- Что собой представляют вкладыши в двигателе
- Почему проворачивает вкладыши
- Устаревшее масло
- Неправильный выбор масла
- Проблемы с давлением
- Недостаток масла
- Признаки и симптомы проворота вкладышей
- Скачай приложение бесплатно и получи 300₽ в подарок
- Что делать, если провернуло вкладыши
- Часто задаваемые вопросы о провороте вкладышей
- Каковы последствия проворачивания вкладышей для двигателя?
- Можно ли заменить провернутый вкладыш на новый без замены шатуна?
- Нужно ли шлифовать коленвал после того, как провернуло вкладыши?
О чем речь? Если провернуло вкладыши шатунные или коренные, значит, двигателю нужен капитальный ремонт. Однако причиной может быть естественный износ сопряженных деталей и проблемы со смазкой.
Что делать? В любом случае, что бы ни явилось причиной провернутых вкладышей, важно вовремя распознать первые признаки поломки и предпринять необходимые меры. Лучше всего будет отбуксировать машину на СТО для дефектовки узлов и замены изношенных деталей.
Что собой представляют вкладыши в двигателе
Вкладыши — это металлические накладки, которые устанавливаются в местах, где вращается коленчатый вал двигателя. Эти элементы помогают уменьшить трение и продлить срок службы двигателя.
Если вкладыши начинают выходить из строя, коленвал теряет опору, начинает вибрировать и может задевать корпус двигателя. Это вызывает задиры на металлических частях и делает шатуны менее устойчивыми, что нарушает работу двигателя.
Существует различие между коренными и шатунными вкладышами.
- Шатунные
Шатунные вкладыши важны для работы двигателя. Если они ломаются, двигатель может начать стучать. Эти вкладыши представляют собой подшипники, которые находятся внутри крышек шатунов и обеспечивают плавное скольжение по коленчатому валу.
Если металл перегревается и изнашивается, вкладыши истончаются и могут поворачиваться, создавая зазоры между шатуном и валом. Это нарушает работу двигателя и может привести к его заклиниванию.
- Коренные
Коренные вкладыши устанавливаются на шейках коленчатого вала и держат этот элемент на месте. Если они выходят из строя, коленвал начинает вибрировать и биться, хотя цилиндры могут работать нормально.
Это нарушение может повлиять на сгорание топлива и воздух в двигателе, как и проблемы с шатунными вкладышами. Со временем такие проблемы могут привести к стукам в двигателе и необходимости капитального ремонта.
Почему проворачивает вкладыши
Проворачивание вкладыша не происходит без явных причин. Чаще всего проблемы с ними связаны с недостаточной или неэффективной смазкой. Вращаясь, коленчатый вал создает значительное трение, которое снижается благодаря смазочным материалам.
Хотя вкладыши со временем изнашиваются даже при достаточном количестве масла, этот процесс идет медленно. Если возникают проблемы со смазкой, это может привести к быстрому провороту вкладыша.
Устаревшее масло
Одной из основных причин проворота вкладышей шатуна является использование устаревшего масла. Если смазка не обновляется вовремя, она теряет свои свойства и не обеспечивает должное снижение трения. Это увеличивает нагрузку на вкладыш, который уже не может эффективно выполнять свою функцию.
Неправильный выбор масла
Неправильное масло может плохо сказаться на работе двигателя. Производитель дает рекомендации по выбору масла, основываясь на конструкции мотора и масляных каналах. Вкладыши и другие детали работают лучше всего с маслом нужной вязкости. Если масло слишком густое или жидкое, оно может не поступать в достаточном объеме, что приведет к плохому смазыванию деталей.
Проблемы с давлением
Это еще одна распространенная причина, почему проворачивает вкладыш коленвала. Если давление слишком низкое, даже при использовании правильного смазочного материала его подача к важным узлам будет недостаточной. Это увеличивает риск проворота вкладышей и других проблем с двигателем.
Низкое давление масла может быть вызвано различными причинами (засоры в системе, неисправности насоса и т. д.). Поэтому необходимо регулярно контролировать состояние системы смазки.
Недостаток масла
Причина проворота вкладышей коленвала может заключаться в недостатке масла. Если в системе есть утечки или происходит чрезмерный расход смазки, а водитель не следит за уровнем масла, то ситуация может стать критической. Даже при исправной работе масляного насоса недостаток масла приведет к его дефициту на вкладышах, что создаст риск их проворота.
Регулярный контроль уровня масла и устранение утечек позволяют предотвратить эти проблемы и обеспечить надежную работу двигателя.
Стоит отметить, что проблемы с вкладышами не всегда связаны с нарушением системы смазки. Другими возможными причинами проворота вкладышей могут быть неправильная установка (это нередко случается после некачественного ремонта) или износ деталей от значительного пробега.
Однако вторая проблема встречается крайне редко, поскольку при таком пробеге другие компоненты двигателя обычно выходят из строя раньше, чем проворачиваются вкладыши. На практике проблемы со смазкой остаются основной причиной.
Рассмотрим корейский двигатель G4KE. Водители часто сталкиваются с проблемой проворота вкладышей на пробеге около 100–150 тысяч километров. Эксперты считают, что все дело в ненадежном масляном насосе, который начинает плохо работать уже к первой сотне тысяч километров.
Хотя на панели приборов не загорается индикатор давления масла, фактически его подача ухудшается. Это особенно сильно влияет на вкладыши, поскольку коленвал этого двигателя объемом 2,4 литра слишком слаб для больших нагрузок (движение в горах или на высоких скоростях). В итоге это приводит к провороту вкладышей.
Признаки и симптомы проворота вкладышей
Как понять, что провернуло вкладыши? Первый признак проблемы — стуки при запуске двигателя или во время работы, особенно под нагрузкой. Неопытный водитель может принять это за шум от работы поршневых колец.
Скачай приложение бесплатно и получи 300₽ в подарок
Мы разработали мобильное приложение!
После регистрации в приложении мы дарим Вам подарок -
300 БОНУСОВ, которыми вы можете оплатить часть работ
- Кэшбек 5% от каждого заказ-наряда
- Удобное оформление онлайн-заявки на запись с выбором удобного автотехцентра
- Актуальные анонсы о проводимых акциях и персональных предложениях
Установите приложение за 2 простых действия:
Для точной диагностики используйте стетоскоп: заведите двигатель и прикрепите его к блоку цилиндров в районе коленчатого вала. Если стук слышен оттуда, это сигнализирует о серьезной неисправности, требующей немедленного ремонта. Обычно при таких проблемах также горит индикатор масла или «чек» на приборной панели.
Во время движения иногда можно услышать звуки провернутого вкладыша: свист или скрип. Они могут свидетельствовать о том, что вкладыш не просто проворачивается, а вылетает с посадочного места. После этого деталь может попасть под движущиеся части двигателя, что приводит к его деформации или полному разрушению.
Образовавшаяся стальная стружка может издавать характерный «визг», даже когда двигатель работает на холостом ходу.
Если вы заметили такие симптомы проворота вкладышей, важно как можно быстрее остановить автомобиль и выключить зажигание. Рекомендуется отвезти машину в гараж с помощью буксира, чтобы избежать дальнейших повреждений.
Поздний признак серьезной проблемы с вкладышем — это полное заклинивание коленчатого вала. В этом случае вам потребуется вызвать эвакуатор, так как продолжать движение до гаража или СТО самостоятельно будет невозможно.
Что делать, если провернуло вкладыши
Если вы заметили признаки проворота вкладышей и планируете заменить детали самостоятельно, рекомендуется как можно скорее доехать до автосервиса или гаража. Лучше всего сразу заглушить двигатель и воспользоваться буксировкой или эвакуатором, чтобы избежать дальнейших повреждений.
Проворот шатунных вкладышей обычно менее затратный, чем коренных, и требует меньше усилий, если вовремя остановить эксплуатацию автомобиля при первых признаках стука. В противном случае, если игнорировать проблему и продолжать использовать двигатель, может потребоваться серьезный и дорогостоящий капитальный ремонт.
Когда проворачивает шатунный вкладыш, проблему обычно решает замена детали, но сам процесс ремонта имеет свои особенности. Если заменен только один шатунный вкладыш, а сам шатун остался прежним, ресурс восстановленной пары «шейка коленвала — шатун» может быть значительно ниже ожидаемого. Это связано с тем, что шатун может иметь скрытые повреждения или износ, которые не были устранены.
При замене шатунного вкладыша желательно также поменять и сам шатун. Если шатунный вкладыш проворачивается, это может привести к поломке замка шатуна.
Наиболее эффективный метод ремонта в случае проворота вкладышей включает расточку коленчатого вала и замену как вкладышей, так и шатуна. Проворот вкладыша обычно оставляет задиры и царапины на шейке коленвала, что требует шлифовки элемента.
Важно отметить, что все шатунные вкладыши имеют одинаковые размеры и взаимозаменяемы, что упрощает замену деталей. Для обеспечения надежности и долговечности двигателя лучше всего заменить поврежденные элементы полностью, чтобы избежать повторных проблем.
Процесс замены провернутых шатунных вкладышей выглядит следующим образом.
- Разместите автомобиль над ямой или подъемником для доступа к нижней части двигателя.
- Установите противооткаты под колеса, чтобы предотвратить движение автомобиля.
- Снимите выхлопные трубы, открутив крепежные болты.
- Если конструкция двигателя требует снятия дополнительных подвесов или креплений коробки передач, выполните демонтаж.
- Удалите поддон масляного картера. Можно использовать шуруповерт, чтобы упростить и ускорить процесс.
- Открутите маслоприемник для доступа к внутренним компонентам двигателя.
- Открутите крепления моста, чтобы освободить доступ к коленчатому валу.
- Поднимите переднее колесо автомобиля с помощью домкрата и включите 4-ю или 5-ю передачу, чтобы вращать поднятое колесо.
- Поворачивайте колесо до тех пор, пока шатуны не будут установлены под нужным углом (не строго вертикально).
- Открутите гайки, крепящие шатуны и снимите постель с шатунным вкладышем для замены поврежденных частей.
- Снимите второй вкладыш с шейки коленвала.
- Осмотрите снятые подшипники: они могут быть повреждены, поцарапаны или сплющены.
- Очистите посадочные места постелей для шатунных вкладышей от грязи. Установите новые вкладыши на свои места.
- Чтобы правильно установить нижнюю постель, обратите внимание на выбитые на торцах цифры, которые должны совпадать с цифрами на шатуне. Также сравните цифры на нижней части постели с цифрами на других постелях.
- При установке закручивайте гайки с помощью динамометрического ключа, следуя указанным моментам затяжки, чтобы избежать перетяжки или недотяжки. Параметры затяжки могут различаться для разных двигателей, поэтому проверьте таблицы с рекомендациями для вашего конкретного ДВС.
Часто задаваемые вопросы о провороте вкладышей
Каковы последствия проворачивания вкладышей для двигателя?
Важно отметить, что проворачивание шатунных вкладышей, обнаруженное на ранней стадии, является менее серьезной проблемой по сравнению с проворачиванием коренных вкладышей коленчатого вала. Однако если проблему обнаруживают слишком поздно, последствия для двигателя могут быть весьма серьезными.
В некоторых случаях проворачивание шатунного вкладыша может привести к необходимости дорогостоящего капитального ремонта двигателя, что значительно увеличивает затраты и сложность восстановления.
Можно ли заменить провернутый вкладыш на новый без замены шатуна?
Такой способ ремонта не рекомендуется, так как отремонтированная пара «шатун — шейка коленвала» может прослужить на 60–70 % меньше. Лучше заменить только тот шатун, в котором проворачивается вкладыш.
Кроме того, шатун часто меняют из-за повреждений замка, вызванных проворотом. Наилучший вариант — это расточка коленвала и замена как вкладышей, так и шатуна. Это обеспечит надежный и долговечный ремонт двигателя.
Нужно ли шлифовать коленвал после того, как провернуло вкладыши?
Шлифовка коленчатого вала после проворачивания вкладыша обычно становится необходимой процедурой, поскольку на шейке вала образуются задиры и повреждения. После разборки двигателя следует провести тщательное измерение коленвала.
На основе полученных данных производится его расточка, чтобы учесть установку новых вкладышей ремонтного размера. Этот процесс позволяет восстановить требуемое состояние поверхностей и обеспечить правильный натяг вкладышей после установки, что критически важно для надежной и долговечной работы ДВС.
Теперь вы знаете, что делать, если провернуло вкладыши в двигателе. Чтобы избежать проблем с ДВС, регулярно проходите технический осмотр и следите за уровнем и давлением масла. Также важно поддерживать исправность системы охлаждения: добавляйте антифриз и устраняйте утечки.
Если слышите стук в двигателе, проверьте его стетоскопом. Если выяснится, что вкладыш проворачивается, сразу доставьте автомобиль в автосервис с помощью буксировочного троса или эвакуатора. Опытные механики быстро диагностируют проблему, заменят нужные детали и проведут ремонт, что избавит вас от необходимости заниматься этим самостоятельно.