- Как устроены тормоза в автомобиле
- 7 основных причин, почему скрипят тормоза
- Особенности фрикционной накладки
- Тормозные колодки и диски несовместимы
- Колодки установили неправильно или облили технической жидкостью
- Колодки абсолютно новые
- Поверхностная коррозия на тормозных дисках
- Тормозные диски и колодки перегреваются
- На колодках есть скрипуны
- Не менее распространенные причины скрипа тормозов
- Полная выработка накладки
- Плохое качество накладок
- Попадание грязи на рабочие поверхности
- Устранение скрипа тормозов с помощью специальных смазок
- Часто задаваемые вопросы о скрипе тормозов
- Может ли вызывать скрип тормозов подклинивание деталей суппорта?
- Может ли пылезащитный экран являться причиной скрипа тормозов?
- Как производители решают проблему скрипа тормозов?
Почему скрипят тормоза? Причин много: попала грязь между тормозной колодкой и диском, износились фрикционные накладки, подклинивает суппорт. Что бы это ни было, в любом случае посторонний звук – повод для беспокойства.
Как устранить? Удалить причину скрипа можно лишь после того, как она точно определена. Бывает и такое, что всё работает отлично, расходники только поменяли на качественные, а звук всё равно не пропал. В таком случае лучше обратиться в сервисный центр и комплексно продиагностировать тормозную систему.
Как устроены тормоза в автомобиле
Чтобы понять, почему скрипят тормоза у машины, нужно разобраться в том, как устроена система. Основными элементами, которые активируют одноименный механизм после того, как водитель нажмет на педаль, являются: поршень, колодки и диск. Последние прикрепляются к ступицам. В норме вращение диска и колеса идет совместно. Стандартное расположение тормозных колодок – сбоку от диска. Когда происходит замедление и остановка, они прижимаются к поршню, что не дает транспорту возможность двигаться.
Причинами того, почему скрипят тормоза, могут быть проблемы с одной из следующих деталей:
- тормозной диск;
- направляющая колодка;
- суппорт;
- тормозные колодки;
- цилиндр;
- поршень;
- сигнализатор износа колодок;
- кольцо для уплотнения;
- защитный чехол, установленный на направляющем пальце;
- направляющий палец;
- защитный кожух.
Чтобы выяснить, почему скрипят тормоза на машине, необходимо проследить, как работает вся система. Затем надо понять, с какой именно деталью проблемы. Далее мы расскажем, почему могут сильно скрипеть тормоза.
7 основных причин, почему скрипят тормоза
Рассмотрим различные причины скрипа тормозов более подробно.
Особенности фрикционной накладки
Состав накладок тормозных колодок довольно сложен: они состоят из смеси металлов, абразивов, органических и нет волокон. За основу может быть взята специальная стальная вата, стружка из меди/латуни либо полимерные материалы. Вид смеси во многом зависит от того, каковы характеристики определенной модели машины.
Тормозные блоки, имеющие твердую и устойчивую к истиранию фрикционную накладку, обладают большим сроком службы, но могут издавать шум. К примеру, это может происходить в сырую погоду либо тогда, когда колодки прогреются. Мягкие смеси меньше шумят, но стирание происходит быстрее. Производитель качественных тормозных колодок должен найти идеальное соотношение между уровнем звука и долговечностью.
По краям фрикционные накладки могут иметь срезы разных форм: выпуклые, округлые, ровные либо J-образные. Через их центр могут проходить поперечные либо диагональные пазы. Часто скосы и пазы асимметричны, потому расположение колодок на правильной стороне, а также вращение диска в верном направлении очень важны.
Может показаться, что производитель существенно экономит материал, делая фрикционные накладки меньше по площади, чтобы автолюбители чаще обновляли запчасти. На самом деле так можно значимо снизить шум и сделать тормоза более эффективными, особенно при обкатке свежих колодок и при легком торможении. Особые отметки со стрелками указывают, в каком направлении вращается тормозной диск и с какой стороны установлена колодка. Если нечаянно перепутаете стороны, колодки встанут на место, но шум продолжится.
Далее выясним, почему скрипит дисковый тормоз.
Тормозные колодки и диски несовместимы
Часто хорошие автомастерские предлагают тормозные колодки и диски одной торговой марки. На деле это не всегда возможно:
- Колодок может не быть в наличии, даже если они есть, привезти их могут не скоро. Приходится довольствоваться тем, что есть, так как ехать нужно срочно.
- Сложно определиться с нужной фирмой. Часто на рабочей части тормозных дисков имеется ржавчина, из-за нее нельзя прочесть маркировку и выяснить, кто производитель.
По этой причине вполне возможно, что тормоза будут шуметь.
Колодки установили неправильно или облили технической жидкостью
Часто водители пытаются менять фрикционные элементы самостоятельно и допускают ошибки. Увы, от них не застрахованы и слесари на станции техобслуживания.
Они могут иметь разное строение, о чем мы писали в статье ранее. Не возвращаясь к ее содержанию, напомним, что в комплекте с новыми колодками из магазина есть много полезного: новые болты, пластины против скрипа, паста и специальная смазка. Если есть пластина из металла и пакетик с пастой, то последней нужно обработать основание из металла, после чего накрыть первой. Если в комплекте есть скобы либо винты из металла, а суппорты оснащены такими же, но старыми, они требуют замены, даже если выглядят хорошо.
Бывают колодки, подходящие для множества моделей сразу, в комплекте к которым есть все необходимое для каждой машины. В этом множестве можно найти и те, которые не требуют установки всего, что есть в коробке. Колодки, выпускаемые для азиатского рынка, часто имеют неполный комплект: недостает пластин против скрипа и пасты, докупать которые нужно отдельно.
В этом случае вся надежда возлагается на опыт механика. Грамотный специалист знает, что необходимо докупить, а что не нужно, и сделает так, как надо.
Еще одной причиной внезапного скрипа тормозов может стать попадание на них технической жидкости вроде трансмиссионной, тормозной либо моторного масла. Появление звука возможно как при замене тормозов, так и во время контакта с другими агрегатами либо узлами.
Колодки абсолютно новые
Тормоза могут скрипеть, если новыми являются не только колодки, но и диски. Так или иначе, первая будет прилегать ко второму не полностью, а это значит, что задействуется не вся площадь фрикционных накладок. Вместе с этим новые колодки будут не столь эффективны, как старые.
Поверхностная коррозия на тормозных дисках
После мойки, в сырую погоду они мгновенно покрываются тонким слоем ржавчины. Это логично, так как рабочая поверхность диска не имеет обработки. Наличие коррозии провоцирует скрип.
Скачай приложение бесплатно и получи 300₽ в подарок
Мы разработали мобильное приложение!
После регистрации в приложении мы дарим Вам подарок -
300 БОНУСОВ, которыми вы можете оплатить часть работ
- Кэшбек 5% от каждого заказ-наряда
- Удобное оформление онлайн-заявки на запись с выбором удобного автотехцентра
- Актуальные анонсы о проводимых акциях и персональных предложениях
Установите приложение за 2 простых действия:
Тормозные диски и колодки перегреваются
Как только эти части изнашиваются, толщина и масса рабочей части становится меньше. Детали с меньшим весом больше подвержены вибрации. Диск остается тяжелым, колодки могут скрипеть. Кроме того, детали, которые сильно изношены, хуже отводят тепло, а при перепадах температуры либо перегреве свойства материала меняются. При интенсивном торможении колодка еще может покрыться нагаром, гладким, как стекло.
На колодках есть скрипуны
Это механические датчики износа тормоза; они встречаются в основном на азиатских машинах. Внешне они выглядят как миниатюрные пластины из металла, согнутые пополам. Один конец датчика фиксирован на основании колодки, другой на 2–3 мм выступает на рабочую часть. Как только колодка изнашивается, скрипун задевает тормозной диск. Узнать, что колодки износились, можно по достаточно резкому скрипу. Зачастую скрипуны устанавливают только на одну-две из четырех колодок на ось. Если износ неравномерный, можно испортить тормоза, упустив время.
Не менее распространенные причины скрипа тормозов
Что еще может стать причиной скрипа тормозов?
Полная выработка накладки
В основном при этом слышен не скрип, а скрежет во время торможения. Если владелец водит машину безалаберно и не ухаживает за ней, возможен полный износ тормозных накладок. Тогда с диском контактирует их основание. Соприкасаясь, две детали из металла дают неприятный звук.
Плохое качество накладок
Тормозные накладки имеют в своем составе специальные противоскрипные присадки. Иногда производители на них экономят. Это ведет к тому, что колодки скрипят при нажатии на тормоз. «Лечится» это только заменой.
Попадание грязи на рабочие поверхности
Такое тоже происходит. Если на диск тормоза попал песок либо другой абразив, который при остановке прошел внутрь накладки. Твердые частицы, контактируя с диском, могут скрипеть. Также на них иногда попадает техническая жидкость, к примеру, антифриз либо тормозная. Если ее количество небольшое, вреда это не нанесет, но скрип возникнуть может.
Когда тормоза скрипят при езде – вероятно, все колодки или одна из них соприкасаются с диском при отпускании тормоза. Надо разобрать, прочистить эти механизмы, затем тестировать суппорты.
Устранение скрипа тормозов с помощью специальных смазок
Смазки могут помочь лишь на время, потому что работа тормозов идет с большими нагрузками. По этой причине бесполезными со временем оказываются даже высокотемпературные составы. Главное основание для использования смазок – сильный дискомфорт, возникающий от того, что новые тормоза скрипят во время притирки. Чтобы сделать посторонние шумы чуть менее активными, можно использовать специальные пасты и смазки. Существует несколько их видов:
- Пасты с противозадирным эффектом.
Ими лучше обрабатывать скобы, оборотную сторону колодки и пластик. Они применяются больше как дополнение основных решений, помогающих бороться со скрипом. Тем не менее, при правильном применении они могут быть весьма эффективными.
- Смазки, предназначенные для обработки суппортов.
Они подойдут, когда корень проблемы кроется в суппорте. Но пользоваться ими стоит только при крайней необходимости и очень аккуратно.
- Универсальные смазочные материалы.
Их вносят в подвижные части всей системы торможения, которые выполнены из плотных, эластичных, а также пластиковых элементов.
Пластины, смазки и скобы используются для того, чтобы новые тормоза после замены не скрипели. При правильном выборе элементов, строгом соблюдении алгоритма их установки и соблюдении правил эксплуатации после того, как пройдет притирка, скрипа больше не будет.
Но даже тогда, когда все меры испробованы, бывает так, что скрип тормозов не прекращается. В этой ситуации претензии предъявлять нужно не к низкой эффективности методов, а к производителю. Убедитесь, что купленные вами детали имеют хорошее качество, если же это не так, тормоза лучше как можно скорее заменить. Временное «лечение» пастами и смазками не принесет должного эффекта. Необходимо бороться с причиной, а не только исправлять симптомы.
Часто задаваемые вопросы о скрипе тормозов
Отвечаем на популярные вопросы.
Может ли вызывать скрип тормозов подклинивание деталей суппорта?
Тормоза сильно скрипят при движении, если двигающиеся элементы начинают работать со сбоями. Причин этому множество: некачественные детали, деформация и так далее. Как бы то ни было, тормоза могут перестать скрипеть не сразу при нажатии, а только спустя несколько секунд. О слаженном функционировании деталей этой системы нужно подумать и тогда, когда вы видите, что одновременно поставленные, к примеру, передние тормоза изнашиваются неравномерно (левый быстрее правого или наоборот). Выход – диагностика в автомастерской.
Может ли пылезащитный экран являться причиной скрипа тормозов?
Деформации и перегреву подвержены не только тормоза, но и этот элемент. Пылезащитный экран может пострадать от удара либо неправильного ремонта. Если при этом его края вогнуты внутрь, они будут задевать диск, создавая громкий скрип при движении. Избавиться от этой проблемы поможет ремонт либо замена экрана.
Как производители решают проблему скрипа тормозов?
Они пользуются следующими полезными решениями:
- Скосы. Некоторые колодки для тормозной системы автомобилей имеют специальные уклоны. При помощи этих выемок можно избежать лишнего шума при торможении. Они не дают появиться лишнему звуку. Происходит это путем сдвижения резонансной колебательной частоты. Это делает работу тормозов бесшумной.
- Прорези. Иногда на производстве во фрикционных накладках делают такие. По стандарту формируется одна проточка, но иногда встречаются накладки с двумя.
- Изогнутые скобы. Это решение является довольно эффективным для улучшения работы новых колодок после их установки. Данные элементы с конструкцией пружин действенны не только в борьбе со скрипами. Скобы могут предотвратить потенциальное закисание тормозов. Это может случиться при появлении ржавчины.
В основном скрип является сигналом того, что с тормозами уже имеются, а также будут возникать проблемы. Потому игнорировать это, как минимум, недальновидно. Грубый же скрежет может дать понять то, что нужно действовать немедленно, чтобы не довести до попадания в ДТП.