Автосервисы
Wilgood в Москве
Ваш регион: Москва и МО
Звоните c 09:00 до 21:00
+7 (800) 301-72-18
Только до
Дарим купон на бесплатную проверку автомобиля по 41 параметру
Забрать купон
Только до
Дарим купон на бесплатную проверку автомобиля по 41 параметру
Забрать купон

Люфт рулевого колеса: признаки, причины, проверка, устранение

05.11.2024
1035
Время чтения: 13 минут
Обновлено: 05.11.2024
Сохранить статью:
Люфт рулевого колеса: признаки, причины, проверка, устранение

Что это? Люфт рулевого колеса определяется как амплитуда поворота одноименного механизма до момента, когда транспортное средство изменит направление движения. Максимально допустимый зазор для разного типа автомобилей имеет свои значения.

В чем проблема? Со временем слишком большой люфт появляется практически на любом автомобиле. Причин возникновения проблемы достаточно много: от плохо затянутого крепления болтов рулевого управления до выхода из строя подшипника ступицы, от износа рулевых наконечников до стирания тормозных колодок.

Понятие люфта в системе рулевого управления автомобиля

Сначала рассмотрим принцип действия всей системы. В легковых автомобилях наибольшее распространение получило рулевое управление типа «шестерня–рейка». Этот механизм функционирует как преобразования вращательного движения, выполняемого водителем, в поперечное перемещение, которое передается на колеса автомобиля.

Ключевым элементом данной системы является рулевой механизм, где осуществляется преобразование. В нем присутствует шестерня, жестко скрепленная с рулевой колонкой. Обычно колонка состоит из двух валов, соединенных карданной передачей. Один из валов связан со шестерней, а на противоположном конце второго вала размещено рулевое колесо.

Когда шестерня вращается, она вызывает движение рейки благодаря зубчатому зацеплению с ней, что позволяет рейке перемещаться внутри корпуса. Рейка взаимосвязана с рулевыми тягами, прикрепленными к поворотным кулакам.

Понятие люфта в системе рулевого управления автомобиля

Это работает следующим образом. Когда водителю нужно выполнить поворот вправо, он вращает рулевое колесо в эту сторону. В результате вращение передается через валы рулевой колонки на шестерню, которая начинает двигаться в правую сторону. Благодаря зубчатому соединению шестерня приводит в движение рейку, перемещающуюся влево.

Когда рейка движется вправо, она воздействует на тягу правого колеса и одновременно тянет за собой тягу левого колеса. Эти тяги, подключенные к рулевым кулакам, обеспечивают одновременный поворот обоих колес влево. Чем больше водителю удается сместить рейку вправо с помощью шестерни, тем под большим углом смогут развернуться колеса.

Кажется, что все довольно просто, но на самом деле соединительных узлов в рулевом управлении достаточно много: карданный механизм в колонке, шестерня с рейкой, рейка с тягами и сами тяги с поворотными кулаками. Все эти соединения являются подвижными, поэтому появление люфта в них – неизбежный процесс.

В переводе с немецкого данный термин означает «воздух». Он определяет расстояние между элементами механизма, которые совершают вращение.

С точки зрения механики под «люфтом» понимается свободное движение одного из элементов механического устройства. Это измерение определяет размер смещения или движения управляемой части, которая не изменяет сам механизм.

Общий люфт рулевого колеса равен углу между позициями руля, при которых управляемые колеса начинают перемещаться влево или вправо. Таким образом, это сумма максимальных углов, на которые рулевое колесо может быть повернуто в обе стороны, не искажая траекторию движения автомобиля.

В документах, регламентирующих правила безопасной эксплуатации транспортных средств, утверждены неисправности и ситуации, которые являются однозначным основанием для ограничения использования автомобилей и других самоходных транспортных средств. Требования, изложенные в данном документе, определяют, что эксплуатация машины запрещена, если параметры люфта выше установленных значений.

Норма значений люфта рулевого колеса по ПДД

В ПДД отражены нормативы общего люфта в зависимости от типа автомобиля. Также следует следить за тем, чтобы данный показатель соответствовал значениям, указанным в документах производителя транспортного средства. Если производитель не указал конкретных рекомендаций, то люфт допустим в следующих значениях:

  • люфт рулевого колеса грузовых автомобилей – не более 25 градусов;
  • люфт рулевого колеса автобуса — не больше 20 градусов;
  • для легковых автомобилей и изготовленных на их базе элементов грузовых автомобилей — не более 10 градусов.

Норма значений люфта рулевого колеса по ПДД

Существуют специальные рекомендации для определенных моделей транспорта. Например, для ВАЗ-2106, 2107, 2110 и 21213 указано значение 5 градусов; для Газели 3302 — 20 градусов в пассажирском исполнении и 25 для грузового варианта.

Основные признаки люфта рулевого колеса

Чтобы своевременно устранить проблему до того, как она приведет к сбоям в работе других компонентов, необходимо внимательно следить за признаками износа деталей рулевого управления. О большом люфте сигнализируют:

  • появление звукового эффекта при изменении направления рулевого колеса;
  • усиленные вибрации в процессе движения;
  • трение и скрип при повороте колес;
  • отклонение от заданного направления при нейтральном положении руля.

Причины появления люфта рулевого колеса

Кроме естественного износа компонентов, свободный ход в рулевой колонке может возникать из-за неисправностей элементов, участвующих в системе управления автомобилем. Все дефекты можно обнаружить тремя основными способами:

При отключенном двигателе

Если свободный ход усиливается, когда двигатель выключен, необходимо провести проверку всей системы рулевого управления. Возможные проблемы, которые могут быть выявлены в процессе диагностики, включают:

  • изношенные рулевые наконечники;
  • поломку крестовины вала рулевой колонки;
  • следы износа на зубьях шестерни рейки;
  • дефекты на шаровой опоре.

Во время движения

Если рулевое колесо имеет люфт во время движения, стоит обратить внимание на сопутствующие неисправности:

  • Автомобиль тянет в одну сторону. Это может быть связано с некачественной регулировкой углов расположения колес.
  • При повороте руля слышны посторонние звуки. Это может указывать на дефицит жидкости в системе гидроусилителя.
  • Вибрация руля. Она может возникать из-за дисбаланса колесных дисков. Также причиной тряски руля могут быть неисправные шаровые опоры или рулевые наконечники.

Причины появления люфта рулевого колеса

  • Посторонний звук, возникающий со стороны передней части автомобиля на неровностях дороги, может указывать на износ рулевых тяг или их наконечников. Если удар ощущается в руле, рекомендуется проверить рулевую рейку.
  • Отсутствие плавности движения. О необходимости замены рулевой рейки говорит то, что рулевое колесо поворачивается с рывками.

При торможении

Появление свободного хода в рулевом колесе во время торможения может указывать на различные неисправности:

Скачай приложение бесплатно и получи 300₽ в подарок

Мы разработали мобильное приложение!
После регистрации в приложении мы дарим Вам подарок - 300 БОНУСОВ, которыми вы можете оплатить часть работ

  • Кэшбек 5% от каждого заказ-наряда
  • Удобное оформление онлайн-заявки на запись с выбором удобного автотехцентра
  • Актуальные анонсы о проводимых акциях и персональных предложениях

Установите приложение за 2 простых действия:

  • Износ подшипника ступицы. Чтобы обнаружить эту проблему, необходимо поднять автомобиль на домкрате. Если колесо имеет свободный ход, то причина в подшипнике.
  • После ремонта элементов подвески недостаточно сильно закручено крепление ступицы.
  • Крепежные элементы рулевого механизма могут быть слабо затянуты.
  • Естественный износ тормозных дисков или колодок.

Проверка наличия люфта рулевого колеса

Регулировка люфта рулевого колеса выполняется следующим образом:

  • Установите автомобиль на ровную и твердую поверхность, такую как бетон или асфальт. Колеса должны быть чистыми и выставлены вдоль оси кузова.
  • Перед началом измерений поворачивайте руль влево и вправо, чтобы определить момент, когда колеса начинают реагировать на движения руля.
  • Прикрепите к рулевому колесу устройство, которое фиксирует угол отклонения от его центральной позиции.
  • Общее значение свободного поворота влево и вправо складывается для расчета суммарного показателя.

Каким инструментом проверяется люфт рулевого колеса? Один из самых примитивных методов – использовать обычную линейку. Сначала на рулевом колесе ставят метку. Затем рулевое колесо поворачивается вправо, линейка устанавливается так, чтобы ее шкала совпадала с этой меткой, а один край упирается в левую стойку. Если при свободном вращении влево метка сдвинется на несколько делений, это и будет показателем люфта.

Однако стоит отметить, что для прохождения техосмотра этого измерения недостаточно. Чтобы более точно определить люфт рулевого колеса, рекомендуется использовать специальный люфтомер.

Проверка наличия люфта рулевого колеса

Есть два типа этих устройств: электронные и механические. Электронные модели выделяются высокой точностью, часто обладают множеством функций и отличаются простотой в использовании. Механические, в свою очередь, не требуют источников питания и характеризуются отличной надежностью.

Дополнительные правила проверки люфта рулевого колеса

Если транспортное средство укомплектовано гидравлическим усилителем руля, диагностику стоит проводить при работающем двигателе на холостом ходу.

Перед началом проверки важно убедиться, что натяжение ремня, приводящего в действие насос гидроусилителя, а также уровень рабочей жидкости в системе находятся в пределах, указанных производителем в технической документации, которая прилагается к автомобилю.

При исправном рулевом управлении с гидроусилителем органолептическая диагностика указывает на следующие факторы:

  • рулевое колесо вращается плавно, отсутствуют задержки и рывки в движении, что свидетельствует о корректной работе гидроусилителя руля;
  • при запуске двигателя рулевое колесо не уходит в сторону из нейтрального положения;
  • максимальный люфт рулевого колеса ограничен лишь особенностями конструкции данного транспортного средства;
  • элементы рулевого управления не смещаются относительно друг друга или опорной поверхности там, где это не допускается конфигурацией транспортного средства;
  • закрепление и сила натяжения всех резьбовых узлов конструкции отвечают нормативам, установленным производителем;
  • в механизме рулевого управления и его деталях не обнаружены детали с визуальными повреждениями.

Устранение люфта рулевого колеса

В большинстве случаев люфт рулевого колеса можно ликвидировать с помощью правильной настройки управляющей системы автомобиля. Важно проверить, насколько крепко затянуты все болты, обратив особое внимание на регулировочный винт рулевой планки.

Устранение люфта рулевого колеса

Как убрать люфт рулевого колеса в более сложных ситуациях? В первую очередь требуется тщательное диагностирование:

  • Необходимо выяснить, откуда именно исходит стук. Многие водители ошибочно полагают, что причина кроется в свободном ходе, в то время как на самом деле проблема может быть связана с неисправностью другого узла автомобиля.
  • Проверить работоспособность подвески. Зачастую может потребоваться ее ремонт или полная замена.
  • Тщательно проверить состояние шаровых наконечников и резинок-уплотнителей. Их замена часто оказывается необходимой в связи с упомянутой проблемой.
  • Столкнувшись с трудностями при установке руля в то или иное положение, важно выяснить причину этих проблем. Чаще всего она связана с износом зубчатого крепления. Замена данного элемента быстро устранит свободный ход.

Если в процессе диагностики будет выявлено, что требуются сложные манипуляции или полная замена рулевого механизма, необходимо обращаться в сервисный центр.

Часто задаваемые вопросы о люфте рулевого колеса

Какие последствия может вызвать чрезмерно большой люфт рулевого колеса?

Существенный свободный ход может привести к значительной утрате управляемости автомобиля. Это происходит потому, что при наличии свободного хода передние колеса теряют свою стабильность и начинают «шататься» в пределах величины люфта рулевого колеса.

Когда автомобиль движется на высокой скорости, возникает ощущение, что он «плавает» по дороге, и водителю необходимо постоянно корректировать рулевое управление, чтобы удерживать машину в пределах своей полосы движения.

Можно ли использовать автомобиль с люфтом в рулевом колесе?

Если люфт в рулевом управлении автомобиля превышает установленные нормы, эксплуатация данного транспортного средства становится нарушением. Это приводит к наложению штрафа и запрету на использование автомобиля до тех пор, пока неисправность не будет устранена.

Какой допустимый люфт рулевого колеса для автомобиля «Газель» согласно ПДД?

Для грузовых моделей допустимая величина люфта составляет 25 градусов, а для пассажирских не более 20 градусов. Согласно заводским стандартам, в подшипниках редуктора люфт не должен присутствовать.

При каком уровне люфта в рулевом колесе разрешена эксплуатация самоходной машины?

Общий люфт в системе рулевого управления не должен превышать допустимые значения, указанные производителем в инструкции по эксплуатации. Если такие данные отсутствуют, следует придерживаться следующих стандартных значений. Например, для тракторов, включая и самоходные машины сельскохозяйственного назначения, — не более 25 градусов, для снегоходов — не более 15 градусов.

Что подразумевается под суммарным люфтом?

Общий люфт рулевого колеса легкового автомобиля — это сумма углов, на которые отклоняется руль до начала движения управляемых колес в обе стороны от нейтрального положения.

Любые изменения в работе транспортного средства требуют внимательного отношения водителя. Пренебрежение тревожными знаками, включая чрезмерный люфт рулевого колеса, может привести не только к поломке деталей, но и к возникновению аварийной ситуации.

Вам также может понравиться
Gift icon
Забрать подарок
Открыть
прибыльный
автосервис
Перезвоним за 28 секунд!
RU
7 секретов от экспертов Wilgood: Как сэкономить 78 000 ₽ на обслуживании авто за год
Шабанов Олег Вячеславович
Эксперт в области обслуживания автомобилей

За годы работы в Wilgood я разработал систему ухода за автомобилем, которая экономит нашим клиентам в среднем 78 000 ₽ в год. Эти простые приемы подходят для любой марки авто и не требуют специальных навыков.

Наш опыт показывает, что 70% крупных ремонтов можно предотвратить, если вовремя обратить внимание на мелкие детали. Именно поэтому мы в Wilgood разработали уникальную методику диагностики, которая позволяет выявлять проблемы на ранней стадии.

Применяя наши советы, вы не только сэкономите деньги, но и продлите срок службы вашего автомобиля минимум на 50 000 км. Скачивайте бесплатно и используйте уже сегодня: