- Важность давления масла в двигателе
- Причины снижения давления масла в двигателе
- Как проверить давление масла
- Проверка электронного датчика давления масла с помощью мультиметра
- Инструкция по механической проверке давления масла
- Простой способ проверки давления масла без манометра
- Часто задаваемые вопросы о проверке давления масла
- Можно ли полагаться только на контрольную лампу?
- Что нужно сделать перед проверкой?
- Что учитывать, если в автомобиле установлены два датчика?
Как проверить давление масла? Для этого есть три способа: использовать мультиметр, с помощью манометра и специальных переходников, а также оценка по течи масла из посадочного места датчика.
На что обратить внимание? Пренебрегать проверкой давления не стоит, ведь при масляном голодании двигатель быстрее изнашивается и может в любой момент заклинить. Обнаружив его снижение, следует выявить и причину.
Важность давления масла в двигателе
Практически все подвижные элементы двигателя требуют смазки. Без неё возникает огромная сила трения, что приводит к износу деталей. Кроме того, скольжение вызывает нагрев, который забирает у двигателя полезную энергию и также способствует ускоренному износу.
Некоторые компоненты, такие как цепной привод газораспределительного механизма, смазываются методом разбрызгивания. Однако к наиболее критичным деталям — кривошипно-шатунному механизму, распределительным и балансирным валам, а также подшипникам турбокомпрессора — масло подается через узкие каналы системы смазки.

Для того чтобы масло достигало зон трения и обеспечивало их надлежащую смазку, необходимо создать определённое давление. Эту задачу выполняет масляный насос, который забирает его из картера двигателя и подает через фильтр в систему смазки.
Контроль давления масла представляет собой более сложную задачу, чем мониторинг его уровня. Это связано с тем, что давление возникает только во время работы двигателя, когда масляный насос, обычно приводимый в движение коленвалом, функционирует. Поэтому проверка давления масла в двигателе осуществляется автоматически.
Специальный датчик установлен в одной из магистралей системы смазки и, при обнаружении слишком низкого давления, отправляет сигнал в электронный блок управления. В ответ на это загорается аварийная лампа на приборной панели, а также может появиться текстовое сообщение на экране борткомпьютера.
В старых автомобилях система оповещения более проста, но также информирует водителя — яркая красная лампочка сигнализирует о необходимости немедленно прекратить движение и заглушить двигатель до выяснения причин снижения давления масла.
Если на вашем автомобиле загорелся индикатор, давайте разберемся в деталях, как проверить давление масла в двигателе?
Прежде всего, нужно знать, какое давление в двигателе внутреннего сгорания считается нормальным. Однако это значение не является постоянным. Это логично, так как на холостых оборотах коленвал вращается медленно, нагрузка на детали минимальна, и для смазки достаточно небольшого давления. С увеличением оборотов возрастает и потребность в смазке.
В общем, можно ориентироваться на следующие показатели для бензиновых двигателей:
- давление масла на холостых оборотах — около 1–2 атм. (0,1–0,2 МПа);
- при частоте вращения 4500–5500 об/мин — от 4 до 6,5 атм. (0,4–0,65 МПа).

Эти значения являются средними, а фактические рекомендованные производителем параметры могут варьироваться. Узнать их можно только из сервисной документации для конкретной модели и модификации транспортного средства.
Причины снижения давления масла в двигателе
- Недостаток масла
При появлении проблем с давлением масла необходимо заглушить двигатель и проверить уровень смазочной жидкости с помощью щупа. Если уровень ниже нормы, добавьте масло той же марки и вязкости, а затем проверьте давление.
- Несвоевременная замена масла
С течением времени и при постоянном нагреве моторное масло теряет свои физико-химические свойства. После длительных пробегов оно становится более густым и хуже проходит через масляные каналы, что приводит к снижению давления масла.
Это может вызвать негативные последствия, такие как ухудшение смазки и повышенный износ подвижных частей двигателя. Поэтому важно менять масло не реже, чем это рекомендует производитель.
- Использование неподходящего моторного масла
Каждый производитель автомобиля указывает рекомендуемые характеристики смазочной жидкости для своего двигателя. Невыполнение этих инструкций может привести к неправильной работе вспомогательных систем и, как следствие, к снижению давления масла.
Скачай приложение бесплатно и получи 300₽ в подарок
Мы разработали мобильное приложение!
После регистрации в приложении мы дарим Вам подарок -
300 БОНУСОВ, которыми вы можете оплатить часть работ
- Кэшбек 5% от каждого заказ-наряда
- Удобное оформление онлайн-заявки на запись с выбором удобного автотехцентра
- Актуальные анонсы о проводимых акциях и персональных предложениях
Установите приложение за 2 простых действия:
- Попадание сторонних веществ в картер
Одной из наиболее распространенных проблем является попадание антифриза в масло, оно может произойти из-за повреждения прокладки между головкой и блоком двигателя. Это приводит к образованию эмульсии, которая не обладает смазывающими свойствами и не может быть сжата насосом до необходимого давления.
- Неисправный датчик давления
Эта проблема наблюдается у двигателей Chevrolet. Если двигатель не прогревать, масло может «пробить» датчик, в результате чего он перестает корректно работать и не показывает правильные данные. Для решения этой проблемы нужно заменить неисправное устройство и помнить о необходимости прогревать двигатель на холостом ходу в зимнее время.
- Поломка масляного насоса
Снижение давления масла и увеличение его расхода — это основные признаки проблем с масляным насосом. Хотя помпа обычно обладает длительным сроком службы и редко выходит из строя, ее поломка может быть вызвана неправильной эксплуатацией, некачественным ремонтом или неподходящим моторным маслом.
Ухудшение работы насоса чаще всего связано с такими факторами, как:
- значительный износ основных узлов и деталей;
- засорение или ненадежная установка масляного фильтра;
- повреждение прокладки;
- неисправность редукционного клапана.
- Износ двигателя
Если пробег мотора составляет около полумиллиона километров, это может указывать на существенный износ его узлов и деталей, таких как вкладыши коленвала и маслосъемные кольца. Каждый производитель указывает максимальный пробег до капитального ремонта.
Важно помнить, что сложные неисправности не рекомендуется устранять самостоятельно, если вы не являетесь высококвалифицированным специалистом в области авторемонта. В остальных случаях лучше обратиться в сервисный центр.
- Пробитый поддон
Такое повреждение часто происходит при движении по дорогам с ямами и ухабами. При пробое поддона масло быстро вытекает, и система смазки перестает функционировать, о чем сразу же сигнализирует аварийный индикатор.

- Неисправность насоса
Хотя такие случаи встречаются нечасто, водители все же сообщают о поломках насосов. В современных автомобилях о возникших проблемах сигнализируют индикаторы, тогда как на старых моделях необходимо внимательно прислушиваться к звукам работы двигателя, чтобы заметить возможные неисправности.
- Утечка масла через ненадежные соединения
При некачественной сборке двигателя или использовании «китайских» запчастей могут возникнуть зазоры между отдельными элементами. Через эти щели моторное масло вытекает наружу, что приводит к значительному снижению давления, хотя и не так быстро, как при пробое поддона.
Утечку легко обнаружить после стоянки автомобиля: на месте, где он находился, могут появиться масляные пятна.
Как проверить давление масла
Есть определенные правила и инструменты, которые позволяют узнать, как проверить давление масла.
проблемы?
Оставьте номер
и мы проконсультируем
вас бесплатно!
Перезвоним в течение 1 минуты
Проверка электронного датчика давления масла с помощью мультиметра
Электронные датчики давления масла, которые устанавливаются как на иномарках, так и на отечественных автомобилях, например, на ВАЗ-2114 и других современных моделях «Лады», довольно легко проверить. Они работают по принципу реостата, размыкая цепь при достижении необходимого давления.
Чтобы диагностировать датчик аварийного давления масла, вам понадобятся следующие шаги:
- На мультиметре выберите функцию для проверки разрывов в электрических цепях (прозвонка).
- Плотно соедините воздушный насос с чувствительным отверстием датчика. Герметичность этого соединения очень влияет на точность измерений.
- Один щуп мультиметра подключите к центральному выходному контакту датчика, а второй — к корпусу (массе).
Затем с помощью насоса накачайте давление воздуха в диапазоне от 1 до 1,5 атмосферы. Не стоит превышать это значение, чтобы избежать повреждения мембраны. Исправный датчик немедленно разрывает электрическую цепь благодаря штоку, который соединен с мембраной, реагирующей на давление масла.

Если при проведении проверки датчик работает правильно, мультиметр покажет разрыв цепи. В противном случае, если разрыв не происходит, значит, датчик неисправен. Также стоит учитывать, что причиной постоянно горящего индикатора давления масла на приборной панели может быть поврежденный провод с изоляцией.
Существует и другой способ проверки датчика давления масла. Для этого необходимо отсоединить провод питания от датчика и замкнуть его на корпус. Если датчик исправен, это приведет к отключению лампы-индикатора. Если же индикатор продолжает гореть, значит, датчик требует замены.
Инструкция по механической проверке давления масла
Давайте разберемся, как проверить давление масла: с манометром и без. Перед началом проверки обязательно ознакомьтесь с технической документацией вашего автомобиля, чтобы узнать рабочее давление масла. Это значение станет основой для сравнения ваших измерений.
Также вам потребуется манометр, специально предназначенный для измерения давления масла, и переходник к нему.
Вот пошаговая инструкция по проверке давления масла:
- Проверьте уровень масла с помощью щупа.
- Прогрейте двигатель до рабочей температуры.
- Выкрутите датчик давления масла.
- Установите манометр с помощью переходника.
- Измерьте давление при работе двигателя на холостых оборотах.
- Постепенно увеличьте обороты до среднего, а затем до высоких, фиксируя показания манометра на каждом этапе.
- Сравните полученные результаты с данными, указанными в документации производителя.
Обратите внимание на следующие важные моменты:
- Масло должно соответствовать требованиям по вязкости, указанным в паспорте двигателя.
- Убедитесь, что уровень масла не слишком высок и в него не попали антифриз или топливо.
- Двигатель должен быть выведен на рабочие параметры.
- Возможны неисправности коренных или шатунных вкладышей.
- Критический износ масляного насоса, засорение маслоприемника или повреждение заборной трубки в поддоне также могут влиять на давление.
Если вы заметили признаки снижения давления масла, такие как мигание или постоянное свечение соответствующего индикатора, грубая работа двигателя или стуки гидрокомпенсаторов, настоятельно рекомендуется проверить давление в смазочной системе.
Этот простой шаг может помочь предотвратить серьезные поломки двигателя, которые потребуют значительных затрат и усилий для восстановления.

Простой способ проверки давления масла без манометра
Не всегда под рукой оказывается манометр, поэтому существует простой экспресс-метод для диагностики давления моторного масла. Для этого вам понадобится помощь друга и несколько подручных инструментов. Следует отметить, что этот метод позволяет лишь проверить наличие давления, достаточного для передвижения автомобиля.
Вот шаги, которые нужно выполнить в отсутствие манометра:
- Откройте капот и проверьте уровень масла с помощью щупа.
- Отключите и выкрутите датчик давления масла, установленный на двигателе.
- Обесточьте катушки зажигания, отсоединив провода.
- Прокручивайте стартером коленчатый вал двигателя.
Во время работы стартера обратите внимание на монтажное отверстие датчика давления масла. Вам нужно проверить, появляется ли струя масла при вращении мотора.
Если струя масла присутствует, это указывает на неисправность датчика, и вы можете спокойно доехать до сервиса. Если же масло не вытекает из посадочного места датчика, это означает, что подача масла в двигатель отсутствует. В таком случае рекомендуется воздержаться от дальнейшего передвижения на автомобиле.
Таким образом, этот метод также позволяет проверить исправность датчика давления масла.
Часто задаваемые вопросы о проверке давления масла
Можно ли полагаться только на контрольную лампу?
Контрольная лампа на панели приборов не всегда является надежным индикатором состояния масла. Она может не загораться даже при значительном снижении уровня масла в поддоне двигателя. Кроме того, лампа может не активироваться и при падении давления масла, если это снижение не критическое.
Что нужно сделать перед проверкой?
Перед тем как проводить замеры давления, обязательно проверьте уровень и состояние масла. Также важно оценить общее состояние двигателя, исправность его компонентов и чистоту масляной системы.
Что учитывать, если в автомобиле установлены два датчика?
Первый датчик измеряет абсолютное давление и обычно показывает значения в пределах 0.15-0.45 атм. Его проверка осуществляется аналогично проверке электронного устройства. Второй датчик контролирует давление масла во время работы двигателя, его верхний предел составляет 1.8 атм. При достижении этого значения цепь замыкается, и индикатор загорается.
Поддержание нормального уровня давления масла критически важно для правильной работы двигателя, и этому аспекту стоит уделять особое внимание.
Однако не все проблемы, связанные с маслом, являются критическими. Многие из них можно решить без необходимости разборки двигателя, например, с помощью очистки системы, замены масла или стабилизатора вязкости. В случае серьезных поломок лучше обратиться в автосервис для профессиональной проверки и диагностики.
Изображение в шапке статьи: freepik / freepik.com