Автосервисы
Wilgood в Москве
Ваш регион: Москва и МО
Звоните c 09:00 до 21:00
+7 (800) 301-72-18
Только до
Заберите купон на бесплатный контрольный осмотр автомобиля по 41 параметру
Забрать купон
Только до
Купон на бесплатную диагностику автомобиля по 41 параметру
Забрать купон

Запах сцепления: вероятные причины появления

02.11.2024
1030
Время чтения: 13 минут
Обновлено: 02.11.2024
Сохранить статью:
Запах сцепления: вероятные причины появления

О чем говорит? Запах жженого сцепления не несет в себе ничего хорошего, а наводит на печальные мысли о вероятных неполадках в определенной системе автомобиля и, как следствие, будущих тратах на ее ремонт.

На что обратить внимание? Подобного развития событий вполне можно избежать, если при вождении соблюдать некоторые не слишком сложные правила и, конечно, постоянно следить за состоянием сцепления.

Устройство сцепления

Все автомобили с современными коробками передач, будь то механические или роботизированные, обязательно оснащаются устройством, известным как сцепление.

Этот механизм не только способен изменять передаточное отношение трансмиссии, но и обладает функцией полного прекращения передачи крутящего момента от мотора к ведущим колесам. Данное устройство необходимо для остановки, старта с места и переключения передач.

Сцепление размещается между маховиком двигателя и коробкой передач, обеспечивая плавное включение и выключение передач. Энергия, создаваемая в результате действия мотора, передается через различные компоненты системы привода передачи на колеса машины.

Устройство сцепления

Обычно у легковых автомобилей применяется однодисковая сцепка, включающая в себя диск с фрикционными накладками, которые активируются пружиной и взаимодействуют как с маховиком, так и с первичным валом коробки передач для передачи вращения.

Когда водитель нажимает на левую педаль, система привода углубляет диск сцепления от маховика, что блокирует поток вращения. При высвобождении педали, передача вновь активизируется. Приспособления для привода сцепления могут быть различными: механическими (через трос), гидравлическими или даже электрическими, но основную задачу механизма это не меняет.

Главным элементом в работе автомобильного сцепления, казалось бы, является простая и надежная конструкция, которая к тому же практически не поддается поломкам. Но это только с виду. Поскольку передача крутящего момента возможна благодаря силе трения, которая происходит за счет фрикционов, наличие и состояние прижимного диска и его накладок имеет критическое значение для движения автомобиля.

По мере износа фрикционов диска ухудшается сцепление, что приводит к проскальзыванию и перегреву, а затем и поломке. В процессе этого могут возникать характерный дым и неприятный запах, который ощущается как внутри салона, так и за пределами автомобиля.

Производители автомобилей часто отказываются давать гарантию на узел, который напрямую зависит от индивидуального стиля вождения автовладельца и его умения управлять третьей педалью. Этот компонент может выйти из строя в результате неосторожного обращения за несколько тысяч километров, в то время как опытные водители могут без проблем использовать его на протяжении 150–200 тысяч км.

Конечно, существуют и другие факторы, влияющие на это. Подробнее мы рассмотрим их далее.

Основные причины появления запаха сцепления в салоне автомобиля

Суть проблемы с запахом гари в автомобильном салоне кроется в динамике сцепления. Запах горелого сцепления возникает из-за сильного трения между ведущим и ведомым дисками, когда происходит нагрев от скольжения:

Неполадки в работе сцепления

Неисправностью считается, если расстояние между дисками недостаточное во время отключения сцепления или остается очень маленьким даже при включенном механизме.

В результате при попытке переключить передачу и нажатии на педаль сцепления, фрикционные накладки ведомого диска начнут скользить по поверхностям маховика и нажимного диска, подгорая и выделяя запах горелого материала. Такая ситуация называется «ведущим сцеплением», когда сцепление не выключается полностью.

Неполадки в работе сцепления

В случае, когда водитель начинает движение и хочет ускорить автомобиль во время движения либо находится на подъеме, он давит на газ. Двигатель реагирует быстро, набирая обороты, но транспортное средство не движется вперед. Появляется запах сцепления в машине, салон наполняется туманом, который имеет стойкий запах гари.

В таких ситуациях сцепление пробуксовывает из-за зазора между ведомым диском, нажимным диском и маховиком. Хотя когда сцепление активно, не должно быть никакого зазора, однако он возникает из-за неисправности. В результате диски скольжения мешают передаче крутящего момента от двигателя к трансмиссии. Неприятный запах гари ощущается из-за горячих сцеплений клеток.

Ошибки водителя

Фраза «поджигается сцепление» – это не просто метафора, а реальное наименование процесса, который происходит в узле сцепления при различных неисправностях. Аппаратура ведущего диска перегревается из-за скольжения и трения, сопровождаемого выделением запаха гари. Почему это происходит?

В первую очередь, из-за жесткого стиля вождения. Частые и резкие пуски с места заставляют диск сцепления крутиться и загораться. При движении на более высоких скоростях крутящий момент менее существенен, поэтому риск возгорания диска минимален. Статистика показывает, что именно при резких стартах с первой передачи происходит поджигание сцепления.

Не только агрессивный стиль вождения может вызвать указанные проблемы. Давайте взглянем, к примеру, на автомобиль «Газель». Кажется, что на этом грузовике агрессивная езда не так уж типична. Однако тут возникает другая проблема – перегрузка. Именно из-за избыточной нагрузки на сцепление и другие механизмы возникают затруднения.

При попытке водителя тронуться с места, он увеличивает обороты двигателя, что ведет к наращиванию крутящего момента. Однако в результате этого диск начинает прокручиваться при столкновении с маховиком из-за излишне высокого момента.

Подобная ситуация наблюдается и с автомобилями, которые тащат за собой прицеп. При значительной загрузке последнего возникает высокий риск нагрева сцепления. Хотя при редких поездках необходимо избегать полного износа диска, его ресурс обязательно уменьшится.

Ошибки водителя

Еще один потенциально опасный момент, который может привести к перегреву (а следовательно, и возгоранию) сцепления, возникает при буксировке другого автомобиля. В соответствии с Правилами дорожного движения, масса первого транспортного средства должна быть больше или хотя бы не меньше массы буксируемого. Если это правило не соблюдается, сцепление подвергается повышенному износу, иногда достигая критического состояния.

Подобные ситуации могут возникать также во время зимнего периода эксплуатации. Наглядным примером является ситуация, когда автомобиль застрял в глубоком снегу. В попытке выбраться из сугроба водитель рискует сжечь сцепление, не предвидя возможных последствий.

Появление неприятного запаха подпаленного сцепления не является непременным признаком его выхода из строя: рекомендуется отпустить педаль газа, если она до сих пор подвижна, подождать некоторое время и продолжить движение. Запах свидетельствует об экстремальном функционировании механизма сцепления и его усиленном износе.

Однако возможен и другой, более тревожный сценарий: сцепление, возможно, было повреждено и все-таки сгорело.

Признаки критического износа сцепления

Каковы последствия, если запахло сцеплением? Налицо не только неприятный запах, но и другие очевидные признаки.

Скачай приложение бесплатно и получи 300₽ в подарок

Мы разработали мобильное приложение!
После регистрации в приложении мы дарим Вам подарок - 300 БОНУСОВ, которыми вы можете оплатить часть работ

  • Кэшбек 5% от каждого заказ-наряда
  • Удобное оформление онлайн-заявки на запись с выбором удобного автотехцентра
  • Актуальные анонсы о проводимых акциях и персональных предложениях

Установите приложение за 2 простых действия:

Затрудненное включение. Машина может оставаться неподвижной, даже если педаль сцепления отпущена. Давление на диск недостаточно для передачи вращающего момента на коробку передач. Это указывает на критический износ диска сцепления.

Рывки при движении. В такой ситуации можно немного проехать на автомобиле, но старт будет вызывать неприятные ощущения. Машина начинает резко дергаться. При увеличении скорости рывки исчезают. Однако они могут возобновиться, если водитель решит начать движение с исходной передачи.

Кроме того, автомобиль будет необычно ускоряться в момент переключения на более высокую скорость. Поскольку диск маховика плотно не прилегает, передача крутящего момента будет происходить рывками. Это приводит к потере динамики разгона.

При разборке возможно обнаружить зазоры диафрагменных пружин. Они предназначены для компенсации и смягчения нагрузок, передаваемых от маховика к коробке передач. При обнаружении предельно допустимого зазора в демпферных пружинах на ведомом диске сцепления необходимо заменить весь данный механизм на новый.

При активации педали сцепления, когда диск износился, водитель сможет ощутить увеличенное движение педали вниз.

Способы проверки сцепления

Допустим, вы собираетесь отправиться в долгое путешествие, и заметили, что иногда из вашего автомобиля доносится запах сцепления. В такой ситуации рекомендуется провести проверку данного механизма. Это может быть полезно и при выборе подержанного автомобиля.

Для оценки состояния сцепления включите четвертую передачу и увеличьте обороты двигателя, попытайтесь тронуться. Если вы не почувствуете рывка, то скорее всего сцепление требует замены.

Также возможно прижаться передним колесом к высокому бордюру и попробовать его преодолеть, начиная движение с первой передачи — такое упражнение поможет вам понять, насколько хорошо справляется ваш автомобиль со своей задачей.

Способы проверки сцепления

Запахло сцеплением после пробуксовки или заметили клубы дыма? Немедленно направляйтесь в автосервис. В случае исправного сцепления автомобиль легко перескакивает обочину.

Помимо этого, подтверждением проблем со сцеплением являются непрерывные вибрации на педали и повышение оборотов на приборной панели во время движения – сцепление начинает проскальзывать и теряет часть передаваемого крутящего момента на колеса.

Что делать, когда появился запах гари при работе сцепления

Для начала стоит предпринять меры по настройке привода сцепления путем вращения соответствующей гайки. Например, на автомобилях моделей ВАЗ-2108, 2109, 21099 регулировочная гайка привода сцепления установлена в моторном отделении и закреплена в специальной оправе троса привода, прикрепленной к картеру коробки передач. Для защиты от отворачивания там установлена контргайка.

Если после настройки сцепления проблема с запахом гари не исчезает, придется заменить ведомый диск сцепления. Весьма вероятно, что накладки фрикциона находятся в неудовлетворительном состоянии, что приводит к проскальзыванию диска. Также вероятно, что накладки замаслились из-за неаккуратного ремонта или протекания моторного масла в щель картера сцепления из-за утратившей целостность прокладки на крышке клапанов.

В ситуации, когда замена ведущего диска дала лишь временный положительный результат, требуется поменять не только ведущий диск, но и корзину с нажимным диском и пружиной.

В крайних ситуациях рекомендуется сразу заменять сцепление и маховик двигателя, поскольку рабочие поверхности как маховика, так и нажимного диска могут быть значительно истерты.

Правила движения со сгоревшим сцеплением

При обнаружении поломки сцепления, которое привело к невозможности движения автомобиля, в первую очередь требуется вызвать эвакуатор. В случае отсутствия доступа к эвакуатору или нахождения в отдаленном районе, можно продолжать движение без использования сцепления. Однако это возможно, лишь если появился запах сцепления на механике.

Автомобили с автоматической коробкой передач имеют встроенную электронику, которая блокирует механизм и препятствует движению. В таком случае необходимо вызывать эвакуатор.

Если дорога до автосервиса ровная и прямая, можно попробовать использовать только вторую передачу для продолжения движения.

Правила движения со сгоревшим сцеплением

При смене с первой передачи на вторую, необходимо начинать движение на первой передаче и постепенно увеличивать обороты двигателя. После этого следует отпустить педаль газа и переключиться на «нейтралку».

Однако необходимо помнить, что такое поведение может негативно сказаться на сроке службы нескольких компонентов сцепления. В случае, если вам приходится продолжать движение без использования сцепления, имейте в виду ускоренный износ выжимного подшипника, постоянное скольжение диска и корзины сцепления.

Поэтому использование автомобиля без сцепления следует рассматривать как крайнюю меру, применяемую только в чрезвычайных обстоятельствах.

Часто задаваемые вопросы о спаленном сцеплении

Каков запах жженого сцепления?

Когда сцепление загорается, то сильно пахнет горелой резиной в салоне автомобиля. Появление такого запаха указывает на тот факт, что сцепление проскальзывает, сильно износилось или требует настройки.

Что происходит при сжигании сцепления?

Процесс сжигания сцепления заключается в уничтожении натертых пластин «феродо» на поверхности диска сцепления. Это событие может возникнуть при резком разгоне автомобиля с высокими оборотами двигателя (что является типичной ошибкой неопытных водителей, которые не должны стартовать с низкими оборотами), или при неаккуратном переключении передач.

Будет ли двигаться автомобиль, если немного подпалили сцепление?

В таком случае не стоит волноваться о возможной поломке сцепления. Оно не так быстро горит, чтобы быстро выйти из строя. Хотя, конечно, лучше подобных ситуаций избегать, насколько возможно.

Если вы заметили какие-либо тревожные признаки в работе автомобиля, например, сильный запах сцепления или горелой резины, то не стоит откладывать ремонт на потом. Надо немедленно заняться устранением неисправности, чтобы избежать риска застрять на трассе вдали от населенных пунктов с неработающим автомобилем.

Gift icon
Забрать подарок
Открыть
прибыльный
автосервис
7 секретов от экспертов Wilgood: Как сэкономить 78 000 ₽ на обслуживании авто за год
Шабанов Олег Вячеславович
Эксперт в области обслуживания автомобилей

За годы работы в Wilgood я разработал систему ухода за автомобилем, которая экономит нашим клиентам в среднем 78 000 ₽ в год. Эти простые приемы подходят для любой марки авто и не требуют специальных навыков.

Наш опыт показывает, что 70% крупных ремонтов можно предотвратить, если вовремя обратить внимание на мелкие детали. Именно поэтому мы в Wilgood разработали уникальную методику диагностики, которая позволяет выявлять проблемы на ранней стадии.

Применяя наши советы, вы не только сэкономите деньги, но и продлите срок службы вашего автомобиля минимум на 50 000 км. Скачивайте бесплатно и используйте уже сегодня: