Автосервисы
Wilgood в Москве
Ваш регион: Москва и МО
Звоните c 09:00 до 21:00
+7 (800) 302-39-68
Только до 31 мая
Дарим 3.000₽ на ремонт авто в вашем городе
Забрать 3000₽
Только до
Дарим 3.000₽ на ремонт авто в вашем городе
Забрать 3000₽

Как проверить топливный насос: разбираемся в деталях

23.05.2025
1061
Время чтения: 9 минут
Обновлено: 22.05.2025
Сохранить статью:
Как проверить топливный насос: разбираемся в деталях

Как проверить топливный насос? Начинать проверку стоит при появлении таких неполадок, как плохой запуск или нестабильная работа двигателя, повышенный гул, чрезмерный расход топлива, появление нагара на свечах.

Что учесть? У топливного насоса проверяют электрику и давление. В первом случае пригодится мультиметр, во втором – манометр. Когда неисправность будет выявлена и устранена, в дальнейшем придется соблюдать профилактические меры, чтобы подача топлива из бака в двигатель осуществлялась как надо.

Задачи и устройство топливного насоса

Насос в топливной системе призван подавать топливо из бака в двигатель, где происходит насыщение топлива воздухом. Приготовление топливовоздушной смеси в разных видах ДВС реализуется по-разному.

Например, в карбюраторных моторах эту задачу выполняет карбюратор, в инжекторных двигателях — форсунки под управлением электроники. Перед тем, как проверить работоспособность топливного насоса, нужно выяснить тип системы питания в конкретном автомобиле.

Задачи и устройство топливного насоса
Источник: koleso-gid.ru

Карбюраторные силовые агрегаты снабжены механическими бензонасосами, работающими от распределительных валов. Создаваемого таким насосом небольшого давления достаточно для наполнения поплавковой камеры карбюратора и стабильной работы двигателя.

Запускается мотор без участия бензонасоса. Это возможно, поскольку в карбюраторе всегда имеется некоторый запас топлива. При необходимости водитель может принудительно подкачать бензин перед запуском двигателя.

Иным образом организовано питание в инжекторных системах. Подача топлива осуществляется под давлением 2,5–5 атмосфер к форсункам, на которых в определенные моменты происходит впрыск топлива далее во впускной тракт.

Бензин может впрыскиваться и непосредственно в камеру сгорания. Принципиальное отличие от карбюраторной системы заключается в том, что давление в системе создается до запуска двигателя.

Возможностей обычного механического бензонасоса недостаточно, чтобы впрыскивать топливо через форсунки с нужной силой. Вместо него с 1980-х годов в автомобили с инжекторными двигателями начали массово внедрять электрические топливные насосы.

Устройство монтируется в бензобаке. Такое расположение насоса объясняется рядом преимуществ:

  1. защита механизма от пыли и внешних воздействий благодаря размещению в закрытом пространстве;
  2. отсутствие необходимости во впускном шланге и, как результат, упрощение конструкции узла питания;
  3. защита от перегрева за счет постоянного охлаждения насоса топливом;
  4. отсутствие необходимости в дополнительной смазке по аналогичной причине.

Поскольку бензонасос содержит внутри себя топливо, это исключает опасность искрения щеток. Связано это с достаточно высоким электрическим сопротивлением бензина.

Также исключается риск воспламенения. Пары бензина могут вспыхнуть только при взаимодействии с воздухом. Для этого должны быть соблюдены определенные пропорции компонентов смеси. Внутри бензобака находятся слишком концентрированные пары бензина, и поэтому они не могут там воспламениться.

Существует два вида электрических бензонасосов, различающиеся принципом действия: объемные и центробежные. В последних присутствует крыльчатка, которая своим вращением создает небольшое давление. Такая конструкция отличается простотой и надежностью.

Задачи и устройство топливного насоса
Источник: drive2.ru

Чтобы создать более высокое давление, потребуются уже объемные электрические насосы. Они, в свою очередь, бывают роликовыми и шестеренчатыми. В обоих случаях давление создается за счет периодического изменения объемов всасывающей и нагнетающей камер.

Признаки и причины неисправностей топливного насоса

Неисправный насос приводит к нарушению подачи топлива к двигателю. Это проявляется несколькими признаками, которые опытный водитель замечает практически сразу:

  • появление свиста, гула и посторонних шумов в работе бензонасоса;
  • отсутствие звуков, которые должны исходить от работающего бензонасоса после запуска двигателя;
  • слишком долгий запуск мотора вне зависимости от его температуры;
  • значительный перегрев двигателя;
  • несвоевременная реакция мотора на нажатие педали акселератора;
  • снижение динамики при разгоне, появление рывков при движении;
  • повышение расхода топлива;
  • глохнущий двигатель при достаточном уровне топлива в бензобаке;
  • неустойчивая работа мотора (нестабильные обороты, «троение»);
  • продолжающий работу насос после выключения зажигания;
  • появление на свечах черного налета.

Некоторые из перечисленных признаков могут указывать на неполадки в других узлах, в то время как сам бензонасос будет вполне исправным. К примеру, выход из строя дроссельной заслонки также иногда проявляется нестабильными оборотами двигателя. Однозначная причина поломки будет выявлена только после проведения диагностики.

Механический бензонасос может выйти из строя по следующим причинам:

  1. заправка бензином низкого качества, засоряющим впоследствии фильтр;
  2. повреждение диафрагмы;
  3. накопление грязи под клапанами;
  4. растяжение пружины;
  5. разгерметизация корпуса;
  6. естественное старение материалов.
Признаки и причины неисправностей топливного насоса
Источник: loco-auto.ru

Производимые сегодня электрические топливные насосы обладают высоким уровнем надежности. Однако они так же выходят из строя. Причины их неисправностей:

  • сгорание контактов;
  • повреждения проводки и следы коррозии на ней;
  • неисправный ЭБУ;
  • загрязнение фильтра;
  • повреждение турбины, вызванное топливным голоданием насоса из-за частой эксплуатации автомобиля с пустым баком;
  • износ уплотнительной прокладки;
  • исчерпание рабочего ресурса насоса;
  • неисправный электродвигатель;
  • выход из строя нагнетающего или всасывающего клапанов.

Проверка электрики топливного насоса

  • Проверка предохранителя

Сперва визуально осматривается токопроводящая пластина предохранителя на предмет ее целостности. При необходимости этот элемент заменяется на новый. В качестве альтернативы можно намотать отрезок тонкой медной проволоки на контакты предохранителя. Сгорание жилы будет свидетельствовать о наличии проблем в электропроводке.

Скачай приложение бесплатно и получи 300₽ в подарок

Мы разработали мобильное приложение!
После регистрации в приложении мы дарим Вам подарок - 300 БОНУСОВ, которыми вы можете оплатить часть работ

  • Кэшбек 5% от каждого заказ-наряда
  • Удобное оформление онлайн-заявки на запись с выбором удобного автотехцентра
  • Актуальные анонсы о проводимых акциях и персональных предложениях

Установите приложение за 2 простых действия:

  • Проверка реле

Перед тем, как проверить реле топливного насоса, нужно извлечь его из гнезда. Далее вместо этого элемента подключается лампа на 12 В. Если она загорается, значит, реле исправно. Как альтернативный вариант можно измерить сопротивление мультиметром. На неисправность реле прибор будет указывать соответствующим образом.

Также следует убедиться в отсутствии следов окисления на клеммах. Это в числе прочего влияет на стабильность электроснабжения бензонасоса.

  • Проверка подачи питания на топливный насос

Напряжение проверяется так же посредством мультиметра. Для этого прибор нужно перевести в режим вольтметра в диапазоне до 20 В. Щупы прислоняются к клеммам питания насоса. Далее необходимо включить зажигание и зафиксировать показания прибора. В норме насос должен выдавать 12–12,5 В.

  • Проверка электродвигателя бензонасоса

Если мультиметр показывает рабочее напряжение, но насос не работает, следует проверить исправность электродвигателя путем прямой подачи напряжения от аккумулятора. Нормально работающий электромотор дополнительно оценивается на предмет производительности. Также проверяется работа обратного клапана, измеряется давление с помощью манометра.

Не нашли решение своей
проблемы?
Оставьте номер
и мы проконсультируем
вас бесплатно!

Перезвоним в течение 1 минуты

    Нажимая на кнопку «Оставить заявку» я даю согласие 
на обработку персональных данных

    Если электродвигатель от клемм аккумулятора не запускается, нужно обратить внимание на катушку (обмотку) статора, возможно, на ней происходит обрыв цепи.

    Для проверки мультиметр переключается в режим омметра. Одним щупом касаются плюсовой клеммы, вторым — корпуса насоса. При измерении на обмотке должно присутствовать сопротивление. В противном случае катушка повреждена и нуждается в замене.

    Как проверить давление топливного насоса

    Проблема может проявляться в виде слишком медленного разгона автомобиля. Вероятно, в этом случае неисправен бензонасос. А именно загрязнился топливный фильтр. Чтобы это выяснить, нужно попытаться продуть фильтр через шланг, подсоединенный ко входному отверстию.

    Во время продувки сопротивление должно быть минимальным. Также следует визуально оценить прозрачный корпус. Если наблюдается засор, фильтр подлежит замене.

    Как проверить давление топливного насоса
    Источник: playbookpro.ru

    Проверять давление желательно топливным манометром, который можно приобрести практически в каждом автомобильном магазине. Этот полезный прибор пригодится в диагностике и ремонте любых бензиновых ДВС. Вместо покупки можно воспользоваться арендой манометра в ближайшем автосервисе. Проверка таким прибором занимает несколько минут.

    Для этого манометр подключается к выходу насоса, размещенного, как правило, рядом с карбюратором или топливной магистралью либо в бензобаке. Предварительно следует отсоединить шланг от выходного патрубка бензонасоса.

    На рынке предлагается большой выбор моделей топливных манометров, поэтому следует изучить заранее инструкцию по эксплуатации конкретной модели. Значение имеет и расположение самого бензонасоса. Полезно также изучить справочные материалы по ремонту конкретного автомобиля.

    Проверять работоспособность желательно вдвоем. Один человек внимательно наблюдает за показаниями манометра, в то время как второй нажимает на педаль акселератора. Рекомендуется дать двигателю некоторое время поработать сначала для прогрева.

    Давление проверяется сперва на холостых и далее на рабочих оборотах. Фактические значения сравниваются с паспортными. Если последние неизвестны, можно оценить давление по нескольким нажатиям на педаль. Отсутствие реакции стрелки манометра будет свидетельствовать о серьезной неисправности насоса.

    Как проверить давление топливного насоса
    Источник: drive2.ru

    Требованиями руководства по ремонту автомобиля установлено, что рабочее давление в магистрали должно строго совпадать с паспортными значениями. Оно может увеличиваться пропорционально росту оборотов двигателя. Если по результатам измерений наблюдается отклонение фактического давления от нормативного более чем на 0,3 бар, насос необходимо заменить на исправный.

    Профилактика неисправностей топливного насоса

    Несмотря на достаточно прочную и надежную конструкцию, топливные насосы все же выходят из строя по многим причинам. Влияние оказывают и качество топлива, и исправность самого устройства. Чтобы обеспечить бензонасосу длительный срок эксплуатации, следует придерживаться ряда простых правил:

    • Исключение езды с пустым баком. Недостаточный уровень топлива нередко вредит не только насосу, но и всей системе в целом. Дело в том, что бензин выполняет также охлаждающую функцию. Поэтому желательно поддерживать уровень не ниже одной четверти бака.
    • Заправка только на проверенных АЗС. Как уже говорилось, залогом исправной работы бензонасоса, помимо прочего, является качественное топливо. Заправляться нужно на проверенных станциях, желательно на одних и тех же.
    • Поддержание бензобака в чистоте. Если в топливный бак будут попадать частицы грязи и влаги, это может крайне негативно сказаться на всей топливной магистрали. Для обеспечения чистоты бензобака рекомендуется регулярно его промывать.
    • Периодическая замена фильтров. Замена осуществляется в соответствии с графиком техобслуживания. Если возникла необходимость в ремонте одного из узлов топливной системы, желательно внепланово заменить и фильтр.
    • Поддержание электрики в исправном состоянии. Бензонасосы чаще всего работают от электродвигателя. Поэтому неисправности в проводке или перебои напряжения способны вывести из строя весь узел. Если появились подозрения на подобные нарушения в электрике, желательно как можно быстрее обратиться в автосервис.

    Часто задаваемые вопросы о проверке топливного насоса

    Как проверить топливный насос мультиметром?

    Перед такой проверкой нужно изучить основные рекомендации специалистов и выполнить 4 простых действия: отключение питания, определение проводов для проверки, измерение напряжения и измерения сопротивления.

    Значительное отклонение показателей от нормы в меньшую сторону будет являться признаком проблем с питанием. Если прибор показывает слишком высокое сопротивление, вероятно, неисправен сам насос.

    Как проверить работу топливного насоса у дизельного двигателя?

    Процесс практически полностью аналогичен проверке бензонасоса. Все шаги и действия выполняются в том же порядке, который описан выше.

    Как проверить клапан насоса?

    Сперва нужно приготовить необходимый инструментарий. Дальнейший алгоритм действий: отключение питания, визуальный осмотр клапана, продувка его воздухом, проверка с помощью нагнетания давления (клапан должен пропускать топливо или воздух при достаточном давлении), диагностика уплотнительных колец.

    Итак, проверить работоспособность топливного насоса можно разными способами. Это зависит и от модели автомобиля, и от типа топливной системы. В любом случае нужно придерживаться требований и рекомендаций руководства пользователя, где могут быть приведены конкретные действия для диагностики устройства.

    Изображение в шапке статьи: playbookpro.ru

    Позвонить
    бесплатно
    Получить скидку 15%
    15% скидка
    Екатерина Баранукова
    менеджер
    🔥 У меня для вас подарок!
    Екатерина Баранукова печатает …
    7 секретов от экспертов Wilgood: Как сэкономить 78 000 ₽ на обслуживании авто за год
    Шабанов Олег Вячеславович
    Эксперт в области обслуживания автомобилей

    За годы работы в Wilgood я разработал систему ухода за автомобилем, которая экономит нашим клиентам в среднем 78 000 ₽ в год. Эти простые приемы подходят для любой марки авто и не требуют специальных навыков.

    Наш опыт показывает, что 70% крупных ремонтов можно предотвратить, если вовремя обратить внимание на мелкие детали. Именно поэтому мы в Wilgood разработали уникальную методику диагностики, которая позволяет выявлять проблемы на ранней стадии.

    Применяя наши советы, вы не только сэкономите деньги, но и продлите срок службы вашего автомобиля минимум на 50 000 км. Скачивайте бесплатно и используйте уже сегодня: