- Особенности АКПП
- Возможные шумы АКПП
- Почему гудит АКПП
- Шум АКПП на холодную
- Вой первой передачи АКПП
- Гудение АКПП на скорости
- Гудение АКПП при разгоне
- Шумит АКПП при включении задней передачи
- Воет АКПП при переключении передач
- Присадки для снижения уровня шума АКПП
- Часто задаваемые вопросы о гуле АКПП
- Как определить, что АКПП в аварийном режиме?
- Какими могут быть признаки неисправности гидротрансформатора?
- По каким причинам может возникать периодический стук в АКПП?
В чем проблема? Если гудит АКПП, то это веский повод насторожиться и как минимум отогнать авто на диагностику. В лучшем случае придется долить масло в коробку, в худшем предстоит капитальный ремонт.
Что учесть? Нужно внимательно прислушаться к постороннему звуку, так как гудеть может не только АКПП, но и другие узлы, расположенные по соседству. Также важно понять, в какой момент появляется гул: на паркинге, скорости, при включении первой или задней передачи.
Из этого материала вы узнаете:
- Особенности АКПП
- Возможные шумы АКПП
- Почему гудит АКПП
- Присадки для снижения уровня шума АКПП
- Часто задаваемые вопросы о гуле АКПП
Особенности АКПП
АКПП, или автоматическая коробка передач, – это сложный трансмиссионный узел, с помощью которого происходит самостоятельное переключение ступеней в зависимости от того, с какой скоростью движется автомобиль в данный момент, и от действующей нагрузки на двигатель. В отличие от механической коробки передач, здесь водителю не нужно постоянно нажимать на сцепление и вручную перемещать рычаг. Это очень удобно, особенно при сильно загруженном трафике на дорогах, так как все внимание можно сосредоточить только на управлении транспортным средством. Передачи переключаются плавно, быстро и четко, без каких-либо задержек и рывков.
Основными элементами классической гидромеханической АКПП являются:
- Гидротрансформатор, с помощью которого происходит передача крутящего момента от двигателя с его дальнейшим приумножением.
- Планетарные ряды, состоящие из зубчатых шестеренок и отвечающие за формирование передаточных чисел.
- Набор фрикционов и тормозных лент, зоной ответственности которых является переключение ступеней.
- Клапанная коробка и гидроблок управления, с помощью которых происходит регулировка давления масла в системе.
В чем заключается принцип действия АКПП? При работе этого узла происходит автоматическое изменение передаточных чисел в планетарном редукторе. За счет чего? За счет блокировки и растормаживания фрикционных элементов. При этом блоком управления учитывается довольно большое количество параметров, таких как скорость транспортного средства, положение дроссельной заслонки, текущая скорость и сопротивление движению.
Возможные шумы АКПП
Если гудит АКПП, то ключевой задачей при определении неисправностей по звуку является их выявление независимо от того, стоит автомобиль или осуществляет движение. Процесс диагностики характеризуется тем, что появляется возможность различать шумы, которые издают при работе те или иные компоненты. К примеру, напомнить о себе может даже радиатор охлаждения АКПП. Опытный автомобилист или мастер СТО должны уметь выявлять именно шум поломки агрегата, а не его работы.
Для четко и слаженно работающей коробки передач характерен один звук, а если слышатся какие-либо другие нехарактерные шумы, то, возможно, это и есть потенциальная неисправность.
Причин, по которым гудит АКПП, довольно много. Перед процессом диагностики необходимо исключить возможность появления тех звуков, которые не относятся к работе АКПП. Для этого следует внимательно осмотреть приводные ремни и систему охлаждения, прослушать, как работает система выпуска на заведенном автомобиле. При этом нужно тщательно зафиксировать в памяти те шумы, которые выбиваются из общего звукового ряда. Только после всех этих манипуляций нужно начинать непосредственное прослушивание работы автоматической КПП.
В том случае, если настройка заводской прошивки агрегата не особо удачная, то при исправной коробке не должны появляться никакие посторонние стуки, вибрации или удары, а у двигателя не должны повышаться обороты в момент перехода на более высокую ступень.
Почему гудит АКПП
Шум АКПП на холодную
Если АКПП гудит только на холодную, то теоретически пользоваться автомобилем разрешается, только вот комфортной такую эксплуатацию назвать нельзя. Поэтому большинство автомобилистов стараются сразу же сделать диагностику данного узла. Когда АКПП прогрета и ее работа продолжает сопровождаться посторонними звуками, это уже серьезный повод для беспокойства.
При непрогретом силовом агрегате наиболее часто шум может исходить от заклинившей муфты генераторного шкива. В этом случает необходимо просто поменять ремень в комплекте с натяжным роликом. Процесс диагностики данной неисправности следует проводить в следующей последовательности:
- сначала шкив нужно аккуратно прокрутить в одном направлении;
- затем направление прокрутки меняют;
- эти действия необходимо повторить несколько раз.
Если прокрутка происходит неровно, то шкив следует заменить, и вопрос – почему гудит АКПП – станет уже неактуальным.
Вой первой передачи АКПП
Данный признак свидетельствует о неисправности планетарной передачи, а если говорить предметно, то в группе шестеренок. Специалисты по ремонту АКПП категорически не рекомендуют игнорировать такую неисправность, так как существуют высокие риски того, что передача в ближайшее время рассыплется, а это приведет к серьезному ремонту двигателя.
Частичный профилактический ремонт планетарного механизма для автовладельца обойдется существенно дешевле, чем полная замена вышедшей из строя АКПП.
Важным моментом здесь является то, что данный вой не представляет опасности в том случае, если он появляется только во время принудительной или фиксированной передачи.
Гудение АКПП на скорости
Здесь речь идет о постороннем шуме, возникающем при ускорении или наборе скорости. Он напоминает гул ветра в полых трубах. Природа данного звука такова, что при разгоне он появляется, а потом, после стабилизации скоростного режима, постепенно усиливается и достигает определенного уровня. Далее он сопровождает водителя на протяжении всей поездки.
Если гудит АКПП на скорости, то причина, скорее всего, заключается в самом агрегате, а если говорить предметно, то в задней его части, в месте соединения АКПП и карданного вала. При этом собственная система диагностики неисправностей автомобиля зачастую не показывает никаких сбоев или ошибок.
Для неспециалиста такой симптом кажется серьезным, но, несмотря на это, он вовсе не говорит о том, что весь узел в ближайшее время выйдет из строя.
Скачай приложение бесплатно и получи 300₽ в подарок
Мы разработали мобильное приложение!
После регистрации в приложении мы дарим Вам подарок -
300 БОНУСОВ, которыми вы можете оплатить часть работ
- Кэшбек 5% от каждого заказ-наряда
- Удобное оформление онлайн-заявки на запись с выбором удобного автотехцентра
- Актуальные анонсы о проводимых акциях и персональных предложениях
Установите приложение за 2 простых действия:
С большой долей вероятности можно констатировать, что гудит передний подшипник АКПП в раздаточной коробке. Данную неисправность можно устранить следующим образом:
- необходимо снять и разобрать раздаточную коробку;
- неисправные подшипники удаляют, а на их место устанавливают новые;
- затем нужно промыть картер раздаточной коробки;
- сборку производят в обратном порядке;
- последним шагом является долив в гидротрансформатор рабочей жидкости.
Гудение АКПП при разгоне
Если в машине гудит АКПП при разгоне, то, скорее всего, это связано с необходимостью ремонта заднего редуктора. Также нужно проверить исправность задних тормозных дисков с тыльной стороны, на которых непосредственно располагаются сами цилиндры. Они тоже могут издавать шум.
Причиной появления постороннего звука может быть значительное отложение ржавчины. Это считается «наилучшим» вариантом для автовладельца, так как такая неисправность устраняется простой, но в то же время основательной чисткой дисков с их внутренней стороны.
Шумит АКПП при включении задней передачи
Сами автомобилисты говорят, что именно этот звук раздражает их сильнее всего. По своей структуре он напоминает работу отбойного молотка. Его особенностью является то, что когда машина непрогретая, он звучит наиболее громко, а по мере прогрева – постепенно стихает.
Если АКПП гудит на задней передаче, то причина данного шума, скорее всего, заключается в тросике, соединяющем АКПП с регулирующим рычагом. К радости владельцев авто, никакого существенного ремонта не потребуется, достаточно взять пластиковую стяжку и притянуть тросик к кронштейну.
Воет АКПП при переключении передач
Наиболее часто этот неприятный звук раздается во время переключения на вторую передачу. Своим появлением он обязан планетарной передаче, которая просто уже банально устарела и готовится к выходу из строя в связи со своим износом. Ремонт в этом случае будет довольно дорогостоящим.
Специалисты по ремонту советуют регулярно обращать внимание на звуки во время движения, замечать, гудит ли АКПП на паркинге. Если будут какие-либо подозрительные шумы, то не стоит откладывать визит в специализированную СТО. Можно самостоятельно доставить туда автомобиль или же организовать выезд специалиста.
При этом важно обратиться именно к квалифицированным работникам, у которых в арсенале есть специализированное диагностическое оборудование, знания и опыт. В небольшие гаражные мастерские, которые берутся за все работы, лучше не обращаться, так как это чревато полной заменой АКПП.
Конечно, если ремонт заключается в банальной чистке дисков или крепеже тросика, то эти работы можно выполнить и самостоятельно.
Довольно часто можно встретить ситуацию, когда шумы пропадают после очистки регуляторов температуры, давления и т. д. В качестве профилактики не лишним будет долив масла в коробку или его полная замена.
Присадки для снижения уровня шума АКПП
При появлении гула в коробке передач или иных посторонних звуков первое, что нужно сделать, – это провести полную диагностику агрегата и определить причину неисправности. Если выяснится, что дефект не представляет критической угрозы для работы АКПП, то можно попробовать устранить шум при помощи добавления присадок в трансмиссионное масло. Что такое присадки от шума? Они представляют собой комплект активных веществ, улучшающих свойства масла, в результате чего изношенные детали частично могут восстановиться. С помощью присадок, в зависимости от их состава, можно достичь следующих результатов:
- повысить вязкость и несущую способность масла, что приводит к снижению трения между деталями;
- заполнить микротрещины и неровности на поверхностях, сгладить зазоры;
- создать прочную масляную пленку, которая будет защищать узлы от износа и перегрева;
- очистить каналы гидроблока от отложений и продуктов окисления.
Для устранения гула и воя присадки можно использовать в следующих случаях:
- при износе шестеренок и подшипников вследствие некачественного масла или большого пробега;
- при повреждении синхронизаторов и фрикционов из-за перегрева или загрязнения;
- при наличии вибраций и стуков во время переключения передач, которые связаны с износом деталей;
- при утечке масла через изношенные сальники и уплотнения.
Присадки необходимо применять строго в соответствии с инструкцией. Принцип «чем больше, тем лучше» здесь не работает. Как правило, заливку химии осуществляют через маслоналивную горловину, после чего нужно проехать пару километров и прислушаться, гудит ли АКПП. Этого расстояния вполне достаточно для того, чтобы произошло равномерное распределение состава, и он начал действовать.
Следует помнить, что присадки не являются средством универсального ремонта при всех неисправностях. Серьезные неполадки они устранить не в состоянии. С их помощью можно только замаскировать неисправности и замедлить их развитие. Если износ деталей достиг критического значения, то капитального ремонта не избежать.
Часто задаваемые вопросы о гуле АКПП
Как определить, что АКПП в аварийном режиме?
Определить неисправность автоматической КПП довольно просто – на панели приборов невозможно не заметить целую россыпь загоревшихся индикаторов. Последствиями того, что коробка вошла в режим аварийки, будут ухудшение динамики при разгоне авто, невозможность разогнаться даже в том случае, если до отказа нажать на педаль газа, пропажа передачи D и т. д.
Если АКПП встала в аварийный режим, то длительная эксплуатация автомобиля запрещена.
Какими могут быть признаки неисправности гидротрансформатора?
Если гудит гидротрансформатор АКПП, то это сопровождается следующими признаками:
- посторонний гул в области коробки при попытке переключения в позиции D или R;
- наличие вибрации или плавающих оборотов в процессе перемещения;
- посредственный разгон транспортного средства и его низкая динамика, что может быть последствием неисправности обгонного элемента реактора, который находится внутри гидротрансформатора.
По каким причинам может возникать периодический стук в АКПП?
Стук может появиться из-за:
- зависших клапанов в мехатронике или гидроблоке;
- изменения зазоров в пакетах муфт;
- изменения уровня трансмиссионного масла;
- неисправности электронного блока управления и иных исполнительных механизмов;
- загрязнения соленоидов и последующего выхода из строя регулятора давления.
Резюмируя все вышесказанное, можно сделать вывод: если гудит коробка АКПП, то это признак неисправности, а не износа, возникающего по естественным причинам. Наличие гула в коробке говорит о том, что транспортное средство эксплуатировать нельзя, необходимо углубленное проведение диагностики.