- Принцип работы автомобильного генератора
- Наиболее частые неисправности автомобильного генератора
- Механические неисправности
- Электрические неисправности
- Как проверить работоспособность снятого генератора
- Проверьте реле-регулятор (щеточный узел) генератора
- Проверьте диодный мост
- Проверьте обмотки ротора и статора
- Часто задаваемые вопросы о проверке снятого генератора
- Как проверить старое реле-регулятор генератора?
- Что учесть во время проверки автомобильного генератора?
- Как часто нужно проверять зарядку на генераторе?
Как проверить снятый генератор? Для диагностики потребуются мультиметр и визуальный осмотр на наличие повреждений: трещин, следов перегрева или износа щеток. Проверка включает тестирование обмоток, диодного моста и регулятора напряжения.
Какие параметры важны? Измеряют сопротивление обмоток (должно быть низким), проверяют диоды на пробой, а также напряжение на выходе при подключении к источнику питания. Исправный генератор должен выдавать стабильное напряжение в пределах 13,5–14,5 В.
Принцип работы автомобильного генератора
Прежде чем ответить на вопрос, как проверить снятый автомобильный генератор на работоспособность, разберемся в понятиях.
Любой современный автомобиль оснащается электрооборудованием, неотъемлемой частью которого является генератор. Он преобразует механическую энергию двигателя в электрическую и в тандеме с регулятором напряжения образует генераторную установку.

Современные транспортные средства оснащаются генераторами, соответствующими следующим требованиям:
- Параметры выходного тока генератора должны быть строго сбалансированы, чтобы во время эксплуатации автомобиля предотвратить аккумуляцию избыточного заряда батареи.
- Напряжение в бортовой сети машины должно оставаться неизменным независимо от интенсивности вращения ротора и нагрузки.
Стабильное напряжение необходимо для корректной работы АКБ. Низкое напряжение приводит к неполному заряду и проблемам с запуском двигателя. Высокое напряжение, в свою очередь, ускоряет износ батареи и сокращает ее срок службы.
Неотъемлемыми деталями генераторной установки являются:
- Шкив, который отвечает за преобразование механической энергии двигателя в электрическую. С помощью ремня шкива энергия двигателя передается на вал генератора.
- Корпус генератора, состоящий из передней и задней крышек. Передняя расположена со стороны шкива, задняя — со стороны контактных колец. Передняя служит для крепления статора, монтажа всего генератора на силовую установку и фиксации подшипников ротора. На задней крышке размещены выпрямитель напряжения, щетки, регулятор напряжения и выходы для подключения электроприборов.
- Ротор представляет собой твердый металлический вал, на котором жестко закреплены две клювообразные втулки, между которыми размещена обмотка возбуждения, соединенная с контактными кольцами для подачи электрического тока. Они, как правило, изготавливаются из прочного медного сплава и имеют цилиндрическую форму.
- Статор генератора — конструкция из стальных листов трубчатой формы. Внутри них размещена трехфазная обмотка, которая и определяет выработку электроэнергии генератором.
- Выпрямительные диоды. В конструкции используются три выпрямительных диода, установленные на специальные теплоотводы с полярностью.
- Регулятор напряжения гарантирует стабильное напряжение независимо от изменений частоты вращения ротора, температуры или электронагрузки.
- Щеточный узел обеспечивает контакт щеток с кольцами ротора. Он представляет собой прочный пластиковый корпус, внутри которого размещены щетки. Задача узла — обеспечивать плотное их прилегание к кольцам ротора для эффективной передачи тока.
- Защитный кожух диодного блока.
Генератор работает за счет электромагнитной индукции: проходящий через медную катушку магнитный поток создает на ее концах электрическое напряжение. Для получения магнитного потока, в свою очередь, требуется ток пропустить через катушку.
Следовательно, чтобы получить переменный электрический ток, нужен источник изменяющегося магнитного поля и катушка, на концах которой будет возникать это напряжение.
Наиболее частые неисправности автомобильного генератора
Автомобильный генератор выполняет две основные функции:
- Зарядку аккумуляторной батареи.
- Обеспечение электроэнергией бортовой сети автомобиля.
В случае выхода генератора из строя в первую очередь страдает АКБ — прекращается ее подзарядка, что со временем может привести к невозможности запустить двигатель.
Перед тем как проверить исправность снятого с автомобиля генератора, стоит знать, что его поломки можно классифицировать на две категории: механические и электрические. Все они могут приводить к серьезным последствиям.
Механические неисправности
К числу потенциальных механических неисправностей генератора относятся:
- Проблемы с приводным ремнем: ослабление его натяжения, износ или проскальзывание могут приводить к снижению оборотов генератора и, как следствие, падению напряжения.
- Износ подшипников. В этом случае генератор может шуметь или вибрировать, при сильном износе этих деталей его и вовсе может заклинить.
- Повреждения шкива. Его износ или деформация нарушают передачу крутящего момента от двигателя.
- Разболтанный или поврежденный корпус приводит к люфту, посторонним звукам, риску смещения генератора и повреждению соседних деталей.
- Проблемы с вентилятором: искривленные или сломанные лопасти ухудшают охлаждение, что ведет к перегреву генератора, особенно под нагрузкой.
Электрические неисправности
К этому виду неисправностей относятся:
- Износ щеток. Потеря их коннекта с контактными кольцами ротора ведет к нестабильной работе генератора или к полному прекращению выработки тока.
- Повреждение контактных колец. Если детали изнашиваются или обгорают, то нарушается контакт со щетками, что также приводит к нестабильной работе генератора.
- Неисправность регулятора напряжения. Слишком низкое приводит к недозаряду аккумулятора и, соответственно, к проблемам с запуском двигателя. Опасно высокое напряжение — к перегреву АКБ и сокращению срока ее службы. Скачки напряжения вызывают мерцание фар и сбои в работе электроники.
- Пробой или обрыв в обмотках генератора чреваты полным прекращением выработки тока.
- Сбой в диодном мосту нарушает работу цепи и ведет к выходу из строя электрооборудования автомобиля.
Как проверить работоспособность снятого генератора
Проверить работоспособность снятого генератора можно как в СТО, так и самостоятельно с помощью мультиметра. В большинстве случаев демонтировать генератор можно с помощью обычного инструмента, и подъем автомобиля не требуется.
Последовательность действий при проведении настольной диагностики:
Проверьте реле-регулятор (щеточный узел) генератора
Реле-регулятор и щеточный узел — это, безусловно, отдельные элементы, но на практике их часто объединяют в единую конструкцию. Поэтому и рассматривать их будем вместе.

Что делать:
Перед тем как проверить работу реле-регулятора снятого генератора, убедитесь, что у вас есть источник питания с регулировкой напряжения от 12 до 15 В.
- Соберите стенд для проверки:
- к медно-графитовым щеткам подключите 12-вольтовую лампочку;
- к выводам «+» и «-» реле подключите источник питания с номинальным напряжением 12 вольт.
Если лампочка загорается, значит, цепь работоспособна. Если этого не произошло — деталь неисправна.
- Плавно увеличивайте напряжение
При достижении 14,5 В лампочка должна погаснуть, а при последующем понижении напряжения — снова загореться. В этом случае реле-регулятор исправен.
Проверьте диодный мост
Чтобы проверить диодный мост снятого генератора с авто на работоспособность, потребуются как мультиметр, так и лампа накаливания напряжением 12 В, желательно с повышенной мощностью.
Лампу необходимо подключить к плюсовой клемме мультиметра последовательно до начала тестирования. И не забудьте демонтировать диодный мост из генератора.
Что делать:
- Проверка на замыкание. Подключите плюсовой провод мультиметра к внешней пластине моста, а минусовой — к внутренней. Лампа не должна гореть, что указывает на отсутствие замыкания между пластинами. При смене полярности она должна загореться.
- Проверка положительных диодов. Оставьте плюсовую клемму мультиметра на внешней пластине моста. Поочередно проверяйте каждый вывод положительных диодов минусовой клеммой. Лампа гореть не должна.
- Проверка отрицательных диодов. Минусовой провод подключите к внутренней пластине моста, а плюсом последовательно прозвоните выводы диодов. Лампа не должна загораться.
- Проверка вспомогательных диодов. Подключите плюсовую клемму к контрольному выводу 61 (обозначается как D, D+, L, WL или IND). Проверяйте каждый вывод вспомогательных диодов минусовой клеммой. Лампа не должна гореть.
Важно помнить, что все генераторы имеют маркировку контактных точек, схему и назначение которых можно найти в интернете.
Помимо проверки на замыкание, чтобы с помощью мультиметра максимально качественно проверить диодный мост генератора, снятого с машины, как правило, дополнительно измеряют сопротивление каждого из трех диодов.
Для этого установите мультиметр в режим измерения сопротивления (до 2 кОм) и прозвоните элементы. Нормальное сопротивление должно быть в районе 400–700 Ом. Разница в сопротивлении между диодами не должна превышать 5 Ом.
Проверьте обмотки ротора и статора
Прежде чем начать тестирование, необходимо отключить диодный мост генератора.
Проверить работоспособность ротора генератора, снятого с авто, критически важно, так как неисправный ротор приводит к разряду АКБ. Тестирование элемента направлено на выявление замыкания обмотки возбуждения на массу.
Что делать:
- Выберите на мультиметре режим измерения сопротивления (обозначается символом «Ω»).
- Поочередно подсоедините положительный щуп к контактным кольцам ротора, а отрицательный — к корпусу генератора (масса). Если значение сопротивления стремится к бесконечности, обмотка ротора исправна.
- Для проверки обмотки на обрыв соедините положительный щуп с одним контактным кольцом, а отрицательный — с другим. Значение сопротивления в пределах 5–10 Ом свидетельствует об исправности обмотки. Другие значения указывают на необходимость замены ротора.

Если вы решили мультиметром проверить снятый автомобильный генератор, желательно знать, как протестировать статор, поскольку неисправность этого элемента приводит к:
- снижению заряда аккумулятора;
- перегреву АКБ;
- искаженной работе всей электроники автомобиля.
Итак, что делать:
- Выберите хорошо освещенное место для работы и подготовьте генераторную обмотку.
- Установите на мультиметре режим прозвонки. Статор имеет три выхода, которые должны прозваниваться друг с другом.
- Присоедините один щуп мультиметра к одному выходу, а другой — ко второму и третьему выходам по очереди.
- Проверьте пробитость металла: прижмите клемму мультиметра к корпусу (обмоточной кромке), а второй щуп поочередно подключайте к каждому из выходов обмотки. Если никакого сигнала нет — обмотка цела.
Часто задаваемые вопросы о проверке снятого генератора
Как проверить старое реле-регулятор генератора?
Проверить реле-регулятор генератора можно с помощью мультиметра.
Что делать:
- Снимите реле-регулятор с генератора.
- Старый тип реле имеет два выхода — 67 и 15. Подключите мультиметр следующим образом: выход 67 к «-» аккумулятора, а выход 15 к «+».
- Включите лампу между выходом 67 и массой. Сравните полученное значение с данными в руководстве по ремонту для вашего автомобиля.
Также можно производить измерения с использованием блока питания.
Что учесть во время проверки автомобильного генератора?
Важно помнить: проверять генератор методом короткого замыкания («на искру») категорически запрещается. Кроме того, не рекомендуется допускать работу генератора без нагрузки, в особенности при отключенной АКБ.
Как часто нужно проверять зарядку на генераторе?
Частота проверок зависит от модели и условий эксплуатации. Рекомендуется:
- Проверять зарядку генератора каждые 100–250 моточасов. Но генераторы, которые эксплуатируются в тяжелых условиях (например, при низких температурах), требуют более частых осмотров.
- Проводить сезонные осмотры: перед началом и после завершения периода интенсивной эксплуатации.
- Обслуживать генератор после длительного простоя автомобиля. Перед запуском устройства, которое не использовалось длительное время, следует провести комплексное техническое обслуживание с заменой эксплуатационных жидкостей.
Конкретные нормы по проверке для определенной модели электрогенератора можно найти в прилагаемой к нему инструкции.
Таким образом, проверить работоспособность элементов снятого генератора с помощью мультиметра можно как в станциях техобслуживания, так и самостоятельно. Этот способ диагностики возможных неисправностей достаточно точен и помогает определить, в порядке ли основные компоненты устройства: статор, ротор, диодный мост, реле-регулятор и щеточный узел.
Источник изображения в шапке статьи: freepik / freepik.com

