Автосервисы
Wilgood в Москве
Ваш регион: Москва и МО
Звоните c 09:00 до 21:00
+7 (800) 301-72-18
Только до
Дарим купон на бесплатную проверку автомобиля по 41 параметру
Забрать купон
Только до
Дарим купон на бесплатную проверку автомобиля по 41 параметру
Забрать купон

Бьют тормозные диски: что делать?

22.11.2024
988
Время чтения: 14 минут
Обновлено: 22.11.2024
Сохранить статью:
Бьют тормозные диски

Почему бьют тормозные диски? Причины разные: от их неправильной установки до тяжелых условий эксплуатации, от неверно подобранных расходников до отсутствия должной обкатки, от долгого простоя машины до банального перегрева деталей.

Что делать? Иногда проблему можно решить, изменив манеру езды или совершив повторную установку дисков. Но в некоторых случаях помочь способна только их замена.

Общая информация о тормозных дисках

Тормозные колодки вместе с дисками формируют узел трения. При нажатии на педаль тормоза колодки сдавливают диск с двух сторон, что вызывает трение и замедляет движение транспортного средства.

Для надежной работы и обеспечения необходимого уровня безопасности производители тормозных колодок и дисков постоянно их модернизируют и проводят испытания.

Из каких материалов изготавливаются тормозные диски? На подавляющем числе легковых машин установлены те, которые произведены из легированного чугуна. В его состав включают различные элементы, повышающие прочность и защищающие от ржавчины. Сталь в этом случае не применяется, так как она менее устойчива к вибрациям и имеет низкий коэффициент трения.

Общая информация о тормозных дисках

Кроме того, на рынке появились углерод-керамические тормозные диски. Они пришли из мира автоспорта и начали массово выпускаться с 2002 года. Эти диски значительно долговечнее, их ресурс составляет 150–200 тыс. км. Однако у них есть серьезный недостаток — высокая цена, а также потребность в специализированных колодках, которые не так легко найти.

Какие разновидности тормозных дисков существуют? Первыми появились сплошные диски. Их конструкция очень простая: колодка прижимается к единому, цельному ротору. Хотя такие диски имеют плохие способности к отведению тепла и не используются на передней оси современных автомобилей, их довольно часто устанавливают на заднюю ось, так как там требования к тормозной системе не столь высоки.

Вентилируемые диски являются усовершенствованным вариантом, они более эффективно отводят тепло. Их конструкция включает два диска, между которыми имеются вентиляционные каналы. Обычно такие диски устанавливают на переднюю ось, реже — на заднюю.

Сборные тормозные диски содержат две части: роторную и ступичную. Они соединены между собой специальными пластинами и болтами. Ступичная часть изготавливается из алюминия, благодаря чему диск становится значительно легче, — это положительно сказывается на управляемости автомобилем и на комфорте вождения.

Существуют тормозные диски с перфорацией и насечками, поверхность которых не гладкая. В роторе могут быть сквозные отверстия — перфорация, а также неглубокие канавки — насечки. Когда тормозная колодка сильно нагревается, между ней и диском формируется газовая подушка, мешающая тормозному процессу. Перфорация и насечки способствуют снижению этого эффекта.

Причины биения тормозных дисков

Мы подготовили небольшое руководство, в котором описаны основные причины, почему бьют тормозные диски, и рекомендации по их устранению.

Водитель не обратил должного внимания

Иногда фрикционный материал прилипает к горячим дискам. Это может произойти, если водитель использовал агрессивный стиль вождения, а затем остановился на светофоре. В результате при следующем торможении тормозные колодки бьют, и может появиться биение в руле.

Что вызывает такую ситуацию? Колодка, долго прижатая к перегретому диску на светофоре, может оставить часть фрикционного материала на металле. Кроме того, разница в скорости охлаждения открытой части диска и области, зажатой колодками, также может сыграть свою роль.

После резкого торможения не держите колеса в том же положении, где вы остановились. Отпустите педаль тормоза, чтобы колеса сделали около половины оборота.

Машина долго простаивала

Например, если машина простояла на улице несколько месяцев, при возобновлении эксплуатации могут возникнуть вибрации в педали или руле во время торможения.

Машина долго простаивала

Почему это происходит? При длительном простое на дисках может образоваться ржавчина определенной толщины. Когда машина снова начнет движение, колодки «счищают» ржавчину, в результате на дисках появляются неровности, что приводит к неприятным пульсациям во время торможения.

Автомобиль не следует оставлять без движения на продолжительное время, особенно во влажной среде. Тормоза должны регулярно использоваться, чтобы очищаться от влаги и ржавчины. Это необходимо для нормальной работы всех компонентов — колодок, дисков и суппортов.

Тормозной диск был подобран неверно

Каждая модель автомобиля может иметь свои модификации, будь то более мощный двигатель, другая подвеска или специфика для конкретного рынка. Поэтому производители тормозных систем создают специальные диски для каждой из этих версий.

Для одной модели автомобиля тормозные диски, которые внешне выглядят одинаково, могут отличаться по таким параметрам, как толщина диска, стенок, конфигурация вентиляционных каналов или теплопроводность. Если артикул не соответствует модели авто, то диски при эксплуатации могут перегреваться, так как рассчитаны на другую модель.

Чтобы правильно подобрать запчасть, советуем обращаться к сервисному каталогу автопроизводителя и каталогу производителя запчастей. В сервисном каталоге по VIN можно найти номер оригинальной детали, а в каталоге производителя — перекроссировать его для подбора аналога.

Недостаточная обкатка после замены дисков и колодок

Новые тормозные колодки сначала не касаются диска всей своей поверхностью, поэтому зоны контакта подвергаются большему нагреву по сравнению с остальной поверхностью.

Как предотвратить? На протяжении первых 200–300 км после замены избегайте агрессивной езды и потенциально опасных ситуаций. Постарайтесь водить плавно и спокойно, чтобы не пришлось прибегать к экстремальному торможению.

Работа автомобиля в условиях повышенной нагрузки

Интенсивные торможения на трассе, движение по горным дорогам с длительными спусками и перевалами — все это тяжелые условия для тормозной системы. Если при этом колодки не полностью отходят от диска после торможения, перегрев дисков может наступить особенно быстро.

Работа автомобиля в условиях повышенной нагрузки

Почему это случается? Ограниченная подвижность колодки в суппорте не позволяет ей вернуться в нейтральное положение после торможения, и она продолжает тереться о диск. Это может произойти из-за грязи, ржавчины, отсутствия или затвердевания смазки, неправильного подбора колодок, заклинивания поршня и многих других факторов.

В условиях интенсивной эксплуатации температура диска может быстро превысить допустимые значения, что приведет к перегреву. В результате изменяется структура диска или происходит его деформация.

Как предотвратить такую ситуацию? Следуйте регламенту обслуживания тормозной системы и вовремя производите замену ее элементов.

Перенос слоя фрикционного материала с колодок на тормозной диск

Когда колодка не отходит от диска полностью из-за ограниченной подвижности, перегрев может наступить даже при обычном дорожном движении.

Что вызывает эту проблему? После торможения колодка не возвращается в нейтральное положение из-за возможных неполадок, оставаясь возле диска. Из-за допустимого биения диска в пределах 0–0,02 мм колодка все время «чиркает» по диску.

Скачай приложение бесплатно и получи 300₽ в подарок

Мы разработали мобильное приложение!
После регистрации в приложении мы дарим Вам подарок - 300 БОНУСОВ, которыми вы можете оплатить часть работ

  • Кэшбек 5% от каждого заказ-наряда
  • Удобное оформление онлайн-заявки на запись с выбором удобного автотехцентра
  • Актуальные анонсы о проводимых акциях и персональных предложениях

Установите приложение за 2 простых действия:

Во время длительной поездки через 200–300 км часть фрикционного материала переносится на диск, и на его поверхности образуется выступающий участок. При торможении колодка задевает именно этот сегмент, вызывая вибрации в руле, кузове или ощущение «прерывистого» замедления автомобиля.

Как это исправить? Попробуйте постепенно «сточить» с диска фрикционный материал способом регулярного торможения в спокойных городских условиях. Колодки сотрут излишки материала, и тормозные диски не будут бить, вибрация исчезнет.

Перенос слоя фрикционного материала с колодок на тормозной диск

В некоторых случаях, зависящих от материала колодок, они могут «сточить» часть диска, которая потом не участвует в торможении. Это также вызывает вибрации. Решить проблему можно, если временно перейти на более агрессивный стиль вождения, — колодки «сравняют» диск, и тормозные диски бить перестанут, вибрации прекратятся.

Иногда выступающая часть диска подвергается такому температурному воздействию, что чугун в этом месте преобразуется в цементит. Металл становится слишком твердым для проточки, и единственным решением остается замена дисков.

Неправильная установка

Некачественная очистка ступицы — распространенная ошибка. Старый диск снимается, а поверхность ступицы очищается от пыли щеткой, обильно распыляя очиститель, иногда производится смазка. Если этот процесс выполнен недостаточно тщательно, может возникнуть сначала незаметное биение диска, заметно усиливающееся со временем.

Что вызывает эту проблему? Остатки грязи, пыли или ржавчины в промежутках, отделяющих новый диск от ступицы, могут вызвать перекос при установке. При торможении прижиматься такой диск к колодке будет неравномерно, вызывая биение из-за «бьющего» контакта.

По величине перекоса водитель может не сразу ощутить, что тормозные диски бьют после замены, а это может привести к вибрации кузова, пульсации на руле или скачкообразному торможению, и тогда сложности начнут проявляться спустя некоторое время.

После замены диска вибрации могут прогрессировать или со временем исчезнуть, что связано со стилем вождения и типом колодок. Чтобы избежать рисков, установите диск на ступицу, заранее тщательно подготовленную.

Чтобы очистка ступицы была эффективной, рекомендуется пользоваться специальной насадкой на дрель, которая имеет форму колокола. На ступице бывают шпильки, тогда вначале нужно очень хорошо очистить поверхность возле каждой шпильки с помощью специализированной насадки, а потом пользоваться металлической щеткой.

Избыточный нагрев дисков

Если температура тормозных дисков поднимается выше допустимых значений, это может вызвать обратимую или необратимую деформацию металла. Когда деформация необратима, у диска изменится цвет или очертания. Водитель немедленно заметит, что тормозные диски бьют, при торможении вызывая вибрации или толчки, и в большинстве случаев диски придется менять или хотя бы проточить.

Тормозной диск сильно изношен

В таком случае диск может перегреваться даже в стандартных рабочих условиях, потому что толщина диска уменьшается, а тонкие стенки быстрее подвергаются температурным изменениям.

Тормозной диск сильно изношен

Минимальная толщина для дисков определяется каждым производителем. Поэтому, проходя очередное ТО, следует проверить состояние дисков, измерить у них толщину и заменить их при необходимости.

Этапы замены тормозных дисков

Как видно, замена тормозных дисков в некоторых случаях — единственное решение. Давайте рассмотрим, как правильно это сделать.

Первое, что нужно учитывать: при замене передних тормозных дисков их обязательно меняют парно, даже если один из них соответствует всем стандартам и его можно эксплуатировать. Аналогичное правило применяется и к задним дискам. Это объясняется тем, что неравномерный вес одинаковых деталей на колесах одной оси может привести к потере курсовой устойчивости.

Поэтому при ремонте рекомендуется покупать два или четыре тормозных диска, но не один или три.

Теперь о процессе установки. Автомобиль нужно установить на яму или на подготовленную ровную поверхность. Необходимо заранее решить: менять задние тормозные диски или только передние. Это определит, как поднимать автомобиль домкратом: весь борт или только переднюю часть.

После подъема автомобиля снимите колесо с помощью «баллонника». Очистите освобожденный механизм тормозов и поверхность ступицы от грязи и масла с помощью щетки и ветоши. Затем для замены неисправного тормозного диска нужно последовательно выполнить несколько шагов:

  1. Отожмите поршень рабочего цилиндра тормозов.
  2. Снимите суппорт, открутив два крепежных болта с внутренней стороны ступицы.
  3. Отодвиньте суппорт, не отсоединяя тормозные шланги, чтобы освободить диск. После этого разожмите тормозные колодки и закрепите их с помощью струбцины.
  4. Зафиксируйте суппорт, используя заранее подготовленную проволоку.
  5. На некоторых автомобилях рамка суппорта может затруднять процесс снятия диска. Тогда открутите ее крепление и удалите ее.
  6. Перед снятием тормозного диска со ступицы открутите закисший крепежный болт, заранее обработав место крепления WD-жидкостью или, если ее нет, — тормозной жидкостью. В зависимости от модели машины количество таких болтов, закрепляющих диск на ступице, — один или два.
  7. Когда крепежные болты удалены, снимите тормозной диск. Он может быть прикипевшим к поверхности ступицы. Для облегчения демонтажа следует легким постукиванием молотка отделить его от стенки прилегающей детали.

Этапы замены тормозных дисков

  1. После демонтажа старого тормозного диска тщательно зачистите поверхность ступицы, покрытую ржавчиной, окалиной и грязью. В противном случае установка новой запчасти может вызвать биение ступицы, выходящее за рамки допустимого.
  2. Установите новый диск на освободившееся место. При закрутке крепежных болтов обязательно используйте динамометрический ключ с усилием 100–120 Нм. Перетяжка может вызвать радиальное биение ступицы. Сборка тормозного механизма на новом диске выполняется в обратном порядке.
  3. После сборки тормозного механизма с новым диском проверьте биение ступицы. Специальный измеритель устанавливается иглой на расстоянии 5 мм от поверхности нового диска, который нужно вращать для получения точных измерений. Биение должно находиться в пределах, допустимых для конкретной модели автомобиля. Замена тормозного диска на другом колесе и задних тормозных дисков выполняется по аналогичной процедуре.

Практика показывает, что замена тормозных дисков — это трудоемкая, но в целом несложная процедура. Однако если у водителя недостаточно опыта в работе с инструментами, рекомендуется обратиться к специалистам.

Часто задаваемые вопросы о биении тормозных дисков

Зачем сразу после установки проверять биение тормозного диска?

Бить могут и новые тормозные диски, причем биение может превысить допустимую величину и при правильной их установке на подготовленную ступицу.

Так случается из-за того, что ступица и диск оказались плохо сориентированными по отношению друг к другу, и произошло наложение биений двух деталей. А также песчинка или кусочек грязи могут оказаться между ними. Для надежного крепления важно притянуть новый тормозной диск к ступице, используя динамометрический ключ.

Как проверяется биение тормозных дисков в сервисе?

Если тормозные диски бьют, то с помощью индикатора часового типа в автосервисах определяют уровень биения. Показания сравниваются с нормами, предписанными автопроизводителем. Если они превышают допустимые нормы, проводят дополнительную проверку ступицы и диска. Порой достаточно слегка повернуть диск относительно его креплений, чтобы уменьшить биение до приемлемого.

Какое назначение имеет проточка тормозного диска?

Когда бьют тормозные диски, проточка может быть одним из способов, как исправить эту ситуацию. Она служит для восстановления геометрии дисков, выравнивая различия в толщине и устраняя биение. Кроме того, исчезает излишняя шероховатость, что способствует замедлению износа тормозных колодок.

Рекомендуется ли точить тормозные диски?

В случае, когда тормозной диск вашего автомобиля имеет неровности, его можно подвергнуть проточке. Важно лишь убедиться, что толщина диска позволяет провести эту процедуру. Если диски очень тонкие, они не смогут справиться с тепловыми перегрузками и могут сломаться.

Также перед проточкой необходимо проверить их на наличие коррозии и степень биения. Проточка, как правило, обходится дешевле, чем приобретение новых дисков.

Итак, биение тормозных дисков может возникнуть по разным причинам, и в каждом отдельном случае следует искать индивидуальное решение, а иногда и несколько. Поэтому сложно дать какие-то однозначные рекомендации. Однако мы надеемся, что наши советы окажутся вам полезными.

Gift icon
Забрать подарок
Открыть
прибыльный
автосервис
7 секретов от экспертов Wilgood: Как сэкономить 78 000 ₽ на обслуживании авто за год
Шабанов Олег Вячеславович
Эксперт в области обслуживания автомобилей

За годы работы в Wilgood я разработал систему ухода за автомобилем, которая экономит нашим клиентам в среднем 78 000 ₽ в год. Эти простые приемы подходят для любой марки авто и не требуют специальных навыков.

Наш опыт показывает, что 70% крупных ремонтов можно предотвратить, если вовремя обратить внимание на мелкие детали. Именно поэтому мы в Wilgood разработали уникальную методику диагностики, которая позволяет выявлять проблемы на ранней стадии.

Применяя наши советы, вы не только сэкономите деньги, но и продлите срок службы вашего автомобиля минимум на 50 000 км. Скачивайте бесплатно и используйте уже сегодня: