- Устройство и принцип работы рулевой рейки
- Основные неисправности рулевой рейки
- Тяжелое вращение рулевого колеса
- Наличие посторонних стуков
- Гул и скрежет
- Быстрый расход рабочей жидкости
- Руль заедает
- Визуальное повреждение пыльника
- Признаки и причины неисправности рулевой рейки
- Ремонт неисправной рейки или установка новой
- Часто задаваемые вопросы о неисправностях рулевой рейки
- Какими могут быть последствия неисправности рулевой рейки?
- Сколько по времени можно ездить на рейке рулевой со стуком?
- Что делать, если после ремонта рулевой рейки появились проблемы с рулем?
О чем речь? Неисправности рулевой рейки рано или поздно дают о себе знать. Причины поломок кроются в износе трущихся деталей, неправильной эксплуатации автомобиля, некачественных запчастях.
Как выявить? О неисправности рулевой рейки чаще всего заявит характерный стук при движении по неровностям. Иногда это гул и скрежет, слишком тяжелое или, наоборот, легкое вращение руля. Все это говорит, что узел нуждается в диагностике, ремонте и регулировке.
Устройство и принцип работы рулевой рейки
Механическая рулевая рейка является наиболее простым типом исполнения данного механизма. Поворот передних колес осуществляется за счет воздействия мускульной силы водителя на рулевое колесо.
Для того чтобы облегчить процесс, используются зубья с переменным шагом или же переменное передаточное число. Благодаря такой схеме обеспечивается условная легкость вращения рулевого колеса при движении с малой скоростью или при больших поворотах. Малые углы отклонения «штурвала», наоборот, характеризуются тяжестью с одновременными острыми реакциями автомобиля.
Гидравлическая рейка, или как ее еще называют – рейка с гидроусилителем, считается более сложным вариантом исполнения, который существенно облегчает усилия водителя машины. Данное устройство нашло широкое применение в автомобилестроении, хотя в последнее время его начинают активно теснить рейки, в которых используются электрические усилители.
Ключевое преимущество гидравлической рулевой рейки заключается не столько в обеспечении комфорта водителя за счет меньшего усилия на рулевое колесо, сколько в обеспечении безопасности. Например, когда передние колеса автомобиля попадают в яму, ГУР принимает часть удара на себя, и руль не вырывается из рук водителя.
Конечно, гидроусилитель с избыточной мощностью – это тоже не очень хорошо, поскольку в этом случае теряется контакт водителя с транспортным средством. Человек прикладывает слишком маленькое усилие к рулю и не может почувствовать точный угол поворота колес, из-за чего при маневрировании очень сложно нащупать траекторию движения. Проще говоря, отсутствует обратная связь с машиной.
Гидроусилители не любят продолжительного фиксирования рулевого колеса в крайних положениях при резких увеличениях оборотов силового агрегата.
В современных автомобилях пальму первенства держат рулевые рейки, оснащенные усилителем электрического типа, который ставится внутрь рулевой колонки, непосредственно на рулевой вал или на саму рейку. Наиболее предпочтительным в ценовом плане, но опасным с точки зрения безопасности, является вариант, при котором усилитель располагается в рулевой колонке. Это объясняется тем, что вышедший из строя узел не позволит повернуть руль.
Некоторые исполнения электрических рулевых реек подвергаются критике, поскольку они так же, как и ГУР, не обеспечивают внятную обратную связь с машиной. Но, несмотря на это, никто не умаляет и достоинства ЭУР, которые заключаются в отсутствии специфического обслуживания – контроле уровня, замене рабочей жидкости, а также в независимости от температурных условий окружающей среды.
Электроусилитель характеризуется и своей экономичностью, поскольку силовой агрегат задействуется только в момент поворота рулевого колеса, из-за чего у него более высокое значение КПД.
Основные неисправности рулевой рейки
Зная, как определить неисправность рулевой рейки, можно планировать работы по ее ремонту:
Тяжелое вращение рулевого колеса
Данная проблема обусловлена выходом из строя электро- или гидроусилителя. Причин этому достаточно много, из которых наиболее распространенными являются: попадание воздуха в систему, утечка из нее рабочей жидкости, ослабление или разрыв приводного ремня, износ деталей в распределителе или неправильная работа золотника.
Наличие посторонних стуков
Одним из симптомов выхода из строя рулевой рейки является появление отчетливого стука при движении транспортного средства по плохим дорогам. Стучать рулевая рейка может по многим причинам, которые, в основном, связаны с естественным износом. Причем, если узел застучал, то без внимания этот факт оставлять нельзя, так как это напрямую связано с безопасностью движения.
Ниже перечислены основные причины возникновения стука в рулевой рейке:
- повреждения опорных втулок или рулевого вала, имеющие механический характер;
- наличие большого зазора между зубчатой рейкой и червяком, возникающего из-за естественного износа контактирующих частей.
Мастер должен разбираться в том, какой стук издают те или иные поломки рулевой рейки, так как это существенно сокращает и облегчает процесс диагностики перед ремонтом.
Гул и скрежет
Если данные звуки появляются во время работы рулевой рейки, т. е. при повороте рулевого колеса, то это говорит о следующем:
- недостаточно натяжения приводного ремня;
- мотор электроусилителя сильно изношен;
- недостаточно рабочей жидкости в системе из-за утечек.
Также металлический скрежет может возникать из-за наличия очагов коррозии на подшипниках или рулевом вале. Если говорить о неисправностях рулевой рейки с электроусилителем, то в первую очередь необходимо проверить состояние мотора.
Быстрый расход рабочей жидкости
Если в баке гидравлической системы автомобиля постоянно низкий уровень жидкости, несмотря на ее регулярные доливы, то этот факт относится к неисправностям рулевой рейки с гидроусилителем. В этом случае налицо наличие утечки. Что делать? Необходимо провести тщательную проверку шлангов на предмет их целостности, поменять все изношенные сальники и уплотнители, а также распределитель.
Руль заедает
Заедание рулевого колеса может происходить по разным причинам, в связи с чем специалисты советуют не пробовать самостоятельно исправить проблему, а провести комплексную диагностику автомобиля на специализированной СТО. Езда с проблемным рулевым механизмом категорически не рекомендуется, поскольку это может привести к возникновению дорожно-транспортного происшествия.
Визуальное повреждение пыльника
Для того чтобы узнать, поврежден пыльник или нет, необходимо заглянуть под днище транспортного средства. Если пыльник поврежден, то в шаровом соединении будет отсутствовать смазка, в него будет попадать грязь, песок и вода. Соответственно, при активной эксплуатации автомобиля в таком состоянии рулевая рейка быстро выйдет из строя.
Чтобы не допустить подобного развития событий, необходимо постоянно отслеживать состояние пыльника и менять его при первых появлениях микротрещин.
Лучше производить планово-предупредительный ремонт рулевой рейки, чем ставить новую. Ведь будет намного дешевле смазать механизм специальной смазкой или поменять пыльник вместо покупки всего узла целиком.
Скачай приложение бесплатно и получи 300₽ в подарок
Мы разработали мобильное приложение!
После регистрации в приложении мы дарим Вам подарок -
300 БОНУСОВ, которыми вы можете оплатить часть работ
- Кэшбек 5% от каждого заказ-наряда
- Удобное оформление онлайн-заявки на запись с выбором удобного автотехцентра
- Актуальные анонсы о проводимых акциях и персональных предложениях
Установите приложение за 2 простых действия:
Признаки и причины неисправности рулевой рейки
Ниже перечислены наиболее часто встречающиеся неисправности рулевой рейки, причины их возникновения и способы устранения неполадок:
- наличие стуков в рулевом механизме, которые отчетливо проявляются при движении по кочкам и пропадают при езде по ровному покрытию;
- появление вибрации на рулевом колесе при движении автомобиля;
- при резком вращении руль становится «тугим»;
- наличие посторонних звуков (гула и металлического скрежета) в области рулевой рейки при движении машины по плохим дорогам;
- самопроизвольное вращение рулевого колеса;
- наличие люфтов при вращении руля;
- слабый возврат руля в исходное положение;
- поворот руля не соответствует углу поворота колес.
Основными причинами возникновения неисправностей рулевой рейки являются:
- Наличие очагов коррозии на элементах рулевого управления.
Наиболее часто это возникает из-за потерявших свою герметичность пыльников, которые представляют собой резиновые кожухи и служат защитой для движущихся частей рейки. После замены этих элементов неопытные мастера для ускорения процесса осуществляют их крепление обычными пластиковыми хомутами вместо штатных металлических затяжек.
В результате со временем теряется герметичность, пыльники могут порваться, что, в свою очередь, может привести к образованию очагов коррозии. Зубья шестерни или червячный вал покрываются таким ржавым налетом, что в запущенных случаях не поможет даже шлифовка поверхности.
Основными симптомами такой неполадки являются наличие люфта рулевого колеса и стук в рулевой системе. В некоторых ситуациях покрыться ржавчиной может и рулевой вал, из-за чего в гидравлической рейке появляются утечки рабочей жидкости, а в случае с электроусилителем происходит мгновенный выход узла из строя.
- Чрезмерный износ картера распределителя.
Это также является частой проблемой рулевых реек, оснащенных гидроусилителем. Почему так происходит? Дело в том, что при работе в масле возможно появление металлических частиц, которые жидкость разносит по всему узлу.
- Естественный износ зубьев шестерни.
Как правило, эти элементы не восстанавливаются, намного дешевле купить новую. Также зубья, помимо износа, могут сломаться, и не только на шестерне, но и на самой рейке.
- Сальники и уплотнительные резинки в гидронасосах со временем усыхают и растрескиваются
Т. е. они теряют свои свойства. Нередко выход насоса из строя происходит у любителей дрифта. Дело в том, что при такой езде рулевое колесо длительное время находится в крайних положениях при максимальных оборотах двигателя, из-за чего в узле образуется повышенное давление. Перегрев рабочих поверхностей насоса наступает по причине того, что расходный клапан не успевает сбросить масло.
Ремонт неисправной рейки или установка новой
Определиться с тем, что выгоднее – ремонт сломанной рейки или ее замена на новую, можно только после тщательного анализа ситуации. Конечно, нет никаких сомнений в том, что лучшим вариантом будет установка нового оригинального узла, но цена вопроса может быть довольно высокой.
Часто автовладельцы практикуют приобретение контрактных запчастей, т. е. тех, которые снимаются исправными с автомобилей, подлежащих утилизации.
Но все же большая часть людей предпочитает покупать ремкомплект. Правда и тут нужен определенный подход, который заключается в приобретении только качественных запасных частей, а они тоже недешевы.
Из чаще всего встречающихся вопросов следует выделить следующие: «Как проявляется неисправность рулевой рейки?» и «Кто будет делать диагностику и ремонт неисправностей рулевой рейки?». Нет сомнений в том, что работы нужно доверять не гаражных дел мастерам, а опытным профессионалам на официальных СТО, в распоряжении которых есть самое современное оборудование.
Немаловажным фактором в этом случае является предоставление гарантии на выполненные работы.
Если транспортное средство оснащено рулевой рейкой с электронным управлением, то ремонт будет тяжелым. Даже опытные работники СТО в этом случае рекомендуют менять весь узел.
Небольшую степень износа шестерен передаточного узла можно исправить простой регулировкой винтов. Правда, самостоятельно браться за это не следует, так как есть вероятность только усугубить ситуацию.
Часто задаваемые вопросы о неисправностях рулевой рейки
Какими могут быть последствия неисправности рулевой рейки?
Последствия неисправности рулевой рейки могут быть очень серьезными, вплоть до полного отказа рулевого управления. При появлении первых симптомов неисправности следует прекратить эксплуатацию транспортного средства и принять все меры к скорейшему ремонту узла. В начальной стадии отремонтировать рейку кратно легче, чем потом полностью ее менять.
Сколько по времени можно ездить на рейке рулевой со стуком?
Если стук небольшой, то при аккуратном стиле вождения и при езде по хорошим дорогам можно проехать до 40 000 километров. Если же видны явные потеки рабочей жидкости или порваны пыльники, то необходимо незамедлительно приступить к ремонту.
Что делать, если после ремонта рулевой рейки появились проблемы с рулем?
В некоторых случаях после ремонта рулевой рейки могут появиться определенные проблемы с рулем. Чаще всего в этом виновата перетянутая гайка. Мастера, осуществляющие ремонт, советуют поездить так несколько дней, мотивируя свое решение тем, что требуется время на притирку деталей и механизмов. Ниже перечислены основные причины, по которым руль стал туго вращаться после произведенного ремонта:
- гайка оказалась перетянутой;
- в гидравлическую систему усилителя руля попал воздух;
- использование масла ненадлежащего качества;
- сбои в работе гидравлического насоса.
Если перетянута гайка, то ее нужно просто ослабить. Завоздушенную гидросистему необходимо прокачать и удалить воздух. Делается это просто – руль поворачивается несколько раз от упора до упора. Если устранить проблему не получается, то следует искать места вероятного подсоса воздуха. Некачественное масло сливается и меняется на новое. Сбои в работе гидравлического насоса должны устранять опытные мастера.
При наличии проблем с рулевой рейкой необходимо обращать внимание на любые, даже самые незначительные детали. Важно знать, как проверить рулевую рейку на неисправность, а ремонт лучше доверить профессионалам.