Автосервисы
Wilgood в Москве
Ваш регион: Москва и МО
Звоните c 09:00 до 21:00
+7 (800) 301-72-18
Только до
Дарим 3.000 бонусных рублей ВСЕМ на любые работы Вилгуд
Забрать бонусы
Только до
Дарим 3.000 бонусных рублей ВСЕМ на любые работы Вилгуд
Забрать бонусы

Как проверить, работает ли термостат: топ эффективных методов

24.01.2025
1016
Время чтения: 14 минут
Обновлено: 24.01.2025
Сохранить статью:
Как проверить, работает ли термостат: топ эффективных методов

Как проверить, работает ли термостат? Есть три способа: следить за датчиком температуры охлаждающей жидкости на приборной панели, потрогать шланги радиатора или демонтировать устройство и положить в горячую воду.

На что обратить внимание? Наиболее распространенные неисправности термостата – заклинивание в открытом или закрытом положении. Также устройство может открываться слишком рано или очень поздно, и это промежуточный этап перед окончательной потерей работоспособности.

Устройство и принцип работы термостата

Он представляет собой контроллер, в автоматическом режиме поддерживающий нужную температуру в замкнутой термодинамической системе. Такие устройства находят применение в разном нагревательном оборудовании бытового и промышленного предназначения. В двигателе автомобиля термостат управляет временем подачи охлаждающей жидкости. Это позволяет:

  • в нужный момент прогревать силовой агрегат и салон машины;
  • поддерживать стабильную температуру двигателя, защищая тем самым его от переохлаждения и перегрева;
  • оптимизировать расход топлива.

Также использование термостата в двигателе способствует повышению рабочего ресурса силового агрегата. В условиях экстремальных температур мотор просто работает меньше.

Устройство и принцип работы термостата
Источник: service-pixel.ru

В основном термостат в автомобиле необходим для управления поступлением антифриза (тосола) в систему охлаждения через соответствующий клапан. За эту функцию отвечает специальный термочувствительный элемент.

Конструктивно модели термостатов могут различаться, но практически всегда они состоят из:

  • корпуса;
  • двух входных патрубков соответственно для большого и малого кругов тока охлаждающей жидкости;
  • одного выходного патрубка;
  • перепускного клапана для возможности циркуляции антифриза по малому кругу;
  • основного клапана для того же по большому кругу;
  • термочувствительного элемента.

В зависимости от материала корпуса устройство бывает медным, латунным и пластиковым. Термочувствительный элемент обычно заполняется составом на основе технического воска, который обладает свойством таять начиная с температуры +82 градуса Цельсия. Этот процесс приводит к увеличению объема и, соответственно, к открытию клапана под действием возросшего давления.

Эффективность таяния воска повышают, добавляя в вещество особые присадки с содержанием меди, алюминия или графита.

В холодном двигателе антифриз также сохраняет низкую температуру. Пропускной клапан остается закрытым и так вынуждает охлаждающую жидкость циркулировать по малому кругу вокруг всего блока цилиндров.

Устройство и принцип работы термостата
Источник: drive2.ru

Нагрев двигателя до 75–95 градусов (то есть переход его в рабочий режим) запускает реакцию в термочувствительном элементе. Воск внутри тает, клапан открывается, движение антифриза организуется уже по большому кругу. Таким образом начинается полноценное охлаждение силового агрегата.

Неисправности термостата

Заклинивание его в открытом положении

С данной проблемой автовладельцы сталкиваются чаще всего. Причины неисправности могут быть разными. Все они приводят к тому, что термостат всегда заставляет двигаться охлаждающую жидкость по большому кругу вне зависимости от температуры двигателя. Это является прямым следствием постоянно открытого клапана.

Данное состояние провоцирует возникновение ряда проблем. Перед тем как проверить, работает ли термостат, нужно в первую очередь выяснить наличие следующих признаков:

  • слишком долгий прогрев двигателя в летнее время;
  • отсутствие выхода на рабочий режим, в том числе зимой;
  • очень слабый обогрев салона или полное отсутствие теплого воздуха;
  • нестабильная и неполноценная работа мотора;
  • существенное увеличение расхода топлива;
  • ухудшение смазывающих качеств масла, снижение его текучести;
  • повышение износа трущихся деталей.

Неисправность чаще всего обнаруживается именно зимой, когда активно используется обогрев салона машины. Поступающий из печки холодный воздух — это неприятное, но не самое опасное последствие постоянно открытого термостата. В это время быстрее изнашивается двигатель, растет расход топлива, что может быть куда более серьезным проявлением неполадки.

Заклинивание термостата в закрытом положении

Хотя такая неисправность встречается реже, чем рассмотренная выше, она способна нанести двигателю больший ущерб. В этом случае антифриз движется всегда по малому кругу системы охлаждения. Радиатор в данном процессе не участвует вовсе.

Двигатель штатно выходит на рабочий температурный режим, салон также обогревается, но антифриз при этом закипает. Это приводит к повышению давления в системе, что чревато разрывом в ее наиболее слабом месте.

Если с открытым клапаном ехать некоторое время еще можно, то с закрытым термостатом двигатель быстро выйдет на рабочий режим и в отсутствие охлаждения так же скоро перегреется. Водитель обнаружит проблему по выходу густого белого пара из-под капота автомобиля.

Неисправность следует определить до этого по индикатору температуры охлаждающей жидкости. Перегрев силового агрегата опасен заклиниванием деталей поршневого механизма. И проблема приобретет уже критический характер.

Термостат может постоянно оставаться в закрытом положении вследствие вытекания расширяющегося состава из капсулы. Это не позволяет клапану сопротивляться давлению пружины.

Неисправности термостата
Источник: playbookpro.ru

Другая возможная причина неисправности заключается в застрявшей тарелке клапана внутри корпуса устройства из-за слишком долгого простоя транспортного средства. Если автомобиль эксплуатируется регулярно, проблема, как правило, не возникает.

Преждевременное открытие или закрытие термостата

Клапан открывается слишком рано, например, при сбросе антифриза из малого контура в основной радиатор. При этом двигатель не может прогреться до рабочей температуры.

Неисправность проявляется недостаточным обогревом салона, небольшим повышением расхода топлива. Могут наблюдаться и другие признаки, характерные для предыдущих неисправностей. В некоторых случаях снижается приемистость.

С данной проблемой автовладельцы сталкиваются довольно редко. Обычно она возникает после установки в систему некомплектного термостата. Это связано с различиями в рабочих температурах двигателей.

Оригинальные изделия производятся с учетом характеристик конкретных моделей силовых агрегатов. Если же установить чужой термостат, он не будет синхронизирован с режимом двигателя и станет реагировать слишком рано.

Запоздалое открытие термостата

По сравнению с рассмотренными ранее, эта неисправность считается более опасной. Преждевременное открытие или закрытие клапана лишь не позволит двигателю прогреваться.

Скачай приложение бесплатно и получи 300₽ в подарок

Мы разработали мобильное приложение!
После регистрации в приложении мы дарим Вам подарок - 300 БОНУСОВ, которыми вы можете оплатить часть работ

  • Кэшбек 5% от каждого заказ-наряда
  • Удобное оформление онлайн-заявки на запись с выбором удобного автотехцентра
  • Актуальные анонсы о проводимых акциях и персональных предложениях

Установите приложение за 2 простых действия:

Если же термостат открывается слишком поздно, это чревато закипанием антифриза со всеми последствиями. Ситуацию не спасет в том числе вентилятор основного радиатора. Перегретая охлаждающая жидкость все равно будет поступать с опозданием.

Причины данного дефекта те же самые, что и в предыдущем случае. Чаще всего это происходит при установке некомплектного устройства, которое не рассчитано на работу с данным двигателем. Возможен и вариант износа самого клапана, в результате чего цикл открытия-закрытия сместился. Например, ослабление возвратной пружины приводит именно к такому результату.

Частичное открытие или закрытие термостата

Иногда клапан срабатывает не полностью. Это не столь критичная проблема по сравнению с рассмотренными выше. Но к некоторым неприятным последствиям она также приводит.

При неполном закрытии термостата часть антифриза продолжает циркулировать по большому кругу, даже когда двигатель еще не вышел или только собирается на рабочий температурный режим.

Зимой мотор так и не сможет полностью прогреться. Это будет проявляться в плохом обогреве салона, что для холодного времени года особенно актуально. Повышается и расход топлива, масло остается слишком густым для смазывания деталей, есть прочие мелкие проблемы.

Частичное открытие или закрытие термостата
Источник: armand-auto.ru

Хуже обстоит дело, когда термостат не полностью открывается. Пропускной способности устройства в этом случае не хватает для своевременного и полноценного сброса перегретой охлаждающей жидкости в радиатор. Последствия могут быть такими же печальными, как и в ситуации с заклинившим клапаном.

Как проверить, работает ли термостат

Неисправность устройства можно выявить даже без знания технических особенностей. Важно обращать внимание на характер работы двигателя и на показания приборов и датчиков.

По температуре охлаждающей жидкости

Используются показания соответствующего датчика, установленного в системе охлаждения двигателя. Текущее значение температуры выводится на индикатор на приборной панели.

В нормальных рабочих условиях температурные показания сначала медленно увеличиваются, затем после начала движения автомобиля рост ускоряется, но до предела, близкого к 90–100 градусам Цельсия. Далее рассмотрим ситуации, которые явно показывают неисправность термостата:

  • Отображаемая температура не соответствует рабочей. Скорее всего, клапан открыт или не полностью закрыт.
  • Прогрев антифриза идет слишком медленно. Наблюдается заклинивание термостата в частично открытой позиции. Клапан не может полностью закрыться.
  • Температура через некоторое время превышает предельную. Клапан термостата заклинило в полностью закрытой позиции.

Следует учитывать, что датчик себя ведет подобным образом и при неисправностях других элементов охлаждающей системы, а не только при проблеме в термостате. Проверять желательно в том числе радиатор с вентилятором.

По температуре патрубков радиатора

Оценка состояния термостата возможна и без его непосредственного снятия. Для этого при запущенном двигателе смотрят на датчик температуры антифриза, дожидаются прогрева двигателя и затем открывают капот. Дальнейшие операции проводятся уже в моторном отсеке.

Прежде всего нужно предпринять все меры безопасности, исключив попадание одежды и волос в движущиеся части мотора. После этого следует прикоснуться рукой к верхнему и нижнему патрубкам основного радиатора и оценить разницу их температур.

Как проверить, работает ли термостат
Источник: youtube.com

Если сверху теплее, чем снизу, проблема в постоянно открытом клапане. Термостат при этом всегда перегоняет охлаждающую жидкость по большому кругу. Если же при росте температуры двигателя оба патрубка остаются холодными, клапан заклинило в закрытом состоянии, и антифриз не достигает радиатора.

По поведению термостата в кипятке

Наиболее сложный способ проверки подразумевает снятие термостата и требует наличия опыта подобных работ. В иных случаях крайне желательно обращаться за помощью к специалистам автосервиса. Если опыт самостоятельной диагностики автомобиля имеется, а также в наличии есть необходимые инструменты, можно произвести проверку своими силами, строго соблюдая последовательность действий:

  1. Демонтаж термостата.
  2. Осмотр его корпуса. Приоткрытая тарелка клапана будет явно свидетельствовать о неисправности устройства. Если этот элемент закрыт, нужно определить температуру его открытия в нормальных условиях.
  3. Погружение снятого термостата в холодную воду. Располагать устройство в емкости нужно так, чтобы оно не касалось дна. Далее в воду погружается термометр, способный измерять температуру до 120 градусов Цельсия.
  4. Нагрев емкости с термостатом. В процессе нужно внимательно отслеживать, при какой температуре клапан начнет реагировать.

Запоздалое открытие термостата по сравнению с нормальным температурным значением для данной модели будет явно говорить о неисправности устройства и о необходимости его полной замены. Ремонту оно чаще всего не подлежит.

В качестве замены выбирается только совместимая с конкретным двигателем модель. Перед установкой нового термостата его также можно проверить указанным способом.

Часто задаваемые вопросы о проверке термостата

Как проверить, работает ли термостат в машине, не тратя на это много времени?

Быстрая оценка его работоспособности возможна при движении в подъем на первой или второй передаче. В таких условиях двигатель испытывает повышенные нагрузки. В норме срабатывает клапан, чтобы охлаждающая жидкость поступила в малый контур. Температура двигателя после этого должна понижаться.

Как проверить исправность термостата более точно?

Потребуется измерить реальную температуру охлаждающей жидкости мультиметром с термопарой. От данного прибора выведены 2 провода и датчик. Несмотря на относительно невысокую точность измерения, мультиметр все же позволит достаточно верно определить температуру.

Датчик следует примотать к входному патрубку изолентой. Затем после запуска двигателя оценивается изменение температуры на шкале прибора. У исправного термостата значение будет выше 80–90 градусов. Выходной патрубок покажет более низкую температуру.

Какие меры предпринять при неисправном термостате?

Если обнаружилось заклинивание клапана, устройство для дальнейшей эксплуатации непригодно. Термостат придется заменить на новый. Отремонтировать его не получится.

Итак, мы показали основные способы диагностики термостата в бытовых условиях. Помимо этого всегда можно обратиться к специалистам автомобильных сервисов, где выявленную проблему устранят на более профессиональном уровне.

Изображение в шапке статьи: playbookpro.ru

Вам также может понравиться
Позвонить
бесплатно
Получить скидку 15%
15% скидка
7 секретов от экспертов Wilgood: Как сэкономить 78 000 ₽ на обслуживании авто за год
Шабанов Олег Вячеславович
Эксперт в области обслуживания автомобилей

За годы работы в Wilgood я разработал систему ухода за автомобилем, которая экономит нашим клиентам в среднем 78 000 ₽ в год. Эти простые приемы подходят для любой марки авто и не требуют специальных навыков.

Наш опыт показывает, что 70% крупных ремонтов можно предотвратить, если вовремя обратить внимание на мелкие детали. Именно поэтому мы в Wilgood разработали уникальную методику диагностики, которая позволяет выявлять проблемы на ранней стадии.

Применяя наши советы, вы не только сэкономите деньги, но и продлите срок службы вашего автомобиля минимум на 50 000 км. Скачивайте бесплатно и используйте уже сегодня: