- На что влияет давление в шинах
- Чем измеряют давление в шинах автомобиля
- В чем измеряется давление в шинах
- Какое должно быть давление в шинах автомобиля
- Параметры, влияющие на рекомендуемое давление
- Пошаговая инструкция по измерению давления в шинах
- Как и чем накачивать шины автомобиля
- Что будет, если ездить с неправильным давлением в шинах
- Часто задаваемые вопросы о давлении в шинах автомобиля
- Как часто нужно осуществлять его контроль?
- Как понять, что в шинах неправильное давление?
- Как выпустить воздух из шин?
О чем речь? Давление в шинах автомобиля отвечает за безопасность на дороге, управляемость, расход топлива, поэтому оно всегда должно быть в норме. Нет единого стандарта для всех машин, так как объем воздуха в покрышках зависит от типа авто, его загруженности, сезона, погодных условий и особенности езды.
Что учесть? Замерять давление в шинах нужно минимум раз в месяц. На то, что оно слишком низкое или, наоборот, высокое, укажут конкретные признаки: свист, своеобразный вид колеса, проблемы при езде по прямой и вхождении в поворот. Это значит, что нужно либо подкачать давление, либо его стравить. Сделать и то, и другое несложно даже для водителя-женщины!
На что влияет давление в шинах
Единственным элементом транспортного средства (ТС), непрерывно контактирующим с дорогой, являются шины, а об их исправности можно судить по давлению. При слишком высоком или, наоборот, низком управляемость автомобилем ухудшается. Особенно это заметно на скользком или мокром покрытии. И тормозной путь удлиняется.
Комфорт людей, находящихся в салоне, также зависит от давления. Если оно завышено, амортизация становится хуже, подвеска реагирует более жестко. Когда занижено — это чревато заносами на поворотах из-за излишней мягкости колес.
Кроме того, давление влияет на:
- Износ шин. При низком давлении быстрее изнашиваются боковые части, при высоком — центральные. Когда оно распределяется неравномерно, вся поверхность амортизируется раньше срока.
- Расход горючего. Если давление снижается на 0,5 бар, топлива расходуется на 5–10 % больше. Повышенный расход связан с увеличением сопротивления качению.
- Срок службы подвески. При неправильном давлении она испытывает дополнительную нагрузку и быстрее изнашивается.
Чем измеряют давление в шинах автомобиля
Чтобы понять, какое усилие жидкость или газовая смесь оказывает на единицу площади поверхности, то есть сколько составляет давление в шинах легкового или грузового автомобиля, используются манометры. Существует много видов этих устройств. Применяются они в различных гидравлических и пневматических системах.
По способу представления показателей манометры для автошин делятся на:
- Аналоговые. Представляют собой круговую шкалу со стрелкой, которая передвигается посредством рычага, соединенного с мембраной либо трубкой. В процессе измерения воздух вызывает деформацию мембраны или трубки. И с повышением давления она усиливается. По окончании замеров деформация исчезает. Пружина возвращает стрелку к нулю. Либо это делается нажатием на кнопку.
- Цифровые. У таких приборов давление в шинах отображается на жидкокристаллическом дисплее. Обычно такие манометры имеют мембрану.

Точность у обоих типов приборов высокая, однако цифровые имеют обычно более низкую погрешность. На дисплее также удобнее смотреть показания. Но аналоговые манометры имеют преимущество в неприхотливости и прочности. Они лучше себя показывают при интенсивной эксплуатации и не требуют использования батареек.
Современные модели автомобилей часто оснащаются датчиками давления в шинах. То есть изготовители в каждый диск монтируют измерительное устройство. Оно по беспроводной системе передает данные в режиме реального времени.
В меню бортового компьютера эта информация отображается в соответствующем разделе. В таком случае нужно лишь смотреть, совпадают ли данные с нормами, указанными в таблице производителем.
Также сейчас есть различные альтернативные варианты неоригинальной автомобильной электроники. Они представлены датчиками давления, устанавливаемыми на каждое колесо. Показатели передаются на приемник, который выглядит как небольшая коробочка с дисплеем. Такие приборы работают на батарейках либо от электросети машины (через прикуриватель или USB-разъем).
На некоторых моделях стоят системы контроля давления. Они не выполняют измерения, а фиксируют данные с датчиков ABS, показывающих, с какой скоростью крутится каждое колесо.
При снижении давления в шинах их диаметр меняется. Колеса начинают крутиться по-разному. По скорости вращения электронная система способна распознать прокол. Однако показать, сколько составляет давление в шинах автомобиля, она не может.
В чем измеряется давление в шинах
Согласно международной системе измерений, давление обозначается в Па (Паскаль). 1 Па равняется 1 Н/м2. Однако производители ТС такую размерность практически не используют.
Обычно автозаводы сами решают, какую шкалу применять для измерения давления в шинах. В Европе и Японии предпочитают бары (bar), размерность которых совпадает с Паскалями (1 bar = 100 000 Па), а в Америке в основном – psi (фунт/дюйм2).

Россиянам ближе такое понятие как «атмосфера» (АТ), но ее на шкале измерительных приборов нет вовсе. Нужно знать, что давление в 1 атмосферу приблизительно совпадает с 1 бар, поэтому пересчет здесь не нужен. При использовании американской системы нужно определять так:
1 psi = 1 bar / 14,5
Чтобы было удобнее, коэффициенты пересчета единиц измерения давления в шинах легкового или грузового автомобиля представлены в таблице:
bar | psi | АТ | |
1 bar | — | 14,5 | 1 |
1 psi | 0,07 | — | 0,07 |
1 АТ | 1 | 14,2 | — |
Какое должно быть давление в шинах автомобиля
Его нужно устанавливать в зависимости от модели авто, погоды, вида шин, степени загрузки ТС. Обычно оптимальную величину давления производители указывают в следующих местах:
- На таблице внутри машины. Она может размещаться на крышке бензобака, стойке двери водителя или в бардачке. В таблице содержатся данные для задних и передних колес в зависимости от загрузки.
- В руководстве по эксплуатации автомобиля. В инструкции указано, какое давление рекомендуется для стандартных и дополнительных видов шин.
- На сайте автопроизводителя. Если на машине стоят нестандартные колеса или что-то менялось в конструкции, рекомендуется уточнить у изготовителя, какое давление в шинах автомобиля должно быть в таком случае.
Параметры, влияющие на рекомендуемое давление
Тип автомобиля:
- Легковые машины: для седанов и городских ТС стандартное давление 2,2–2,5 бар.
- Внедорожники и кроссоверы. С учетом повышенной проходимости и большого веса рекомендуется давление 2,4–2,8 бар.
- Грузовики и автобусы. У транспортных средств с большим количеством мест и у грузовых автомобилей давление в шинах должно составлять 3,0–4,0 бар.
Загруженность:
- При полном наполнении ТС (люди и груз) давление должно быть больше на 0,2–0,3 бар.
- При использовании прицепа: на ведущей оси его нужно поднять на 0,3–0,5 бар.

Тип шин:
- Летние — давление в шинах автомобиля в тепло должно быть таким, какое рекомендует автопроизводитель.
- Зимние — чтобы компенсировать падение температуры, его надо поднять на 0,1–0,2 бар.
- Усиленные (XL, Extra Load) — такой тип шин требует повышения давления на 0,3–0,4 бар от стандартного.
Погода:
- Для жаркой погоды характерно естественное повышение давления в шинах, поэтому перед поездкой снижать его не нужно.
- В холодный период оно падает приблизительно на 0,1 бар на каждые 10 градусов. Поэтому зимой иногда требуется подкачка шин.
Условия эксплуатации:
- Если на машине часто ездят по песку или бездорожью, временно можно немного уменьшить давление, чтобы обеспечить эффективное сцепление. Но затем его снова нужно довести до нормального уровня.
- Для движения по скоростным магистралям давление рекомендуется повышать на 0,2 бар, чтобы покрышки меньше нагревались.
Скачай приложение бесплатно и получи 300₽ в подарок
Мы разработали мобильное приложение!
После регистрации в приложении мы дарим Вам подарок -
300 БОНУСОВ, которыми вы можете оплатить часть работ
- Кэшбек 5% от каждого заказ-наряда
- Удобное оформление онлайн-заявки на запись с выбором удобного автотехцентра
- Актуальные анонсы о проводимых акциях и персональных предложениях
Установите приложение за 2 простых действия:
Необходимо регулярно проверять давление в шинах, чтобы ездить было комфортнее, топливо расходовалось меньше, а резина служила дольше.
Пошаговая инструкция по измерению давления в шинах
- Проверить показатель на холодных покрышках.
Давление нужно измерять утром либо после того как машина простояла без движения минимум 3 часа. В поездке покрышки разогреваются, что приводит к росту показателя. И если измерить его в этот момент, цифры будут завышенными.
- Расположить машину на ровной поверхности.
При остановке на склоне нагрузка будет распределяться неодинаково, и результаты замеров будут недостоверными.

- Подготовить прибор для определения показателя.
Если давление в шинах автомобиля измеряется манометром (электронным либо механическим), нужно убедиться, что он верно настроен и исправен. При наличии в машине системы TPMS – проверить показатели на приборной панели.
- Снять колпачок ниппеля.
Он нужен, чтобы в клапан не попала грязь. Поэтому, измерив давление, его нужно вернуть на место. При утере колпачка нужно поставить новый для предотвращения загрязнения вентиля.
- Хорошо прижать манометр к ниппелю.
При неправильной установке прибора будет слышно шипение, которое создает выходящая струя воздуха. Это говорит о том, что манометр нужно прижать сильнее.
проблемы?
Оставьте номер
и мы проконсультируем
вас бесплатно!
Перезвоним в течение 1 минуты
- Посмотреть показания давления.
При измерении механическим манометром данные в psi или барах видят по стрелке. При измерении электронным прибором значение будет показано на дисплее. Если автомобиль оборудован TPMS, цифры видны на приборной панели.
- Сравнить полученные данные с тем, какое давление в шинах легкового или грузового автомобиля советует производитель.
Рекомендуемое число указано на крышке бензобака, на стойке двери водителя и в инструкции к ТС. При пониженном давлении нужно подкачать шины. При повышенном воздух следует слегка стравить.
- Регулировка давления.
Если оно недостаточное, подкачайте шины компрессором до нужного уровня. Если цифра превышает нормальное значение, стравите воздух, аккуратно нажав на клапан ниппеля. Затем снова измерьте давление.

- Вернуть на место колпачок ниппеля.
Это нужно делать, чтобы в вентиль не попадали влага и пыль. И иначе может происходить утечка воздуха.
- Проверить давление на всех колесах аналогичным образом.
На передних и задних показатель может быть разным, особенно если вес в автомобиле распределен неравномерно или он сильно загружен. Нужно проверять все колеса, включая запасное, если оно есть.
Как и чем накачивать шины автомобиля
Чтобы создавать необходимое давление, нужно купить электрический компрессор или механический насос.
Самым простым является ножной аппарат, который представляет собой баллон с педалью, в который встроен аналоговый манометр. Также существуют ручные, в которых поршень перемещается нажатием руками на рукоятку. Но они не так популярны.
Схема накачивания шин с использованием механического насоса:
- Снять на колесе колпачок ниппеля.
- Закрепить штуцер насоса на ниппеле.
- Накачивать воздух, контролируя показания манометра. Когда давление достигнет нормального уровня, можно остановиться, либо дать немного больше, если некоторый объем воздуха выходит при отсоединении аппарата.
- Открепить насос.
- Вернуть колпачок на ниппеле на место.
Ничего сложно в таком накачивании нет, но процесс занимает достаточно много времени.

Быстрее и легче колеса можно подкачать с помощью электрического компрессора, работающего от автомобильной 12-вольтовой сети. К машине он подключается через прикуриватель либо через клеммы аккумулятора с помощью «крокодилов».
Нужно сделать следующее:
- Подключить компрессор к бортовой сети.
- Закрепить штуцер на ниппеле.
- Включить подачу воздуха.
- По достижении нужного уровня давления выключить компрессор и отсоединить его от сети.
У механических и электронасосов разные штуцеры. Первые имеют быстросъемные штуцеры, которые надеваются на ниппель шины. Они закрепляются поворотом рычажка. Ниппель обжимается. Соединение получается герметичным. Одновременно открывается обратный клапан ниппеля, и воздух легче нагнетается внутрь шины.
Компрессор развивает более высокое максимальное давление. Поэтому для него такое соединение не подходит. Штуцеры электрических насосов нужно накручивать на ниппель, чтобы они фиксировались надежнее.
К тому же, компрессор лучше использовать, когда работает двигатель ТС. В таком случае в бортовой сети создается более высокое напряжение и насос будет качать эффективнее. А еще компрессору требуется много энергии, поэтому при выключенном моторе аккумулятор может разрядиться.
Что будет, если ездить с неправильным давлением в шинах
Покрышки — это посредник между машиной и покрытием дороги. И от того, как они накачаны, зависят их свойства. Все системы автомобиля настроены с учетом определенного давления. Поэтому и заявленная производителем динамика, управляемость, длина тормозного пути будут соблюдаться только тогда, когда этот показатель находится на нужном уровне.

Диски колес в комплекте с шинами не создают полностью герметичную систему. Поэтому воздух может стравливаться вдоль обода колеса, из ниппеля или через микроскопические трещины в покрышке. Рекомендуется еженедельно проверять давление в шинах. И обязательно это нужно делать перед долгой поездкой.
При необходимости давление следует слегка снизить, спустив воздух. Или увеличить, подкачав колесо. Нужно поддерживать рекомендуемое давление в шинах легкового автомобиля как летом, так и зимой. Неправильное, оно может отрицательно сказаться на управляемости ТС и других его характеристиках.
Мало накачанные колеса:
- Плохая реакция машины на повороты руля.
- Ухудшение курсовой устойчивости.
- Большой расход бензина.
- Быстрый износ покрышек.
- Вероятность разбортирования при заходе в поворот (если давление слишком низкое).
- Риск повреждения диска, если колесо попадает в яму.
Чрезмерно накачанные шины:
- Удлинение тормозного пути.
- Дискомфорт при поездках.
- Ухудшение сцепления шин с покрытием.
- Сокращение ресурса подвески из-за дополнительной нагрузки.
Однако не всегда все так однозначно. Так, при передвижении по песку, грязи, снегу и другим мягким покрытиям снижение давления может быть полезным. Слегка спущенные шины как бы обволакивают неровные участки, при этом они не зарываются в грунт. Это облегчает движение автомобиля по бездорожью.
Визуально понять, что давление не соответствует нужным параметрам можно по тому, как изношен протектор. Если шины постоянно приспущены, быстрее стирается рисунок на внешней и внутренней части. Колеса все время перекачаны – износ более заметен в центральной области.
Часто задаваемые вопросы о давлении в шинах автомобиля
Как часто нужно осуществлять его контроль?
Давление необходимо проверять как минимум один раз в месяц, а также после каждой смены шин, при резких перепадах температуры или перед долгими поездками.
Запасное колесо нужно проверять с той же периодичностью, что и все остальные. Оптимальный уровень показателя для него указан в информационной таблице, в руководстве по эксплуатации.
Как понять, что в шинах неправильное давление?
Для недокачанных:
- свист на низкой скорости или при заходе в крутой поворот;
- если плохо накачана одна шина, машину тянет в одну сторону («водит» по дороге);
- приспущенное колесо в быстрых поворотах «подламливается», что сопровождается характерным звуком, может произойти разбортировка.
Для перекачанных шин:
- автомобиль ведет себя менее стабильно на прямых участках;
- машину трясет на неровных местах;
- боковая кромка колеса сильнее ощущается в поворотах;
- появляется ощущение, что автомобиль хорошо катится: оно хоть и приятное, но водитель должен насторожиться.
Как выпустить воздух из шин?
Выполните следующее:
- Открутите колпачок, проверьте уровень давления.
- Аккуратно надавите тонким предметом, например, концом отвертки, на штифт ниппеля.
- Спускайте воздух в несколько коротких подходов, контролируя давление после каждого раза.
- Закрутите колпачок, когда нужный уровень будет достигнут.
После долгого движения ТС воздух стравливать не нужно, так как показатель может снизиться слишком сильно, когда покрышки остынут.
Регулярное измерение давления в шинах автомобиля позволяет продлить срок службы резины, уменьшить расход бензина, обеспечивает безопасность в поездках. Контролируйте его каждые две недели (как минимум) с помощью точных приборов. Обязательно учитывайте рекомендации изготовителя, чтобы не столкнуться с проблемами на трассе.
Изображение в шапке статьи: teksomolika / freepik.com