- Явный признак утечки тока в автомобиле
- Основные причины утечки тока в автомобиле
- Проверка утечки тока в автомобиле мультиметром
- Норма потребляемого тока
- Что делать в случае нормальных показаний на приборе
- Проверка проводки
- Очистка клемм и внешней поверхности аккумулятора
- Проверка генератора
- Измерение плотности электролита
- Часто задаваемые вопросы об утечке тока в автомобиле
- Всегда ли наблюдается утечка тока?
- Когда стоит проводить диагностику?
- Когда неисправности аккумулятора не связаны с утечкой?
Чем грозит? «Несанкционированная» утечка тока в автомобиле легко может привести к ситуации, когда в самый нужный момент машина просто-напросто не заведется, так как аккумулятор полностью разрядился.
Что делать? Разумеется, не допускать такой утечки. Для этого необходимо следить, чтобы она не превышала заявленную производителем норму, и в случае необходимости вовремя находить причины проблемы.
Явный признак утечки тока в автомобиле
Энергия в автомобиле «хранится» в аккумуляторной батарее. Однако ее способность к накоплению ограничена: без зарядки от генератора далеко не уедешь. При бездействии машины аккумулятор не получает подзарядки, но его энергия продолжает тратиться, например на работу сигнализации.
Ситуация ухудшается, если возникает более значительная утечка тока. Как найти ее в автомобиле? Это довольно просто. Если двигатель и генератор не функционируют, запас энергии в аккумуляторе в конечном итоге иссякнет, и он разрядится. В таком случае потребуется его «прикурить».
Если машина месяц находится в простое, то в этом нет ничего удивительного. Однако если аккумулятор разряжается всего за несколько дней, значит, возникло несколько утечек.
Их необходимо обнаружить, и этот процесс зачастую можно провести без обращения в сервисный центр. Для этого потребуется только мультиметр — очень полезный инструмент для любого владельца автомобиля. Но об этом поговорим чуть позже.
Основные причины утечки тока в автомобиле
Утечка тока в аккумуляторе автомобиля может происходить по нескольким причинам.
- Неправильное подключение приборов. В современных машинах помимо обычного электроснабжения зачастую устанавливаются дополнительные устройства, такие как аудиосистемы, видеорегистраторы и GPS-навигаторы. Если вы недавно подключали аудиоплеер и заметили, что аккумулятор быстро разряжается, в первую очередь стоит проверить именно его.
- Неисправности соединений и проводов. Повышенное потребление энергии может быть следствием повреждений проводки. При неправильном монтаже дополнительного оборудования может возникнуть трение изоляции о подвижные части или ее плавление в результате соприкосновения с нагретыми элементами. Также окисление клемм может вызвать утечку тока.
- Поломка штатной электроники. Иногда неисправность одного из приборов приводит к чрезмерному потреблению им электричества.
- Некоторые сенсоры, включая датчики дверей и багажников, могут не отключаться полностью, что может привести к постоянному расходу электроэнергии.
- Использование портативных устройств, таких как зарядные и регистраторы, может также разряжать аккумулятор при выключенном двигателе.
- Разряженный аккумулятор может указывать на утечку через корпус или клеммы из-за наличия коррозии или повреждений.
- Часто утечка происходит при самостоятельном подключении электроники или использовании услуг частных мастеров. Подключение магнитолы напрямую к батарее без замка зажигания приводит к постоянному потреблению энергии, что в конечном итоге разряжает аккумулятор всего за несколько дней. Неправильное подключение охранной сигнализации может привести к утечке тока в автомобиле.
Проверка утечки тока в автомобиле мультиметром
Если автомобиль используется в стандартном режиме, к розеткам или прикуривателю ничего не подключено, а в систему не было внесено изменений, то нужно искать причину неисправности с помощью специального устройства.
Для проверки утечки тока в автомобиле используется прибор мультиметр. Необходимо последовательно разрывать цепи и измерять ток. Разберем порядок всех действий.
- Устанавливаем мультиметр в режим измерения постоянного тока.
- Отключаем все электрооборудование. Закрываем двери автомобиля, чтобы избежать светящихся ламп в салоне. Конечно, зажигание должно быть выключено.
- Снимаем минусовую клемму с аккумулятора. Почему именно ее? Это снижает риск короткого замыкания, так как «минус» обычно соединяется с кузовом.
- Теперь измеряем ток между клеммами аккумулятора и снятой колодкой с помощью тестера. Если прибор показывает конкретное значение (подробности далее), это свидетельствует об отсутствии серьезных утечек. Проще говоря, такое состояние считается нормальным — учитываем потребление тока иммобилайзером, часами, блоком управления, памятью мультимедийной системы и так далее.
- Если же ток превышает указанное значение, необходимо определить, в каком именно круге цепи произойдет утечка.
- Для этого открываем блок предохранителей. Поочередно извлекаем каждый и снова проверяем уровень тока. Если высокие показатели внезапно снижаются до приемлемых значений, вы на верном пути к решению возникшей проблемы.
- Проверяем номер предохранителя и обращаемся к инструкции по эксплуатации, чтобы выяснить, за какую цепь он отвечает. Список потребителей является кругом потенциальных источников утечки.
- Далее необходимо отключать их по одному. Однако в большинстве случаев это может оказаться более сложной задачей: доступ к подключениям многих устройств в электросистеме ограничен. Тем не менее стоит попробовать выявить утечку тока в автомобиле. В противном случае придется обратиться в сервисный центр, где работает квалифицированный электрик.
Норма потребляемого тока
Существует норма утечки тока в автомобиле. В штатном режиме электрические приборы используют лишь незначительную часть энергии аккумулятора. Система сигнализации требует всего до 19 мА, в то время как автомагнитола — 3 мА, электронные часы — 1 мА.
Согласно установленным нормам, общее значение силы тока для всех систем в спящем режиме не должно превышать 0,09 А. Такой уровень потребления электричества не вызовет значительного разряда аккумулятора, даже в холоде.
Для сравнения: фары, оставленные случайно включенными, потребляют около 0,5 А. За одну ночь их работа способна полностью разрядить аккумулятор. Поэтому водителю следует проявлять осторожность и обязательно отключать все электрические устройства перед выходом из машины.
Что делать в случае нормальных показаний на приборе
Если показания мультиметра соответствуют уровню допустимой утечки тока в автомобиле, значит, проблема может быть связана с самим аккумулятором — например, с сульфатацией пластин, недостаточным уровнем электролита или коррозией контактных выводов.
Если ток значительно превышает нормальные показатели, нужно начать искать утечку в электропроводке и электросистемах. Вот что нужно сделать.
Проверка проводки
Прежде всего внимательно осмотрите всю доступную электропроводку автомобиля. Недостатки в изоляции или открытые участки проводов нередко можно обнаружить без применения сложных приборов. Подобные неисправности появляются в результате соприкосновения с горячими элементами двигателя.
Проверьте провода устройств, которые недавно устанавливали или подключали. Если, к примеру, неделю назад была установлена новая сигнализация, и в дальнейшем возникли проблемы с разрядкой аккумулятора, стоит обратить особое внимание на правильность монтажа и подключение проводов ее системы.
При неосторожной установке может произойти нарушение изоляции, в результате которого провода начинают контактировать друг с другом. Это может привести к непрерывному короткому замыканию и быстрому разряду аккумулятора.
Не всегда возможно обнаружить проблемные зоны, через которые происходит утечка тока в автомобиле, просто с помощью визуального осмотра. В подобных случаях требуется более детальное изучение всей электрической системы автомобиля.
Очистка клемм и внешней поверхности аккумулятора
Регулярное увеличение утечки тока может привести к загрязнению контактов либо образованию электролита на поверхности аккумулятора. Он создает условия, способствующие прохождению электрического тока между анодом и катодом, что в свою очередь вызывает постоянное короткое замыкание.
Скачай приложение бесплатно и получи 300₽ в подарок
Мы разработали мобильное приложение!
После регистрации в приложении мы дарим Вам подарок -
300 БОНУСОВ, которыми вы можете оплатить часть работ
- Кэшбек 5% от каждого заказ-наряда
- Удобное оформление онлайн-заявки на запись с выбором удобного автотехцентра
- Актуальные анонсы о проводимых акциях и персональных предложениях
Установите приложение за 2 простых действия:
Для решения этой проблемы необходимо тщательно обработать поверхность аккумулятора, а также его клеммы и выводы, используя тряпку или губку. Рекомендуется применять раствор на основе пищевой соды, который эффективно нейтрализует кислоты электролита. После тщательной очистки контактных зон и самой аккумуляторной батареи утечка тока должна прекратиться.
Проверка генератора
Если при поиске утечки тока в автомобиле очевидных причин не выявлено, но по-прежнему имеются трудности при запуске по утрам из-за разряженной аккумуляторной батареи, необходимо проверить работоспособность генератора.
Для этой процедуры после того, как двигатель запущен, следует присоединить мультиметр к клеммам аккумулятора и установить прибор в режим измерения переменного тока. Кроме того, желательно активировать максимальное количество электрооборудования, включая обогреватель в салоне, подогрев заднего стекла и ближний свет.
В нормальных условиях, при работающем двигателе и активных потребителях, мультиметр должен показывать напряжение в пределах 13,5–14,5 В. Когда фактическое значение существенно отличается от установленной нормы, это может свидетельствовать о наличии неполадок.
Вероятные проблемы могут быть связаны с повреждением диодов в выпрямительном модуле генератора или неисправностью устройства регулирования напряжения. В таких случаях может понадобиться ремонт или полностью новая установка генератора.
Измерение плотности электролита
Что касается проверки плотности электролита, встречаются ситуации, когда аккумулятор работает неэффективно, даже если генератор функционирует исправно и нет утечек.
Аккумулятор может работать без проблем до трех лет, но затем могут возникнуть сложности, особенно если не следить за уровнем электролита в банках. Рекомендуется выполнить проверку его плотности. Для этого потребуется ареометр — прибор, представляющий собой стеклянный цилиндр с плавающим индикатором.
Использовать его довольно просто. Сначала убедитесь, что аккумулятор полностью заряжен. Затем открутите пробку с аккумуляторной банки. Вставьте конец ареометра в электролит. С помощью груши наберите немного раствора. Посмотрите на показания шкалы устройства.
Если прибор показывает значение около 1,28 г/ куб. см, значит, все в порядке. Если оно превышает норму, добавьте дистиллированную воду в батарею. В случае низкой плотности рекомендуем увеличить уровень электролитного концентрата. Параметры должны быть приблизительно одинаковыми во всех банках.
Часто задаваемые вопросы об утечке тока в автомобиле
Всегда ли наблюдается утечка тока?
Да, утечка тока присутствует неизменно. Даже самые современные и недавно заряженные аккумуляторы не могут избежать этого явления. Процесс разряда происходит из-за различных путей, по которым ток уходит.
В автомобиле множество таких точек. Например, штатные часы, система охраны и управляющие блоки расходуют электроэнергию. Уровень утечки во многом зависит от особенностей модели машины.
Когда стоит проводить диагностику?
Не рекомендуется замерять утечку тока в автомобиле сразу после его парковки и выключения зажигания. В современных машинах присутствует так называемый блок комфорта, который продолжает функционировать некоторое время даже после того, как ключ вынут из замка зажигания.
Электронные системы отключаются постепенно, и полный переход в спящий режим занимает примерно 30 минут. Чтобы результаты диагностики были точными, рекомендуется подождать около получаса после отключения зажигания, так как в противном случае показания могут оказаться неверными.
Когда неисправности аккумулятора не связаны с утечкой?
В некоторых случаях аккумулятор может не успевать накапливать необходимый заряд. Эта ситуация может возникнуть в нескольких случаях:
- если водитель часто делает короткие поездки, периодически заводя и выключая двигатель (аккумулятор отвечает за запуск);
- если автомобиль долго стоит в пробках;
- если владелец использует мощные динамики для прослушивания музыки, требующей значительного количества энергии.
В первых двух ситуациях можно решить проблему, подзарядив аккумулятор с помощью специального устройства. Однако в большинстве случаев достаточно просто отключить ненужные электрические приборы, чтобы снизить потребление энергии.
Провести диагностику электрооборудования для того, чтобы определить утечку тока в автомобиле, вполне реально самостоятельно. Если же ваши попытки не принесли результатов, целесообразно обратиться к профессионалам. Современное диагностическое оборудование, доступное в автосервисах, позволяет быстро выявить любые неполадки, даже самые сложные, за считаные минуты.
Изображение в шапке статьи: Daniel @ bestjumpstarterreview.com / unsplash.com