- Что такое чип-тюнинг двигателя
- Зажигание
- Топливный впрыск
- Подача воздуха
- Как делают чип-тюнинг двигателя
- Плюсы и минусы чип-тюнинга двигателя
- Нюансы чип-тюнинга для бензинового и дизельного двигателя
- Бензиновые моторы
- Дизельные моторы
- Возможные последствия после чип-тюнинга двигателя
- Сколько стоит чип-тюнинг двигателя
- Часто задаваемые вопросы о чип-тюнинге двигателя
- Можно ли сделать чип-тюнинг дистанционно?
- Нужно ли механическое вмешательство в компоненты автомобиля при чип-тюнинге?
- Позволяет ли чип-тюнинг добиться максимальной отдачи двигателя?
- Можно ли сделать чип-тюнинг самому?
- Насколько законно делать чип-тюнинг двигателя?
Что это? Чип-тюнинг двигателя — перепрограммирование электронного блока управления автомобиля, чтобы изменить его работу и получить новые характеристики. В результате повышаются мощность и крутящий момент, улучшается динамика разгона и снижается расход топлива.
На что обратить внимание? Следует найти специализированный сервис, чтобы сделать чип-тюнинг автомобиля. Самостоятельное вмешательство или работа неопытного мастера могут привести к нестабильной работе двигателя, провалам в тяге и другим неисправностям.
Что такое чип-тюнинг двигателя
Каждый автолюбитель в нашей стране хотя бы раз слышал это словосочетание: чип-тюнинг двигателя. Особенно популярна «чиповка» среди владельцев автомобилей с турбированными моторами.
Конечно, истинные фанаты тюнинга могут серьезно заморочиться, установив турбонаддув на атмосферный мотор, заменив распредвалы или расточив цилиндры.
Однако для большинства автолюбителей все эти манипуляции будут излишними. Да и не каждый готов выложить несколько сотен тысяч или миллионов рублей. По этой причине именно смена прошивки программными методами в России пользуется наибольшей популярностью. Следовательно, и вопросов вызывает больше всего.
Если говорить о том, что же это такое — чип-тюнинг двигателя, достаточно понять одну простую вещь: это программные изменения режимов, которые отвечают за работу мотора. Производитель на заводе заложил одну схему, а мастер ее настраивает по-другому. Процедура простая и доступная по цене. Все зависит от разновидности электронного блока управления, желаемого результата и расценок.
Основная масса программ для установки чип-тюнинга работают по типовому алгоритму. Меняются ключевые параметры. Выбирая мастерскую, следует обратить внимание на профессионализм мастеров. Немало «специалистов» берутся за работу, едва научившись подключать ноутбук к диагностическому разъему автомобиля.
Давайте разберемся, что же происходит после «прошивки мозгов».
Зажигание
Меняется угол, при котором искра попадает на топливо. Это приводит к тому, что смесь воспламеняется или раньше, или позже того, как задумал производитель. В конечном итоге это приводит к повышению мощности двигателя.
Топливный впрыск
Программными настройками можно изменить не только сам момент распыления топлива, но и его продолжительность. Как показывает практика, чип-тюнинг двигателя прошивками повышает расход. Впрочем, умельцы уже разработали отдельные схемы, которые позволяют снизить потребление топлива.
Нередко мастера в гаражных СТО обещают владельцам автомобилей сразу две опции после прошивки: уменьшение расхода и повышение мощности.
Правда, доверять таким обещаниям не стоит. В противном случае эти «специалисты» уже давно трудились бы на крупные автомобильные концерны. В действительности снизить расход после повышения мощности мотора можно, но падать он будет только при определенных режимах езды. Небольшая маркетинговая уловка.
Подача воздуха
Современные автомобили больше не оснащаются механическим дросселем. Его заменил сервомотор, управляющий заслонкой. Меняя схему его работы, мастер может отрегулировать процесс подачи воздуха в цилиндры мотора. Топливная смесь станет более насыщенной, повышая динамику.
Формально, меняя прошивку электронного блока управления, вы не сможете изменить другие параметры, кроме указанных выше. Не стоит ожидать серьезного прироста лошадиных сил. Мощность вырастет на 3–5 %, не больше. И это при условии, что мастер сделает чип-тюнинг двигателя грамотно. А такие специалисты попадаются далеко не всегда.
Смена фаз газораспределения при наличии фазовращателей — еще одна схема, позволяющая поднять лошадиные силы. Впрочем, если говорить глобально, подобные «настройки» не имеют большого смысла, если у вас атмосферный мотор. Высок риск, что двигатель потеряет стабильность работы, а топливо придется заливать канистрами. Ситуация с турбированными моторами обстоит несколько иначе.
Как делают чип-тюнинг двигателя
Чип-тюнинг автомобильного двигателя делается при помощи специального адаптера для разъема OBD II. Производитель предусмотрел его для проведения диагностики. При его наличии к нему можно подключить ПК с нужной прошивкой. В отдельных случаях требуется демонтаж блока управления двигателем.
Иногда достаточно просто поставить прошивку от производителя, выпущенную для более мощной версии этого же мотора. Сегодня такой маркетинговый ход активно используется автоконцернами. Один и тот же мотор настраивают по-разному, меняя мощность. Найти такую оригинальную прошивку — лучший чип-тюнинг двигателя.
Кастомные прошивки выпускаются мастерами самостоятельно. За основу берется базовая программа, в которой меняются отдельные алгоритмы. Иногда такие прошивки могут навредить мотору. Все зависит от профессионализма мастера.
На автомобилях, где заблокирована прошивка через стандартный разъем для диагностики, приходится снимать блок управления двигателем. Мастер припаивает к плате дополнительные провода, подключает их к адаптеру и только после этого соединяет с компьютером.
Плюсы и минусы чип-тюнинга двигателя
Следует понимать, какие плюсы и минусы есть у чип-тюнинга двигателя.
Сперва разберемся с минусами:
- Придется искать топливо лучшего качества.
- Высоки риски «уложить» блок управления двигателем, если попадется непрофессиональный мастер.
- Снижение экологичности мотора.
Как видите, список не такой уж и большой.
Теперь посмотрим на плюсы:
Скачай приложение бесплатно и получи 300₽ в подарок
Мы разработали мобильное приложение!
После регистрации в приложении мы дарим Вам подарок -
300 БОНУСОВ, которыми вы можете оплатить часть работ
- Кэшбек 5% от каждого заказ-наряда
- Удобное оформление онлайн-заявки на запись с выбором удобного автотехцентра
- Актуальные анонсы о проводимых акциях и персональных предложениях
Установите приложение за 2 простых действия:
- Вырастут крутящий момент и мощность.
- Повысится динамика автомобиля.
- Турбояма будет более плавной.
- Провалы в разгоне останутся в прошлом.
- Температурный режим работы двигателя будет максимально оптимизирован.
- На холостом ходу исчезнут вибрации мотора и плавающие обороты.
- Педаль газа станет чувствительней, что позволит уверенней выходить на обгон.
- На низких оборотах тяга мотора вырастет, а до самой отсечки будет сохраняться ровная полка крутящего момента.
- Включенный кондиционер больше не будет так сильно резать динамику.
- Возможность программного отключения «экологичных» опций, включая сажевый фильтр и катализатор.
Следует понимать, что у каждого водителя есть свои требования к мотору. Кому-то не нравится, что педаль газа слишком «тупит», а кто-то ждет максимальной отдачи от двигателя. Найдутся и те, кому будет достаточно отключения катализатора, давно вышедшего из строя.
Нюансы чип-тюнинга для бензинового и дизельного двигателя
Бензиновые моторы
Среди автопроизводителей растет популярность бензиновых моторов, разогнанных при помощи турбин. Однако остаются и приверженцы традиционных атмосферных силовых агрегатов. Тип устанавливаемого двигателя производитель указывает в инструкции. Кроме того, хороший мастер на СТО с одного взгляда сможет определить, какой мотор у вас под капотом.
Проведение чип-тюнинга на бензиновом моторе может привести к тому, что вам придется тщательно следить за качеством заливаемого топлива. В противном случае постоянная его детонация разрушит поршни.
Для заправки стоит выбирать только АЗС крупных сетей. Лучше всего подойдет АИ-95 с присадками. Найти его можно на заправках «Газпромнефти» и «Лукойла». А вот владельцам турбированных бензиновых моторов стоит поискать топливо марки АИ-100.
Дизельные моторы
Чип-тюнинг дизельного двигателя не имеет технических отличий. Даже после заводской настройки эти силовые агрегаты находятся в серьезной зависимости от качества топлива. После установки нестандартной прошивки АЗС для заправки придется выбирать с особой тщательностью.
Возможные последствия после чип-тюнинга двигателя
Замена прошивки мотора — рискованная операция. Если вы решились на нее, то должны понимать, что впоследствии могут возникнуть проблемы. Придется поискать хорошо мастера с профессиональными навыками. Чтобы решить, вреден ли чип-тюнинг для двигателя, следует оценить наиболее популярные проблемы:
- Повышенный расход топлива. Поскольку меняются мощность и динамика, двигателю потребуется больше топлива. Ряд специалистов заявляют, что они могут добавить лошадиные силы, сокращая расход. Не всем обещаниям стоит верить.
- Снижение ресурса мотора. При повышении нагрузки растет и износ. Поршни, цилиндры и другие элементы мотора потребуют замены раньше срока, установленного для базовой прошивки.
- Потеря гарантии. Поломка двигателя, вызванная установкой прошивки, — головная боль владельца.
- Детонация топлива. Такие последствия чаще всего возникают после установки кустарных апдейтов.
- Поломка КПП. Комплектуя автомобиль коробкой переключения передач, производить предусматривает один крутящий момент. Если повысить его при помощи прошивки — КПП выйдет из строя раньше.
- Турбокомпрессор. На автомобилях, оборудованных моторами с наддувом, эта деталь может сломаться раньше положенного срока.
Сколько стоит чип-тюнинг двигателя
Ответить однозначно на вопрос, сколько стоит чип-тюнинг двигателя, невозможно. Ценник зависит от профессионализма мастера и прошивки, которую он использует. В ближайших гаражах вам могут «чипануть» мотор программой, скачанной с сомнительного сайта. И возьмут недорого — 3–4 тысячи рублей.
В сервисах, где чип-тюнингом занимаются профессионально, за такую работу могут попросить и 30 тысяч рублей. На цену сильно влияет модель автомобиля.
К примеру, установка чип-тюнинга на «Жигули» у специалистов обойдется в 3–4 тысячи рублей. Повышение мощности мотора Lada Vesta до 135 лошадиных сил обойдется в 6 тысяч рублей. На 4 тысячи рублей больше попросят за аналогичный разгон мотора на Hyundai Solaris.
Мотор 1,4 TSI, который часто встречается на чешских автомобилях Skoda Octavia III, может выдавать до 170 лошадиных сил мощности, если заплатить мастерам 14 тысяч рублей. За 20 тысяч рублей двигатель 1,8 TSI разгонят до 220 л. с.
Владельцам современных BMW 3-й серии стоит подготовить от 25 тысяч рублей. Правда, и результат будет более достойным — обещают до 285 сил.
Дополнительно придется заплатить и за замер мощности мотора. В среднем эта процедура стоит 3 тысячи рублей. Если нужно избавить «мозги» от датчика кислорода — подготовьте 6 тысяч рублей.
Часто задаваемые вопросы о чип-тюнинге двигателя
Можно ли сделать чип-тюнинг дистанционно?
Дистанционная установка чип-тюнинга возможна при наличии специального оборудования для диагностики и программного обеспечения. Сперва их нужно поставить на компьютер, после чего можно подключаться к «мозгам» автомобиля и менять прошивку через системы удаленного доступа.
Нужно ли механическое вмешательство в компоненты автомобиля при чип-тюнинге?
В большинстве случаев подключения к ПК будет достаточно. Впрочем, отдельные модели требуют демонтажа блока управления.
Позволяет ли чип-тюнинг добиться максимальной отдачи двигателя?
Нет, поскольку двигатель все равно не будет работать на полную мощность. Для выхода на максимальную производительность придется удалить катализатор или сажевый фильтр, а также заменить часть другого оборудования.
Можно ли сделать чип-тюнинг самому?
Это возможно. Найдите специальное ПО, адаптер и скачайте прошивку. При необходимости вскрыть блок управления двигателем придется поискать дополнительное оборудование.
Насколько законно делать чип-тюнинг двигателя?
Формально чип-тюнинг можно рассматривать в качестве изменения основных параметров заводской прошивки, что может помешать владельцу пройти техосмотр. На практике большинство специалистов не считают такую операцию переоборудованием, если нет физических изменений комплектующих, как в случае с заменой глушителя на более громкий.
Кроме того, процедура технического осмотра не предполагает проверку версии прошивки, установленной на вашем автомобиле. Да и токсичность выхлопной системы никого не интересует.
Многие сомневаются, стоит ли делать чип-тюнинг двигателя. Действительно, процедура спорная, и результат может быть диаметрально противоположным: от повышения мощности мотора до полного выхода его из строя. Оценивайте все риски и принимайте взвешенное решение. Доверяйте профессионалам, но не забывайте о возможных негативных последствиях.
Изображение в шапке статьи: Lucas van Oort / unsplash.com