- Устройство стартера автомобиля
- Как понять, что стартер не крутит
- Почему не крутит стартер
- Неисправности аккумулятора
- Неполадки с электроникой
- Повреждения зубчатого венца коленвала и привода зубьев
- Износ стартера
- Неисправности катушки обмотки и тягового реле
- Проблемы в цепи управления
- Как запустить двигатель, если не крутит стартер
- Запуск с толкача
- Буксировка
- Использование внешнего источника питания
- Запуск двигателя напрямую
- Запуск ручным стартером
- Часто задаваемые вопросы о причинах неисправности стартера
- Может ли стартер не крутить из-за проблем с контактами?
- Может ли не крутить стартер из-за проблем с замком зажигания?
- Как на работу стартера могут влиять щетки?
О чем речь? Если не крутит стартер, причины могут быть разные. Это распространенная неисправность, которую вызывают проблемы с аккумулятором, проводкой, реле или самим агрегатом. Без стартера двигатель не запустится, поэтому придется разобраться, почему он не крутит.
Что делать? В первую очередь нужно проверить заряд аккумулятора и контакты. Если они в порядке, стоит осмотреть реле стартера, бендикс и силовую проводку. В некоторых случаях потребуется замена деталей или профессиональная диагностика.
Устройство стартера автомобиля
Стартер — это не просто электромотор с магнитами и подшипниками вала, а сложный механизм. Разберем его ключевые компоненты.

- Якорь
Состоит из сердечника и металлических пластин с обмотками, установленными на вал. От обмоток идут соединения к коллектору на той же оси.
- Щетки и щеткодержатели
Представляют собой угольно-графитовые элементы, которые во время работы прижимаются к подвижному коллектору для передачи тока.
- Бендикс с обгонной муфтой
Бендикс с обгонной муфтой отвечают за передачу вращения на маховик. В процессе запуска двигателя данный элемент выдвигается вперед вдоль оси стартера. Шестерня бендикса зацепляется с маховиком.
Для предотвращения обратной передачи усилия, который проявляется при запущенном моторе, внутри узла реализована обгонная муфта. Она обеспечивает свободное вращение шестерни относительно оси стартера, что необходимо для предотвращения разрушения бендикса. Муфта передает крутящий момент от стартера к двигателю, но не наоборот.
- Втягивающее реле
Втягивающее реле содержит в своей основе электромагнит, который при подаче тока притягивает сердечник. Один его конец замыкает силовые контакты, другой — толкает бендикс к маховику до полного соединения.
- Силовые контакты
Благодаря наличию подвижной перемычки, замыкаются сердечником втягивающего реле и соединяют аккумулятор с контактами электромотора стартера.
При повороте ключа зажигания на втягивающее реле подается ток. Это приводит к замыканию силовых контактов и к подаче питания от аккумулятора к стартеру. В результате в обмотках создается магнитное поле, которое приводит во вращение вал.
В тот же момент реле передвигает бендикс навстречу маховику до их зацепления. Когда двигатель запущен, цепь размыкается, обгонная муфта отсоединяется, и стартер прекращает свое вращение.
Как понять, что стартер не крутит
Чаще всего проблему автовладельцы описывают так: поворачиваешь ключ зажигания, а ничего не происходит. Причин тому может быть множество.
Наиболее очевидная — разряженный аккумулятор, поскольку стартер является самым «прожорливым» потребителем энергии в автомобиле. Отмечается либо слишком медленное вращение коленвала, либо полное отсутствие этого вращения.
В некоторых случаях, когда на горячую не крутит стартер, причина может заключаться в его неисправности. Аккумулятор при этом полностью заряжен, но при повороте ключа зажигания либо совсем нет никаких звуков, связанных с попыткой запуска двигателя, либо доносятся странные щелчки и металлический скрежет.
Итак, поломки стартера дают о себе знать в следующих проявлениях:
- полное отсутствие реакции на запуск;
- стартер работает, но проворачивает коленвал вяло;
- присутствуют посторонние шумы при отсутствии вращения коленвала.
Каждый из этих симптомов позволяет приблизительно определить причину неисправности.
Почему не крутит стартер
Разные факторы влияют на работу данного механизма. И если не крутит стартер, причин неисправности может быть несколько. Одни неполадки легко исправляются собственными силами автовладельца, другие же требуют сложного ремонта или замены деталей с привлечением профессионалов.
Для корректной диагностики рекомендуется обращаться именно к специалистам СТО. Особенно это важно для новичков, не уверенных в своих знаниях и навыках. Нередко проблема обусловлена одновременно несколькими факторами:
Неисправности аккумулятора
Если при повороте ключа зажигания мотор не подает признаков жизни, сперва следует оценить уровень заряда аккумуляторной батареи. Стартеру необходим значительный пусковой ток, и он способен быстро разрядить батарею в серии неудачных пусков двигателя.
Если же напряжение упадет ниже 10.8 В, малая шестерня электростартера попросту не сможет прокрутить массивный маховик. Эта проблема особенно актуальна при холодном пуске двигателя.
Также весьма распространенными являются проблемы с окислившимися клеммами и плохими контактами на АКБ. Следует устранить эти неполадки, очистив клеммы от окислов и надежно закрепив проводку. Кроме того, при недостаточном питании может возникнуть сбой бортового компьютера, который будет препятствовать нормальному пуску двигателя.
Неполадки с электроникой
Современные автомобили напичканы электроникой, которая в том числе управляет запуском силового агрегата. Даже владельцы последних моделей авто сталкиваются с тем, что стартер может не крутить двигатель. Причины могут заключаться в неисправном датчике выключения сцепления или в выходе из строя датчика положения селектора АКПП.
Скачай приложение бесплатно и получи 300₽ в подарок
Мы разработали мобильное приложение!
После регистрации в приложении мы дарим Вам подарок -
300 БОНУСОВ, которыми вы можете оплатить часть работ
- Кэшбек 5% от каждого заказ-наряда
- Удобное оформление онлайн-заявки на запись с выбором удобного автотехцентра
- Актуальные анонсы о проводимых акциях и персональных предложениях
Установите приложение за 2 простых действия:
Пытаясь запустить стартер, водитель слышит характерные щелчки. В таких случаях обычно компьютер выдает соответствующую ошибку.
Нормальную работу устройства нарушают также оплавленные контакты в замке зажигания. Чтобы в этом убедиться, нужно разобрать замок и осмотреть контакты.
Повреждения зубчатого венца коленвала и привода зубьев
Эта неисправность сопровождается характерным одиночным щелчком. Сам коленчатый вал будет проворачиваться с заметным скрипом.
Повреждения зубьев маховика обычно происходят, когда водитель имеет привычку удерживать сцепление нажатым длительное время. Также эта проблема вызывается неисправностями выжимного подшипника. Если зубья оказались повреждены, требуется замена венца маховика.
Износ стартера
В качестве одной из причин, почему не крутит стартер, следует считать износ всего механизма. Это можно определить по характерным щелчкам при попытках запустить устройство.

Износ приводит к замыканию обмоток, к проблемам со щетками, к выходу из строя подшипника скольжения, который отвечает за центровку вала. Указанные поломки обычно требуют серьезного ремонта или полной замены стартера.
Неисправности катушки обмотки и тягового реле
Если при запуске мотора слышны множественные щелчки, это может сигнализировать о проблемах с удерживающей катушкой обмотки. Силовые контакты в таком случае будут всегда разомкнутыми.
Бывает такое, что тяговое реле щелкает, но стартер не крутит. Причины могут заключаться в неисправности релейного механизма.
Реле в автомобиле контролирует подачу питания от аккумулятора к электрическому приводу стартера, а также механически сцепляет стартер с зубчатым венцом маховика, который запускает двигатель. Этот же узел ответственен за отключение стартера.
В современных авто тяговое реле представляет собой неразборное устройство, которое в случае выхода из строя придется менять полностью.
Проблемы в цепи управления
Сигнал, инициируемый поворотом ключа зажигания, проделывает длинный путь, прежде чем достичь стартера. Он последовательно проходит через предохранители, электрические разъемы, реле. Последний элемент проверяет, возможен ли запуск двигателя в данный момент времени.
На любом этапе этой цепи может произойти потеря контакта, что приведет к прерыванию сигнала. Как результат, ток на втягивающее реле не поступит. Находить истинную причину этого следует, вооружившись руководством по обслуживанию.
проблемы?
Оставьте номер
и мы проконсультируем
вас бесплатно!
Перезвоним в течение 1 минуты
Данная цепочка запуска двигателя включает в себя следующие элементы:
- замок зажигания (в некоторых моделях авто комплектуется разгрузочным реле) для подачи пускового импульса;
- предохранители, провода и разъемы для соединения основных приборов и датчиков;
- датчик положения селектора АКПП (в режимах P или N);
- датчик положения педали сцепления (на некоторых моделях авто).
Часто в эту цепь в качестве противоугонной системы встраивается иммобилайзер, задача которого — обесточить стартер для предотвращения угона. Данное устройство также может давать сбои без видимых причин. Если стартер работает при прямом подключении питания, следует прежде всего проверить иммобилайзер.
Как запустить двигатель, если не крутит стартер
Ниже разберем эффективные методы решения экстренных проблем. Следует учитывать, что они не исключают необходимости полноценного ремонта. Важно постоянно следить за техническим состоянием автомобиля, чтобы минимизировать вероятность возникновения таких ситуаций.
Запуск с толкача
Указанный способ применим только для машин с механической КПП. Последовательность действий будет такой:
- включение нейтральной передачи;
- включение зажигания;
- толкание транспортного средства вручную до достижения скорости 15—20 км/ч;
- включение второй или третьей передачи на ходу с плавным отпусканием педали сцепления;
- выжимание сцепления и переход на нейтральную передачу немедленно после запуска двигателя.
Буксировка
Процедура аналогична запуску с толкача, но для разгона используется второй автомобиль. Также подходит только для механической коробки переключения передач.
Использование внешнего источника питания
Если двигатель не запускается из-за разряженного аккумулятора, можно прибегнуть к помощи стороннего источника энергии. В данном качестве используют либо внешнее пусковое устройство, либо второй автомобиль в исправном состоянии.
Необходимо подготовить специальные провода, предназначенные для подключения к аккумулятору другого транспортного средства, так называемые «прикуриватели».
Действия выполняются в следующей последовательности:
- подсоединение плюсового кабеля к одноименным клеммам, соответственно, разряженного и рабочего аккумулятора;
- подключение минусового кабеля к одноименной клемме рабочего аккумулятора и к «массе» автомобиля (например, к блоку цилиндров);
- запуск двигателя исправного автомобиля, его работа в течение нескольких минут;
- проверочный запуск автомобиля с разряженной АКБ;
- в случае успеха отсоединение все проводки кабеля в обратной последовательности (сперва «минус», затем «плюс»).
Запуск двигателя напрямую
Данная мера является крайней, когда все прочие варианты не срабатывают. Смысл заключается в непосредственном подключении стартера к источнику питания, минуя цепь зажигания.
Здесь от автовладельца потребуются соответствующие технические навыки и предельная аккуратность, поскольку допущенные ошибки способны вывести из строя всю электрику автомобиля.
Запуск ручным стартером
Старые модели автомобилей нередко комплектуются устройством для ручного пуска мотора. Во многих ситуациях, когда стартер крутит, а двигатель не заводится, причины обнаруживаются при помощи так называемого «кривого» стартера.
Последовательность действий:
- ручка приспособления вставляется в специальное отверстие спереди двигателя;
- ручной стартер вращается по часовой стрелке до момента запуска мотора;
- Как только двигатель запущен, ручку нужно сразу же извлечь во избежание получения травм.
Часто задаваемые вопросы о причинах неисправности стартера
Может ли стартер не крутить из-за проблем с контактами?
Такая ситуация возможна. Цепь стартера пропускает ток 150—300 А, что вызывает сильный нагрев. Особенно нагревается контактный диск. При многократных попытках запуска двигателя в течение длительного времени клеммы силовых болтов плавятся, их поверхность деградирует и перестает нормально проводить ток.
Чтобы проверить, почему втягивающее щелкает, а стартер не крутит (причина может быть разной), следует для начала извлечь реле стартера. Далее к силовым болтам прикасаются щупами мультиметра. Для измерения сопротивления нужно удерживать якорь соленоида нажатым пальцем, замыкая тем самым контакт.
Звуковой сигнал оповещает о нормальной проводимости, а появление цифровых значений говорит о наличии нагара, окислов или нарушении контакта.
Может ли не крутить стартер из-за проблем с замком зажигания?
Да, при неполадках с замком зажигания двигатель может запускаться нерегулярно или только при сильном нажатии на ключ.
Внешне эту проблема обнаруживается по отсутствию подсветки на приборной панели или если под ней слышны щелчки разгрузочного реле. Для проверки обычно используют контрольную лампу.
Как на работу стартера могут влиять щетки?
Также можно проверить щетки, чтобы убедиться, что проблема заключается в них. Но для этого придется демонтировать и разбирать стартер. Износ щеток обычно заметен сразу. Косвенно о проблеме можно судить по длительному сроку эксплуатации автомобиля, хотя ресурс щеточного узла достаточно велик.
Стоит учесть, что износ щеток может повлечь за собой и выход из строя втягивающего реле. Это обусловлено конструктивными особенностями некоторых устройств. В случае отсутствия характерного щелчка реле и нефункционирующего стартера, даже при прямом подключении питания, вполне возможно, что причина кроется именно в щетках.
Чаще всего качественная диагностика и ремонт стартера невозможны без предварительного демонтажа устройства. Автовладельцам, не обладающим опытом подобных работ, рекомендуется обращаться к специалистам.
Изображение в шапке статьи: standret / freepik.com