- Принцип работы тормозной системы автомобиля
- 5 основных причин, почему проваливается педаль тормоза
- Утечка тормозной жидкости
- Завоздушивание тормозной системы
- Сильный износ элементов тормозной системы
- Поломка главного тормозного цилиндра
- Некачественная тормозная жидкость
- Почему проваливается педаль после прокачки тормозов
- Часто задаваемые вопросы о провале педали тормоза
- Может ли проваливаться педаль тормоза, если тормозная жидкость давно не менялась?
- На что влияет зазор между педалью тормоза и усилителем?
- Как неисправность ступиц влияет на провалы педали тормоза?
О чем речь? Если при нажатии проваливается педаль тормоза, значит, что-то в системе неисправно. Чаще всего причиной является утечка тормозной жидкости или завоздушивание магистрали. Износ колодок также влияет на качество тормозов.
Что делать? Если в пути произошел провал педали тормоза, необходимо немедленно остановиться и попробовать самостоятельно все починить. Иногда достаточно долить тормозную жидкость в бачок, чтобы устранить проблему. Однако лучше всего вызвать эвакуатор, чтобы доставить автомобиль в сервисный центр.
Принцип работы тормозной системы автомобиля
Прежде чем мы рассмотрим причины, почему педаль тормоза проваливается при торможении, нужно вспомнить, как вообще работает гидравлическая тормозная система автомобиля, и что происходит, когда водитель нажимает на педаль.
При нажатии толкатель, расположенный в главном тормозном цилиндре, давит тормозной жидкостью на поршни цилиндра, размещенные последовательно. Также участие принимает вакуумный усилитель, но от него зависит не ход педали, а легкость нажатия. Поршни давят на возвратные пружинки и закрывают компенсационные каналы.
Тормозная жидкость через открывшийся перепускной клапан попадает в рабочие тормозные цилиндры. Поршни выдвигаются под давлением жидкости, в результате чего колодки прижимаются к дискам, и движение машины замедляется. Когда перепускной клапан открывается, в пространство за поршнями попадает тормозная жидкость, препятствуя проникновению воздуха в гидравлическую систему.
Источник:a.d-cd.net
Когда водитель перестает нажимать на тормоз, поршни выталкиваются на исходную позицию возвратными пружинами. Попавшая в цилиндр в начале процесса тормозная жидкость возвращается назад в бачок, находящийся сверху ГТЦ, через перепускной клапан. Мы не упомянули то, что происходит при торможении в системе курсовой стабилизации и в ABS, поскольку ход педали от этих процессов не зависит. Они могут только вызывать ее вибрацию, когда срабатывает ABS.
5 основных причин, почему проваливается педаль тормоза
Утечка тормозной жидкости
Самая частая причина, почему проваливается педаль тормоза, — это утечка тормозной жидкости. Когда ее количество снижается, пустое пространство заполняется воздухом. В результате при нажатии на педаль главный цилиндр сжимает не жидкость, а воздух.
Зная, как работает вся система, вы поймете, что усилие не достигнет тормозных колодок, педаль провалится, а машина продолжит движение.
Сначала нужно обязательно проверить уровень жидкости в расширительном бачке. Если он ниже нормального значения, значит, причина неисправности именно в этом.
Но иногда бывает сложно понять, почему жидкость утекает. Если жидкость уходит, и педаль тормоза провалилась, надо осмотреть место, где стоял автомобиль. Там могут быть лужицы или пятна. В таком случае легче всего найти место поломки.
Если же вы находитесь уже не на парковке, нужно полностью осмотреть тормозную систему. Жидкость имеет маслянистую консистенцию, поэтому подтеки будут легко заметны.
Обязательно внимательно осмотрите область возле колес: жидкость можно увидеть на патрубках, ступицах, суппортах. Также обратите внимание на подкапотное пространство. Если жидкость утекает в этом месте, пятна будут видны на главном тормозном цилиндре. Также может протекать расширительный бачок.
Когда вы найдете деталь, пропускающую жидкость, ее нужно заменить. После этого систему необходимо прокачать, чтобы удалить попавший в нее воздух. Как правило, протечки случаются в рабочих тормозных цилиндрах, также их причиной могут стать трещины в трубках, особенно, если автомобиль используется в жестких условиях.
Причиной протечек в подкапотном пространстве являются плохие уплотнители. Они могут рассыхаться или выходить из строя из-за плохого качества тормозной жидкости.
Завоздушивание тормозной системы
Это также одна из наиболее частых причин, почему проваливается педаль тормоза.
Тормозная жидкость является несжимаемой средой, а воздух сжимается. Поэтому, когда в тормозной системе образуются газовые пробки, они сжимаются во время давления на педаль. В результате усилие от главного тормозного цилиндра не полностью достигает рабочих цилиндров или суппортов, поэтому колодки при нажатии на педаль не сдвигаются.
Есть разные причины формирования воздушных пробок, но чаще всего это плохое состояние тормозной жидкости. Если вода в ней достигает 3,5 % от всего объема, то жидкость необходимо менять, иначе при нажатии на педаль она может закипеть, в результате чего и образуются пробки.
Также завоздушивание может быть следствием присутствия мелких пор в регуляторе тормозных усилий, на цилиндрах, суппортах или в местах сочленения магистралей. Такие поры способны втягивать воздух из пространства вокруг.
Для ликвидации завоздушивания нужно заменить тормозную жидкость или прокачать систему (либо сделать и то, и другое).
Сильный износ элементов тормозной системы
Если при нажатии на тормоз педаль проваливается, это может происходить из-за сильного износа колодок, барабанов или дисков.
Поршни тормозных цилиндров и суппортов имеют ограничение хода, а когда наступает износ колодок и цилиндров, поршням необходимо выдвигаться более далеко для создания контактного давления между изношенными деталями и барабанами (дисками). Для такого выдвижения требуется больший объем тормозной жидкости.
Источник: a.d-cd.net
Когда педаль отпускают, поршни возвращаются в изначальное положение, но не до конца. Однократного нажатия на педаль в такой ситуации недостаточно, чтобы они выдвинулись на увеличенное расстояние, нажали на колодки и прижали их к барабану с требуемым усилием. Объема главного цилиндра будет не хватать, чтобы полностью заполнить систему и привести ее в рабочее состояние.
В таком случае первый раз нажатие на педаль будет очень мягким, а последующие нажатия — более упругие.
При возникновении данной проблемы нужно выполнить проверку исполнительных элементов и заменить их, если это необходимо.
Также причиной того, почему стала проваливаться педаль тормоза, могут стать задние тормозные колодки, поскольку не у каждого автомобиля предусмотрен механизм их автоподвода при износе. Это касается барабанных тормозных систем.
Скачай приложение бесплатно и получи 300₽ в подарок
Мы разработали мобильное приложение!
После регистрации в приложении мы дарим Вам подарок -
300 БОНУСОВ, которыми вы можете оплатить часть работ
- Кэшбек 5% от каждого заказ-наряда
- Удобное оформление онлайн-заявки на запись с выбором удобного автотехцентра
- Актуальные анонсы о проводимых акциях и персональных предложениях
Установите приложение за 2 простых действия:
Расстояние между колодками и барабанами регулируется с помощью тросов стояночного тормоза или эксцентриков (в свободном состоянии колодки приходят в первоначальное положение с помощью пружины).
При изнашивании колодок между ними и барабанами получается очень большое расстояние, а это недопустимо. Чтобы колодки могли его преодолеть, в систему должен поступить большой объем жидкости, но при однократном надавливании этого достичь не получается, поэтому педаль тормоза проваливается, и тормоза становятся плохими.
Для устранения проблемы необходимо подвести задние колодки, а также нужно проверить степень их износа.
Поломка главного тормозного цилиндра
Если не учитывать деление на контуры и систему клапанов, то принцип работы цилиндра аналогичен работе шприца или гидрообъемного привода. При давлении на шток поршень проталкивает тормозную жидкость в систему.
Источник:a.d-cd.net
Если имеет место износ манжет поршня, жидкость начинает попадать за него, и педаль будет проваливаться. При этом в бачке будет нормальный уровень тормозной жидкости.
Если это является причиной того, что резко провалилась педаль тормоза, нужно отремонтировать цилиндр или поменять его.
Некачественная тормозная жидкость
Жидкость плохого качества является агрессивной субстанцией, разрушающей магистрали тормозной системы. Она может истончать их стенки, а избыточное давление приводит к расширению магистралей. В результате образуется дополнительный объем и педаль проваливается.
Тормозную жидкость нужно покупать в магазинах крупных торговых сетей или у официальных дилеров. Их регулярно проверяют производители, и они продают качественный товар, заботясь о своей репутации. Также оригинальную продукцию можно заказать на официальных сайтах, которые сейчас имеют многие бренды.
Почему проваливается педаль после прокачки тормозов
Часто после залива новой жидкости, а также после замены колодок и барабанов педаль тормоза проваливается. Рассмотрим, почему так происходит.
Если менялись жидкость, колодки или диски, прокачивалась тормозная система, в первое время тормоза не будут работать как новые, в руле могут ощущаться вибрации. Должна пройти притирка новых запчастей, и после этого процесс торможения будет осуществляться нормально, а педаль перестанет проваливаться. В среднем притирка заканчивается через 250 – 400 км езды. Если после такого пробега проблемы сохраняются, нужно проверить, хорошо ли установлены замененные детали и, если нужно, провести ремонт.
Часто проблемы возникают из-за поведенного либо поврежденного суппорта. Если его вертикальная ось будет смещена по отношению к плоскости тормозного диска, то система не будет работать, как надо. Также случается, что нормальный суппорт плохо закреплен, что осложняет притирку дисков и колодок.
Если суппорт работает неправильно и фрикционный слой плохо прилегает к диску, качество торможения снижается. Наблюдается быстрый износ колодок, а педаль тормоза при заведенном двигателе проваливается все глубже. Поэтому нужно контролировать расположение суппорта относительно диска. Это нужно делать как при одновременной замене суппортов, колодок и дисков, так и при замене любой отдельной детали.
Часто задаваемые вопросы о провале педали тормоза
Может ли проваливаться педаль тормоза, если тормозная жидкость давно не менялась?
Производители автомобилей рекомендуют менять тормозную жидкость через каждые 40 000 км пробега.
Однако далеко не все автовладельцы соблюдают это правило и часто меняют жидкость только через 100 – 200 тысяч километров. Это возможно, поскольку даже при таком пробеге свойства ТЖ сохраняются, и в целом она работает нормально. Но как же понять, что ее пора менять и что есть риск провала педали?
В этом вопросе обращать внимание нужно не только на пробег, но и на консистенцию и цвет жидкости. Если она помутнела и потемнела, требуется замена. Тормозная жидкость — это гигроскопичная среда, и со временем она накапливает влагу, что приводит к изменению ее химического состава.
Провала педали из-за этого не произойдет, но на элементах ТС будет накапливаться ржавчина, в результате чего процесс торможения будет нарушен.
Среди автовладельцев бытует мнение, что вода сжимается сильнее, чем тормозная жидкость, но это не так.
На что влияет зазор между педалью тормоза и усилителем?
Если зазор очень большой, усилие от нажатия на педаль не будет поступать на главный тормозной цилиндр. Эта причина встречается нечасто, но найти ее легко. К тому же в таком случае провал педали не будет сопровождаться утечкой жидкости.
Из-за большой величины зазора срабатывание тормозов будет происходить позднее, чем нужно, и опытный водитель по этому признаку сразу поймет, что причина неисправности заключается в неправильно выставленном зазоре.
Чтобы устранить проблему, нужно знать конструктивные особенности автомобиля. Если расстояние выставлено правильно, но проблема сохраняется, возможно, педаль тормоза на машине проваливается из-за износа элементов ТС, и требуется их замена.
Как неисправность ступиц влияет на провалы педали тормоза?
Ослабление креплений ступиц также приводит к тому, что педаль тормоза проваливается при работающем двигателе.
Наиболее заметно это будет при движении машины на поворотах, поскольку плохо закрепленная ступица перекосится и раздвинет колодки. Если при этом имеет место сильный износ колодок, провал будет более выраженным.
Выявить и устранить эту проблему несложно. Нужно снять колеса и диски, осмотреть тормозной механизм. Если ступица ослабла, это будет сразу видно. Ее нужно хорошо затянуть и вернуть колесо на место. Бывает так: при осмотре видно, что ступица ослабла, но при этом крепеж хорошо затянут. Это говорит об износе детали и необходимости ее замены.
Если педаль тормоза при торможении проваливается, следует остановиться, чтобы не спровоцировать аварию. Но нужно учитывать, что избежать ДТП можно не только нажатием на тормоз, но и, наоборот, увеличением скорости. Опытные водители знают об этом.
Изображение в шапке статьи подготовлено с помощью нейросетевых технологий