- Задачи промывки системы охлаждения автомобиля
- Когда необходима промывка системы охлаждения автомобиля
- При замене антифриза на продукт другого производителя
- При замене антифриза на охлаждающую жидкость другого класса
- При несвоевременной замене антифриза
- При наличии видимых загрязнений
- При нештатном смешивании составов
- При использовании неподходящего антифриза
- При перегреве силового агрегата
- При попадании в систему охлаждения моторного масла
- Средства промывки системы охлаждения автомобиля
- Промывка дистиллированной водой
- Органические кислоты
- Промывка с использованием щелочи
- Промывка с использованием профессиональных средств
- Этапы промывки системы охлаждения автомобиля
- Часто задаваемые вопросы о промывке системы охлаждения автомобиля
- Какие профессиональные средства относятся к хорошо зарекомендовавшим себя?
- К чему приведет несвоевременная промывка системы охлаждения или ее невыполнение?
- Как часто нужно выполнять промывку?
О чем речь? Промывка системы охлаждения автомобиля – регулярная процедура, которую выполняют по времени, после перегрева, перехода на другой тип антифриза, при смешивании двух видов охлаждающей жидкости (ОЖ) или наличии загрязнений в системе.
На что обратить внимание? Промывка осуществляется подручными средствами, например, дистиллированной водой или щелочью, либо специализированными составами. Сама процедура не требует особых знаний или редкого инструмента.
Задачи промывки системы охлаждения автомобиля
В любом двигателе внутреннего сгорания предусмотрена рубашка охлаждения, задачей которой является снижение температуры мотора. Она представляет собой замкнутую сеть каналов, по которым циркулирует охлаждающая жидкость.
После нагрева в силовом агрегате ОЖ через шланги и патрубки попадает в радиатор, где происходит ее охлаждение и дальнейшее возвращение в контур охлаждения.

В любом современном автомобиле в качестве охлаждающей жидкости используется специальный антифриз, состав которого довольно сложный. По прошествии определенного времени происходит его разложение, сопровождающееся появлением осадка, распространяющегося по всей системе.
Помимо этого, в радиаторе, каналах двигателя и на внутренних поверхностях патрубков возможно накопление других отложений, которые появляются из-за накипи, коррозии металла и естественного износа резиновых шлангов.
Долив в систему охлаждения обычной воды вместо дистиллированной приведет к тому, что на внутренних поверхностях радиатора и патрубков будут появляться солевые отложения.
В системе охлаждения автомобиля выделяют две группы загрязнений:
- Неорганические, к которым относятся накипь, окислы металлов и ржавчина. Белесовато-бурый налет, появляющийся на внутренних поверхностях деталей, свидетельствует именно об их наличии.
- Органические, представляющие собой продукты разложения антифриза. Об их появлении в системе говорит наличие желеобразных отложений, а также потемневшая или мутная охлаждающая жидкость.
Любой вид загрязнений приводит к тому, что эффективность работы системы охлаждения двигателя существенно падает. В результате этого температура силового агрегата растет, происходит ускоренный износ масла и других деталей, а в некоторых случаях мотор может «закипеть».
Если общее повышение температуры система еще способна победить, то локальные перегревы могут доставить неприятности. Так, например, могут рассохнуться маслосъемные колпачки, кольца и поршни быстрее зарастают нагаром, избавиться от которого можно только внеплановой раскоксовкой двигателя.
Использование качественного антифриза не гарантирует исключения загрязнения системы охлаждения. В связи с этим специалисты рекомендуют ее периодически промывать, что выходит гораздо дешевле ремонта двигателя, который может потребоваться из-за недостаточного охлаждения.
Когда необходима промывка системы охлаждения автомобиля
Промывка системы охлаждения автомобиля необходима для нормальной работы силового агрегата. Если ее не производить, то это может привести к необходимости капитального ремонта двигателя.
Промывку системы делают в следующих случаях:
При замене антифриза на продукт другого производителя
В этом случае специалисты категорически настаивают на предварительной подготовке системы к заливке другой жидкости, независимо от ее класса и типа. Только так можно исключить нештатные химические реакции.
Проблема заключается в том, что каждый производитель антифриза в процессе изготовления применяет разные пакеты присадок, которые в некоторых случаях могут быть несовместимы при смешивании.
Последствия могут быть разными, например, произойдет снижение антикоррозионных свойств жидкости, что приведет к ускоренной коррозии и появлению отложений. В некоторых случаях возможно повреждение крыльчатки, резиновых патрубков, прокладок помпы и головки блока цилиндров, следствием чего является дорогостоящий ремонт.
Скачай приложение бесплатно и получи 300₽ в подарок
Мы разработали мобильное приложение!
После регистрации в приложении мы дарим Вам подарок -
300 БОНУСОВ, которыми вы можете оплатить часть работ
- Кэшбек 5% от каждого заказ-наряда
- Удобное оформление онлайн-заявки на запись с выбором удобного автотехцентра
- Актуальные анонсы о проводимых акциях и персональных предложениях
Установите приложение за 2 простых действия:
При замене антифриза на охлаждающую жидкость другого класса
В этом случае также необходимо иметь в виду момент совместимости присадок, которые входят в состав ОЖ.
Например, с карбоксилатными антифризами несовместимы тосол и антифриз класса G11. Если их смешать, то некоторые компоненты системы охлаждения могут выйти из строя. Поэтому при замене антифриза во избежание возможного ремонта ДВС лучше не пренебрегать промывкой.
При несвоевременной замене антифриза
Если срок замены охлаждающей жидкости был пропущен, то специалисты рекомендуют промывать всю систему. Это объясняется тем, что со временем происходит деградация присадок, из-за чего они разрушаются и не выполняют свои функции с надлежащим качеством.
В результате на внутренних поверхностях системы могут появиться отложения, ухудшающие процесс теплообмена. Для тосола или антифриза класса G11 соблюдение регламента обслуживания особенно важно, поскольку неорганические присадки, выработавшие свой ресурс, способствуют созданию нерастворимой накипи.
При наличии видимых загрязнений
Промывка системы охлаждения необходима, если при замене охлаждающей жидкости были обнаружены следы ржавчины, окислений, любой налет, взвесь или накипь. Такое возможно при использовании некачественного антифриза, поскольку в его состав может входить более дешевый метанол.
Также недобросовестные производители могут кислотой заменять компоненты, стабилизирующие щелочное число, вместо специальных красителей использовать обычную гуашь. При промывке не лишним будет сделать диагностику системы на наличие каких-либо повреждений.
При нештатном смешивании составов
При смешивании антифризов разного типа, состава или производителей можно столкнуться с такой проблемой, как быстрая деградация состава. Это может произойти и при использовании свежей и качественной охлаждающей жидкости.
Реакция несовместимых антикоррозионных присадок приведет к появлению осадка, из-за чего эффективность теплообмена существенно снижается.

При использовании неподходящего антифриза
Заливать в систему охлаждения двигателя необходимо только тот антифриз, который указан в руководстве по эксплуатации транспортного средства, поскольку каждый класс охлаждающей жидкости разрабатывается под конкретный тип двигателя.
К примеру, в современный двигатель внутреннего сгорания категорически запрещено заливать неорганический антифриз или тосол, так как в результате этого потребуется неоднократное промывание системы от осадка, а в особо сложных случаях придется менять радиаторы охлаждения и печки. Если этого не сделать, то из-за перегрева двигателя придется делать его капитальный ремонт.
При перегреве силового агрегата
Перегрев губителен не только для современного мотора, конструкция которого изобилует алюминиевым сплавом и композитными материалами, но и для классического двигателя с чугунным блоком цилиндров.
После устранения причин перегрева обязательно нужно промыть систему с полной заменой антифриза, поскольку из-за действия высоких температур на присадки возможно появление осадка.
При попадании в систему охлаждения моторного масла
Попадание моторного масла в антифриз оказывает отрицательное воздействие на ресурс работы внутренних элементов системы охлаждения. В первую очередь подвергаются разрушению резиновые и пластиковые компоненты, ускоряется процесс коррозии, вследствие чего появляется осадок, негативно влияющий на процесс теплообмена.
проблемы?
Оставьте номер
и мы проконсультируем
вас бесплатно!
Перезвоним в течение 1 минуты
Причиной такого явления может быть прогар или пробой прокладки головки блока цилиндров, разделяющей циркуляционные каналы охлаждающей жидкости и масла. Не исключено, что произошло разрушение прокладки теплообменника или его самого, а также нарушена геометрия ГБЦ.
К таким же последствиям может привести и трещина в гильзе блока цилиндров или перегородке рубашки охлаждения, ослабление момента затяжки болтов или шпилек головки.
После диагностики и последующего ремонта требуется промывка системы охлаждения автомобиля от масла. Только так можно восстановить эффективный процесс теплообмена, в результате которого обеспечивается длительная и бесперебойная работа двигателя.
Средства промывки системы охлаждения автомобиля
Существует несколько методов промывки системы охлаждения двигателя, и каждый из них обладает своими особенностями и недостатками. О том, какой метод применить для вашего автомобиля, лучше всего расскажет специалист.
Промывка дистиллированной водой
Этот вариант считается самым доступным по цене, но наименее эффективным. Промывка дистиллированной водой состоит из следующих этапов:
- вода заливается в радиатор;
- запускается двигатель и работает на холостых оборотах в течение 20 минут;
- после этого двигатель нужно заглушить и слить всю воду.
Процедура повторяется до тех пор, пока результат не устроит владельца автомобиля.

Органические кислоты
Промывка органическими кислотами также считается одним из наиболее доступных вариантов в плане стоимости. Как уже было сказано ранее, все отложения в системе охлаждения подразделяются на органические и неорганические. В первом случае загрязнения состоят из продуктов разложения антифриза, а во втором – это ржавчина, окисления и так далее.
Этот метод промывки подходит именно для первого типа загрязнений, который встречается наиболее часто. Если внимательно следить за состоянием системы охлаждения, то неорганических загрязнений в ней практически не будет, а избавиться от продуктов разложения можно органическими кислотами.
Промывка с использованием щелочи
Средств для промывки системы охлаждения двигателя на щелочной и кислотной основе не существует в природе, поскольку эти два вещества оказывают нейтрализующее действие друг на друга. В качестве самостоятельного средства для чистки щелочные составы не подходят, но могут быть использованы как дополнение к чему-либо.
Наряду с обычной промывкой существуют и двухэтапные, когда вначале используется один состав, а потом второй. Такой вариант считается наилучшим для профилактики, поскольку происходит удаление как органических, так и неорганических загрязнений.
Единственным неудобством является более длительная продолжительность процедуры и ее высокая стоимость из-за необходимости приобретения двух составов.
Если говорить о первом составе, используемом при двухкомпонентной промывке, то у него практически такой же принцип действия, как и в предыдущих методах. Щелочной состав, заливаемый первым после чистки, эффективно справляется с эмульсией, продуктами разложения антифриза и иными загрязнениями органического характера.
Промывка с использованием профессиональных средств
Ниже перечислены все средства для промывки системы охлаждения автомобиля:
- кислотные;
- щелочные;
- двухкомпонентные;
- нейтральные.
Для достижения наибольшего эффекта некоторые из этих средств применяются комплексно. Нейтральные средства появились относительно недавно и считаются присадкой для антифриза. Они совершенно безвредны для двигателя внутреннего сгорания, и для их использования не требуется никакой специальной подготовки.

Этапы промывки системы охлаждения автомобиля
Специалисты по ремонту рекомендуют следовать несложному алгоритму при подготовке к промывке системы охлаждения двигателя автомобиля:
- В первую очередь производится диагностика состояния системы. Необходимо проверить уровень антифриза и убедиться в отсутствии видимых его утечек. Если есть хоть малейшее подозрение на неисправность, то ее следует устранить до начала процесса промывки.
- Следующим шагом является выбор подходящего очистителя. На рынке в большом ассортименте представлены не только специализированные составы, но и средства щадящего действия. При сильном загрязнении специалисты рекомендуют использование мощных концентратов.
- Затем необходимо слить старый антифриз из системы. Для этого в нижней части радиатора выкручивается дренажный болт, и в заранее подготовленную емкость сливается жидкость.
Это не особо сложная процедура, поэтому промывка системы охлаждения автомобиля своими руками вполне допустима. Ниже приведена подробная инструкция:
- Во время подготовки к промывке автомобиль необходимо поставить на ровную поверхность и немного подождать, пока антифриз остынет.
- Слив старой охлаждающей жидкости производят через специально предусмотренное сливное отверстие, которое располагается в нижней части радиатора. В некоторых моделях авто оно может отсутствовать, тогда для слива необходимо снять нижний патрубок. После того как вся жидкость сольется, восстанавливается герметичность системы путем закручивания пробки или установки патрубка на прежнее место.
- Заливается промывочная жидкость, для чего в систему подают специальное средство и до отметки min добавляют воду, обычную или дистиллированную. При использовании народных средств вместо специального препарата заливают заранее подготовленную смесь.
- Очистка системы. Для этого двигатель заводится и работает на холостых оборотах определенное время, продолжительность которого указана в инструкции промывочного средства. Для того чтобы средство проникло и в отдаленные части системы, специалисты рекомендуют включить печку. По истечении указанного времени двигатель глушится, остывает, из системы охлаждения сливается вся жидкость.
- Заливка нового антифриза. В промытую систему заливают новую чистую охлаждающую жидкость, после чего заводят двигатель и включают печку. Это делается для того, чтобы корректно контролировать уровень жидкости в расширительном бачке, поскольку из-за воздушных пробок он может колебаться.
Часто задаваемые вопросы о промывке системы охлаждения автомобиля
Какие профессиональные средства относятся к хорошо зарекомендовавшим себя?
LAVR Radiator Flush Classic. Это средство производится в нашей стране, поэтому оно прекрасно адаптировано к суровым климатическим условиям. Емкость одного флакона составляет 430 мл, что вполне достаточно для промывки системы охлаждения, объем которой составляет 8–10 литров.
Liqui Moly Kuhler Reiniger. Немецкий бренд выпускает средство в литровых канистрах, поэтому есть возможность промывки системы охлаждения, объем которых доходит до 50 литров. По этой причине средство пользуется популярностью при обслуживании как легковых, так и грузовых автомобилей, а также автобусов.

LAVR Radiator Flush 1&2. Считается лучшим двухкомпонентным составом, который эффективно справляется со стойкими загрязнениями, ржавчиной и накипью.
К чему приведет несвоевременная промывка системы охлаждения или ее невыполнение?
Если не делать промывку системы охлаждения двигателя при замене антифриза, то велика вероятность того, что грязь и накипь просто забьют каналы радиатора, у которых небольшая пропускная способность. В результате охлаждение двигателя будет малоэффективным, последствием чего станет капитальный ремонт двигателя.
Как часто нужно выполнять промывку?
Большинство автопроизводителей предписывает выполнять промывку системы в соответствии со сроками, указанными в руководстве по эксплуатации. Важно понимать, что если транспортное средство используется интенсивно, то антифриз необходимо менять каждый год.
Несвоевременная промывка двигателя или ее полное отсутствие чреваты тем, что теплоотдача существенно уменьшается. Это может привести к выходу силового агрегата из строя.
Изображение в шапке статьи: jaskier.ru