Автосервисы
Wilgood в Москве
Ваш регион: Москва и МО
Звоните c 09:00 до 21:00
+7 (800) 301-72-18
Только до
Заберите купон на бесплатный контрольный осмотр автомобиля по 41 параметру
Забрать купон
Только до
Купон на бесплатную диагностику автомобиля по 41 параметру
Забрать купон

Плавают холостые обороты двигателя: причины и устранение проблемы

06.11.2024
1003
Время чтения: 13 минут
Обновлено: 06.11.2024
Сохранить статью:
Плавают холостые обороты двигателя: причины и устранение проблемы

О чем речь? Ситуация, когда плавают холостые обороты двигателя, не редкость для подержанных машин. Она возникает сразу после запуска мотора или по мере прогревания, что усложняет диагностику.

На что обратить внимание? К основным причинам неисправности относятся проблемы с ДМРВ, форсунками или качеством топлива, выход из строя свечей зажигания, разгерметизация впускного коллектора. И проверить нужно каждую из них.

Признаки и опасность плавающих холостых оборотов двигателя

Многие автолюбители сталкиваются с тем, что в их машинах плавают холостые обороты двигателя. При возникновении этой проблемы не нужно паниковать, авто все еще беспрепятственно довезет пассажиров до пункта назначения. При этом специалисты не рекомендуют долгое время эксплуатировать автомобиль с такой поломкой, так как она будет прогрессировать.

К примеру, если проблему создал медленно «умирающий» датчик массового расхода воздуха (который еще называют массметром и расходомером), то спустя непродолжительное время он окончательно сломается.

При сгоревшем выпускном клапане ездить долго тоже не рекомендуется. Последствием может стать дорогостоящий капремонт мотора. Без этого уже нельзя будет обойтись, если клапан полностью разрушится и осыплется в камеру сгорания.

Признаки и опасность плавающих холостых оборотов двигателя

Не многие могут моментально понять, что у них плавают холостые обороты двигателя. Дело в том, что в некоторых современных машинах (особенно в холодный сезон) в процессе запуска двигателя наблюдаются подергивание стрелки тахометра и повышенные прогревочные обороты.

В первые 15–25 секунд может возникнуть заметная вибрация и проблемы с работой ДВС. Неопытные водители пугаются этого, поскольку не могут понять, что не так с новым или практически новым авто.

Следует запомнить этот момент, особенно владельцам машин с двигателем группы VAG, так как у них эта проблема наблюдается чаще других.

Это странное поведение в процессе запуска объясняется просто. Итак, мотор (особенно после холодного старта) выводит катализатор на рабочую температуру. Некоторые блоки управления имеют не только особенный алгоритм повышения оборотов холостого хода, но еще и методы типа дополнительных импульсов открытия форсунок.

При обычном режиме работы они не используются. Эти методы, позволяющие быстрее прогреваться, вызывают как ту самую нестабильность работы холостого хода, так и подергивания стрелки тахометра.

Эти явления не должны длиться более минуты после старта, а также не должны появляться в процессе запуска прогретой машины. Можно с уверенностью заявить, что алгоритм прогрева катализатора 100 % не вызывает на исправной машине «Check engine». Если это происходит, то надо искать корень проблемы.

Признаки и опасность плавающих холостых оборотов двигателя

Следует помнить, что в каждой модели авто своя средняя норма холостых оборотов. У одних легковушек она колеблется от 600 до 900, у других — около 700.

Почему плавают холостые обороты двигателя

Проблемы с форсунками

Если у вас плавают обороты двигателя на холостом ходу, то стоит проверить исправность инжектора. Форсунки часто забиваются, а от этого страдает и объем, и форма факела распыляемого топлива. Их надо чаще промывать.

Если диагностика показывает, что форсунка не подлежит восстановлению, то ее необходимо пустить под замену.

Низкое давление топлива

Причиной для этого может являться:

  • поломка топливного насоса;
  • сбой в работе регулятора давления в топливной рампе;
  • большое скопление грязи в топливных фильтрах (как правило, их два — грубой и тонкой очистки).

Фильтры всегда можно сменить, а другие нарушения в работе помогут исправить в специализированном сервисном центре.

Неисправность свечей зажигания

Бывает так, что причиной плавающих оборотов становятся свечи зажигания. Они важны, поскольку от них зависит качество воспламенения смеси. Нестабильный холостой ход может быть спровоцирован пропуском искры всего одной из свечей.

Нарушение герметичности впускной системы

Может случиться так, что подсос лишнего воздуха полностью меняет состав топливовоздушной смеси. Из-за этого и плавают холостые обороты двигателя.

Герметичность может быть нарушена в самых разных частях пропускной системы. Обычно проблема наблюдается с:

  • засохшими прокладками коллектора;
  • треснувшими в некоторых местах соединениями шлангов и патрубков, например в тройниках из пластика и прочих похожих соединителях;
  • сломанными вакуумными шлангами, например к усилителю тормозов;
  • небольшими трещинками в стенках коллектора из пластика и другого такого материала, деформирующегося со временем.

Нужно приложить все усилия, чтобы восстановить герметичность. Если это невозможно сделать ремонтом, то требуется замена сломанных элементов.

Нарушение герметичности впускной системы

Скачай приложение бесплатно и получи 300₽ в подарок

Мы разработали мобильное приложение!
После регистрации в приложении мы дарим Вам подарок - 300 БОНУСОВ, которыми вы можете оплатить часть работ

  • Кэшбек 5% от каждого заказ-наряда
  • Удобное оформление онлайн-заявки на запись с выбором удобного автотехцентра
  • Актуальные анонсы о проводимых акциях и персональных предложениях

Установите приложение за 2 простых действия:

Датчик массового расхода воздуха

Причиной того, что плавают холостые обороты двигателя, может стать поломанный датчик массового расхода воздуха (ДМРВ), установленный сразу после воздушного фильтра. Этот прибор считывает количество проходящего через него воздуха и отправляет информацию в ЭБУ. Данные помогают системе скорректировать объем впрыска топлива.

Большинство датчиков не поддаются ремонту, их приходится сразу пускать под замену.

Дроссельная заслонка

Дроссельная заслонка у многих в процессе активной эксплуатации машины покрывается отложениями, а потому начинает заедать или закрываться не полностью. Из-за этого в камеру сгорания поступает больше воздуха, чем надо. Эту проблему можно решить, достаточно очистить узел специальной химией.

Регулятор холостого хода

Клапанный регулятор холостого хода поддерживает обороты без нагрузки при закрытой дроссельной заслонке. Если он сломан, то нет ничего удивительного в том, что плавают холостые обороты двигателя.

Регулятор может поломаться по нескольким причинам. Например, в него попало большое количество грязи, тогда достаточно очистить его и смазать шток. Если же проблема в электрической части, то клапанный регулятор остается лишь полностью заменить.

Клапан вентиляции картера

Когда ломается клапан вентиляции картера, возрастает давление внутри системы, а картерные газы в очень большом объеме попадают в камеру сгорания, что неизменно нарушает состав смеси. Чаще всего клапан можно спокойно разобрать, отремонтировать, а потом опять использовать долгое время. К примеру, проблема может заключаться в большом скоплении отложений, поддающихся очистке.

Если же элементы клапана вентиляции картера совсем износились или поломались, то разумнее купить и установить новый.

Низкая компрессия в цилиндрах

Низкая компрессия в цилиндрах

Не менее серьезная причина, способная спровоцировать «прыгающие» обороты, кроется в низкой компрессии в цилиндрах. Понижение происходит из-за:

  • Залегания поршневых колец из-за закоксовки. В такой ситуации может помочь специальное химическое средство, но иногда требуется перебрать мотор полностью.
  • Износа цилиндра, что делает неэффективной работу даже исправных поршневых колец. Тут может помочь только ремонт или замена блока цилиндров.
  • Разрушения прокладки ГБЦ, которую надо в срочном порядке заменить.
  • Неправильных зазоров клапанов. Решить эту проблему может их регулировка или замена.

Плавают холостые обороты на холодном или горячем двигателе

На холодном двигателе

Бывает и такое, что двигатель просто холодный и его нужно прогреть. После этой процедуры все приходит в норму.

Основная часть причин была описана выше, это полезная информация для машин и с карбюраторным, и с инжекторным моторами.

К сказанному ранее можно лишь добавить:

  • Трудности с системой предпускового подогрева: часть авто снабжены этой системой. Благодаря ей топливо смешивается качественнее с воздухом на холодном двигателе. Если же в работе системы наблюдается сбой, это может поспособствовать «плаванию» оборотов на холодном двигателе.
  • Трудности с термостатом: он нужен, чтобы поддерживать адекватную рабочую температуру двигателя внутреннего сгорания. Нарушения в работе термостата из-за забитых элементов или прочих неисправностей также провоцирует появление проблемы с «плавающими» оборотами.

На прогретом двигателе

Причиной того, что «плавают» холостые обороты на прогретом двигателе, могут стать трудности с:

  • Контроллером холостого хода (IAC).
  • Дроссельной заслонкой.
  • Датчиками: температуры ОЖ (ECT), массового расхода топлива (MAF), положения дроссельной заслонки (TPS), кислорода.
  • Блоком управления двигателя (ECU).
  • Утечкой воздуха и вакуума.
  • Системой впрыска топлива (форсунки и их кольца, распылители форсунок на дизельных моторах).
  • Выпускным коллектором и патрубками.
  • Клапаном рециркуляции выпускных газов (EGR).
  • Системой зажигания, включая и свечи.

На прогретом двигателе

Чтобы не ошибиться с фиксацией причины, нужно более тщательно подходить к диагностическим мероприятиям для машины.

Часто задаваемые вопросы о плавающих холостых оборотах двигателя

Требуется ли регулировка оборотов холостого хода на инжекторном двигателе?

Такие двигатели внутреннего сгорания работают при помощи электронного блока управления. Его программа самостоятельно вносит корректировки в работу ДВС, используя для этого информацию с многочисленных датчиков других блоков. Иначе говоря, чтобы поправить нестабильный холостой ход, достаточно просто устранить неисправности.

Какова норма оборотов холостого хода для дизеля?

У них с бензиновыми моторами могут быть разные параметры холостого хода (об/мин):

  • бензиновый Hyundai Solaris: 700–900;
  • дизельный KIA Sorento (2G CRDi) 700–800.

Каким образом клапан адсорбера способен сбить холостые обороты?

Лучше получится объяснить на конкретном примере. Итак, машина заводится на 1500 для прогревания. Через 30 секунд начинаются «качели» от 500 до 1200. Проблема в том, что сразу после запуска ДВС начал работу по топливной коррекции ЭБУ, а уже после переходит в обычный режим.

Получается, что при негерметичном адсорбере бензиновые пары оказываются в задроссельном пространстве. Из-за чего обороты и поднимаются. Затем ЭБУ корректирует их — обедняет смесь. Обороты падают, но разрежение при этом уменьшается и еще сильнее просаживает их. Это продолжается до той поры, пока все пары из адсорбера не вытянутся.

На трудности с оборотами ДВС могут указывать нестабильная работа, пониженная мощность, увеличенный расход топлива и проблемы с запуском. При обнаружении одного или нескольких симптомов нужно обратиться в сервисную службу, где специалист по автомеханике максимально точно определит проблему и оперативно ее устранит.

Gift icon
Забрать подарок
Открыть
прибыльный
автосервис
7 секретов от экспертов Wilgood: Как сэкономить 78 000 ₽ на обслуживании авто за год
Шабанов Олег Вячеславович
Эксперт в области обслуживания автомобилей

За годы работы в Wilgood я разработал систему ухода за автомобилем, которая экономит нашим клиентам в среднем 78 000 ₽ в год. Эти простые приемы подходят для любой марки авто и не требуют специальных навыков.

Наш опыт показывает, что 70% крупных ремонтов можно предотвратить, если вовремя обратить внимание на мелкие детали. Именно поэтому мы в Wilgood разработали уникальную методику диагностики, которая позволяет выявлять проблемы на ранней стадии.

Применяя наши советы, вы не только сэкономите деньги, но и продлите срок службы вашего автомобиля минимум на 50 000 км. Скачивайте бесплатно и используйте уже сегодня: