- Устройство и принцип работы тормозных колодок
- Основные причины скрипа тормозных колодок
- Способы избавления от скрипа тормозных колодок
- Неочевидные причины скрипа тормозных колодок
- Часто задаваемые вопросы о скрипе тормозных колодок
- Как правильно использовать смазку для тормозных колодок?
- Почему тормозные колодки скрипят после дождя?
- Сколько скрипят новые тормозные колодки?
- Можно ли ездить, если скрипят тормозные колодки?
- Какие колодки стираются быстрее и начинают скрипеть: передние или задние?
- Как выбрать «малоскрипучие» тормозные колодки?
Почему скрипят тормозные колодки? Причин достаточно много:попадание грязи на рабочие поверхности, полная выработка накладки или плохое ее качество, коррозия, ошибки при установке.
Что делать? Алгоритм простой: для начала следует разобраться в причинах скрипа, а потом действовать, исходя из ситуации, то есть устранять неисправности, которые привели к возникновению проблемы.
Устройство и принцип работы тормозных колодок
Любому водителю не нравится, когда тормозные колодки его автомобиля издают скрипящий звук. Более того, начинающих автолюбителей это заставляет паниковать. Между тем такое явление, как скрип тормозных колодок, весьма распространенная проблема, которая характерна практически для каждого автомобиля.
Такие колодки являются расходной частью тормозной системы и представляют собой фрикционную накладку на металлической пластине. Они служат для замедления автомобиля, вплоть до его полной остановки, путем сжимания тормозного диска или упора в стенки барабана.
Фрикционная накладка – это часть тормозной колодки, которая непосредственно контактирует с вращающимся элементом машины. Как правило, для каждого автомобиля существуют свои типоразмеры колодок, но встречаются и унифицированные варианты, которые могут подходить на разные марки.
Для дисковой тормозной системы накладка крепится на металлическую пластину с помощью специального термо- и водостойкого клея, а в барабанных тормозах фиксация осуществляется либо клеем, либо заклепками.
В состав тормозной колодки помимо фрикционной накладки на металлической основе могут входить такие элементы, как:
- Пружина или фиксаторы, с помощью которых происходит удержание колодки в правильном положении. Они могут как непосредственно крепиться на колодку, так и быть отдельно от нее.
- Специальная пластина для снижения шума от колодок в процессе торможения. Также этот элемент предотвращает передачу тепла на тормозной суппорт с поршнем и нагрев тормозной жидкости. Чаще всего она состоит из полимерного материала, который несколькими слоями приклеивается на колодку. Встречаются варианты такой пластины, которые выполнены из слоя каучукообразной массы или отельной пластины из металла.
- Датчик износа или его аналог в виде примитивного устройства под названием скрипун. Если водитель увидел сигнал или услышал характерный звук, значит, подошло время менять колодки.
Принцип работы тормозных колодок заключается в их соприкосновении с вращающимся тормозным диском или барабаном, в процессе чего возникает трение, сопровождающееся нагревом элементов и преобразованием кинетической энергии в тепловую. Посредством данного физического процесса и происходит замедление движения транспортного средства вплоть до полной остановки.
Основные причины скрипа тормозных колодок
Некоторые проблемы автомобиля, к примеру, check engine, можно диагностировать и устранить только на специализированной СТО. Если скрипят тормозные колодки при торможении, то эту неполадку можно с легкостью определить самостоятельно. Это может происходить по следующим причинам:
- Срабатывает датчик износа
Конструкция некоторых тормозных колодок предусматривает наличие специального датчика износа, который еще называется скрипуном. Он представляет собой небольшую металлическую пластину, которая на определенную глубину торчит из тормозной накладки. Если последняя сотрется, датчик начнет касаться диска и будет вибрировать, издавая при этом характерный свист.
Это еще не считается неполадкой, но сигнализирует о том, что тормозные колодки необходимо менять.
- Произошла полная выработка накладки
Как правило, в таких ситуациях водитель слышит уже не просто скрип, а сильный скрежет в процессе торможения. Если не следить за техническим состоянием своего автомобиля, то накладки могут стереться до металлической основы, и на тормозном диске появятся следы выработки.
Тормозные колодки, передние или задние, скрипят из-за того, что соприкасаются две металлические детали – основание колодки и диск или барабан.
- Идет процесс «притирки» новых колодок
При замене только тормозных колодок, когда диск или барабаны остались прежними, возможно появление скрипа. Если скрипят новые тормозные колодки, то это не повод для беспокойства, посторонний шум пропадет сразу после того, как новые детали приработаются.
- У накладок оказалось плохое качество
Как уже говорилось ранее, в составе тормозных накладок есть определенные противоскрипные присадки, на которых некоторые недобросовестные производители стараются сэкономить. Если вам не повезло, и вы купили именно такие колодки, то исправить ситуацию может только установка новых.
- На рабочие поверхности колодок попала грязь
В некоторых случаях, особенно в условиях езды по бездорожью, на тормозной диск может попадать абразив в виде песка, который впоследствии в процессе торможения интегрировался в более мягкий материал накладки. Именно эти твердые частицы и могут скрипеть при контакте с металлическим диском.
В некоторых случаях на поверхность колодок может попадать тормозная или охлаждающая жидкость. Если это произошло в небольших количествах, то на эффективности торможения это никак не скажется, но не исключено появление скрипа.
- На тормозных дисках образовалась поверхностная коррозия
Если эксплуатация машины происходит в сырую и влажную погоду, то на металлических тормозных дисках образуется поверхностная ржавчина. То же самое происходит и после мойки автомобиля. Это явление считается абсолютно нормальным, поскольку рабочая часть диска ничем не обрабатывается. Наличие такой коррозии может привести к появлению скрипа.
- Произошла ошибка при установке
В некоторых случаях тормозные колодки продаются комплектом, в состав которого входят противоскрипная пластина, новые крепежные болты, паста, смазка и т. д. Некоторые унифицированные колодки подходят на разные марки авто, но на некоторых из них не требуется менять все, что есть в комплекте. Из-за этого и может появляться скрип.
Также возможна обратная ситуация, когда приобретается неполный комплект. К примеру, отсутствует противоскрипная пластина, болты и т. д. Если махнуть рукой на отсутствующие детали, то никто не застрахован от появления посторонних звуков.
Скачай приложение бесплатно и получи 300₽ в подарок
Мы разработали мобильное приложение!
После регистрации в приложении мы дарим Вам подарок -
300 БОНУСОВ, которыми вы можете оплатить часть работ
- Кэшбек 5% от каждого заказ-наряда
- Удобное оформление онлайн-заявки на запись с выбором удобного автотехцентра
- Актуальные анонсы о проводимых акциях и персональных предложениях
Установите приложение за 2 простых действия:
Если в процессе ремонта автомобиля на колодки попадает трансмиссионная или тормозная жидкость, а также моторное масло, то, скорее всего, такие колодки будут издавать скрип при торможении.
- Дело в особенностях конструкции тормозной системы
На очень дорогих автомобилях, а также суперкарах устанавливается тормозная система, состоящая из керамических тормозных дисков и аналогичных колодок. Как правило, эксплуатация таких автомобилей должна происходить на гоночных полигонах, но вместо этого они ездят по городским пробкам.
Керамическая тормозная система рассчитана на работу при высоких температурах, поэтому непрогретые колодки в обычных городских условиях будут издавать скрип, который проходит по мере прогрева.
Если скрип тормозных колодок происходит не только при нажатии на педаль тормоза, но и во время движения, то это признак неисправности других элементов тормозной системы. Может быть, заклинили суппорты, забилась магистраль и т. д.
Способы избавления от скрипа тормозных колодок
Что делать, если начали скрипеть тормозные колодки? Избавиться от постороннего шума можно несколькими способами, которые зависят от того, по какой причине скрип появился. Ниже приведен универсальный алгоритм действий при появлении скрипа:
- Если скрипят тормозные колодки после замены, то нужно просто подождать. Как правило, после того, как машина проедет порядка двухсот километров, скрип проходит сам по себе.
- Можно попробовать поменять манеру езды и в течение двух недель практиковать интенсивное торможение. Такая ситуация характерна для тех водителей, которые очень мало ездят. Например, отвозят детей в садик, а работают неподалеку от дома. В таких случаях тормозной диск может покрыться ржавчиной, которая не успевает сходить из-за непродолжительных поездок.
- Если колодки не менялись длительное время, то необходимо проверить, в каком состоянии они находятся. Для этого с той сторону, откуда слышится скрип, снимают колесо, заглядывают в суппорт и оценивают состояние тормозной накладки. Если ее толщина составляет 4 мм или меньше, то скрип является результатом срабатывания датчика либо скрипуна.
- Если накладки находятся в удовлетворительном состоянии, то причиной скрипа может быть попадание твердых частиц на рабочую поверхность. Определить, так это или нет, можно только путем снятия колодок и их последующего визуального осмотра. Если ваша догадка подтвердилась, то колодку нужно слегка подточить.
- Не стоит забывать и о профилактике в отношении механизмов тормозной системы. Нужно смазывать направляющие, а также металлические части колодок в местах их контакта с суппортом. Причем использовать для этого необходимо не обычный литол или графитовый состав, а специальную смазку для тормозов.
- Некоторые специалисты рекомендуют делать пропилы фрикционной части колодок. Последняя делится на несколько частей. Также можно сформировать на рабочей поверхности колодок определенные скосы. Данные процедуры приводят к минимизации вибраций, вследствие чего скрип либо уменьшается, либо вовсе пропадает.
- Еще одним «лечебным» средством является установка специальных противоскрипных накладок. Их еще называют балансировочными. Они служат для перераспределения усилия, которое идет от тормозного поршня до поверхности колодки. Также можно использовать специальные скобы.
- Если ничто не помогает избавиться от скрипа, то остается только одно – замена колодок на новые. В качестве эксперимента можно попробовать установить старые колодки, на которых еще есть небольшой слой накладки. Если скрип исчез, то, скорее всего, вам попались некачественные новые колодки, которые лучше заменить.
Неочевидные причины скрипа тормозных колодок
К неочевидным причинам скрипа тормозных колодок относятся:
- перетяжка болтов колесных дисков;
- перетяжка болтов тормозных дисков;
- перетяжка скоб;
- перетяжка амортизаторов.
Если болты затягивать от души, то это может привести к появлению вибраций, следствием чего является скрип при торможении.
Еще одной трудно выявляемой причиной скрипа тормозных колодок может быть износ ступичных подшипников. В этой ситуации из-за имеющегося люфта происходит нагрев ступицы, тепло от которой передается на элементы тормозной системы. Это и приводит к появлению скрипа. Данную причину постороннего звука удается определить только опытному автомеханику.
Также на старых машинах скрип может появиться из-за изношенных элементов подвески или рулевой системы. Шаровые опоры, сайлентблоки, рулевые тяги, стойки стабилизатора и т. д. – все это со временем может начать издавать неприятные звуки.
Еще одной причиной появления скрипа является нарушение геометрии кузова после дорожно-транспортного происшествия.
Для решения проблемы возникновения скрипа во всех перечисленных случаях необходимо не менять колодки, а осуществлять ремонт вышеуказанных систем транспортного средства.
Часто задаваемые вопросы о скрипе тормозных колодок
Как правильно использовать смазку для тормозных колодок?
Для того чтобы не скрипели тормозные колодки, их нужно смазать. Специалисты рекомендуют наносить смазку на тормозные колодки с обратной стороны и на контактные точки тормозных механизмов. Во время этой процедуры необходимо придерживаться инструкций производителя и стараться делать все так, чтобы смазка не попадала на рабочую поверхность колодок.
Почему тормозные колодки скрипят после дождя?
Многих начинающих водителей интересует, почему скрипят тормозные колодки при движении после дождя. Дело в том, что на тормозном механизме накапливается конденсат или влага, и в процессе торможения из-за резкого перепада температур происходит скрип. Исправить ситуацию можно путем нескольких нажатий на педаль тормоза во время движения, просушив таким образом колодки.
Сколько скрипят новые тормозные колодки?
Как правило, для притирки новых колодок достаточно проехать около 150 или 200 километров. Если после этого скрип не прекратился, то необходимо искать другую причину.
Можно ли ездить, если скрипят тормозные колодки?
Если начали скрипеть тормоза, к работе которых раньше не было никаких претензий, то лучше сразу обратиться на диагностику. Дело в том, что неожиданный скрип способен привести к ухудшению торможения, что в определенный момент может спровоцировать дорожно-транспортное происшествие.
Какие колодки стираются быстрее и начинают скрипеть: передние или задние?
На всех автомобилях износ передних колодок происходит быстрее. Это обусловлено тем, что они ближе расположены к педали тормоза и главному тормозному цилиндру, чем задние. Причем такая ситуация характерна не только для переднеприводных автомобилей, но и для машин с задним приводом.
Как выбрать «малоскрипучие» тормозные колодки?
На наличие посторонних шумов может оказывать влияние совместимость материалов тормозной накладки и диска. Поэтому специалисты рекомендуют приобретать колодки и диски одного изготовителя. Также на скрип оказывает влияние и конструкция колодки – чем больше в ней прорезей и скосов, тем меньше она скрипит. Наличие противоскрипных пластин приводит к уменьшению постороннего шума.
Если с помощью всех доступных способов устранения скрипа вам не удалось решить проблему, то следует обратиться на СТО, специалисты которой проведут полную диагностику и осуществят ремонт. Когда скрипят тормозные колодки на автомобиле, то это может быть небезопасно, поэтому лучше предупредить проблему, чем устранять ее последствия.