- Общее описание тормозных дисков
- Типы тормозных дисков
- Факторы, влияющие на срок службы тормозных дисков
- Когда нужно менять тормозные диски
- Минимальная толщина
- Наличие повреждений
- Биение при торможении
- Правильный подбор тормозных дисков
- Часто задаваемые вопросы о замене тормозных дисков
- Зачем менять тормозные диски?
- Через сколько нужно менять тормозные диски
- Какие проявления могут указывать на необходимость замены тормозных роторов?
- Допускается ли использование дисков от ТС одной модели на авто другой марки?
- Допускается ли замена отдельных дисков без смены остальных роторов?
- Зачем колодки меняют при замене дисков?
Когда менять тормозные диски? Периодичность замены устанавливается производителем авто. В среднем это порядка ста тысяч километров при идеальных условиях эксплуатации. На практике, к сожалению, так почти никогда не бывает.
На что обратить внимание? Понять, что детали нуждаются в замене, можно по уровню их износа, который определяется остаточной толщиной рабочей поверхности. Но есть и другие моменты, которые нужно контролировать.
Общее описание тормозных дисков
Торможение при движении ТС обеспечивается взаимодействием колодок и дисков. При нажатии на педаль тормоза они прижимаются друг к другу, и за счет силы трения скорость вращение колес замедляется. При этом выделяется значительный объём тепловой энергии, и, если торможения выполняются часто и резко, указанные детали сильно изнашиваются.
Для повышения долговечности и качества работы колодок и дисков автопроизводители постоянно вносят усовершенствования в их конструкцию.
Для производства дисков чаще всего выбирают легированный чугун. Он обладает хорошим коэффициентом трения и устойчив к образованию ржавчины.
На заводе диски обычно покрываются специальными лаками или краской. Это позволяет не только придать им товарный вид, но и защищает металл от преждевременной коррозии. Покрытие в ходе эксплуатации сохраняется на не контактирующей с колодками части детали и вентиляционных каналах. Ржавчина со временем забирается и туда, но без покрытия коррозия начнётся гораздо раньше.
Более совершенны углерод-керамические диски. Они массово выпускаются с 2002 года и изначально использовались в автомобильном спорте. Их отличие в повышенной устойчивости к высоким температурам и малом весе. В качестве сырья для производства используется углеродное волокно и фенольная смола. Сначала изделию придается необходимая форма, а затем оно запекается в вакуумной печи при температуре 1000 градусов по Цельсию.
Керамика позволяет легко пройти 150-200 тысяч километров перед тем, как менять тормозные колодки и диски. Однако с покупкой специальных колодок может возникнуть проблема, так как их ассортимент на рынке ограничен.
Впрочем, часто менять керамические тормозные диски вряд ли получится, поскольку их цена значительно выше чугунных аналогов. В заводской комплектации ими оснащаются лишь ТС премиального класса.
Типы тормозных дисков
- Сплошные
Наиболее старые по технологии. Представляют собой сплошной ротор, в котором нет никаких вентиляционных прорезей. Они отличаются плохим теплоотведением, на передних колёсах почти не используются. Однако на них иногда меняют штатные задние тормозные диски, поскольку на них выпадает меньшая нагрузка.
- Вентилируемые
Двуслойные диски, между слоями которых имеются вентиляционные каналы. Такие роторы намного лучше отводят тепло.
Чаще применяются на передних колесах, на задней оси используются нечасто. Цена выше, чем у сплошных аналогов, но она больше зависит не от конструктивных особенностей, а от бренда и места продажи.
- Сборные
Включают в себя ступичную и роторную часть, которые скреплены друг с другом при помощи специальных пластин и болтов. Ступичный элемент изготовлен из легкого алюминиевого сплава, который за счет уменьшенного веса улучшает управляемость авто на дороге. Роторные части меняются, а ступичные могут использоваться неограниченное время. Тем не менее, об экономии здесь говорить бессмысленно, поскольку цена сборных дисков выше вентилируемых в 2-5 раз.
- Перфорированные и с насечками
Когда диск нагревается, то между ним и колодкой возникает газовая подушка, которая ухудшает тормозные свойства. Для предотвращения этого эффекта используются ротор со сквозными отверстиями или канавками по плоскости (насечками).
Однако износ у них интенсивнее, чем у традиционных вентилируемых моделей, нагрев и остывание поверхности металла может протекать неоднородно, что приводит к образованию микротрещин и усталости металла. Соответственно, для повседневной эксплуатации авто такой вариант не годится.
Факторы, влияющие на срок службы тормозных дисков
Через сколько километров придётся менять тормозные диски, зависит от нескольких условий.
- Место установки. Передняя ось подвергается большим нагрузкам при торможении, чем задняя. По этой причине ресурс передних дисков составляет не более 80 000 км, в то время, как на задних колесах он может составлять 120 000 км и более.
- Тип трансмиссии. Износ дисков на ТС с механической КП в 1,5-2 раза выше, чем у авто с роботизированной или автоматической коробкой, на которых в торможении участвуют не только колодки, но и двигатель.
- Наличие ABS. Антиблокировочная система позволяет распределить тормозное усилие на все диски более равномерно, что дает возможность продлить срок, когда пора менять тормозные диски, на 20 %.
- Вес ТС. Чем больше масса автомобиля, тем раньше наступает момент, когда нужно менять передние или задние тормозные диски. Соответственно, у грузового транспорта, автобусов ресурс этих деталей ощутимо ниже, чем у легковых малолитражных авто.
- Условия использования. Езда по равнине изнашивает диски гораздо меньше, чем эксплуатация ТС в горной местности. В последнем случае замены требуется уже по прохождении 30-50 тысяч километров.
- Стиль вождения. Если водитель привык резко стартовать с места и также резко тормозить, то износ дисков будет протекать быстрее. Кроме того, постоянный прогрев и охлаждение могут вызывать коробление металла, и тогда необходимо будет менять тормозные диски независимо от того, какая у них остаточная толщина.
- Качество дисков и колодок. Если контактирующие элементы тормозной системы соответствуют друг другу по жесткости, то диски могут прослужить в три раза дольше, чем колодки. Если же колодки слишком жесткие, то они могут износить диск всего за цикл. То же касается и использования чрезмерно жесткого металла роторов, который ускоряет износ накладок.
На срок эксплуатации запчастей сильно влияет исправность остальных элементов тормозного механизма. Так, закисание цилиндра, заклинивание направляющих тоже может значительно сократить срок использования дисков. Наиболее опасно попадание на них горячей воды. В этом случае могут образовываться трещины материала, а геометрия детали деформируется, ухудшая тормозные качества.
Когда нужно менять тормозные диски
Своевременное обслуживание контактных элементов тормозной системы – залог безопасности водителя и пассажиров, а также других участников дорожного движения. Рассмотрим признаки, по которым можно понять, что нужно менять тормозные диски.
Минимальная толщина
Это верный способ, который позволяет вовремя обнаружить износ. При помощи линейки измеряется толщина ротора. В руководстве производителя тормозных дисков всегда указано, при каком износе их менять.
Скачай приложение бесплатно и получи 300₽ в подарок
Мы разработали мобильное приложение!
После регистрации в приложении мы дарим Вам подарок -
300 БОНУСОВ, которыми вы можете оплатить часть работ
- Кэшбек 5% от каждого заказ-наряда
- Удобное оформление онлайн-заявки на запись с выбором удобного автотехцентра
- Актуальные анонсы о проводимых акциях и персональных предложениях
Установите приложение за 2 простых действия:
Чаще всего замену следует производить после того, когда толщина поверхности диска уменьшилась на 2-3 мм по сравнению с исходной. Также можно использовать штангенциркуль или микрометр, при помощи которых замеры делаются в 5-6 точках по всей плоскости ротора, и разница в толщине не должна превышать 0,5 мм.
Если под рукой не оказалось никаких измерительных приборов, используете монету номиналом 1 рубль. Ее толщина составляет 1,4 мм. Приложите ее к плоскости дисков с каждой стороны, она не должна свободно заходить под бортик, находящийся вне зоны контакта колодок с ротором. В противном случае деталь необходимо заменить.
Даже на изношенном диске можно продолжать движение некоторое время, но чем тоньше он будет становиться, тем выше риск его повреждения при очередном торможении. Не стоит рисковать, требуется незамедлительно установить новую деталь.
Наличие повреждений
Даже при достаточной толщине ротора его придется заменить, если на нем образовались трещины, глубокая коррозия, или деформации плоскости приводит к большим расхождениям в разных точках. Если ржавчина затронула только поверхностный слой, то она удалится при трении о колодки после нескольких торможений, но если окисление затронуло вентиляционные каналы или металл изделия на большую толщину, то рисковать не стоит.
Биение при торможении
Иногда при нажатии на педаль тормоза она начинает сильно отдавать в ногу водителю, а на руле возникают ощутимые вибрации. В этом случае с уверенностью можно судить о деформации дисков, которая часто возникает из-за постоянных и резких перегревов и охлаждениями.
Кроме того, биение может говорить о неодинаковой толщине ротора по всей плоскости. Причина может заключаться в закисшем суппорте или направляющих.
Правильный подбор тормозных дисков
Тормозной диск необходимо выбирать в соответствии с рекомендациями производителя. Если предусмотрено использование только вентилируемого ротора, то запрещается использование сплошного. Также иногда бывает, что ротор хоть и ставится на ступицы, но очевидно предназначен для другой модели. Если вы не хотите попасть в тяжелую аварию, то лучше откажитесь от таких экспериментов.
Перед покупкой тщательно проверяйте геометрические параметры диска – толщину, диаметр. Иногда даже показатели одной и той же модели могут отличаться в зависимости от года производства или места покупки. Если возникают сложности, обратитесь к специалистам.
Преимущества, которые дают сборные и перфорированные диски, могут оказаться почти незаметными, если вы не ездите на спортивном авто. В этой связи выбирайте традиционные вентилируемые диски, так вы сможете избежать ненужных трат.
От рекомендации конкретных брендов лучше воздержаться, так как на рынке представлена продукция огромного количества производителей, и регулярно появляются новые модели. Продукция от проверенного завода всегда качественнее малоизвестные марок, по меньшей мере, качественные диски и колодки помогут избежать появления постороннего шума при торможении.
Часто задаваемые вопросы о замене тормозных дисков
Отвечаем на популярные вопросы.
Зачем менять тормозные диски?
Основная причина – это постепенное уменьшение рабочей толщины диска при эксплуатации. Кроме того, накапливается так называемая усталость металла, которая может привести к внезапной поломке, если ротор вовремя не заменить.
Через сколько нужно менять тормозные диски
Современные вентилируемые роторы имеют толщину 22-26 мм. После того, как толщина уменьшается на 2-3 мм, требуется замена детали.
Какие проявления могут указывать на необходимость замены тормозных роторов?
Об этом можно судить по биению руля и педали тормоза, неприятному скрежету металла при торможении. В этом случае нельзя сделать категоричный вывод, однако точно следует пройти диагностику.
Допускается ли использование дисков от ТС одной модели на авто другой марки?
Нет, такая взаимозаменяемость недопустима.
Допускается ли замена отдельных дисков без смены остальных роторов?
Можно не менять все 4 диска сразу, но новые роторы должны ставиться попарно – оба задних или оба передних.
Зачем колодки меняют при замене дисков?
Если вы решили поставить новые диски, то и колодки также нужно заменить, иначе они могут повредить новые роторы. При этом обе детали следует выбирать от одного и того же бренда, чтобы свести к минимуму риск их несовместимости между собой.