Автосервисы
Wilgood в Москве
Звоните c 09:00 до 21:00
+7 (800) 101-05-13
Только до
Черная пятница в Wilgood - контрольный осмотр бесплатно!
Узнать подробнее
Только до
Черная пятница в Wilgood - контрольный осмотр бесплатно!
Узнать подробнее

Как проверить снятый генератор: порядок действий

11.12.2025
1006
Время чтения: 9 минут
Обновлено: 11.12.2025
Сохранить статью:
Как проверить снятый генератор: порядок действий

Как проверить снятый генератор? Для диагностики потребуются мультиметр и визуальный осмотр на наличие повреждений: трещин, следов перегрева или износа щеток. Проверка включает тестирование обмоток, диодного моста и регулятора напряжения.

Какие параметры важны? Измеряют сопротивление обмоток (должно быть низким), проверяют диоды на пробой, а также напряжение на выходе при подключении к источнику питания. Исправный генератор должен выдавать стабильное напряжение в пределах 13,5–14,5 В.

Принцип работы автомобильного генератора

Прежде чем ответить на вопрос, как проверить снятый автомобильный генератор на работоспособность, разберемся в понятиях.

Любой современный автомобиль оснащается электрооборудованием, неотъемлемой частью которого является генератор. Он преобразует механическую энергию двигателя в электрическую и в тандеме с регулятором напряжения образует генераторную установку.

Принцип работы автомобильного генератора
Источник: rg.ru

Современные транспортные средства оснащаются генераторами, соответствующими следующим требованиям:

  1. Параметры выходного тока генератора должны быть строго сбалансированы, чтобы во время эксплуатации автомобиля предотвратить аккумуляцию избыточного заряда батареи.
  2. Напряжение в бортовой сети машины должно оставаться неизменным независимо от интенсивности вращения ротора и нагрузки.

Стабильное напряжение необходимо для корректной работы АКБ. Низкое напряжение приводит к неполному заряду и проблемам с запуском двигателя. Высокое напряжение, в свою очередь, ускоряет износ батареи и сокращает ее срок службы.

Неотъемлемыми деталями генераторной установки являются:

  • Шкив, который отвечает за преобразование механической энергии двигателя в электрическую. С помощью ремня шкива энергия двигателя передается на вал генератора.
  • Корпус генератора, состоящий из передней и задней крышек. Передняя расположена со стороны шкива, задняя — со стороны контактных колец. Передняя служит для крепления статора, монтажа всего генератора на силовую установку и фиксации подшипников ротора. На задней крышке размещены выпрямитель напряжения, щетки, регулятор напряжения и выходы для подключения электроприборов.
  • Ротор представляет собой твердый металлический вал, на котором жестко закреплены две клювообразные втулки, между которыми размещена обмотка возбуждения, соединенная с контактными кольцами для подачи электрического тока. Они, как правило, изготавливаются из прочного медного сплава и имеют цилиндрическую форму.
  • Статор генератора — конструкция из стальных листов трубчатой формы. Внутри них размещена трехфазная обмотка, которая и определяет выработку электроэнергии генератором.
  • Выпрямительные диоды. В конструкции используются три выпрямительных диода, установленные на специальные теплоотводы с полярностью.
  • Регулятор напряжения гарантирует стабильное напряжение независимо от изменений частоты вращения ротора, температуры или электронагрузки.
  • Щеточный узел обеспечивает контакт щеток с кольцами ротора. Он представляет собой прочный пластиковый корпус, внутри которого размещены щетки. Задача узла — обеспечивать плотное их прилегание к кольцам ротора для эффективной передачи тока.
  • Защитный кожух диодного блока.

Генератор работает за счет электромагнитной индукции: проходящий через медную катушку магнитный поток создает на ее концах электрическое напряжение. Для получения магнитного потока, в свою очередь, требуется ток пропустить через катушку.

Следовательно, чтобы получить переменный электрический ток, нужен источник изменяющегося магнитного поля и катушка, на концах которой будет возникать это напряжение.

Наиболее частые неисправности автомобильного генератора

Автомобильный генератор выполняет две основные функции:

  1. Зарядку аккумуляторной батареи.
  2. Обеспечение электроэнергией бортовой сети автомобиля.

В случае выхода генератора из строя в первую очередь страдает АКБ — прекращается ее подзарядка, что со временем может привести к невозможности запустить двигатель.

Перед тем как проверить исправность снятого с автомобиля генератора, стоит знать, что его поломки можно классифицировать на две категории: механические и электрические. Все они могут приводить к серьезным последствиям.

Механические неисправности

К числу потенциальных механических неисправностей генератора относятся:

  • Проблемы с приводным ремнем: ослабление его натяжения, износ или проскальзывание могут приводить к снижению оборотов генератора и, как следствие, падению напряжения.
  • Износ подшипников. В этом случае генератор может шуметь или вибрировать, при сильном износе этих деталей его и вовсе может заклинить.
  • Повреждения шкива. Его износ или деформация нарушают передачу крутящего момента от двигателя.
  • Разболтанный или поврежденный корпус приводит к люфту, посторонним звукам, риску смещения генератора и повреждению соседних деталей.
  • Проблемы с вентилятором: искривленные или сломанные лопасти ухудшают охлаждение, что ведет к перегреву генератора, особенно под нагрузкой.

Скачай приложение бесплатно и получи 300₽ в подарок

Мы разработали мобильное приложение!
После регистрации в приложении мы дарим Вам подарок - 300 БОНУСОВ, которыми вы можете оплатить часть работ

  • Кэшбек 5% от каждого заказ-наряда
  • Удобное оформление онлайн-заявки на запись с выбором удобного автотехцентра
  • Актуальные анонсы о проводимых акциях и персональных предложениях

Установите приложение за 2 простых действия:

Электрические неисправности

К этому виду неисправностей относятся:

  • Износ щеток. Потеря их коннекта с контактными кольцами ротора ведет к нестабильной работе генератора или к полному прекращению выработки тока.
  • Повреждение контактных колец. Если детали изнашиваются или обгорают, то нарушается контакт со щетками, что также приводит к нестабильной работе генератора.
  • Неисправность регулятора напряжения. Слишком низкое приводит к недозаряду аккумулятора и, соответственно, к проблемам с запуском двигателя. Опасно высокое напряжение — к перегреву АКБ и сокращению срока ее службы. Скачки напряжения вызывают мерцание фар и сбои в работе электроники.
  • Пробой или обрыв в обмотках генератора чреваты полным прекращением выработки тока.
  • Сбой в диодном мосту нарушает работу цепи и ведет к выходу из строя электрооборудования автомобиля.

Как проверить работоспособность снятого генератора

Проверить работоспособность снятого генератора можно как в СТО, так и самостоятельно с помощью мультиметра. В большинстве случаев демонтировать генератор можно с помощью обычного инструмента, и подъем автомобиля не требуется.

Последовательность действий при проведении настольной диагностики:

Проверьте реле-регулятор (щеточный узел) генератора

Реле-регулятор и щеточный узел — это, безусловно, отдельные элементы, но на практике их часто объединяют в единую конструкцию. Поэтому и рассматривать их будем вместе.

Как проверить работоспособность снятого генератора
Источник: telegra.ph

Что делать:

Перед тем как проверить работу реле-регулятора снятого генератора, убедитесь, что у вас есть источник питания с регулировкой напряжения от 12 до 15 В.

  • Соберите стенд для проверки:
  1. к медно-графитовым щеткам подключите 12-вольтовую лампочку;
  2. к выводам «+» и «-» реле подключите источник питания с номинальным напряжением 12 вольт.

Если лампочка загорается, значит, цепь работоспособна. Если этого не произошло — деталь неисправна.

  • Плавно увеличивайте напряжение

При достижении 14,5 В лампочка должна погаснуть, а при последующем понижении напряжения — снова загореться. В этом случае реле-регулятор исправен.

Проверьте диодный мост

Чтобы проверить диодный мост снятого генератора с авто на работоспособность, потребуются как мультиметр, так и лампа накаливания напряжением 12 В, желательно с повышенной мощностью.

Лампу необходимо подключить к плюсовой клемме мультиметра последовательно до начала тестирования. И не забудьте демонтировать диодный мост из генератора.

Не нашли решение своей
проблемы?
Оставьте номер
и мы проконсультируем
вас бесплатно!

Перезвоним в течение 1 минуты

    Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой обработки персональных данных

    Что делать:

    • Проверка на замыкание. Подключите плюсовой провод мультиметра к внешней пластине моста, а минусовой — к внутренней. Лампа не должна гореть, что указывает на отсутствие замыкания между пластинами. При смене полярности она должна загореться.
    • Проверка положительных диодов. Оставьте плюсовую клемму мультиметра на внешней пластине моста. Поочередно проверяйте каждый вывод положительных диодов минусовой клеммой. Лампа гореть не должна.
    • Проверка отрицательных диодов. Минусовой провод подключите к внутренней пластине моста, а плюсом последовательно прозвоните выводы диодов. Лампа не должна загораться.
    • Проверка вспомогательных диодов. Подключите плюсовую клемму к контрольному выводу 61 (обозначается как D, D+, L, WL или IND). Проверяйте каждый вывод вспомогательных диодов минусовой клеммой. Лампа не должна гореть.

    Важно помнить, что все генераторы имеют маркировку контактных точек, схему и назначение которых можно найти в интернете.

    Помимо проверки на замыкание, чтобы с помощью мультиметра максимально качественно проверить диодный мост генератора, снятого с машины, как правило, дополнительно измеряют сопротивление каждого из трех диодов.

    Для этого установите мультиметр в режим измерения сопротивления (до 2 кОм) и прозвоните элементы. Нормальное сопротивление должно быть в районе 400–700 Ом. Разница в сопротивлении между диодами не должна превышать 5 Ом.

    Проверьте обмотки ротора и статора

    Прежде чем начать тестирование, необходимо отключить диодный мост генератора.

    Проверить работоспособность ротора генератора, снятого с авто, критически важно, так как неисправный ротор приводит к разряду АКБ. Тестирование элемента направлено на выявление замыкания обмотки возбуждения на массу.

    Что делать:

    1. Выберите на мультиметре режим измерения сопротивления (обозначается символом «Ω»).
    2. Поочередно подсоедините положительный щуп к контактным кольцам ротора, а отрицательный — к корпусу генератора (масса). Если значение сопротивления стремится к бесконечности, обмотка ротора исправна.
    3. Для проверки обмотки на обрыв соедините положительный щуп с одним контактным кольцом, а отрицательный — с другим. Значение сопротивления в пределах 5–10 Ом свидетельствует об исправности обмотки. Другие значения указывают на необходимость замены ротора.
    Проверка обмотки ротора и статора
    Источник: avatars.mds.yandex.net

    Если вы решили мультиметром проверить снятый автомобильный генератор, желательно знать, как протестировать статор, поскольку неисправность этого элемента приводит к:

    • снижению заряда аккумулятора;
    • перегреву АКБ;
    • искаженной работе всей электроники автомобиля.

    Итак, что делать:

    1. Выберите хорошо освещенное место для работы и подготовьте генераторную обмотку.
    2. Установите на мультиметре режим прозвонки. Статор имеет три выхода, которые должны прозваниваться друг с другом.
    3. Присоедините один щуп мультиметра к одному выходу, а другой — ко второму и третьему выходам по очереди.
    4. Проверьте пробитость металла: прижмите клемму мультиметра к корпусу (обмоточной кромке), а второй щуп поочередно подключайте к каждому из выходов обмотки. Если никакого сигнала нет — обмотка цела.

    Часто задаваемые вопросы о проверке снятого генератора

    Как проверить старое реле-регулятор генератора?

    Проверить реле-регулятор генератора можно с помощью мультиметра.

    Что делать:

    • Снимите реле-регулятор с генератора.
    • Старый тип реле имеет два выхода — 67 и 15. Подключите мультиметр следующим образом: выход 67 к «-» аккумулятора, а выход 15 к «+».
    • Включите лампу между выходом 67 и массой. Сравните полученное значение с данными в руководстве по ремонту для вашего автомобиля.

    Также можно производить измерения с использованием блока питания.

    Что учесть во время проверки автомобильного генератора?

    Важно помнить: проверять генератор методом короткого замыкания («на искру») категорически запрещается. Кроме того, не рекомендуется допускать работу генератора без нагрузки, в особенности при отключенной АКБ.

    Как часто нужно проверять зарядку на генераторе?

    Частота проверок зависит от модели и условий эксплуатации. Рекомендуется:

    • Проверять зарядку генератора каждые 100–250 моточасов. Но генераторы, которые эксплуатируются в тяжелых условиях (например, при низких температурах), требуют более частых осмотров.
    • Проводить сезонные осмотры: перед началом и после завершения периода интенсивной эксплуатации.
    • Обслуживать генератор после длительного простоя автомобиля. Перед запуском устройства, которое не использовалось длительное время, следует провести комплексное техническое обслуживание с заменой эксплуатационных жидкостей.

    Конкретные нормы по проверке для определенной модели электрогенератора можно найти в прилагаемой к нему инструкции.

    Таким образом, проверить работоспособность элементов снятого генератора с помощью мультиметра можно как в станциях техобслуживания, так и самостоятельно. Этот способ диагностики возможных неисправностей достаточно точен и помогает определить, в порядке ли основные компоненты устройства: статор, ротор, диодный мост, реле-регулятор и щеточный узел.

    Источник изображения в шапке статьи: freepik / freepik.com

    Позвонить
    бесплатно
    В «Счастливые часы»
    СКИДКА
    В «Счастливые часы» СКИДКА
    блогнг
    7 секретов от экспертов Wilgood: Как сэкономить 78 000 ₽ на обслуживании авто за год
    Шабанов Олег Вячеславович
    Эксперт в области обслуживания автомобилей

    За годы работы в Wilgood я разработал систему ухода за автомобилем, которая экономит нашим клиентам в среднем 78 000 ₽ в год. Эти простые приемы подходят для любой марки авто и не требуют специальных навыков.

    Наш опыт показывает, что 70% крупных ремонтов можно предотвратить, если вовремя обратить внимание на мелкие детали. Именно поэтому мы в Wilgood разработали уникальную методику диагностики, которая позволяет выявлять проблемы на ранней стадии.

    Применяя наши советы, вы не только сэкономите деньги, но и продлите срок службы вашего автомобиля минимум на 50 000 км. Скачивайте бесплатно и используйте уже сегодня:

    Узнайте, как открыть автосервис
    по франшизе и зарабатывать
    от 750 235 ₽ в месяц
    Вилгуд дарит 100.000 ₽
    на открытие!
    Узнать подробнее Посмотреть отзывы франчайзи