядки или замены.
Измерение напряжения
Определить уровень заряда аккумулятора можно и по напряжению. Важно знать, что при замере напряжения аккумулятора, только что снятого с зарядки или использованного в автомобиле, показатели напряжения будут несколько завышены. Поэтому для корректного измерения батарея должна пробыть несколько часов в состоянии покоя.
Существует два способа измерения напряжения аккумулятора. Первый способ предполагает проведения измерения без нагрузки с помощью вольтметра или мультиметра. Последний представляет собой универсальный прибор, которым можно измерять различные электрические характеристики. В том числе в его функционал входят и возможности вольтметра. Последовательность измерения напряжения приведена ниже:
- Выключаются все фары, поворотники, электроприборы и зажигание, так как в противном случае достоверность результата будет вызывать сомнение.
- На приборе, которым будет производиться измерение, следует выставить диапазон до 20 В. Это значение будет в любом случае выше стандартного напряжения любого аккумулятора, которое составляет 12 В.
- Концы проводов накидываются на клеммы аккумулятора, причем важно не перепутать – на плюс идет провод красного цвета, а на минус – черного.
После этого вам останется только зафиксировать на приборе текущее значение напряжения батареи. Если этот показатель составляет 12,7 В, то считается, что аккумулятор заряжен полностью. При потере напряжения на 0,1 В емкость АКБ падает на 10 %. Таким образом, если при проверке напряжения прибор покажет значение 12,4 В, то аккумулятор подлежит зарядке.
Применение второго способа чаще практикуется сервисными центрами, но, несмотря на это, его могут использовать самостоятельно и обычные автовладельцы. Суть этого метода заключается в использовании нагрузочной вилки, т. е. прибора с резистором, который обладает всеми функциональными возможностями вольтметра. При помощи этого приспособления на аккумулятор создается кратковременная нагрузка, в конце которой измеряется напряжение.
Необходимо отметить, что способ с применением нагрузочной вилки считается наиболее точным. Показатель в 10,2 В является идеальным и говорит, что АКБ находится в отличном состоянии с полным зарядом. Обязательная подзарядка потребуется, если напряжение составляет около 9 В. Показания напряжения ниже 8 В свидетельствуют о полном разряде батареи или ее неисправности.
Альтернативные методики
Что делать, если в нужный момент под рукой нет никаких устройств, которыми можно измерить плотность или напряжение АКБ? В этом случае необходимо использовать альтернативные методики.
Одной из таких является проверка по индикатору. Некоторые модели аккумуляторов оснащаются специальными глазками, и в зависимости от их цвета можно определить степень заряда.
Зеленый цвет говорит о том, что аккумулятор заряжен полностью, белый – о необходимости подзарядки, а черный свидетельствует о неисправности или полном разряде устройства.
К недостатку этого способа относят невысокую точность, так как роль индикатора выполняет обыкновенная линза, отсвечивающая в отверстие, расположенное в крышке АКБ. Зеленое свечение может сохраняться даже при 30 % потери емкости, т. е. индикатор показывает, что все нормально, а в реальности аккумулятор уже давно пора подзарядить.
Следующей методикой является проверка по зарядному устройству. Этот простой метод состоит в том, что некоторые зарядные устройства обладают специальной кнопкой для проверки. Прибор подключается к клеммам аккумулятора, приводится в действие, и вам остается только снять показания.
Еще одним способом проверки является использование сигнализации. Некоторые пульты охранных систем автомобиля оснащаются кнопкой, нажав на которую, на дисплей выводятся показатели напряжения АКБ. Если же система не подразумевает наличие брелока, то эту информацию можно найти в приложении для сигнализации, оснащенной GSM-модулем.
Проверкой уровня раствора также можно узнать степень заряда. Для этого нужно стеклянную мерную трубку опустить в электролит до ее соприкосновения с твердыми элементами аккумулятора. Если на шкале будет значение в диапазоне от 10 до 15 мм, то АКБ считается полностью заряженной. Важно помнить, что такой метод подходит только для обслуживаемых батарей.
Также уровень заряда определяют с помощью индикатора напряжения бортовой сети, который представляет собой специальное устройство, подключаемое в гнездо прикуривателя.
Процедура зарядки аккумулятора
В настоящее время многие автолюбители не знают, как зарядить севший аккумулятор. Как и любой другой деятельности, процессу зарядки предшествуют подготовительные работы.
Подготовка инструментов
В первую очередь для зарядки АКБ потребуется зарядное устройство, представляющее собой прибор небольшого размера. Его подключают к розетке 220 В, после чего с помощью специальных проводов присоединяют к аккумулятору. Такой прибор может быть в двух исполнениях:
- ЗУ с постоянным напряжением, которое в состоянии за сутки на 80 % восполнить ток аккумулятора.
- ЗУ с постоянным током. Использование этого прибора намного эффективнее, поскольку всего за 8–10 часов оно может полностью зарядить аккумуляторную батарею. Конечно, такая скорость негативно сказывается на долговечности АКБ, так как происходит осыпание пластин из-за быстрой и агрессивной подачи тока.
Любое современное зарядное устройство работает в автоматическом режиме, т. е. контролирует процесс заряда, исключая недозарядку или перезарядку батареи. От вас требуется только выставить напряжение или величину тока.
Если зарядка производится старым прибором, в котором нет никакой автоматики, тогда необходимо самостоятельно контролировать процесс и следить за емкостью АКБ.
Для начинающего автолюбителя, не знающего, как зарядить полностью севший аккумулятор автомобиля, эта задача может оказаться довольно сложной, поэтому лучшим вариантом будет приобретение современного устройства. В противном случае есть риск выхода батареи из строя.
Для того чтобы снять аккумулятор, потребуется набор ключей гаечного типа. Как правило, размерность ключей находится в диапазоне от 10 до 17 мм. Этот параметр зависит от типа крепления АКБ. В случае зарядки необслуживаемого аккумулятора больше ничего готовить не нужно, только ЗУ и ключи.
Скачай приложение бесплатно и получи 300₽ в подарок
Мы разработали мобильное приложение!
После регистрации в приложении мы дарим Вам подарок -
300 БОНУСОВ, которыми вы можете оплатить часть работ
- Кэшбек 5% от каждого заказ-наряда
- Удобное оформление онлайн-заявки на запись с выбором удобного автотехцентра
- Актуальные анонсы о проводимых акциях и персональных предложениях
Установите приложение за 2 простых действия:
При работе с обслуживаемой батареей дополнительно понадобится большая шлицевая отвертка, с помощью которой будут откручиваться пробки из верхней крышки, а также ареометр, для того чтобы измерять плотность электролита в процессе зарядки.
Подготовка аккумулятора
В первую очередь необходимо извлечь аккумулятор из подкапотного пространства и внимательно осмотреть его. На корпусе не должно быть никаких потеков и вздутий. При наличии деформаций кожуха или следов электролита зарядка и эксплуатация такой АКБ запрещена.
Если никаких следов неисправностей нет, то аккумулятор следует очистить от пыли и грязи. Лучше всего это делать раствором соды, под действием которой происходит нейтрализация кислоты, выделяющейся из батареи. Окислы на клеммах необходимо почистить наждачной бумагой.
Если процесс зарядки осуществляется в зимний период, а батарею сняли с машины, которая находилась на улице, то необходимо подождать некоторое время, чтобы температура электролита выросла до комнатной.
В обслуживаемых аккумуляторах необходимо выкрутить пробки из каждой банки. Совсем убирать их не нужно, так как внутрь может попасть грязь. Пусть пробки находятся выкрученными в своих гнездах и через них будут выходить образующиеся пары.
Все современные аккумуляторы оснащаются специальным клапаном, через который стравливается излишнее давление.
Когда все приготовления закончены, можно приступать непосредственно к процессу зарядки. При подключении ЗУ к клеммам аккумулятора очень важно соблюдать полярность и очередность, т. е. сначала плюс подсоединяют к плюсу (провод красного цвета), затем минус – к минусу (провод черного цвета), после чего включают прибор в сеть.
Зарядка постоянным током
При зарядке постоянным током на ЗУ следует установить защитное значение напряжения, которое максимально допустимо для вашего аккумулятора.
Сила тока на устройстве должна быть выставлена в диапазоне от 8 до 10 А. При этом необходимо помнить следующую закономерность – при меньшем значении тока зарядка займет больше времени, но аккумулятор будет целее.
В процессе зарядки напряжение постепенно увеличивается, поэтому необходимо его постоянно контролировать. Этот параметр отображается на шкале зарядного устройства или дисплее. При достижении напряжения предельно допустимых значений для батареи нужно на 50 % уменьшить подаваемый ток.
Важно, чтобы электролит в процессе зарядки не перегревался и не кипел. Даже если напряжение не увеличилось до критических значений, но уже слышится характерное бульканье, то подаваемый ток следует сократить.
Это действие приведет к снижению напряжения, но через некоторое время оно опять начнет расти. Зарядку следует продолжать с такой же силой тока до тех пор, пока напряжение не вырастет до пороговых значений.
Когда зарядка аккумулятора будет приближаться к завершению, силу тока необходимо выставить на 0,25–0,5 А и подержать АКБ на зарядке еще около двух часов.
По окончании зарядки необходимо выключить ЗУ из розетки. От батареи сначала отсоединяют черный (минусовой) провод, а затем красный (плюсовой). Сразу устанавливать в автомобиль горячий аккумулятор нельзя, необходимо, чтобы он остыл до комнатной температуры.
После зарядки необходимо с помощью мультиметра измерить напряжение на клеммах АКБ или ареометром проверить плотность электролита. При недостаточной плотности снова подключается ЗУ, выставляется минимальное значение тока и осуществляется зарядка.
Зарядка постоянным напряжением
Для того чтобы зарядить севший в ноль аккумулятор, перед началом процесса необходимо проверить, есть ли у ЗУ функция автоматического ограничения силы тока, которая не должна превышать значение 25 А. Ограничение придется выставлять в ручном режиме, если такая функция отсутствует.
На устройство нужно установить значение подаваемого напряжения равное предельно допустимому. Как правило, напряжение зарядки автомобильной АКБ не превышает 14,8 В. Сначала значение тока сильно увеличится, но впоследствии станет быстро снижаться.
Аккумулятор следует оставить в таком состоянии, так как по мере накопления заряда сила тока будет уменьшаться самостоятельно.
Многие, особенно начинающие автолюбители, не знают, сколько времени нужно заряжать севший аккумулятор. Продолжительность зарядки зависит от максимальной емкости АКБ и уровня разрядки. Как правило, полный цикл занимает не меньше 24 часов, при этом необходимо периодически контролировать состояние батареи.
Аккумулятор можно считать полностью заряженным тогда, когда значение тока зарядки снизится до 0,25 А. Возможна ситуация, что в процессе электролит начнет кипеть. В этом случае устройство отключается, батарея остывает, и только после этого зарядка возобновляется.
По завершении зарядки ЗУ отключается от сети, а провода отсоединяются от клемм. АКБ должна остыть, после чего следует измерить плотность электролита или заряд. При недостаточном уровне заряда нужно снова подключить ЗУ и подождать до тех пор, пока значение потребляемого тока не снизится на 0,1 или 0,2 А.
Советы по технике безопасности при зарядке аккумулятора
Вышеперечисленными способами заряжаются свинцово-кислотные аккумуляторы любого типа. Для того чтобы правильно зарядить севший аккумулятор автомобиля, при достижении требуемых значений тока или напряжения нужно сразу прекратить процесс зарядки. Если этого не сделать, то емкость АКБ не увеличится, но электролит может перегреться, что приведет к падению его уровня или осыпанию пластин.
Большинство современных зарядных устройств оснащается встроенной автоматикой, которая самостоятельно осуществляет контроль уровней тока и напряжения, что намного облегчает процесс зарядки АКБ. После того как зарядка завершится, автоматика уменьшит подачу тока или совсем отключит, а также подаст звуковой сигнал. При этом никто не отменял процесс контроля зарядки человеком, ведь электроника иногда может давать сбои.
Так как в аккумуляторах содержится опасная для людей и животных концентрированная кислота, и в процессе нагрева электролита происходит выделение токсичных и горючих паров, важно соблюдать меры безопасности и использовать СИЗ.
В помещении не должно быть источников открытого огня.
В процессе зарядки запрещено трогать клеммы и иные токопроводящие элементы. Трясти и переворачивать АКБ нельзя, так как находящийся в ней электролит может вытечь и попасть на кожу. Если же это произошло, то не нужно вытирать его ветошью или тряпкой. Для нейтрализации кислоты необходимо иметь под рукой концентрированный раствор щелочи или соды.
Запрещается накрывать аккумулятор и ЗУ.
Часто задаваемые вопросы о зарядке севшего аккумулятора
Можно ли зарядить севший аккумулятор машины, не снимая его?
Да, заряжать аккумуляторную батарею можно и в автомобиле, но при этом клеммы должны быть сняты. В противном случае скачки напряжения в процессе зарядки могут повредить электронные системы транспортного средства.
Чем лучше заряжать — генератором или зарядным устройством?
Для полноценной зарядки АКБ рекомендуется использовать специально предназначенное зарядное устройство. Генератор выдает небольшую силу тока, поэтому для зарядки аккумулятора его лучше не применять.
Можно ли заряжать аккумулятор на морозе?
В экстренных случаях можно, при условии, что электролит не замерз до состояния льда. При этом, скорее всего, полностью зарядить аккумулятор не получится. Если не осуществлять постоянный контроль таких параметров, как напряжение, сила тока и плотность электролита, то велика вероятность того, что АКБ полностью выйдет из строя.
Нуждается ли в зарядке новый аккумулятор?
Как правило, при покупке нового аккумулятора он будет заряжен только на 80 %. Конечно, случаются счастливые исключения, и попадаются аккумуляторы, которые выдают напряжение 12,7–12,9 В. Можно спокойно ездить с немного разряженным новым аккумулятором довольно длительное время и не подзаряжать его. Но если на новой батарее напряжение составляет 12,1 В, то в этом случае нужно обязательно подзарядить ее.
Полностью исправная и заряженная батарея – залог длительной эксплуатации вашего авто. Если у вас нет зарядного устройства, либо вы не знаете, как правильно зарядить севший аккумулятор, то выходом может стать обращение в специализированную мастерскую, специалисты которой проведут диагностику и подзарядку АКБ.